0

 

Авиагруппы советских авианосцев, 1945-1975

 

 На момент окончания Второй Мировой Войны в 1945 году, советская палубная авиация переживала не лучшие времена. Основу летного состава составлял пестрый парк различных британских и американских машин, поставленных по ленд-лизу в 1942-1945. Большая часть их была представлена американскими истребителями F6F-5 “Hellcat”, британскими “Supermarine Seafire” F MkIII и  торпедоносцами TBD “Devastator”. Единственными палубными самолетами советского производства к этому моменту остававшимися в эксплуатации были разведчики/бомбардировщики Бе-2 (ранее – КОР-3).

 https://alternathistory.ru/alternativnyi-palubnyi-beriev-be-2-kor-3-sssr-1940g

 Весь этот авиапарк был несовременным, испытывающим сильные проблемы с запчастями, причем заменить его в текущей перспективе было нечем: на складах ВМФ СССР не имелось никаких палубных самолетов, кроме вконец изношенных британских “Sea Hurricane”. Надвигающаяся эпоха реактивной авиации грозила свести ценность всего советского авианосного флота (третьего на тот момент в мире по численности) к нулю.

 Осознавая неприемлемость ситуации, командование ВМФ сразу же после окончания военных действий предприняло решительные меры по обновлению парка палубных самолетов. Весной 1946 года был выпущен меморандум совета министров СССР “О текущих вопросах военно-морского строительства”, где особо подчеркивалась, среди прочих слабых мест флота, необходимость скорейшего создания палубной реактивной авиации.

 Еще в начале зимы 1946 года, фирма Яковлева в инициативном порядке выдвинула идею создания палубной версии своего реактивного истребителя Як-15 (к этому моменту еще даже не летавшего). Был подготовлен эскизный чертеж самолета под названием Як-15КОР-1, но дальше общей проработки планы конструкторов не продвинулись: в это время уже было ясно, что реактивный истребитель, полученный путем переделки винтового Як-3 не имеет серьезных перспектив. Кроме того, из-за нехватки времени, крыло проектируемого Як-15КОР-1 было выполнено не-складывающимся, и он занимал бы слишком много места в ангаре авианосца.

 Настоящая разработка первых советских послевоенных палубных самолетов началась лишь в 1947 году, одновременно с началом проектно-конструкторских работ по авианосцу проекта 81 “Сталинград”. Новые корабли, бывшие “любимыми игрушками” Сталина, требовали значительно более совершенных самолетов, чем имеющиеся в наличии ленд-лизовские машины. По инициативе политбюро, ведущие авиационные КБ страны, включили заказы на корабельный реактивный истребитель (а также палубный штурмовик) в текущие планы.

 Первым советским реактивным палубным самолетом, стал экспериментальный Як-23КОР, разработанный в 1949 году все тем же Яковлевым. Эту машину вряд ли можно было считать, собственно, боевым самолетом – она представляла собой не более чем летающий стенд, на базе мелкосерийного истребителя Як-23, предназначенный для исследования проблем базирования реактивных самолетов на авианосцах. В мае 1949, Як-23КОР впервые совершил посадку на палубу авианосца проекта 71 “Победа”. Две изготовленные машины не имели ни вооружения ни полного запаса топлива, и использовались только для экспериментов с конструкцией посадочного крюка и аэрофинишеров с 1949 по 1950 год.

 На основании этих исследований, ОКБ Микояна-Гуревича и ОКБ Лавочкина подготовили в 1951 году проекты палубных истребителей на базе Миг-15 и Ла-15 – Миг-15КОР и Ла-17 соответственно. Хотя моряки считали, что самолет Лавочкина обладает лучшими характеристиками, для серийного производства, в итоге, была выбрана машина Микояна. Основной причиной выбора было постановление от 14 мая 1949 года об унификации истребительного парка СССР, в котором приоритет передавался уже освоенным промышленностью машинам Микояна. Сыграл, как считается, роль и тот фактор, что Сталин лично желал как можно скорее перевооружить наличные авианосцы на реактивные машины и отдал предпочтение тому проекту, который можно было реализовать быстрее.

