Андрей Малеев. Крейсер, слишком похожий на эсминец

18

Андрей Малеев. Крейсер, слишком похожий на эсминец

Статья Андрея Малеева с сайта WARSPOT от 16 июля 2015 года

Содержание:

Крейсер Atlanta, в отличие от распространенной практики в военной среде, когда награды достаются непричастным, а наказания – невиновным, по праву заслужил пять боевых звезд и благодарность от президента Соединенных Штатов за проявленный героизм и несокрушимый боевой дух.

Итогом Лондонской конференции, проходившей в период с 6 февраля по 22 апреля 1930 года, стало не только ограничение общего тоннажа легких крейсеров (для Великобритании – 192 200 т, для США – 143 500 т, для Японии – 100 400 т; по Франции и Италии договоренности достичь не удалось), но и появление нового класса кораблей – крейсеров «лондонского» типа. Согласно условиям договора, водоизмещение этих кораблей не должно было превышать 8000 тонн, а калибр их орудий – 152 мм. В США проектирование крейсеров «лондонского» типа шло по двум направлениям: создание компактного многоцелевого крейсера и крейсера-лидера эсминцев. Корабли типа Atlanta, часто упоминаемые как крейсеры ПВО, изначально разрабатывались именно как лидеры эсминцев. По сути, это был значительно увеличенный эскадренный миноносец, способный развивать скорость до 40 узлов и предназначенный для защиты своих эсминцев (в том числе от одиночных воздушных целей на средних высотах) и уничтожения вражеских эсминцев.

Тактико-технические характеристики

Точкой отсчета в истории создания крейсеров типа Atlanta послужило решение, принятое в декабре 1936 года, о начале разработки предварительных проектов для постройки десяти крейсеров-лидеров эсминцев с водоизмещением в диапазоне от 5 до 7 тысяч тонн. На начальных этапах проектирования рассматривались два варианта артиллерийского вооружения: «увеличенный эсминец», оснащенный универсальными 127-мм орудиями, и крейсер с комбинированным вооружением, состоящим из четырёх 152-мм орудий (две двухорудийные башни в оконечностях) и универсальных 127-мм орудий в средней части корпуса. Окончательный выбор в пользу однородного вооружения из 127-мм орудий был сделан в конце 1937 года. Отказ от смешанного вооружения объяснили тем, что при водоизмещении в 8000 тонн не представлялось возможным удовлетворить всем требованиям, предъявляемым к новому кораблю. Любопытно, что проект со смешанным вооружением не был реализован американцами даже на более крупных крейсерах типа Omaha. Официальной причиной отказа обычно называют опасения относительно остойчивости кораблей с подобным составом вооружения.

Несмотря на продолжительные споры о вооружении, разработка предварительного проекта нового крейсера с водоизмещением 6000 тонн была завершена к июлю 1938 года. Всего по проекту Atlanta было построено одиннадцать кораблей, включая три крейсера 3-й серии, которые вошли в состав флота уже после окончания Второй мировой войны.

Спуск на воду крейсера Atlanta (CL-51), 6 сентября 1941 года. Источник: navsource.org

Спуск на воду крейсера Atlanta (CL-51), 6 сентября 1941 года. Источник: navsource.org

Крейсеры типа Atlanta

Название (бортовой номер)ВерфьДата закладкиДата спуска на водуДата ввода в строй
Atlanta (CL-51)Federal Shipbuilding and Drydock Co.22.04.194006.09.194124.12.1941
Juneau (CL-52)Federal Ship.building and Drydock Co.27.05.194025.10.194114.02.1942
San Diego (CL-53)Bethlehem Steel Co., Quincy27.03.194026.07.194110.01.1942
San Juan (CL-54)Bethlehem Steel Co., Quincy15.05.194006.09.194128.02.1942
Oakland (CL-95)Bethlehem Steel Co., San Francisco, California13.07.194123.10.194217.07.1943
Reno (CL-96)Bethlehem Steel Co., San Francisco, California01.08.194123.12.194228.12.1943
Flint (ex-Spokane) (CL-97)Bethlehem Steel Co., San Francisco, California23.10.194225.01.194431.08.1944
Tucson (CL-98)Bethlehem Steel Co., San Francisco, California23.12.194203.09.194403.02.1945
Juneau II (CL-119)Federal Shipbuilding and Drydock Co.15.09.194415.07.194515.02.1946
Spokane (CL-120)Federal Shipbuilding and Drydock Co.15.11.194422.09.194517.05.1946
Fresno (CL-121)Federal Shipbuilding and Drydock Co.12.02.194505.03.194627.11.1946

Существовало три серии крейсеров типа Atlanta: 1-я (CL-51-54); 2-я (CL-95-98); 3-я (CL-119-121). Наибольшее водоизмещение среди них имели корабли 3-й серии (стандартное – 6700 т, полное – 8450 т).

