11

Всем пережившим Цусиму посвящается.

Это произведение не претендует на конкретную АИ. Это некий симбиоз из Станислава Сергеева, Новикова-Прибоя, Глеба Дойникова (его здесь фактически нет, но…).

Содержание:

Сентябрь 1904 года. Кронштадт.

Броненосец «Орел» стоял в военной гавани Кронштадта, пришвартованный к внутренней ее стенке. Мастеровые достраивали отдельные части корабля. С барж, причаленных к борту броненосца, матросы перегружали на него снаряды, какие-то ящики, бочки, слышались выкрики людей, свистки капральских дудок, звон железа, лязг подъемных лебедок…

…Старший офицер броненосца «Орел» с недоумением смотрел, как портовые краны сноровисто спускают на баржу 75-мм пушки, а рабочие спешно выгружают снаряды. Тотчас после выгрузки на беседках у борта повисли в своих неуклюжих, негнущихся робах рабочие и принялись заделывать порты противоминных орудий. Все это напоминало какую-то непонятную казуистику. Новейшие броненосцы разоружали, а старые, наоборот, вооружали. «Адмирала Нахимова», например, полностью лишили всей артиллерии и минных аппаратов. Теперь в его башни устанавливали какие-то пушки с длиннющими стволами. Против его прежних, 203-миллиметровых орудий, новые были куда меньше калибром. По внешнему виду дюймов пять, не более. Не понимал старший офицер этих  изменений. Или взять, к примеру, «Наварин». Вооружить броненосец всего-то семидюймовками. А вместо батареи шестидюймовых орудий добавить всего-то четыре 120-миллиметровки, да еще 12 каких-то малокалиберных. Весь мир задохнётся от смеха…

Лето 2015 года. Сестрорецк.

…– Товарищи! Кто подарил нам этот шанс, остается загадкой. За эти полтора месяца мы смогли сделать многое. Переброшено много техники, станков, чертежей, материалов. Подобраны соответствующие специалисты. Мотострелковый, десантный батальоны, а также рота спецназа ГРУ ГШ и морская пехота обживают выделенные плавсредства. Я говорил с Патриархом. Он будет со своим народом до конца. Меня он благословил на переход, но я обязан остаться здесь. Вы должны любой ценой выиграть не только русско-японскую войну, но и подготовиться к следующей. Как только вы уйдете туда, здесь начнется хаос. Время не терпит, портал сужается. Переходим по одному. Вперед!

– Смотрите!

Все обернулись. С нескольких сторон в небо поднимались тонкие следы стартовавших ракет.

– Чемодан…

Кто-то истошно закричал, указывая пальцем на яркую вспышку, осветившую вечернее небо, затем полыхнуло еще и еще. Почти на грани слышимости завыли сирены. Внезапно полыхнуло где-то совсем близко. Земля задрожала. Охранники не сговариваясь толкнули ЕГО в пульсирующий портал и тут воздух донес до них воздушную волну ядерного взрыва. Портал засветился ярко-красным ореолом, а потом с гулким хлопком исчез. Такой бурной истерики подчиненные никогда не видели. Сначала ОН кричал, а затем молча направился к месту, где когда-то был портал. Когда его хотели остановить, ОН свалил несколько человек, и только скопом навалившиеся сотрудники ФСО смогли его остановить. Затем он долго сидел, пока рассвет не осветил ЕГО сгорбленную фигуру. И только потом он произнес, конкретно ни к кому не обращаясь: «Форму». Ему протянули его старое х/б с майорскими погонами, которое он предпочитал всей остальной форме. ОН, не обращая ни на кого внимания, быстро переоделся, буквально сдирая с себя сшитую на заказ одежду.

– Все?

– Да, все.

– Сожгите мою одежду. Теперь я на войне. До победного конца…

За несколько месяцев до этого

…– Наблюдения выявили следующие закономерности. Время с обеих сторон портала течет одинаково, за исключением времени года. Там на один месяц позже, т.е. у нас май, у них июнь. Проход через портал для человека не представляет трудности. При проходе значительного числа, около пятидесяти человек, портал начинает пульсировать, но через несколько минут приходит в прежнее состояние. Размеры позволяют проезжать грузовому автомобилю и междугороднему автобусу. Максимальные размеры позволяют пройти двадцатифутовому контейнеру. По весу никаких ограничений пока не обнаружено. После прохода контейнера портал не функционировал час.

– Контакты на той стороне были?

– Да. Имеем выход на самый верх. Нам отведен форт «Риф» и устроена плавучая пристань для выгрузки грузов и людей. Есть несколько буксиров и плавучий кран на 25 тонн.

– Хорошо. Что еще?

– Отправка грузов продолжается по графику. Есть некоторые новости по списку вооружения.

– И что там?

– К сожалению, изделие 52-ПЗ-544 находится на территории республики Азербайджан в нерабочем состоянии. Удалось найти всю документацию. Изделие 52-П-481 в количестве двух штук доставлено на ту сторону. Еще шесть запасных стволов и основной боекомплект в пути. Будут послезавтра. Изделие 52-П-572 есть на ремонтных заводах в количестве восьми штук. Из них готовых пять, одно проходит окончательную сборку. Боеприпасы по триста на ствол. Есть еще активно-реактивные…

изделие 52-ПЗ-544

Изделие 52-П-481. 130-мм зенитная пушка.

Изделие 52-П-481. 130-мм зенитная пушка.

2А18

2А18

– Нет, не надо. Продолжайте.

– Большое отставание по 2А18М1. Вместо заказанных 36 штук, есть только 12.

– Боекомплект есть?

– Да, по 300 снарядов и зарядов.

– Продолжайте.

