Англо-французская война 1893 года. Эпизод 16:«Будет некогда день, и погибнет великая Троя»…
Морской бой в Балеарском море произошел в тот день, когда, игнорируя соглашение 1890 года ввиду ведущихся военных действий, Франция полностью завершила захват прилегающих к южному берегу озера Чад султанатов Борну и Адамауа, находившихся в вассальной зависимости от султаната Сокото, вошедшего в британскую сферу, и французские войска заняли пункт Ило, центр торговых путей по обеим сторонам Нигера, вступив тем самым непосредственно на территорию Сокото…
Развертывание сил британской и французской эскадр 5-го ноября 1893 года, в двадцати двух милях к северу от острова Мальорка происходило к взаимному удовлетворению обоих командующих, потому, что и тот, и другой считали ситуацию благоприятной для себя. Битва стремительно приближалась к завязке. Эскадры шли 11-ти узловым ходом. На море — легкое волнение до двух баллов.
Британская эскадра сохраняла то же построение, что и по выходу из Гибралтара: во главе колонны шел «Коллингвуд», под флагом адмирала Маркхэма, за ним следовали броненосцы «Трафальгар», «Нил», «Дредноут», «Кампердаун», «Инфлексибл». Ее походный порядок замыкали крейсера «Эдгар», «Фирлэсс», «Фаэтон» и «Эмфион». Параллельным курсом с броненосцами шли репетичные суда — вооруженная яхта «Цирцея» и авизо «Кондор» ( они присоединились к эскадре у острова Ибица).
Французы также сохраняли походное построение, что и прежде: головным шел «Формидабль», за ним следовали «Тридан», «Амираль Бодэн» (флаг контр-адмирала Ле Буржуа), «Ош», «Амираль Дюпре», «Девастасьон» (флаг контр-адмирала Менара), «Марсо», «Дюгесклен». Их сопровождали крейсера «Сэйнелай» ( флаг контр-адмирала Фурнье), «Лаланд», «Фокон», «Лежэр» и авизо «Даг». Крейсера следовали отдельной колонной, по правому борту эскадры.
Британские крейсеры в 06.13 первыми открыли огонь по шедшему в авангарде неприятельской эскадры броненосцу «Формидабль», но после нескольких пристрелочных залпов, по сигналу адмирала Маркхэма, отвернули вправо, прекратив огонь. В 06.23 Маркхэм приказал открыть огонь по головному броненосцу неприятельской эскадры «Формидабль», шедшему под флагом адмирала Мегрэ. Французские крейсера, находившиеся на подбойном борту броненосцев, получили небольшую встряску, когда несколько английских перелетов легли рядом с ними. В 06.25 открыла огонь французская эскадра…
Около 06.44 «Формидабль» увеличил ход до 12-ти узлов, направляясь в промежуток между британской эскадрой и берегом острова Мальорка.
Адмирал Маркхэм со своей эскадрой попытался пересечь курс французской эскадры и с целью прижать противника поближе к острову Мальорка, повернул на 90° вправо способом «все вдруг». Это ему удалось. Увеличив дистанцию и заметив, что французы начали склоняться к востоку, британский адмирал снова повернул «все вдруг» на 90° влево и попытался выполнить охват головы. С 07.00 с дистанции около 28 кбт британские корабли вслед за «Коллингвудом» открыли огонь по «Формидаблю» из орудий главного калибра. Им ответил броненосец «Ош».
Броненосец «Ош» имел смешанное вооружение главного калибра: два 340-мм орудия помещались в башенных установках в носу и корме, а два 274-мм — в узких барбетах в середине корпуса. Забронирована вся артиллерия была солидно — и башни, и барбеты имели толщину 406 мм. Этот броненосец поистине был рекордсменом среди ровесников своего класса по средней артиллерии, имея восемнадцать 138-мм пушек.
По его примеру начали стрелять и другие французские броненосцы. Одновременно адмирал Мегрэ для выхода из «охвата» и улучшений условий стрельбы подвернул на четыре румба влево, и противники оказались почти на параллельных курсах.
Точность стрельбы французских кораблей во время завязки боя снижалась их маневрированием для уклонения от приближения к испанским территориальным водам, а британских — невыгодным положением относительно солнца, слепившего глаза канонирам.