Основные геометрические размеры крейсеров типа Atlanta 1-й серии

КорабльAtlanta (CL-51), Juneau (CL-52)San Diego (CL-53), San Juan (CL-54)
Стандартное водоизмещение, т65906590
Полное водоизмещение, т81008100
Длина, м165,05165,2
Ширина, м16,2116,21
Осадка, м6,256,25

Вооружение

В соответствии с проектом, вооружение крейсеров типа Atlanta было тем же, что и у довоенных американских эсминцев, и состояло из универсальной артиллерии среднего калибра, зенитных автоматов и торпедных аппаратов.

В качестве артиллерии среднего калибра на крейсерах 1-й серии использовались шестнадцать 127-мм универсальных орудий (масса снаряда – 24,4 кг, дальность стрельбы – 100 кб, максимальный угол возвышения – 85 гр, скорострельность – 15 выстр/мин), располагавшихся в восьми двухорудийных башенных установках. По три башни располагались линейно-возвышенно на носу и корме, ещё две – в средней части по бортам корабля.

Спаренные носовые орудийные башни крейсера Juneau (CL-52). Фото сделано на Нью-Йоркской военно-морской верфи 19 марта 1942 года. Источник: navsource.org

Спаренные носовые орудийные башни крейсера Juneau (CL-52). Фото сделано на Нью-Йоркской военно-морской верфи 19 марта 1942 года. Источник: navsource.org

Универсальная артиллерия корабля изначально обладала ограниченной возможностью воздействия на надводные цели. Во-первых, это обусловливалось низкими характеристиками 127-мм орудий (те же 152-мм орудия превосходили их по поражающему эффекту в 1,7–2 раза), во-вторых – расположением башен (семь башен одного борта могли одновременно обстреливать цель лишь в ограниченном шестидесятиградусном секторе). Для управления огнём 127-мм универсальных установок использовались два новейших директора управления огнём Mk37 (приняты на вооружение в 1939 году).

Спаренные бортовая орудийная башня №4 и антенная РЛС SC-1 крейсера Juneau (CL-52). Фото сделано на Нью-Йоркской военно-морской верфи 19 марта 1942 года. Источник: navsource.org

Спаренные бортовая орудийная башня №4 и антенная РЛС SC-1 крейсера Juneau (CL-52). Фото сделано на Нью-Йоркской военно-морской верфи 19 марта 1942 года. Источник: navsource.org

Благодаря своим баллистическим показателям, темпу стрельбы и расположению орудий (позволявшему вести огонь по любой цели одновременно минимум из шести стволов), 127-мм артиллерийские системы вполне соответствовали требованиям для ведения огня по воздушным объектам с больших дистанций до момента открытия ими ответного огня. Тем не менее, ограниченное количество – всего два – директора управления зенитным огнём, не позволяло универсальным орудиям эффективно атаковать более двух воздушных целей одновременно.

Зенитное вооружение крейсеров Atlanta (CL-51) и Juneau (CL-52) включало три счетверённые 28-мм зенитные установки, которые еще на этапе проектирования первых кораблей оценивались как излишне тяжёлые и медленные, и планировались к замене на 40-мм спаренные артиллерийские установки Bofors по мере их поступления. При постройке следующих двух кораблей этой серии, San Diego (CL-53) и San Juan (CL-54), зенитное вооружение было усилено до четырёх счетверённых 28-мм установок. Эксперты не пришли к единому мнению относительно момента оснащения San Diego и San Juan восемью одноствольными 20-мм зенитными автоматами – это могло произойти как в процессе строительства, так и позднее.

Исходя из основного предназначения крейсеров типа Atlanta – совместных действий с эсминцами – каждый из них был оснащён двумя счетверёнными 533-мм торпедными аппаратами.