– Остальное по графику. Вот полный список…

Путь на восток

С утра 2-го октября 1904 года 2-я Тихоокеанская эскадра тронулась в дальний поход, выйдя из Либавы. Её основную силу составляли два броненосных отряда. В первый (командир контр-адмирал З.П. Рожественский) вошли четыре новейших однотипных броненосца: «Князь Суворов» (флагман), «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл». Второй отряд (контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам) составили «Сисой Великий» и «Наварин», а также броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Крейсерские силы эскадры (контр-адмирал О.А. Энквист) включали старый броненосный крейсер «Владимир Мономах», бронепалубные крейсера 1 ранга «Аврора» и «Светлана», крейсер 2 ранга «Жемчуг», крейсер-яхту «Алмаз»; В состав эскадры входили также миноносцы «Буйный», «Бедовый», «Бравый», «Быстрый», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый», «Грозный», плавучая мастерская «Камчатка», буксирный пароход «Русь» (бывший «Роланд»), несколько транспортов и госпитальное судно «Орёл». Поучаствовав в неприятном «Гулльском инциденте» эскадра добралась до Танжера где и разделилась. Первый броненосный отряд двинулся в обход Африки, а второй отряд вошел в Средиземное море.

26 декабря 1904 года. Бухта Носи-Бэ

Здесь встретились 2-й отряд под командованием контр-адмирала Фелькерзама с основными силами эскадры. Знакомые матросы из отряда Фелькерзама рассказывали о своем плавании. Им было легче. Они прошли расстояние гораздо меньше и останавливались в более благоустроенных портах. Расставшись в Танжере, их корабли направились Средиземным морем в бухту Суда на острове Крит. Здесь простояли десять дней. Команда часто отпускалась на берег освежиться. Следующая стоянка была в преддверии Суэцкого канала – Порт-Саиде. Благополучно прорезали Красное море, с заходом в Джибути, где пробыли полторы недели. В Индийском океане на два дня бросали якорь у мыса Рас-Гафун, самой восточной оконечности Африки. Во всех перечисленных портах грузились углем, принимали провизию и другие необходимые припасы, немного чинились.

Тут же узнали другую новость, смягчающую отчасти тяжелое настроение: в Либаве спешно снаряжается 3-й отряд. В него вошли следующие суда: эскадренный броненосец «Император Николай I», крейсер 1-го ранга «Дмитрий Донской», плавучая мастерская «Ксения», военно-госпитальное судно «Кострома». Командовать отрядом назначен контр-адмирал Небогатов, который в первой половине января тронется со своими кораблями на соединение с нами.

К плавучей мастерской «Камчатка» пришвартовались лагом миноносцы для ремонтных работ.

Пересекая Индийский океан, эскадра усиленно практиковалась в артиллерийской стрельбе. Для этого были образованы несколько отрядов, которые непрерывно стреляли из выбранных орудий. Главный калибр броненосцев решено было поберечь, а вот шестидюймовые орудия использовали интенсивно. На эскадре учились стрелять по сообщениям артиллерийских наблюдателей, для которых оборудовали места на боевых марсах. Связь с корректировщиками поддерживал артиллерийский офицер и транслировал в орудийные башни. Большинство крейсеров получали такие данные от командиров плутонгов. Учились стрелять на большие, до 50-ти кабельтовых, расстояния.

Плавучие мастерские «Камчатка» и «Анадырь» непрерывно работали. На миноносцы устанавливали новые минные аппараты. Прибывшие с последним отрядом специалисты обучали минеров. Усиленные стрелы плавучих мастерских меняли расстрелянные стволы орудий. Устанавливались броневые щиты. Были поставлены недостающие барабаны под станки 120 и 152-миллиметровых орудий, повышающие их дальнобойность. Механики всех кораблей учились сами и учили своих подчиненных пользоваться новейшими и секретными сварочными аппаратами.

120-мм пушка на барабане

120-мм пушка на барабане

152-мм пушка на барабане

152-мм пушка на барабане

На пути в Кам Рань.

– Господа минные офицеры! Минный аппарат ОТА-40 предназначен для поражения самоходными минами надводных кораблей всех классов. Комплект торпедных аппаратов обеспечивает:

  • • Хранение и боевое применение самоходных мин в любых метеорологических условиях (дождь, снег, туман) в любое время года и суток, при температуре наружного воздуха от -25 °С до +35 °С;
  • • Ручной ввод данных в мину для выстрела;
  • • Аварийный выброс мины.

Система стрельбы – пороховая. В состав комплекта входят:

  • • Однотрубные стационарные торпедные аппараты (два или четыре);
  • • Комплект торпедо-загрузочных средств для загрузки-выгрузки мин.

Основные характеристики:

  • • Калибр применяемых торпед пятнадцать и семь десятых дюйма;
  • • Масса ОТА двадцать пять с четвертью пудов.

Пожилой одутловатый мастеровой сложил только что прочитанную бумажку в карман, снял очки и сказал:

– А теперь, сынки, вынимайте свои блокноты и начнем записывать. Ввод данных для пуска делается следующим образом…

ОТА-40 и торпеда СЭТ-40

ОТА-40 и торпеда СЭТ-40

26 апреля 1905 года. Около берегов французского Индокитая.

Вечером 25 апреля эскадра связалась по беспроволочному телеграфу с кораблями контр-адмирала Небогатова. Приближались товарищи, покинувшие Либаву через четыре месяца после нас. Весть об этом приятно всех взволновала.