Через 25 минут «Формидабль», для очередного уклонения, повернул на восемь румбов вправо. Расценив этот поворот как намерение пройти под кормой британской эскадры, адмирал Маркхэм вновь повернул способом «все вдруг» на обратный курс. «Инфлексибл» стал головным, и противники разошлись контркурсами на дистанции 26–27 кбт, введя в действие артиллерию среднего калибра. С приближением кораблей противника к французскому арьергарду командир французской дивизии крейсеров адмирал Фурнье перевёл крейсера на левую сторону броненосной эскадры. При этом «Сэйнелай» почти одновременно поразили три крупных снаряда, один из которых разрушил основание первой дымовой трубы. 11 человек ( в том числе 2 офицера) были убиты, свыше 30 человек получили ранения. По приказанию адмирала Фурнье крейсера увеличили ход, вышли из-под обстрела и приблизились к траверзу «Формидабля».
Около 08.10 дистанция между главными силами настолько увеличилась, что только концевые корабли продолжали редкий огонь. Опоздав с последовательным поворотом вправо, Маркхэм оказался позади французской эскадры. Мегрэ, приказав увеличить ход до 14-ти узлов, лёг на курс норд-ост — к Тулону.
Первая фаза боя на этом завершилась. Обе стороны могли подвести предварительные итоги.
Несмотря на пассивное маневрирование и не очень выгодные условия французским кораблям удалось добиться двух попаданий тяжёлыми снарядами в «Коллингвуд» ( один снаряд главного калибра, разорвавшийся у грот-мачты британского флагманского броненосца, произвёл большие опустошения), одного — в «Кампердаун» и двух — в «Инфлексибл» ( причем оба пришлись в носовую оконечность).
Из французских кораблей более пяти попаданий снарядами разных калибров получил «Ош»(из-за обилия и нагромождения надстроек броненосец называли среди моряков «гранд-отелем», что вряд ли было лестным неофициальным прозвищем для «главной силы флота»). Из них, один снаряд главного калибра сделал подводную пробоину в кормовой части броненосца, где было затоплено несколько отделений. Осколок другого снаряда повредил подшипник левой машины, но к счастью, это пока не сказывалось на ее работе — броненосец продолжал держать заданную флагманом скорость. Получены были также различные повреждения в надстройках корабля, вспыхнуло несколько пожаров, впрочем, быстро потушенных силами команды. На «Ош» погибло 9 матросов, ранения получили 1 офицер и 28 матросов.
Три попадания получил броненосец «Формидабль», по одному – «Амираль Дюпре», «Марсо» и «Дюгесклен». Однако эти снаряды не нанесли серьёзных повреждений или потерь в людях.
Адмирал Маркхэм предпринял нерешительную попытку догнать противника своими броненосными силами, произведя очередное перестроение с поворотом «все вдруг» ( «Коллингвуд» вновь стал головным), одновременно увеличив ход до 15-ти узлов и направив вперед крейсера. Около 09.25 на дистанции свыше 30 кбт обе стороны возобновили огонь из орудий главного калибра. Британские крейсера, следовавшие двумя колоннами ( в левой — «Эдгар» и «Фирлэсс», в правой — «Фаэтон» и «Эмфион»), сблизившись с отставшим «Дюгескленом» на 26 кбт, попытались поставить французов в два огня. Здесь старший артиллерист «Дюгесклена» блестяще справился с задачей. Открыв огонь из ретирадных орудий по британским крейсерам, он уже вторым залпом поразил неприятельский корабль — «Эдгар», выведя из строя 11 человек. Крейсер «Эдгар» поспешил отвернуть и вскоре отстал. В 09.44 адмирал Маркхэм, склонившись несколько вправо, тоже решил прекратить бой.
На «Дюгесклене» тяжёлый британский снаряд поразил кромку прикрытия механизмов наводки кормового 270-мм орудия, слегка ранив двух артиллеристов.