 Серийное производство истребителей Миг-15КОР началось в 1952 году. Продолжалось оно недолго, так как с 1952 года уже велись работы по палубной модификации перспективного Миг-19. Производство первых советских палубников было организовано на заводе номер 153. В 1952-1953 году было выпущено 32 машины установочной серии Миг-15КОР-1, но затем производство переключили на улучшенную версию Миг-15КОР-2 (палубная модификация Миг-15 с двигателем ВК-1), обладавшую лучшими летными характеристиками.

 В производстве первый советский палубный истребитель оставался с 1952 по 1955 год. Всего было изготовлено 32 Миг-15КОР-1 и 154 Миг-15КОР-2. Именно они, вместе с палубными торпедоносцами Ту-91Б и совсем уж древними КОР-3 составили основу авиагруппы первого послевоенного тяжелого авианосца “Волгоград” (бывший “Сталинград”), вступившего в строй в 1955 году.

 Доминирование Миг-15КОР-2 на палубах, впрочем, не продлилось долго. В 1956 году, в серийное производство уже поступила палубная модификация нового истребителя Миг-19П – Миг-19КОР. Этот самолет, оснащенный бортовой РЛС РП-1 “Изумруд” был первым в советском флоте летательным аппаратом, оснащенным радаром. Основной его задачей моряки видели всепогодный перехват неприятельских бомбардировщиков и крылатых ракет, и поэтому изначально предполагалось иметь на авианосцах “смешанную” авиагруппу.

 На 1956 год авиагруппа авианосца проекта 81 “Сталинград/Волгоград” состояла из:

 — 2-х эскадрилий истребителей Миг-15КОР-2

— 1 эскадрильи истребителей-перехватчиков Миг-19КОР

— 2 эскадрилий палубных торпедоносцев Ту-91Б

 Т.е. всего около 60 боевых самолетов.

 По мере развития палубной авиации, Миг-15КОР-2 стали постепенно заменяться новыми Миг-19КОР. Уже в 1957 году, было принято решение штатно иметь на каждом авианосце проекта 81 по одной эскадрилье Миг-15КОР-2 и по две эскадрильи Миг-19КОР. В 1958 году было решено перевести все эскадрильи с Миг-15КОР-2 на старые легкие авианосцы, но это решение так и не было выполнено. Снятию самолета с вооружения способствовал  сильный износ техники, сопровождавшийся учащающимися авариями.

 С 1957 года, летные части авианосцев стали планомерно переводить на Миг-19КОР. Производство самолетов развернули на все том же 123-ем заводе в широких масштабах, чему способствовали озвученные Н.С. Хрущевым планы по серийному строительству небольших авианосцев ПБИА (плавбаза истребительной авиации).

 К 1959 году, состав авиагруппы авианосцев проекта 81 существенно изменился и составлял:

 — 1 эскадрилью перехватчиков Миг-19КОР

— 1 эскадрилью ракетоносных перехватчиков Миг-19КОР-ПМ (модификация Миг-19ПМ с ракетами РС-2У)

— 1 эскадрилью фоторазведчиков Миг-19КОР-Р (модификация Миг-19Р)

— 1 эскадрилью палубных торпедоносцев-штурмовиков Ту-91Б

— 1 эскадрилью палубных противолодочных самолетов Ту-91П

— Соединение вертолетов палубного базирования

 

Подобный состав авиагруппы вызывал массу нареканий у многих офицеров флота. Они указывали на то, что де-факто на корабле оставлена единственная эскадрилья перехватчиков с “нормальным” пушечным вооружением. Хотя фоторазведчики тоже формально могли участвовать в воздушном бою, они были слабее вооружены, и, по мнению капитана “Волгограда” В. Гарушенко: “На учениях никогда нельзя было точно сказать, будут ли фоторазведчики под рукой, если внезапно прозвучит воздушная тревога”. Что же касается Миг-19КОР-ПМ, вооруженных ракетами РС-2У, то они показали себя практически полностью бесполезными из-за мизерного радиуса действия ракеты (менее 3 км) и сложности ее наведения.

