Все наши дела ниспровергнутся, ежели флот истратится
Вынесенные в эпиграф слова являются частью ответа Петра I на сообщение князя А.Д. Меньшикова о гибели в Ревельской гавани в результате шторма 50-пушечных линейных кораблей «Фортуна» и «Антоний Падуанский».
Гибель корабля – всегда печальное событие, но особенно горько, когда корабли, предназначенные для боя, гибнут в результате действия стихии, из-за навигационных ошибок или по другим «не боевым» причинам. Не миновал этой беды и молодой российский флот.
Всего за время царствования Петра погибли или потерпели аварию тринадцать парусных кораблей, среди которых девять линейных (одни восстановлен), один фрегат, две шнявы и яхта.
Открывает этот список 50-пушечный корабль без названия, который в 1712 году разбился на Ладожском озере. Про этот корабль известно, что он был вторым из заложенных в ноябре 1706 года на Олонецкой верфи кораблей (первым стал корабль «Пернов»). Его сначала строил приехавший 1 ноября 1708 года из Воронежа корабельный мастер Р. Бент, скончавшийся через год после прибытия, а достраивал приехавший 17 ноября 1709 года английский мастер В. Снельгроф. Спущенный на воду в 1711 году корабль во время проводки через Ладогу 24 августа 1712 года
«великим штормом… близ Новой Ладоги на мели разбило».
Корабль восстанавливать не стали, и он был разломан.
Через месяц после гибели безымянного линейного корабля Балтийский флот лишился еще одной боевой единицы – фактически так и не вошедшего в его состав 32-пушечного фрегата «Святой Илья», который был заложен в 1702 году в Архангельске, а в сентябре 1712 года разбился в Балтийском море на переходе из Архангельска в Ригу.
11 июля 1713 года 50-пушечный корабль «Выборг» под командованием капитан-командора В. Штельтинга в составе эскадры из семи кораблей вице-адмирала К. Крюйса в районе острова Гогланд в ходе преследования трех шведских кораблей наскочил на мель. Кроме него на мели оказался и 50-пушечный корабль «Рига». В начале погони на «Выборге» – флагманском корабле – был поднят красный флаг – сигнал эскадры к бою, однако после посадки на мель флаг спустили.
На остальных кораблях это расценили как сигнал прекращения погони и преследование прекратили, в результате чего противник был упущен. «Ригу» удалось снять с мели, а «Выборг», получивший сильные повреждения, спасти не удалось, и он был сожжен. Командовавший эскадрой К. Крюйс и командир корабля В. Штельтинг были отданы под суд, членом которого, под именем контр-адмирала Петра Михайлова, состоял сам царь. За прекращение погони и упущение неприятеля суд приговорил Крюйса к смертной казни, замененной ссылкой в Казань, где он пробыл тринадцать месяцев, а Штельтинг был снижен в чине. Необходимо отметить, что потеря корабля им в вину не ставилась, поскольку мель не была указана на картах.
Необходимо отметить, что «Выборг» и «Рига» являлись первыми линейными кораблями российского флота. Оба были заложены в августе 1710 года в Новой Ладоге и спущены на воду в 1710 году. Строил корабли мастер Р. Броун, а свою недолгую службу «Выборг» начинал флагманским кораблем контр-адмирала Петра Михайлова…
60-пушечный корабль «Нарва», построенный в Петербурге в 1714 году знаменитым мастером Феодосием Скляевым, прослужил в русском флоте менее года. 27 июня 1715 года корабль от попадания молнии взорвался на рейде Кронштадта. Из экипажа погибли до трехсот человек, и только пятнадцать удалось спасти. В этом же году при переходе из Архангельска на Балтику у норвежских берегов разбилась 20-пушечная яхта «Транспорт-Роял», подаренная Петру I английским королем Вильгельмом еще в 1697 году и приведенная в Архангельск весной 1698 года. Предполагалось перевести яхту на Волгу внутренними водными путями, но это не удалось из-за большой осадки корабля, а ее морской переход оказался роковым.
Следующий 1716 год принес флоту четыре кораблекрушения. 50-пушечные корабли «Антоний Падуанский» и «Фортуна», купленные соответственно в 1711 году в Гамбурге и в 1713 году в Англии, 10 ноября 1716 года штормом были выброшены на берег в Ревельской гавани и разбились. Кроме них еще шесть готовых кораблей и один недостроенный получили серьезные повреждения. Была повреждена и гавань. Князь А.Д. Меньшиков, докладывая государю об этом пришествии, попытался его успокоить, сославшись на слова испанского короля, который, получив известия о гибели во время шторма части Великой Армады, сказал:
«Я-де отправил оный флот против неприятеля, а не против Бога…».
Ответ Петра был следующим:
«Храни Боже! все наши дела ниспровергнутся, ежели флот истратится. А что пишете слово пример Короля Гишпанского, только вы забыли написать конец его речи, что имею еще другой флот в сундуках».
