Вот уже 25 лет нет с нами Аркадия Райкина
— Изобилие будет! Но хорошо ли это будет? — шутил главный сатирик в стародавние времена. Подковырка, как и всякая его фразочка с гримасочкой, взрывала залы, веселила и наводила на мысли.
— А-а-а-а-а, все! Уколола меня фея шопинга!!! — прикалывается главный сегодняшний юморист. И легкая реплика, как и любая другая из его уст, сбивает Твиттер с ног, доводит ржачкой до конвульсий. И опять же наводит на мысли.
Между двумя шутниками, кажется, пропасть. Истрана другая, и в головах другое, и на мысли (некоторые еще помнят, что это такое) их афоризмы наводят совсем разные.
Одного звали Аркадий Исаакович Райкин. Второй всем знаком как Иван Андреевич Ургант. Весовые категории разные. Один давно признан национальным достоянием — другой известен как самый обаятельный остряк сегодняшних телеэфиров. Но, если отвлечься от регалий: как без Райкина любой концерт был не концерт, так сегодня без Урганта приличный корпоратив — это деньги на ветер.
Параллели — дело нехитрое: вроде близко, а не пересекаются. Вроде про то же, а не то. Вот, например, «отцы и дети» вечные. Сценка, в которой сын, юный Костя Райкин, отсекает нравоучения папаши, Райкина Аркадия, замечанием: «Папа, помаду сотри…» И следом — выпад Урганта в диалоге с Владимиром Познером. «Ездили в Америку по обмену?» — «Да. Папа обменял меня на джинсы».
Райкин когда-то, Ургант сейчас — это вся страна, как по струнке: прикоснись — завибрирует вся. И Райкин, и Ургант попадают в «десятку», угадывая ожидания и умственный градус миллионов. Просто градусы и углы зрения теперь иные.
Райкин, известно, шутил во времена, когда «эпоха была жутчайшая, настроение было мерзопакостное, но тем не менее рыба в Каме была». Когда смотрели кино «Афоня», говорили девушкам про звездопады и знать не знали про айфоны и айпады.
Вот и выходит: Райкин не стал бы Райкиным, сатириком номер один, любимцем страны, если бы не верил искренне, что служит не пустому развлечению, а «исправлению нравов» и «искоренению пороков». Болваны и сволочи, бюрократы и казнокрады — масок для осмеяния у него было множество, он менял их феерически, балансируя на тонкой грани дозволенного и даже — бывало — заступая за нее.
Юмористам и в наше время известна эта самая «грань дозволенного». Но сегодня-то они смелые — врежут так врежут. По Собчак, Лукашенко и гастарбайтерам Равшану с Джамшутом. Ими, собственно, социальная острота сегодня и ограничивается.
Райкин кажется сейчас излишне назидательным? Может быть. В чем все-таки он не стыкуется с шутниками поколения 3D? Авторами текстов Райкина были блестящие писатели — от Зощенко до Жванецкого. Была литературная сатирическая традиция, но скисла, обнищала — и после Райкина обернулась Петросяном да Задорновым. Зато появились шутники нового типа: талантливые (как Ургант) и не очень (как многие рядом с ним). Им тоже готовят наметки сценариев, но главное — они должны демонстрировать быстроту реакции и хороший макияж.
Шутки Райкина были для тех, кто называл себя «мы» и наивно стыдился стать антигероем, в которого станут пальцем тыкать.
Тыкать пальцем в себя — как раз самая доблесть в шутках времен Урганта. Приколоться и забыться. К чему калейдоскопы райкинских масок? Когда смотришься в зеркало, главное, уловить — о, удачный поворот головы — и застыть с коммерчески успешным выражением лица. Чтобы зритель сразу, пока тепленький, как увидел, так вздрогнул; как вздрогнул, так мороз по коже.
…Другое дело, вот десятилетия прошли — а ничего, большую часть миниатюр старомодного Райкина И сейчас забавно смотреть-слушать. «В греческом зале, в греческом зале». «Вкус списфический»… Интернет-шминтернет, а простое желание артиста своим талантом помогать людям жить, выходит, все еще в цене.
Что ждет со временем Урганта — загадывать глупо и рано. Человек он талантливый, авось и про него будет что сказать спустя годы и годы. А насчет многих его товарищей.,. Отмелькают их лица свое — зажует их шоу-бизнес и мокрого места не оставит. Какие уж тут хиханьки.
источник: Игорь ВИРАБОВ "Артист «списфический»" КОНТАКТ-ШАНС №52 • 17.12.-23.12.2012