На следующий день в восемь часов утра эскадра поотрядно вышла из бухты Ван-Фонг. Суда приняли походный строй, каким был сделан переход Индийским океаном. Броненосные отряды вытянулись двумя параллельными колоннами. На нашем броненосце возбуждение охватило весь личный состав. Вместе с другими матросами и я бросился на задний верхний мостик. Все взоры были устремлены в ясную даль океана. Между «Суворовым» и «Николаем I» происходили непрерывные переговоры по радио. Во втором часу дня начали вырисовываться мачты направляющихся к нам судов. Немного погодя показались трубы, выкрашенные в черную краску, и мостики. Во главе под флагом контр-адмирала Небогатова шел «Император Николай I», за ним тянулись старый броненосный крейсер «Дмитрий Донской»; транспорты: «Ливония»,. «Курония», «Герман Лерке», «Граф Строганов», походная мастерская «Ксения», буксирный пароход «Свирь». Должно было подойти еще второе госпитальное судно «Кострома». Эскадры встретились, салютуя друг другу пушечными выстрелами. Странно было видеть эти коренастые и кургузые тихоходы с высокими трубами, с длинными орудиями в такой дали от своих родных берегов. Но они пришли, покрыв в три месяца огромнейшее расстояние, 2-я эскадра застопорила машины. На «Суворове» подняли сигналы: «Добро пожаловать», «Поздравляю с блестяще выполненным проходом», «Поздравляю эскадру с присоединением отряда». Сигналы были отрепетованы всеми судами. «Николай I», ведя за собой кильватерную колонну, обогнув наши концевые корабли, прошел вдоль всей эскадры и стал в третью линию параллельно двум первым. Это был торжественный момент. С безоблачного неба щедро разливались тучи тропического солнца. Накаленный воздух дрожал. Морская поверхность сверкала, словно шелковая скатерть, усыпанная драгоценными камнями. На каждом судне команда выстроилась на верхней палубе во фронт, радостно выкрикивая «ура». Вскоре с «Николая» был спущен катер, на котором Небогатов отправился к командующему с докладом. На трапе «Суворова» встретились два адмирала и перед всей эскадрой облобызались. Рожественский провел младшего флагмана в свой кабинет, где провел с ним около часа. После этого Небогатов вернулся на свой корабль. Торжество кончилось…

…Накануне сражения началась генеральная проверка всех кораблей, рассылались приказы, организовывались отряды, лишние суда были отправлены в нейтральные порты или в обход Японии. 13 мая устроили выходной и рано утром 14 тронулись в путь.

Около Цусимского пролива. Май 1905 года.

…В начале шестого сигнальщики заметили справа пароход, быстро сближавшийся с нами. Подойдя кабельтовых на сорок, он лег на параллельный нам курс. Но так шел он лишь несколько минут и, повернув вправо, скрылся в утренней мгле. Ход он имел не менее шестнадцати узлов. Флага его не могли опознать, но своим поведением он сразу наводил на подозрение, — несомненно, это был японский разведчик.

Около семи часов с правой стороны, дымя двумя трубами, показался еще один корабль, шедший сближающимся курсом. Когда расстояние до него уменьшилось до пятидесяти кабельтовых, то в нем опознали легкий неприятельский крейсер «Идзуми». Целый час он шел с нами одним курсом. Конечно, не напрасно. Это сказывалось на радиостанции, нервно воспринимавшей непонятный для нас шифр. То были донесения адмиралу Того, извещавшие его, из каких судов состоит наша эскадра, где мы находимся, с какой скоростью и каким курсом идем, как построена наша эскадра. Адмирал сигналом приказал судам навести орудия правого борта на «Идзуми», но тем только и ограничились, что взяли его на прицел.

Эскадра продолжала идти вперед тем же строем.

Несколько позже.

В десятом часу слева, впереди траверза, на расстоянии около шестидесяти кабельтовых, показались уже четыре неприятельских корабля. Один из них был двухтрубный, а остальные — однотрубные. Это были «Хасидате», «Мацусима», «Ицукусима» и «Чин-Иен» (двухтрубный). Тотчас с адмиральского корабля взлетела зеленая ракета. Башни «Николая I» и «Наварина» развернулись в сторону неприятеля и открыли стрельбу. К удивлению всех снаряды упали очень хорошо. Японские корабли стали отдаляться, но стрельба продолжалась, и вскоре «Чин-Иен» сильно задымил. Хотя неприятельские броненосцы удалились настолько, что едва стали видны, стрельба не прекращалась и вскоре еще один стол дыма поднялся в небо..

Сейчас же на смену им появились с той же левой стороны еще четыре легких и быстроходных крейсера. В них опознали: «Кассаги», «Читосе», «Нийтака» и «Отова». Четыре крейсера, как и предыдущие суда, пошли с нами одним курсом, понемногу сближаясь с эскадрой. Расстояние до них уменьшилось до сорока кабельтовых. Вдруг с броненосца «Суворов» взлетели сразу три зеленых ракеты, а потом еще столько же. Откуда-то сзади раздался выстрел. Все вздрогнули. Снаряд с гулом полетел по назначению и упал недалеко от носа второго японского корабля. Противник стал отстреливаться. К ним бросились «Олег» и «Аврора», прикрываемые «Жемчугом» и «Изумрудом» вместе со вторым отрядом миноносцев. Вскоре один из японских кораблей сел носом, на его борту разгорелся нешуточный пожар. Японцы круто повернули влево. Но прежде чем неприятельские корабли отошли на достаточно большое расстояние, крейсер «Кассаги» получил несколько попаданий, обильно загорелся, потерял ход и был потоплен. По возвращении к эскадре крейсера и миноносцы были встречены громогласным «Ура!».

Главный калибр "Наварина" и "Николая I" – 180-мм С-23

Главный калибр «Наварина» и «Николая I» – 180-мм С-23

В 12 часов «Николай I» увеличил ход и стал во главе колонны броненосцев. Строй изменился на боевой. Вторым мателотом шел «Суворов» за ним «Бородино», «Александр III», «Орёл», «Сисой Великий» и «Наварин». Скорость отряда увеличилась до 12 узлов. Крейсерский отряд составили: «Олег», «Аврора», «Адмирал Нахимов», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Светлана», «Жемчуг», «Изумруд», «Алмаз».

В 1 час 20 минут пополудни на «Орле», где с разрешения начальства многие матросы спали, прогремела команда:

– Вставай! Чай пить!