 Претензии к составу авиагруппы в итоге были сформулированы Н.С. Хрущевым в 1961 году во время совещания с высшим командным составом флота.

Вот вы все время указываете, что у американцев в палубной авиации есть и такие самолеты, и такие, и торпедоносцы, и разведчики, и потому-де мы должны тоже их иметь. А этого нам делать не надо. У американцев авианосцев много, а у нас – мало. Поэтому советские авианосцы должны быть полностью специализированы для главной своей задачи – защиты наших военных кораблей и подводных лодок от нападения неприятельской авиацииА следовательно, главное внимание, товарищи, должно уделяться действию с наших авианосцев истребителей.”

 Позиция Хрущева, хотя и была в достаточной степени радикальной, тем не менее, имела значительную поддержку среди высшего командного состава флота. Была сформулирована “ассиметричная” доктрина взаимодействия палубной и береговой авиации, согласно которой основной задачей авианосцев было обеспечение развертывания морских ракетоносных самолетов. Ударные функции практически целиком передавались береговым ракетоносцам Ту-16К и вооруженным ракетами подводным лодкам: задачей авианосных истребителей было прикрытие районов развертывания ВМФ, уничтожение противолодочных самолетов противника и связывание боем неприятельской истребительной авиации для обеспечения прорыва МРА к целям.

 Одновременно с поступлением на вооружение новых Миг-21(К), авиагруппы авианосцев начали специализировать на истребителях. Торпедоносные эскадроны были расформированы или переведены в состав береговой морской авиации: планируемая палубная модификация истребителя-бомбардировщика Су-7(К) так и осталась в единственном экземпляре. Ту-91 удалось вообще сохранить на палубах только потому, что в 1960 году была создана его версия с радаром “Вьюнок”, использовавшаяся как самолет ДРЛО.

 Практически единственным советским палубным самолетом в 1960-ых в итоге оставался Миг-21(К). Этот современный и мощный истребитель практически наголову превосходил Миг-19КОР, и ввиду массовости производства был очень дешев. Уже в 1962 году в составе авиагрупп всех наличных к этому моменту авианосцев (исключая старые корабли проекта 71) одну эскадрилью полностью перевооружили на Миг-21(К)

 Состав авиагруппы авианосца ПБИА (Плавбазы Истребительной Авиации) в 1967 году:

 — 1 эскадрилья истребителей Миг-21(К)ПФ

— 1 эскадрилья истребителей Миг-21(К)ПМФ с 23-миллиметровой пушкой

— 1 эскадрилья истребителей-бомбардировщиков Миг-21(К)С

— 1 эскадрилья  самолетов ДРЛО Ту-91РП

 Возможности истребительной авиагруппы существенно повысились (достаточно сказать, что 30000-тонный АВ проекта ПБИА выставлял почти столько же истребителей сколько 80000-тонный суперавианосец класса “Форрестол”), но ценой стала практически полная невозможность действовать против наземных и морских целей. Отсутствие штурмовых самолетов, фактически, сводило все ударные возможности авиагруппы к чрезвычайно ограниченным возможностям Миг-21(К)С.

Специально чтобы хоть как-то решить эту проблему, ВМФ СССР в инициативном порядке разработал на базе УРВВ Р-3Р инфракрасную ракету “воздух-поверхность” МР-4. Слегка напоминавшая американскую ракету ”Focus” (разработанную, что особо интересно, на базе ”старшего брата” Р-3Р – AIM-9 “Sidewinder”) , МР-4 получила у летчиков неофициальное прозвище ”матрешка”  за характерную форму. С помощью 50-килограммовой ОФ или кумулятивной боеголовки, ракета могла достаточно эффективно поражать излучающие тепло цели – наземную технику с работающими двигателями или военные корабли – с дистанции до 8 километров.

Система ”исключительно истребительного” комплектования авианосцев ВМФ СССР продержалась до начала 1970-ых, но уже в конце 1960-ых многие военно-морские специалисты начали высказывать сомнения в ее эффективности.