Около 10.00 «Фаэтон» и «Эмфион» возобновили огонь по «Дюгесклену». Один из снарядов, выпущенных с «Эмфиона», повредил амбразуру кормовой барбетной установки орудий главного калибра броненосца и заклинил саму установку. «Дюгесклен» удачно отвечал, поразив в течение 10 минут крейсер «Эмфион» по крайней мере дважды. Наиболее серьёзным повреждением у «Эмфиона» оказалась большая пробоина в небронированном борту у кают-компании — всего в 30 см выше ватерлинии. Через пробоину внутрь корпуса начала захлестываться забортная вода.
Адмирал Маркхэм, воодушевившись мужеством крейсеров, продолжил преследование и в 10.35 возобновил бой. «Коллингвуд» открыл частый огонь по концевому кораблю французской эскадры — «Дюгесклену».
На «Дюгесклене» два британских снаряда ударили практически одновременно в кормовую башню главного калибра, однако броню не пробили. Тем не менее кормовая башня прекратила огонь из-за поломки компрессора. Еще один британский снаряд повредил дымовую трубу броненосца. Около 10.48 тяжелый британский снаряд разорвался о фок-мачту между мостиками броненосца. Находившиеся на мостике командир броненосца и штурман были убиты, ранения получили все находившиеся поблизости (6 человек). Командование броненосцем принял старший артиллерист корабля.
Французский командующий адмирал Мегрэ, стал доворачивать вправо, в направлении мыса Форментор, намереваясь всей эскадрой прикрыть ««Дюгесклен». Бой возобновился с новой силой, вступив в третью фазу…
Вскоре после 11.20 англичане, оставив «Дюгесклен», пока не имевший серьёзных повреждений, особенно хорошо пристрелялись по броненосцу «Ош». В 11.36 один из британских снарядов главного калибра поразил боевую рубку броненосца и вывел из строя управление. Неуправляемый «Ош» начал описывать циркуляцию вправо, угрожая тараном следующим за ним кораблям. Он едва не столкнулся с броненосцем «Амираль Дюпре», вынужденным застопорить ход. Строй французов нарушился, шедшие концевыми за «Амираль Дюпре», броненосцы «Девастасьон» (флаг контр-адмирала Менара), «Марсо» и «Дюгесклен», беспорядочно маневрировали, мешая друг другу стрелять. Около 11.45 контр-адмирал Менар наконец смог привести строй в порядок и, обойдя застопорившиеся «Ош» и «Амираль Дюпре», повел броненосцы вслед за флагманом. За ними, постепенно набирая ход, двинулся «Амираль Дюпре». В 11.53 «Ош» наконец возобновил движение. За этот короткий промежуток времени «Ош» получил несколько попаданий, на нем были повреждены дымовые трубы, шлюпки, снесено большинство прожекторов, возобновились пожары.
«Формидабль», «Тридан» и «Амираль Бодэн», оказавшись вне обстрела британцами, вели огонь по флагманскому броненосцу Маркхэма, отчего «Колингвуд» скрывался среди водных столбов от падений снарядов и корректировать огонь по нему было чрезвычайно тяжело. Адмирал Мегрэ решился пойти на сближение с главными силами Маркхэма для артиллерийской дуэли, что не сулило французам ничего хорошего. Мегрэ предполагал, что броненосные эскадры, сойдясь на 7-10 кабельтов или еще ближе, в этот момент пустят в ход мины…
Около 12:10 британская эскадра повернула на север, охватывая броненосцы «Девастасьон», «Марсо», «Дюгесклен», «Амираль Дюпре» и «Ош», и преграждая им путь к Тулону. Шесть британских броненосцев интенсивно обстреливали отстающий все больше и больше «Ош». На море усиливалось волнение и броненосец опасно захлестывало волнами.
В течение пяти минут, с 12.28 до 12.33, «Ош» получил несколько попаданий, выведших из строя котельные отделения, и остановился. В 12.37 тяжелый снаряд пробил носовую оконечность ниже ватерлинии и броненосец начал погружаться носом в море. Командир броненосца приказал экипажу спускать уцелевшие шлюпки на воду и спасаться, оставив корабль. «Ош» затонул с дифферентом на нос спустя несколько минут.