Для команды чай заваривался прямо в самоварах. Их было на броненосце несколько штук, огромных, блестящих красной медью. С чайниками в руках подбегали матросы. Однако на этот раз не всем пришлось попить чаю.

Через пять минут справа по носу смутно начали вырисовываться на горизонте главные силы неприятельского флота. Число их кораблей все увеличивалось. И все они шли кильватерным строем наперерез нашему курсу.

Головным оказался «Микаса» под флагом адмирала Того. За ним следовали броненосцы «Сикисима», «Фудзи», «Асахи» и броненосные крейсеры «Кассуга» и «Ниссин».

Вслед за этими кораблями выступили еще шесть броненосных крейсеров: «Идзумо» под флагом адмирала Камимура, «Якумо», «Асама», «Адзума», «Токива» и «Ивате».

Приблизительно в 1 час 40 минут неприятельский броненосец «Микаса», ведший свою эскадру, находился приблизительно на траверзе «Орла» на расстоянии около сорока кабельтовых. Некоторые наши офицеры полагали, что японцы, расходясь с нами контркурсами, хотят напасть на наш арьергард. Но «Микаса» неожиданно повернул в нашу сторону, а затем, продолжая описывать циркуляцию, лег почти на обратный курс и пошел с нами в одном направлении. Следуя движению флагманского корабля, начали последовательный поворот и другие неприятельские суда. Кильватерный строй неприятельской эскадры, образовав петлю, на время сдвоился.

Стрелка на часах показывала сорок восемь минут второго, когда флаг-капитан Клапье-де-Колонг робко заявил:

– Ваше превосходительство, «Микаса» поворачивает в нашу сторону.

Адмирал ответил хрипловато, словно у него пересохло во рту:

– Вижу. Делает последовательный поворот. Очевидно, хочет лечь на параллельный с нами курс.

И тут же распорядился:

– Передать по связи: Разобрать цели. «Николай I» – «Микаса»; «Суворов» – «Сикисима»; «Бородино» – «Фудзи»; «Александр III» – «Асахи»; «Орёл» – «Кассуга»; «Сисой Великий» – «Ниссин»; «Наварин» – «Идзумо». Первый миноносный отряд атакует вражеские броненосные крейсера. Крейсерский отряд сражается с крейсерами противника и охраняет наш тыл. Открыть огонь без команды, по готовности. Старший артиллерист, открывайте огонь.

Лейтенант Владимирский надел наушники, поправил микрофон и громко запросил:

– Мачта, я КП. Дальность.

– КП, я мачта. Дальность тридцать девять.

– Левое носовое, дистанция тридцать девять. Огонь!

– КП, недолет.

– Среднее чуть выше. Огонь!

– КП, недолет.

– Кормовое, еще выше. Огонь!

– КП, накрытие.

– Я, КП. Залп.

Корабль содрогнулся. Шесть 152-мм и четыре 305-мм снарядов улетели в далекую цель.

– КП, я мачта. СК накрытие, Носовая ГК накрытие, кормовая недолет…

Над морем, прилипая к встрепанным волнам, тянулись полосы дыма и мглы. Под напором ветра эти полосы разрывались в клочья, и тогда на сером фоне неба смутно обозначались неприятельские корабли. Держась кильватерного строя, они шли друг за другом и, как разъяренные фантастические чудовища, выдыхали в нашу сторону молнии. Тем же отвечали им и наши броненосцы. Это сражались главные силы, решая тяжбу двух столкнувшихся империй. А позади, справа от курса, шел бой между крейсерами. От орудийных выстрелов, то далеких, то совсем близких, стоял такой грохот, как будто небо превратилось в железный свод, по которому били стопудовые молоты.

Почти с самого начала «Микаса» стал терпеть поражение. Артиллеристы «Николая I» очень скоро пристрелялись, и на японском броненосце разорвался первый снаряд, затем еще один. «Микаса» скоро перестал отвечать из носовой башни, а в районе мостика заполыхал страшный пожар. Из боевой рубки «Суворова» наблюдали, как в сторону «Микасы» почти пулеметным огнем стреляют два орудия с юта «Николая I».

– Как это у них получается? Смотрите, матросы под вражеским огнем носятся как угорелые, поднося боеприпасы.

– Вы посмотрите «Микаса» весь в огне!

– «Николай I» стреляет отлично, а у вас, господин капитан 1-го ранга, стрельба идет совсем неважно.

– Ваше превосходительство. Взгляните! «Сикисима» реже стреляет.

В этот момент над морем раздался глухой грохот.

– Ваше превосходительство. Японец взорвался!

– Который?

– По которому «Бородино» стрелял.

В это же время, первый миноносный отряд атаковал японские броненосные крейсера. Сблизившись кабельтовых на двадцать пять, миноносцы, как на учениях, выпускали мины. Японские крейсера, ведя сильный огонь из противоминного и среднего калибра, противостояли, по их мнению, неудачной атаке северных гаэдзинов. Два отряда истребителей вразнобой выскочили из-за неприятельских кораблей, но почти тотчас вернулись обратно, т.к. атака русских миноносцев внезапно прекратилась. Но свое черное дело они сделали. В момент поворота на параллельный с русской эскадрой курс «Адзумы», броненосный «Асама» получил торпедное попадание. Моряки из прошлого впервые увидели, как работает торпеда 53-65К. Это в своем времени она была устаревшей и проигрывала американской Мк.48. А здесь мощная боеголовка рванула точно под килем, и не рассчитанный на такое попадание крейсер развалился на две неравные половинки. В следующий момент рвануло под «Токивой». Корабль высоко задрался носом, который тотчас отвалился, и беспомощный крейсер, сильно осев носом, закачался на волнах. С «Вечности» в вечность ушли сразу не меньше сотни японских моряков.

– Господи, помилуй нас и спаси. Это что же такое, господа?

– Их к нам никто не звал. Захотели войны – получили.

– Смотрите, господа, еще один…

Владивосток.