Понятна досада и огорчение царя, поскольку в сундуках российского государства денег было не густо. Только за покупку в Англии десяти линейных кораблей, включая «Фортуну», и двух фрегатов пришлось выложить огромную сумму в 409 тыс. руб. Для сравнения, в 1710 году государственные доходы составили 3 млн. 134 тыс. руб.
В этом же году, двумя неделями раньше, у берегов Дании во время шторма одновременно погибли две шнявы – 16-пушечная «Лизет» и 32-пушечная «Принцесс». Их команды не пострадали. Шнява «Лизет» прослужила в российском флоте восемь лет, а «Принцесс» – всего два года. Петру, наверное, было очень горько узнать о гибели шнявы «Лизет» – ведь он являлся одним из ее строителей.
Не прошло и трех лет, как в ночь на 23 мая 1719 года, на Кронштадском рейде 90-пушечный корабль «Лесное» нанесло на собственный якорь. Ему проломило борт, отчего в пробоину хлынула вода, и он повалился на бок. В результате опрокидывания на корабле были сломаны все мачты. Впоследствии его подняли, отремонтировали, и корабль прослужил до 1736 года. Интересно отметить, что «Лесное» был первым 90-пушечным кораблем российского флота, прослужившим до аварии менее года.
В этом же году, в середине сентября, при следовании из Ревеля в Кронштадт сели на мель и разбились 52-пушечные корабли «Портсмут» и «Лондон». Экипажи были спасены, а «Лондон» удостоился сомнительной чести: банку, на которой разбились корабли, назвали Лондонской. Оба корабля прослужили в русском флоте до аварии пять лет. В отличие от «Лондона», который ничем особым себя в руссом флоте не зарекомендовал, корабль «Портсмут» имел отличную боевую биографию. 31 августа 1717 года в составе эскадры капитан-командора Фангофта у Аландских шхер им была захвачена шведская 24-пушечная шнява «Поллукс» с командой из 66 человек. 24 мая 1719 года, в первом действительном морском сражении у о. Эзель в составе отряда из шести линейных кораблей и одной шнявы под брейд-вымпелом капитана 2 ранга Н.А. Синявина (Сенявин) в жарком бою с отрядом из трех шведских кораблей, несмотря на сильные повреждения в такелаже (были перебиты штаги и марса-фалы, а оба марселя упали на эзельгофты), команда «Портсмута» продольными картечными выстрелами заставила шведские 34-пушечный фрегат «Карслкрон-Вапен» и 12-пушечную бригантину «Бернгардус» спустить флаги. Петр I высоко оценил результаты боя и произвел Н.А. Синявина через чин в капитан-командоры, а все участвовавшие в сражении командиры кораблей получили повышения в чинах и золотые медали.
Последним кораблем, потерпевшим кораблекрушение в петровском флоте, стал 56-пушечный корабль «Ништадт», который так и не успел послужить России. Купленный в 1721 году в Голландии, в ноябре этого же года, при переходе из Роттердама под командованием капитана З.Д. Мишукова он сел на мель у о. Эзель. В результате аварии корабль затонул, но жертв не было. По-видимому, это печальное событие никак не отразилось на карьере командира корабля, который впоследствии командовал эскадрой и дослужился до адмиральских чинов.
Итак, подводя итоги аварийности, необходимо отметить, что она была все-таки значительной. Из 53 линейных кораблей Балтийского флота, построенных в царствование Петра, погибло 8, то есть почти каждый седьмой. А из 111 кораблей разных классов, среди которых были жертвы катастроф, погиб каждый восьмой. В то же время флот от боевых действий потерял только один линейный корабль – «Булинбрук», который был куплен в Англии, однако в 1713 году захвачен шведами при переходе на Балтику, и один фрегат – «Эндрахт», также захваченный шведами в 1720 году на пути из Голландии. Ну, что ж, российский флот строился, учился, выходил на морские просторы…
Литература
- Веселого Ф.Ф. «Список русских военных судов» 1668 – 1860. – СПб., 1872.
- Чернышев А.А. «Добрый почин Российского флота»//«Гангут»: сб. ст. – Вып. 5. – СПб.: Издательство «Гангут», 1993. – С. 11 – 14.
- Данилов А.М. «Линейные корабли и фрегаты русского парусного флота. – Минск: «Амалфея», 1996.
- История отечественного судостроения. – Т. J. – СПб.: «Судостроение», 1994.
- Соколов А.Л. «Летопись крушений и пожаров русского флота от начала его до 1854 г.» – СПб., 1855.
- Соловьев С.М. «Чтения и рассказы по истории России» – М., 1989.
источник: В. Ф. Бандеев «Аварии и катастрофы петровского парусного флота» // сборник «Гангут» вып. 42