Британцы почти сразу прекратили обстреливать гибнущий «Ош» и переключили все свое внимание на «Амираль Дюпре». Французские броненосцы продолжали вести огонь по «Колингвуду» и вскоре флагманский корабль адмирала Маркхэма получил несколько чувствительных попаданий. Орудия главного калибра были выведены из строя, рулевое управление заклинено и броненосец начал описывать циркуляцию. Лишь после полного круга на броненосце смогли восстановить управляемость, используя ручные приводы перекладки руля, и положили корабль на прежний курс. Адмирал Маркхэм при этом сохранял олимпийское спокойствие и невозмутимо наблюдал за ходом боя с открытого мостика, как будто ничего особенного не случилось.
«Трафальгар», возглавивший теперь кильватерную колонну британцев, продолжал следовать прежним курсом. Огонь французов был сосредоточен на нем. В 13.02 французский снаряд попал в его кормовую часть, повредив рулевое управление. Корабль вышел из строя влево. Повреждение через некоторое время починили, но «Трафальгар» сильно отстал и медленно догонял свою эскадру, которую вел «Нил».
В 13.11 «Амираль Дюпре», получивший к тому времени несколько крупных пробоин ниже ватерлинии, низко сел в воду. Он принял критически большую массу воды, распространившуюся по всем палубам. Около 13:23 с сильным пожаром в надстройках, имея тяжёлые повреждения и потеряв управление, «Амираль Дюпре» выкатился из строя влево и стал описывать циркуляцию, имея крен на левый борт 12° и большой дифферент на нос. Он не справился с поступлением воды и около 13.40, начал заваливаться на левый борт. При этом британская эскадра оказалась всего лишь в 10 кбт от погибавшего французского корабля, командир которого распорядился продолжать бой. С броненосца были выпущены мины из кормового минного аппарата. Минная атака не увенчалась успехом, однако заставила британцев усиленно маневрировать и сбавить ход. При этом они открыли по гибнущему броненосцу бешеный огонь. В 13.56 «Амираль Дюпре» затонул.
Следующей жертвой британской эскадры едва не стал броненосец «Дюгесклен», получивший несколько тяжелых повреждений.
Около 14.10 главные силы британского флота, замешкавшись, уже не имели сил продолжить преследование и вскоре прекратили огонь. Оставшиеся французские броненосцы, возглавляемые «Девастасьоном», легли на обратный курс. Адмирал Мегрэ, отказался от мысли сближаться на кинжальную дистанцию и повел свою колонну параллельным, с ведомыми «Девастасьоном» кораблями, курсом, продолжая обстреливать британский «Трафальгар». Два снаряда крупного калибра с броненосца «Амираль Бодэн», попали в корму британского корабля ниже ватерлинии и он начал ощутимо оседать, потеряв ход. На «Трафальгаре» вспыхнуло несколько пожаров, он с большим креном на корму вышел из строя. Кроме того, одно попадание получил авизо «Кондор»-на нем было ранено два матроса.
Примерно около 14.25 обе эскадры обменялись последними выстрелами и бой завершился. Французская эскадра 13-ти узловым ходом поспешно уходила к Тулону, британская — повернула на запад. Крейсера британского Средиземноморского флота подошли к месту гибели французских кораблей и приступили к спасению уцелевших…
Вскоре им также пришлось начать спасение экипажа броненосца «Трафальгар», который принял очень много воды через пробоины в кормовой части и уже не мог держаться на плаву.
Сражение у Мальорки, несмотря на нерешительные, в целом, действия адмирала Маркхэма, завершилось победой британского флота. Два французских броненосца были потоплены в бою, еще два, по меньшей мере, имели серьезные повреждения и, по всей видимости, по возвращении в Тулон, их ожидал длительный ремонт. Общие потери французов были велики. На «Ош» погибло 309 человек ( спасено было 302 чел.), на «Амираль Дюпре» погибло 505 человек ( спасено 141 чел.). Общие потери на других французских кораблях составили 46 убитыми и свыше 120 раненными.
Британская эскадра потеряла броненосец «Трафальгар» ( на котором было убито 57 человек и свыше 80 ранено). Общие потери британской стороны составили 109 человек убитыми и 176 человек раненными.
Французская эскадра достигла Тулона вечером 6-го ноября…Известия об исходе сражения у Мальорки погрузили Францию в траур…