Эскадренный броненосец «Ослябя», высокобортный трехтрубный красавец, водоизмещением почти в тринадцать тысяч тонн, к моменту сражения при Цусиме считался сравнительно молодым. Он был спущен на воду в 1898 году. Новое адмиралтейство строило его в Петербурге более семи лет, столько же лет он и просуществовал на свете, пока не пришел в дальневосточные воды. В середине сентября 1904 года назначенный сопровождать вспомогательный крейсер «Кубань» и грузопассажирский пароход «Смоленск» с важными грузами вышел во Владивосток

Командовал броненосцем капитан 1-го ранга Бэр. Это был пожилой холостяк, лет сорока пяти, среднего роста, с большой облысевшей головой. К своим подчиненным, которых на броненосце насчитывалось до девятисот человек, командир Бэр был очень требователен и придирчив.

В начале мая броненосец «Ослябя» вошел в состав Отряда крейсеров в Тихом океане. Почти одновременно с ним вернулся в состав отряда и крейсер «Богатырь», невероятно быстро отремонтированный прибывшими во Владивосток на пароходах «Урал» и «Днепр» молчаливыми мастеровыми.

12 мая Рано утром «Богатырь» вышел в море. Ближе к обеду на «России» заревел гудок, по городу побежали вестовые, и в час пополудни крейсер спешно вышел в море. За ним, через час отошел от стенки «Громобой». «Ослябя» еще два дня назад был отправлен в море для встречи парохода с особо важным грузом. Дабы предотвратить волнения среди горожан, был выпущен специальный бюллетень, в котором писали, что крейсер «Богатырь» имеет повреждение в машине и плохо управляется. Поскольку неподалеку от крейсера были замечены японские миноносцы, ему на подмогу и для буксировки были высланы корабли Владивостокского отряда крейсеров…

Броненосец «Александр III».

К 15.40 головным в русской эскадре шел броненосец «Александр III». За ним вытянулись в кильватер «Орел», «Сисой Великий», «Наварин», «Суворов» и управляющийся с помощью машин «Бородино». На правом траверзе последнего следовал крейсер «Алмаз». Крейсерский отряд отставал на милю, непрерывно маневрировал и отстреливался от крейсеров неприятеля. Где-то далеко остался «поплавок», «Сикисимы» попавший под русскую торпеду, догорел и взорвался «Чин-Иен», от удачного попадания с «Адмирала Нахимова» затонул «Цусима».

– Ваше превосходительство! Телеграмма от адмирала Эссена.

– Читайте.

– Вижу многочисленные дымы прямо по курсу. Предполагаю приближение к бою.

– Ну наконец-то. Передайте в ответ. «Атакуйте броненосные крейсера, опасайтесь миноносцев. Посылаю на помощь «Жемчуг» и «Изумруд». Радио на крейсера. «Жемчугу» и «Изумруду» выйти из боя. Обойти броненосный отряд справа по курсу и идти на соединение с Владивостокским отрядом крейсеров». Ох!

Разорвавшийся перед боевой рубкой крупный снаряд наполнил ядовитым дымом и осколками небольшой объем бронированного помещения.

– Санитаров в боевую рубку…

Броненосный крейсер «Ивате».

Вулканы всегда страшили людей своим непредсказуемым поведением. Молчание, могущее внезапно смениться извержением, тепло для земли, позволяющее растить хороший урожай, но могущее в любой момент смениться адским пожарищем. Названный по имени вулкана на о. Хонсю, крейсер японского императорского флота сейчас представлял собой маленький филиал вулкана. Два 305-мм снаряда основательно разворотили шкафут. Были уничтожены передний каземат 152-мм орудий и открыто стоящая такая же пушка. Смята первая и основательно продырявлена вторая дымовая трубы. Тяга упала, а устранить повреждения можно было только в Сасебо. Оторвало метким попаданием проклятых гаэдзинов одно 203-мм орудие в носовой башне ГК. С десяток 152-мм снарядов произвели опустошения на палубе и в верхнем кормовом каземате. Однако, едва поспевая за главными силами, крейсер вносил свою лепту в пользу «непобедимого» императорского флота.

4-й отряд истребителей

Первыми забеспокоились миноносники. С севера показались быстро приближающиеся дымы. Вскоре они оформились в большие корабли, быстрым ходом приближающиеся к отряду адмирала Камимуры. Капитан 2-го ранга Судзуки с трудом смог передать сообщение на «Идзумо», и 4-й отряд эсминцев уже под огнем с быстро приближающегося «Богатыря» отошел на левую раковину «Ивате». Немного замешкавшийся 5-й отряд попал под плотный огонь с «России» и «Громобоя». «Сирануи», под брейд-вымпелом капитана 2-го ранга Хиросэ, в полной мере ощутил на себе попадания новых, только что доставленных во Владивосток 75-мм шрапнельных снарядов и потерял только убитыми 11 человек, не считая такого же количества раненых. Получив попадания еще двумя 152-мм снарядами, эсминец скоро затонул. 2-й отряд эсминцев под брейд-вымпелом капитана 1-го ранга Д. Ядзима бросился на помощь атакуемым крейсерам, но его порыв сдержал крейсер «Богатырь». Его противоминные орудия, щедро разбрасывая незнакомую японцам шрапнель, заставили эсминцы отступить. Больших потерь и повреждений не было, но количество раненых было велико. Шрапнельные пули вывели из строя множество моряков, а сегментные снаряды довершили дело, когда погиб начальник отряда и был тяжело ранен старший лейтенант Фудзивара. Ответный огонь японских эсминцев оставил несколько безобидных отверстий в бортах «Богатыря».