Одним из основных поводов к реформе доктрины, стала Вьетнамская Война. Во время этого конфликта, авианосная авиация США принимала самое активное участие в военных операциях, демонстрируя широкие ударные возможности крупных авианесущих кораблей.

Так, авиагруппа типового атомного авианосца класса “Энтерпрайз” (коих в составе ВМФ имелось шесть) в начале 1970-ых состояла из:

— 2-х истребительных эскадронов (VF) с истребителями F8F  “Crusader III

— 2-х истребительно-бомбардировочных эскадронов (VFA) с истребителями-бомбардировщиками F4F “Phantom II” (или одним с F-4 и одним с штурмовикамиA-6).

— 1 легкого ударного эскадрона с штурмовиками A-7 ”CrusaderII

— 1 тяжелого ударного эскадрона (VAM) с бомбардировщиками A3D-3 и самолетами радиоэлектронной борьбы EKA-3B

— 1 эскадрона ДРЛО (VAW) с самолетами E-2 “Hawkeye

 За счет этого, обеспечивалась чрезвычайно широкая гибкость оперирования воздушными силами. Легкие и быстрые F8F ”Crusader III”, развивавшие скорость до 2,39 МаХа и имевшие отличную маневренность, продемонстрировали себя более чем достойными противниками Миг-21 в небе над Вьетнамом. В то же время, тяжелые двухместные F4F “Phantom II” с их высокой боевой нагрузкой и мощным вооружением были отличными истребителями-бомбардировщиками. Они великолепно проявили себя в поддержке наземных войск и подавлении систем ПВО, и в то же время и в воздушном бою более чем могли постоять за себя.

 О эффективности слаженных действий авианосной ударной авиации наглядно свидетельствуют отзывы и мемуары советских военных специалистов, оказывавших помощь правительству Северного Вьетнама:

 “…Первыми всегда появлялись ”Ультра-Крестоносцы” стремительно мелькавшие в небе над головами, и готовые отправить обратно на землю любой рискнувший подняться самолет. Затем, спустя двадцать-тридцать секунд, подтягивались ”Фантомы”, обрушивающие ”Шрайки” и бомбы на позиции ПВО. И затем, когда все, что могло у нас летать уже не летало, а все, что могло стрелять, уже не стреляло, в на сцене медленно и величественно появлялись “Скайуорриоры”, чтобы своей огромной бомбовой и ракетной нагрузкой стереть в пыль все, что мы пытались защитить…

 В сравнении с этим впечатляющим арсеналом, ударные возможности советских авианосцев смотрелись совершенно неубедительными. Даже в предельно загруженной версии, Миг-21(К) не могли поднять более 1000 кг боевой нагрузки. Кроме того, как быстро выяснилось во Вьетнаме, даже лучшие модификации этого самолета уступали в скорости F8F ”Crusader III”, и не превосходили его в маневренности.

 Окончательной демонстрацией ошибочности концепции ”чисто истребительного” авианосца стала попытка государственного переворота в Чили в 1973 году. Во время путча Пиночета, палубные вертолеты с военных кораблей СССР, занимавшиеся эвакуацией советских граждан из охваченных боями районов страны, неоднократно подвергались неспровоцированному обстрелу с земли. Барражировавшие в небе истребители Миг-21(К) с находившегося в то время у берегов Чили авианосца ”Фрунзе”, попытались подавить наиболее опасные зенитные точки – но быстро оказалось, что для этого у Миг-21(К) явно не хватает ни прочности ни боевой нагрузки.

Два советских истребителя были подбиты огнем 20-миллиметровых орудий с земли, причем один был настолько поврежден огнем, что рухнул в море, не дотянув до авианосца. В тот же день, еще два самолета были повреждены пулеметным огнем при попытке заставить замолчать стрелявшие по эвакуационным вертолетам огневые точки. Хотя в итоге задача была выполнена успешно, и ни один эвакуируемый гражданин СССР не пострадал, все же неадекватность средств выполнения стала полностью очевидна.

 Все это ясно говорило о том, что палубные самолеты СССР к началу 1970-ых устарели и нуждались в замене…

 

 

 

 

 

_
Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account