Альтернативные английские зенитные крейсера типа «Саутгемптон», а так же «Таун» и «Бруклин»
Стиснутая условиями Вашингтонского и Лондонского соглашения (Зенитные крейсера типа «Могами»), Япония не могла построить новые тяжелые крейсера. Но и списывать старые крейсера, Япония не хотела. В поисках решения как обойти навязанные соглашения, Страна Восходящего Солнца пришла к идее строить тяжелые крейсера под видом легких. Другими словами, крейсер сейчас должен получить легкую артиллерию, а там как придет время – поставить орудия крупного калибра. По мере развития проекта, было принято решение, вооружать крейсер не 6-дюймовой артиллерией, а вооружить его спаренными 100-мм установками. Такое подход позволял найти больше резерва для водоизмещения (ведь предстояло 10 тыс. тонн уместить в корпусе 8,5-тысяч тонн), и выигрыш даже сотен тонн был существенным.
Оба потенциальных противника – Великобритания и США – с интересом отнеслись к строительству крейсеров ПВО (не подозревая о том, что сами японцы хотят получить классический крейсер), и решили ответить ровно тем же – своими крейсерами ПВО.
США заложили крейсера типа «Бруклин», получивших 9 127-мм установок.
Великобритания ответила серией «Саутгемптон» — 16 102-мм установок.
Американские крейсера типа «Бруклин» получились хороши – мощная зенитная артиллерия (14 стволов на борт) была хороша как против авиации (особенно после появления снарядов с радиовзрывателями), так и против вражеских эсминцев (хотя отмечено не мало рапортов, о том, что 127-мм была все же слаба, и в близком бою, особенно против крейсеров, лучше бы подошли 152-мм орудия).
Что касается серии «Саутгемптон» то оценка двояка. С одной стороны крейсера несли очень мощное зенитное вооружение – 32 ствола (на борт 9 установок), не считая зенитных автоматов. Создаваемый частокол огня позволял надежно прикрывать как сам крейсер, так и охраняемые суда. Не случайно, восторженные отзывы о таких кораблям именно во время конвойных операций – в Средиземном море, Арктических конвоях, и на Тихом океане. С другой стороны, многочисленная, но малокалиберная артиллерия (102-мм) показала не очень в артиллерийском бою. Схватка с каким-нибудь вражеским кораблем, имеющим 127-150-мм орудия (вспомогательные крейсера, эсминцы, легкие крейсера), приводила к тяжелым повреждениям английского крейсера, даже несмотря на превосходстве в водоизмещении и размерах.
Стремясь исправить недостатки типа «Саутгемптон», Великобритания заложила крейсера типа «Таун» (иногда разделают на два подтипа
«Манчестер»
и
«Белфаст»), в которых вернулась к 152-мм калибру. Впрочем, зенитные качества по-прежнему стояли во главе угла, и крейсера получили 152-мм универсальные орудия, которые позволяли с “пулеметной скоростью” вести огонь по вражеским кораблям и самолетам. К сожалению, технические проблемы (один заедает, второй по своим стреляет) преследовали башни крейсеров тип «Таун» вплоть до окончания ВМВ.
****
Примечание.
Оригинальный «Бруклин» малость не подходил, поэтому взял крейсер из «Кировской весны» коллеги Дмитрий.
У англичан, один тип «Белфаст» выступает в роли «Саутгемптон», «Манчестера» и собственно «Белфаста»
Что касается «Манчестера» и «Белфаста» то не определился какой вариант башни выбрать