Крейсер «Адмирал Нахимов»

"Адмирал Нахимов" и его главный калибр – 130-мм М-46

«Адмирал Нахимов» и его главный калибр – 130-мм М-46

130-мм пушка М-46

130-мм пушка М-46

Старый броненосный крейсер был героем сегодняшнего сражения. Перевооруженный дальнобойными пушками М-46 и «похудевший» на пару сотен тонн из-за снятых 152-мм и других орудий, крейсер продемонстрировал отменную точность. Правда, далась она ему не даром. Была разбита левая средняя башня ГК, вода через десятки пробоин растекалась по корпусу. Скорость немного упала, но ветеран выдавал 15 узлов. Он и стал своеобразным центром обороны крейсерского отряда. Японские крейсера пытались действовать по той же тактической схеме, что и первый и второй отряды. Сосредотачивали огонь по головному кораблю, пытались массированным огнем накрывать точки поворота. Получалось это у них плохо, и кроме нескольких опасных моментов, все действия японцев пропали даром. Расстреливаемые с большой дистанции дальнобойными орудиями неприятельские корабли тщетно пытались подойти ближе, каждый раз встречаемые шестидюймовками «Авроры», «Олега», «Дмитрия Донского», «Владимира Мономаха» и «Светланы». В один из прорывов, достаточно близко подошедший из-за задержки в стрельбе «Нахимова», «Хасидате» удачным выстрелом накрыл «Свелану». Крейсер получил несколько опасных пробоин в носовой части и сильный пожар. Наглеца спокойно, как на учениях расстреляли сосредоточенным огнем 130-мм, но осадочек остался…

К концу боя крейсерский отряд уменьшился на «Жемчуг» и «Изумруд», ушедших на прикрытие Владивостокского отряда. Во время сражения с третьим, четвертым, пятым и шестым боевыми отрядами крейсера получили многочисленные повреждения. На «Олеге» не действовали обе башни ГК, «Аврора» лишилась пяти 152-мм орудий и почти всей противоминной артиллерии, «Владимир Мономах»и «Дмитрий Донской» пострадали меньше, но и у них имелись потери в артиллерии ГК и большое количество раненых. Из пятого боевого отряда невредимым остался авизо «Яэяма» капитана 2-го ранга Нисияма. «Ицукусима», «Хасидате» и «Чин-Иен» были потоплены. «Мацусима» охваченная огнем и с сильным креном на правый борт медленно дрейфовала в сторону корейского берега. Миноносцы 1 отряда под брейд-вымпелом капитан-лейтенанта Фукуды, снимали с нее раненых и пытались передать на «Яэяму».

Третий боевой отряд, в самом начале лишившийся «Кассаги» под флагом вице-адмирала Дева, к концу боя потерял «Читосэ». Несильно пострадали «Отова» и «Ниитака».

Четвертый боевой отряд потерял уничтоженным крейсер «Цусима». «Нанива» под флагом контр-адмирала Уриу и «Такачихо» пребывали где-то у горизонта, устраняя повреждения. Наименьшие повреждения имел «Акаси». На нем было 3 убитых, 7 раненых, а также пробиты борт и передняя дымовая труба. Легкого ремонта требовало одно 120-мм орудие.

Из шестого боевого отряда серьезно пострадал только крейсер «Идзуми». Ему хватило попадания трех снарядов, чтобы потерять четырех человек убитыми и двадцать ранеными. Затем крейсер благоразумно держался на почтительном расстоянии. «Сума», «Чиода» и «Акицусима» отметились в крейсерском сражении, но повреждений получили мало.

Броненосец «Александр III».

– Господа! Сражение заканчивается. Японские главные силы разгромлены. Запросить корабли о потерях и повреждениях…

– Ваше превосходительство! Броненосный отряд имеет следующие повреждения:

Броненосец «Николай I»: потеряны 130-мм орудие, два 57-мм орудия. Пробоины заделаны, вода из большинства затопленных отсеков откачана, может иметь ход 15 узлов. Угля до Владивостока хватит.

Броненосец «Александр III». Разбиты носовая и средняя башни 152-мм. Восстановлены быть не могут. Пробоин нет, пожары потушены. Носовая башня ГК при повороте закусывает. 152-мм снаряды перегружаются из дополнительных погребов в погреб кормовой 152-мм башни. Остаток 305-мм снарядов – 37.

Броненосец «Орёл». Оторван ствол носовой башни ГК. Средняя 152-мм башня выведена из строя. Остаток снарядов ГК – 29. Пожары продолжают тушиться. Пробоины заделываются.

Броненосец «Сисой Великий». Полностью лишился артиллерии СК. Остаток снарядов ГК 31. обширные затопления носовой части. Сейчас ремонтируется. Может, имеет ход не более 8 узлов.

Броненосец «Наварин». Уничтожены три 120-мм орудия. Не действует одна кормовая 180-мм пушка. Сбит фор-марс, при этом погиб специалист капитан 1-го ранга Серегин. Все оборудование уничтожено. Сейчас матросы осматривают корабль для поиска его остатков. Попадания не нарушили целостности брони. Только в корме затоплена кают-компания. Повреждения устраняются. Может иметь ход 15 узлов, угля достаточно.

Броненосец «Суворов». Башни ГК не действуют. Башни средней артиллерии левого борта не действуют. Корабль может управляться и иметь ход 15 узлов, но ненадолго.

Броненосец «Бородино». Действует кормовая башня ГК. Весь правый борт имеет повреждения. Большие массы воды делают перегруженный корабль неустойчивым. Управляется с помощью машин. Имеет ход не более пяти узлов.

Крейсерский отряд:

На «Олеге» временно не действуют башни. Пробоин у ватерлинии нет, есть повреждения в машине, но ход сохранен.

«Аврора» лишилась пяти орудий ГК. Ход сохранен, но из-за повреждений труб может снизиться. 16 убитых и 90 раненых. .

«Владимир Мономах» более похож на решето. Очень неустойчив, если не смогут починить, придется затопить.

«Дмитрий Донской» будет получше, но получил повреждения трех орудий ГК. И почти всех 120-миллиметровок.

«Светлана» на связь не выходит, что с ней – неизвестно.

