Боевая техника может иметь самый непрезентабельный внешний вид, отлично выполняя при этом возложенные на нее задачи. К представителям такой военной техники можно смело отнести авиадесантную складную машину Kraka-640 производства немецкой компании FAUN. Машина была создана на основе сельскохозяйственного мотоблока (!) и находилась на вооружении воздушно-десантных и горных частей бундесвера вплоть до начала 1990-х годов.
Уже с момента появления воздушно-десантных войск было понятно, что им потребуются в качестве транспортеров и тягачей высокоподвижные и малогабаритные машины. Поэтому неудивительно, что для них создавались внедорожники, которые сразу можно было назвать сверхмалыми. Главными их достоинствами были возможность десантирования на легких парашютных платформах, возможность транспортировки любыми военно-транспортными самолетами и вертолетами, а также малая заметность на местности. В этот список можно смело внести американский М274 «Механический Мул», оснащенный двигателем мощностью 21 л.с., французский «Лор Фарди» FL 500, оснащенный 28-сильным двигателем, а также весьма оригинальный австрийский «Штайр-Пух» 700 АР «Хафлингер», оснащенный двигателями мощностью 22-27 л.с. и предназначенный для действий в горной местности.
Оригинальный ход в свое время был предпринят и в ФРГ, где в 1970-е годы Бундесвер принял на вооружение воздушно-десантных войск и горных частей автомобиль Kraka-640 производства компании FAUN. Машина оснащалась скромным двухцилиндровым оппозитным двигателем и складной рамой, при этом изначально она создавалась, как сельскохозяйственный мотоблок. В войсках автомобиль «Крака» служил и транспортером, и платформой для установки разнообразного тяжелого вооружения: противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Тоу» или «Милан», безоткатных орудий, 20-мм автоматической пушки Rh202. В конечном итоге в войсках эту машину заменили на более тяжелые автомобили, а также малые авиадесантируемые бронемашины.
Авиадесантный автомобиль Kraka-640 производился достаточно известной немецкой компанией FAUN, которая была образована 14 января 1919 года путем слияния двух небольших компаний «Ансбах» (Ansbach) из одноименного города и «Браун» (Braun) из Нюрнберга. После слияния компания получила вполне естественное название «Автомобильный завод в Ансбахе и Нюрнберге» (Fahrzeugfabriken Ansbach und Nurnberg), аббревиатура этого предприятия и стала достаточно хорошо известной в автомобильном мире Европы маркой FAUN. За достаточно длительную историю своего существования компания выпускала практически все виды автомобильной техники, среди которой преобладали тяжелые грузовые автомобили и тягачи. Несмотря на такую специализацию компании, производство военной автомобильной техники играло в деятельности фирмы достаточно важную роль лишь в очень короткий период истории.
В любом случае легкий складной авиадесантный автомобиль был совершенно несвойственен традициям данной компании, однако именно такая машина была создана инженерами FAUN в 1960-е годы. Машина, получившая обозначение Kraka-640, предназначалась для вооружения воздушно-десантных сил Бундесвера (Fallschirmjager) и была спроектирована и выпускалась немецкой машиностроительной компанией «TADANO FAUN» в рамках большого армейского контракта. Но основной продукцией компании на тот момент по-прежнему были многоосные грузовики и тягачи. Само название складного автомобиля «Kraka» являлось сокращением от немецкого слова Kraftkarren — автомобильная тележка. Основой небольшого военного автомобиля, который выделялся своим необычным, можно даже сказать неказистым внешним видом, было простое сельскохозяйственное шасси, созданное еще в 1962 году конструкторами небольшого мотоциклетного концерна Zweirad Union. Компания FAUN приобрела права на данную платформу в 1966 году, тогда же состоялись испытания платформы, которые показали, что ее можно будет использовать в военных целях. В целях тестирования Бундесвер заказал 50 таких автомобилей, они испытывались на полигоне, а также в процессе опытной эксплуатации в воздушно-десантной дивизии.
В 1971 году прежний 16-сильный двигатель был заменен на новый оппозитный двухцилиндровый двигатель производства компании BMW объемом 700 кубических сантиметров. Он развивал максимальную мощность 26 лошадиных сил. Двигатели было решено менять после испытаний, которые проводились Бундесвером, прошлый был слишком слаб и не отвечал запросам немецких военных. Обычные шины, которые были установлены на сельскохозяйственном варианте, были заменены на специально разработанные для военной модели широкопрофильные шины низкого давления. При этом каких-то других существенных изменений платформа не претерпела.
Передние колеса складного авиадесантного автомобиля Kraka-640 были управляемыми и подвешивались на двух поперечных рессорах, задние колеса приводились в движение с помощью бортовых цепных передач. Армейский вариант имел две полурамы, которые могли складываться вокруг центральной поперечной трубы, которая одновременно служила также топливным баком. Спереди по центру автомобиля помещался водитель. Сзади над моторным отсеком была расположена достаточно просторная грузовая платформа – ее длина и ширина составляли примерно 1,4 метра. Платформа была рассчитана на перевозку 7 военнослужащих или до 750 кг различных грузов. Помимо этого, она могла быть носителем различного оборудования и вооружения – от радиостанции до 106-мм безоткатного орудия.
Шасси автомобиля Kraka-640 могло использоваться для перевозки больных и раненых, а также транспортировки боеприпасов. Помимо этого оно могло быть носителем вооружения:
— Противотанковых ракетных комплексов TOW (перевозился боекомплект из 6 управляемых ракет);
— 20-мм автоматической пушки MK 20 202 Rh производства компании Rheinmetall;
— 120-мм миномета.
Всего в 1974-1975 годах для Бундесвера компанией «TADANO FAUN» было произведено 862 авиадесантных автомобиля Kraka-640. Они оставались на вооружении до массового появления в немецкой армии полноприводных автомобилей Mercedes-Benz Wolf и легких гусеничных авиадесантируемых боевых машин Wiesel.
Тактико-технические характеристики складной авиадесантной машины Kraka-640:
Габаритные размеры: длина — 2780 мм (1850 мм в сложенном виде), ширина — 1510 мм, высота — 1190 мм (высота руля).
Дорожный просвет — 280 мм.
Колесная база — 2058 мм.
Колея — 1138 мм (спереди), 1130 мм (сзади).
Допустимая общая масса — 1610 кг.
Вес автомобиля — 735 кг (с топливом).
Силовая установка — 2-цилиндровый двигатель BMW 427 мощностью 26 л.с.
Максимальная скорость — 60 км/ч (по шоссе).
Расход топлива — 12 литров на 100 км.
Емкость топливного бака — 24,5 л.
Запас хода — 200 км.
Преодолеваемый брод — до 0,5 м.
Грузоподъемность — до 750 кг или 7 солдат.
Источники информации:
- http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6161
- http://sof-mag.ru/news2/40_Kraka-640.html
- http://truck-auto.info/faun/32-istoriya.html
Материалы из открытых источников
Источник: http://topwar.ru/103018-aviadesantnaya-skladnaya-mashina-faun-kraka-640.html
Автор: Юферев Сергей