Вооружение крейсеров типа Atlanta:

Корабль1-я серия: Atlanta (CL-51), Juneau (CL-52)1-я серия: San Diego (CL-53), San Juan (CL-54)2-я серия3-я серия
Артиллерийские установки
127-мм спаренные8866
40-мм счетверённые6
40-мм спаренные84
28-мм счетверённые34
20-мм спаренные8
20-мм одноорудийные816
Торпедные аппараты
533-мм счетверённые222

Корабли первой серии больше соответствовали роли минно-артиллерийских судов, нежели специализированных крейсеров противовоздушной обороны. Только на кораблях второй серии была предпринята попытка усилить зенитное вооружение путем замены двух бортовых 127-мм орудийных башен на сдвоенные 40-мм установки. Примечательно, что на этих крейсерах сохранили торпедные аппараты. Решение об их демонтаже было принято только в конце войны, и его реализовали только на Oakland (CL-95) и Tucson (CL-98). В итоге, только корабли третьей серии, вступившие в строй после завершения Второй мировой войны, можно считать настоящими крейсерами ПВО. Сами же американцы стали классифицировать корабли типа Atlanta как лёгкие крейсеры ПВО (Cruiser Light Anti-Aircraft) только с 18 марта 1949 года.

Бронирование

Броневая защита кораблей первой серии была выполнена по стандартной для американских крейсеров схеме, включавшей вертикальную и горизонтальную защиту. Горизонтальная защита состояла из броневой палубы толщиной 32 мм, а основным элементом вертикальной защиты был 95-мм броневой пояс, который замыкался 95-мм траверсами и защищал машинные отделения. Артиллерийские погреба в носовой и кормовой частях прикрывал подводный пояс толщиной от 28 до 95 мм, интегрированный в корпус и не имевший под собой обшивки. Толщина брони башен составляла от 25 до 32 мм, а боевой рубки – 62,5 мм (в некоторых русских источниках указывается 65 мм). Интересно, что на кораблях второй и третьей серий бронирование боевой рубки отсутствовало. Все крейсеры первой серии имели двойное дно. В целом, вес брони составлял 585,5 тонны или 8,9% от стандартного водоизмещения, что было сопоставимо с уровнем бронирования устаревших крейсеров типа Omaha.

Крейсер Atlanta (CL-51) во время ходовых испытаний, 1941 год. Источник: navsource.org

Крейсер Atlanta (CL-51) во время ходовых испытаний, 1941 год. Источник: navsource.org

Энергетическая установка

Каждый крейсер класса Atlanta имел двухвальную силовую установку, включавшую в себя два турбозубчатых агрегата производства Westinghouse и четыре нефтяных паровых котла Babcock & Wilcox. Существуют разногласия среди исследователей относительно компоновки силовой установки; наиболее распространенным является мнение о парном размещении котлов в носовом и кормовом котельных отделениях, разделенных машинным отделением. Обычно в справочной литературе указывается мощность силовой установки в 75 000 лошадиных сил, максимальная скорость крейсеров в 32,5 узла и наибольшая дальность плавания в 8500 морских миль при скорости 15 узлов и запасе топлива в 1360 тонн нефти. Информация о максимальной скорости в 40 узлов, которую распространяли американцы во время войны, скорее всего, была намеренной дезинформацией. Эта тактика оказалась достаточно успешной – даже советские моряки, союзники американцев, полагали, что крейсеры класса Atlanta оснащены четырёхвинтовыми силовыми установками и достигают скорости в 38–40 узлов (согласно «Справочнику корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год»). Однако, достоверно известно, что во время испытаний головной крейсер Atlanta (CL-51) достиг скорости в 33,67 узла при мощности силовой установки в 78 985 л. с. и водоизмещении в 7404 тонны (увеличение водоизмещения до полного неизбежно приводило к снижению скорости корабля).

В итоге, крейсеры класса Atlanta, которые часто классифицируют как крейсеры ПВО, не в полной мере соответствовали ни крейсерам, ни кораблям ПВО (им недоставало огневой мощи и брони, необходимых крейсерам, и систем управления зенитным огнём, характерных для кораблей ПВО).