«Жемчуг»: потери незначительны.

«Изумруд»: потери незначительны. Тяжело ранен командир.

«Алмаз»: потери незначительны.

1-й миноносный отряд:

Миноносец «Бедовый» относительно цел. Прямое попадание в мостик. Убиты командир, он же начальник отряда, штурман, рулевой и расчет носовой 75-мм пушки .

Миноносец «Быстрый» на связь не выходит.

– Очень жаль, – произнес специалист, капитан 2-го ранга Семенов. – Там хорошая минная установка была.

Миноносец «Буйный» на связь не выходит.

Миноносец «Бравый» цел.

2-й миноносный отряд:

Миноносец «Блестящий» имеет сильное повреждение корпуса. Придется затопить.

Миноносец «Громкий» цел.

Миноносец «Грозный» цел.

Миноносец «Безупречный» на связь не выходит.

Миноносец «Бодрый»: есть убитые и раненые. Цел.

На пути в Цусиму

Отрядом крейсеров 2-й эскадры командовал контр-адмирал Оскар Адольфович Энквист. Какими соображениями руководствовалось морское министерство, назначая его на такой ответственный пост, никому не было известно. Очевидно, выбор пал на него только потому, что он имел представительную внешность: коренастый, широкоплечий, с раскидистой седой бородой. Во время похода эскадры старик часто показывался на мостике в круглом белом шлеме, в белых брюках и в белом, похожем на просторную кофту, кителе. Если бы не золотые пуговицы и не золотые погоны с черными орлами, никто из посторонних не мог бы признать в нем адмирала русского флота. Походкой, манерой держаться и говорить Энквист напоминал доброго помещика, любимого своими служащими и рабами за то, что он тихого нрава, ни во что не вмешивается и неумен. При таком барине его крепостным жилось лучше, чем у соседних господ.

На 2-й эскадре его звали «Плантатор».

С 1895 по 1899 год он был командиром крейсера 1-го ранга «Герцог Эдинбургский». На этом учебном судне, ходившем под парусами, подготовлялись строевые квартирмейстеры. Таким образом, из Энквиста выработался типичный марсофлотец. Раньше он не только никогда не командовал отрядом боевых судов, но и не плавал на новейших броненосцах или крейсерах, снабженных усовершенствованной техникой. До русско-японской войны он служил градоначальником в городе Николаеве, где благодаря своему мягкому характеру стяжал любовь среди местных жителей. Высшее начальство сняло его с этой должности и поручило ему вести корабли в бой, чтобы овладеть Японским морем и решить участь всей войны. Неуверенный, во всем сомневающийся, безвольный, он, когда отдавал какое-нибудь распоряжение своим помощникам, сейчас же вставлял свою любимую поговорку:

— А хорошо ли будет?

В таких случаях его всегда выручал старший флаг-офицер, лейтенант фон Ден, отвечая:

— Должно получиться отлично, ваше превосходительство.

Старший флаг-офицер, умный и выдержанный аристократ, пользовался во флоте большим влиянием. Энквист всегда соглашался со всеми его предложениями. Пока адмирал во время похода 2-й эскадры плавал на крейсерах «Алмаз» и «Нахимов», фактически командовал отрядом фон Ден.

Начиная с бухты Ван-Фонг, когда Энквист перенес свой флаг на «Олег», на все дела отряда стал оказывать дурное влияние командир этого крейсера капитан 1-го ранга Добротворский. Это был офицер громадного роста, сильный, с раздувавшимся, как резиновый шар, лицом, буйно заросшим черной с проседью бородой. Властолюбивый и самоуверенный, он считал себя знатоком современного военно-морского дела и не терпел возражений. Фон Ден растерялся перед ним, а Энквист всецело подчинился ему. Молодые офицеры по этому поводу острили:

— Добротворский ворочает адмиральским мнением, как рулевой кораблем.

В молодости своей Добротворский был близок к революционным кружкам, но прошлые красные убеждения его постепенно бледнели, как выцветает с течением времени кумачовая материя. Он стал заботиться только о своей карьере. Но в то же время офицеры считали его либералом. Он никогда не был доволен установившимися морскими традициями и подвергал их жестокой критике. Но он был несправедлив, когда говорил о вверенном ему крейсере «Олег», отличавшемся хорошими морскими и боевыми качествами:

— Только глупая голова могла допустить такой тип судна. Он годен не для сражения, а для разведочной службы и уничтожения неприятельской торговли. Шестидюймовые орудия находятся или в броневых башнях, или в броневых казематах. Прекрасно! А борта корпуса совершенно не защищены броней. О подобных крейсерах можно сказать: руки в перчатках, а тело голое.

1 мая капитан 1-го ранга Добротворский был вызван на флагманский корабль и больше на крейсере не появился. Его вещи собирали прибывшие для этого с броненосца «Александр III» молчаливые матросы. Вместо него прибыл новый командир крейсера – капитан первого ранга Пешкуров с несколькими гражданскими специалистами…

… 5 мая крейсерами «Олег» и «Аврора» был осмотрен английский пароход «Ольдгамия», на котором была обнаружена военная контрабанда. Помимо керосина он вез в Японию 2×305-мм и 47×120-мм орудий. Пароход взяли в качестве приза и 8 мая отправили во Владивосток.

Ночь с 14 на 15 мая в районе острова Дажелет.

…Вечером «Светлана», выполняя последний приказ Адмирала, самостоятельно направилась во Владивосток. Имея крен на левый борт и дифферент на нос, крейсер мог идти со скоростью не более 10 узлов.

