День добрый, уважаемые коллеги.
В плане чистой игры разума вот вам на суд поделочку: Аскольд с «дредноутной» артиллерией.
Видел я у кого-то, к сожалению уже не помню, у кого, кажется у уважаемого СтволЯра, идею по перестройке Аскольда: котлы заменить на более мощные, при этом сократить их число, и с сохранением суммарной паропроизводительности освободить одно котельное отделение и соответственно отказаться от одной из труб. Сдвинуть бак и полубак немного к корме и разместить на них линейно-возвышенно восьмидюймовые орудия со щитовым прикрытием. Главная мысль: за счет замены разномастной артиллерии на нормальную получаем сильный, хорошо вооруженный корабль.
В РИ, как гласит Повесть временных лет, Аскольду сопутствовал Дир, так что вот он крейсер 🙂
Чем не рейдер, чем не ближний разведчик, чем не эскадренный крейсер? А при приеме угля с перегрузом так и дальним разведчиком станет. На любое дело гож, убежит от любого более сильного и наваляет любому более быстрому или равному ему по скорости.
Тщательно изучив чертежи приобретенных итальянских, французских, немецких, американских крейсеров МТК в 1900г заказывает у отечественных кораблестроителей крейсер «шеститысячетонного» класса. Более всего он походил на «Аскольда», поэтому был назван «Диром». Конструкция в целом повторяла немецкого систершипа, за исключением следующих отличий: таран был убран, котлы были применены с большей удельной мощностью, так что при той же массе и паропроизводительности они занимали меньше места: 8 котлов разместились в 4х отсеках,с 4 трубами, вместо соответственно 9 котлов в 5 отсеках при 5 трубах.
Высвободившееся место заняли более развитой надстройкой, на которой разместили на тумбовой установке орудие №2. На «Аскольде» были предусмотрены скорострельные 6″ пушки, обеспечивавшие основную огневую мощь, и 12 противоминных орудий 3″, их заменили за 12 универсальных, высокопроизводительных и высокоманевренных 5″ пушек Барановского. От малокалиберной артиллерии и торпедных аппаратов отказались вовсе. При этом высвободилась немалая масса, в том числе за счет сокращения численности экипажа и снижения бронирования торпедных отсеков. Эта экономия позволила разместить на корабле три 8″ орудия Обуховского завода, что резко повышало могущество и дальнобойность артиллерии крейсера.
Боекомплект рассчитывался на 3 часа боя и составлял по 360 снарядов на ствол к 87мм и 5″ пушкам (всего 4320 снарядов по 32,76кг и 1440 снарядов по 9,7кг), боекомплект к 8″ орудиям составлял по 120 снарядов на орудие, т.о. масса боекомплекта при применении снарядов старого образца по 87,8 кг составляла 243,2 тонны, полная масса артиллерии с установками, щитами и боекомплектом 405,5т. На Аскольде вес артиллерии с установками, щитами, боекомплектом составлял 402т, всего на 2,5 тонны легче, при этом основной объем массы, отданной артиллеристам на «Дире» был расположен значительно ниже ватерлинии, в снарядных погребах.
Как и на «Аскольде», броневая палуба состояла из двух слоев плит: нижнего из кораблестроительной стали толщиной 10 или 15 мм и верхнего из легированной никелевой брони в 30 и 60 мм. Горизонтальная часть броневой палубы имела толщину 40 (10+30), скосы 75 (15+60) или 100 (10+30+60) мм. Основания дымовых труб и элеваторы подачи боеприпасов от броневой до жилой палубы защищались 40-мм вертикальными броневыми плитами. Спуск в румпельное отделение защищён наклонным 100-мм броневым комингсом. Бронещиты к 5″ орудиям по 25мм.
В отличии от немца борта защитили бронепоясом шириной 2м, толщиной 76мм, с сужением на оконечностях до 37мм. В дополнение к основной рубке на корме установили резервный пункт управления, защищенный 152мм броней. Элеваторы подачи боеприпасов к орудиям ГК защитили 63мм броней. Орудия 203мм имели щиты 38мм. Масса дополнительного бронирования, за вычетом брони, которой на «Аскольде» защищались торпедные аппараты, составила 288 тонн, итого 1000тонн ровно.
Дальность хода, продемонстрированную немецким крейсером, сочли избыточной, поэтому на «Дире» запас угля приняли нормальный 420т, полный — 1000т(сократили на 300 тонн по сравнению с Аскольдом), соответственно дальность хода снизилась до 5000 миль.
Конструкционный перегруз составил 112т, таким образом масса «Дира» в точности соответствовала «Аскольду». Скоростные качества также в точности соответствовали «Аскольду».
Водоизмещение 5905 / 7022 т., размеры 132,5 / 15 / 6,2 м, 20 тыс.л.с., макс.ход 23,5 узл, до 5000 миль ход, вооружение 3х203мм/45 Обуховского завода (РИ), 12х127мм/55 Барановского., 4х87мм/55. Торп.аппаратов не предусмотрено.
Вес артиллерии (стволы, тумб.установки, щиты) 162,6т, вес бортового залпа 2804,2кг/мин
«Аскольд» после реконструкции 1903г был перевооружен аналогично «Диру»
Для справок, в РИ было так:
в РИ на Аскольде было:
- 12 × 152/45-мм орудия Канэ.
- 12 × 75/50-мм орудия Канэ;
- 8 x 47/43-мм орудия Гочкиса;
- 2 x 37/23-мм орудия Гочкиса;
- 2 x 7,62-мм пулемёта;
- 2 x 63,5/19-мм орудия Барановского (для десанта).
- 6 x 381-мм ТА;
- 2 x 254-мм ТА (для катеров);
- 35 мин.
Масса артиллерии, по моим подсчетам: стволов с тумбами и щитами 226,4т, торпедные аппараты я принял как 7т, боекомплект, ориентировочно — 170т, итого 402т, по другим данным — 585т, видимо я не учел подкрепления, и, возможно, неверно оценил массу ТА.
Вес бортового залпа 2469,9кг/мин.
Прошу комментировать, советовать.