Аварийная партия, спустившись вниз, приступила к работе. Сюда же прибежал и старший офицер Зуров. Ему доложили, что два человека не успели выскочить из погребов и остались там заживо погребенными. Но в это время было не до жалости. Была боязнь, что водонепроницаемые переборки не выдержат натиска воды. К ним начали приспосабливать упоры из деревянных брусьев. Вся работа происходила при тусклом свете фонарей. Дело в том, что все четыре динамо-машины были сосредоточены в одном месте — в носовой части судна. При постройке их нарочно расположили подальше от великокняжеских помещений, чтобы шумом динамо-машин не беспокоить августейшего пассажира. И случилось то, что можно было предвидеть заранее: все четыре динамо-машины, залитые водой, сразу вышли из строя. Хорошо, что успели приготовить и запустить недавно установленный «дизель-динамо», установленный в кормовой части.

Переборки, подпертые брусьями, выдерживали напор воды, но она, как внутренний враг, просачивалась сквозь щели перекошенных дверей и там, где по бортам проходили трубы. Из жилой палубы ее выкачивали ручными помпами и черпали ведрами. А за железной переборкой, в носовой части судна, были залиты водою бомбовые погреба — два 152-миллиметровых и один 47-миллиметровый. И «Светлана» приняла на себя новую тяжесть — около четырехсот тонн воды. Остановиться, подвести пластырь под пробоины и по всем правилам заделать их, было опасно — начались минные атаки. Это дело отложили до утра. А пока развернулись и пошли задним ходом. Давление воды уменьшилось, появилась возможность заделать множество мелких отверстий. Очень помог в этом деле новый прибор под названием Сварочный Аппарат. Применяемый в закрытых помещениях, он не демаскировал судно в ночной темноте.

– Сергей Павлович!

– А… да… слушаю вас … э-э, Игорь Семенович.

– Сергей Павлович, рация в порядке. Нужно проверить антенные провода, и если все в порядке, то включать аварийный сигнал.

В это время на верхней палубе наводили мелкие пушки на неизвестный корабль, приближавшийся к «Светлане». В темноте его плохо было видно. Еще одно мгновение — и последовал бы залп, но тот успел показать световым семафором свои позывные. Это был контрминоносец «Быстрый». Он пристал к «Светлане» и не расставался с ней до утра. Остаток ночи прошел в борьбе за живучесть, перетаскиванию ящиков со снарядами, перегрузке части угля на миноносец «Быстрый». К восьми часам утра произошла встреча с противником. Два его крейсера — «Отава» и «Ниитака» и контрминоносец «Муракумо» приближались к «Светлане». «Быстрый», изготовившись к бою, отступил.

На военном совете командир сказал:

— Всем вам, господа офицеры, ясно, какой для нас приближается ответственный момент. Я пробовал уйти, чтобы избежать неравного боя. Но малый ход, как видите, не позволяет нам это сделать. Против нас два крейсера, причем каждый из них в отдельности сильнее нашей «Светланы». А снарядов у нас мало. Исход сражения можно предсказать заранее — «Светлана» погибнет. Высказывайтесь, господа, теперь вы.

Все офицеры от младших до старших выразили одно мнение: сражаться до последнего снаряда, а потом взорвать крейсер. Минный офицер Воронец предупредил:

— Минный погреб со вчерашнего дня затоплен водой. Поэтому взорвать судно невозможно.

Трюмный механик Деркаченко внес другое предложение: — В последний момент открыть кингстоны и двери непроницаемых переборок. В несколько минут крейсер пойдет на дно.

Лейтенант Арцыбашев сказал: – Да как же мало снарядов! Третьего дня нам погрузили еще сто снарядов. Как знали.

Командир, захватив с собою на совет военно-морской устав, может быть, намеревался прочитать из него соответствующие к данному моменту статьи. Но теперь, выслушав все, он увидел, что в этом не было никакой надобности.

– А теперь по местам, господа офицеры. Боевая тревога!

Теперь «Светлана» направилась к корейскому берегу. Остров Дажелет, намечавшийся вдали скалами, остался справа. Расчеты капитана 1-го ранга Шеина сводились к тому, чтобы спасти команду, когда будет тонуть крейсер. Но японцы, очевидно, поняли этот маневр и, пользуясь преимуществом в ходе, старались отрезать «Светлану» от суши.

Первый выстрел сделал комендор Мякотников из орудия на юте. Снаряд лег с недолётом. На дальности 60 кабельтовых следующий выстрел лег очень близко, почти накрытием. Следующий выстрел и радостный крик: попадание!

– Три снаряда беглый огонь…

– Попадание, последний перелет. На дальномере 55…

Встреченный точным огнем крейсер «Отова» отвернул. К «Светлане» направился контрминоносец «Муракумо», обходя корабль с кормы. Навстречу ему последовал миноносец «Быстрый», открыв огонь с дистанции 30 кабельтовых. Скоро «Муракумо» стал терпеть поражение, на нем занялся сильный пожар. «Ниитака» открыла стрельбу, стремясь отогнать настырный кораблик, но «Быстрый» взял правее, обходя горевший истребитель, а затем с дистанции 25 кабельтовых выстрелил миной. Неприятель явно не ожидал и, помедлив, стал описывать координат, но вскоре под его кормой громыхнул взрыв и крейсер беспомощно закачался на волнах.

Миноносец «Быстрый» был единственным кораблем 2-й эскадры, вооруженным четырьмя торпедными аппаратами ОТА-40 с торпедами СЭТ-40. И его же успели вооружить двумя 76,2-мм пушками ЗиС-3. Долго привыкали моряки к большой крестовине, на которую опиралась пушка. Много ушибов вывихов и синяков вызывала эта ненавистная деталь пока к ней привыкли. Продолжая уходить к корейскому берегу, «Светлана» и «Быстрый» скоро потеряли японцев из виду…

16 мая Владивосток встречал победителей. А через две недели силами Отдельной пехотной дивизии был занят Порт-Артур. Именно там, на разрушенной батарее Электрического утеса ОН сказал, обращаясь на Запад:

– Одних мы укоротили. Теперь очередь за вами, наглецы и подонки. Наступает конец вашей эпохе.

Подписаться
Уведомить о
guest

62 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account