Экипаж

Численность экипажа по штату мирного времени составляла 623 человека, по штату военного времени – 820 человек (по данным русскоязычных источников – 810 человек).

Боевая служба

Крейсер Atlanta (CL-51) заложили 22 апреля 1940 года на государственной верфи Federal Shipbuilding and Drydock Co. в городе Кирни (штат Нью-Джерси) и спустили на воду 6 сентября 1941 года. «Крёстной матерью» крейсера выступила автор всемирно известного бестселлера «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл. Корабль был назван в честь столицы штата Джорджия.

Маргарет Митчелл разбивает бутылку шампанского о форштевень крейсера Atlanta (CL-51), 6 сентября 1941 года. Источник: navsource.org

Маргарет Митчелл разбивает бутылку шампанского о форштевень крейсера Atlanta (CL-51), 6 сентября 1941 года. Источник: navsource.org

Официальная церемония ввода крейсера в строй состоялась 24 декабря 1941 года на Нью-Йоркской военно-морской верфи в Бруклине. Первым и, как оказалось, единственным капитаном корабля стал Сэмюэл П. Дженкинс.

Официальная процедура ввода в строй крейсера Atlanta (CL-51), 24 декабря 1941 года. Крайний слева – Сэмюэл П. Дженкинс, в центре – Маргарет Митчелл. Источник: navsource.org

Официальная процедура ввода в строй крейсера Atlanta (CL-51), 24 декабря 1941 года. Крайний слева – Сэмюэл П. Дженкинс, в центре – Маргарет Митчелл. Источник: navsource.org

В соответствии с русскоязычными источниками, после вступления в строй Atlanta стала флагманом 10-й дивизии Атлантического флота. Однако англоязычные источники (в частности, официальная версия истории корабля на сайте ussatlanta.com) не упоминают о флагманстве крейсера, ограничивая описание его пребывания в Атлантике двумя пробными переходами с последующим возвращением на Нью-Йоркскую военно-морскую верфь для устранения выявленных неполадок. 31 марта 1942 года корабль покинул Нью-Йорк и отправился к Панамскому каналу.

Крейсер Atlanta (CL-51) во время ходовых испытаний, ноябрь 1941 года. Источник: navsource.org

Крейсер Atlanta (CL-51) во время ходовых испытаний, ноябрь 1941 года. Источник: navsource.org

После заходов в Кристобаль (8 апреля) и Бальбоа (12 апреля) крейсер провёл разведку в районе острова Клиппертон (необитаемый атолл в 670 милях юго-восточнее мексиканского города Акапулько) и уже 23 апреля прибыл на базу Пёрл-Харбор, расположенную на Гавайских островах (по данным русскоязычных источников, там он приступил к исполнению обязанностей флагмана 11-й дивизии). Переход из Нью-Йорка в Пёрл-Харбор не сказался на боеспособности корабля – уже 3 мая он провел зенитные стрельбы в районе острова Оаху, а 10 мая выполнил свое первое боевое задание (эскортирование совместно с эсминцем McCall (DD-400) артиллерийского транспорта Rainier (AE-5) и танкера Kaskaskia (AO-27) в порт Нумеа, расположенный на острове Новая Каледония). 16 мая 1942 года крейсер Atlanta был включён в состав «Оперативного соединения 16» (англоязычное название – TF16), основу которого составляли авианосцы Enterprise (CV-6) и Hornet (CV-8).

Крейсер Atlanta (CL-51) на базе Пёрл-Харбор, май 1942 года Источник: navsource.org

Крейсер Atlanta (CL-51) на базе Пёрл-Харбор, май 1942 года Источник: navsource.org

Битва за Мидуэй

Соединение TF16 прибыло к атоллу 26 мая 1942 года. Начиная с утра 28 мая Atlanta осуществляла охранение американских кораблей, находившихся к северо-востоку от Мидуэя, а после поступления информации о приближении японцев с юго-запада (с утра 4 июня) крейсер эскортировал авианосец Hornet (CV-8). Поскольку основной удар противника пришёлся на соединение TF17, Atlanta оказалась несколько в стороне от эпицентра сражения, в ходе которого самолётам с авианосцев Yorktown (CV-5) и Enterprise (CV-6) удалось потопить четыре японских авианосца. Не снискав победных лавров, но выполнив поставленную задачу, 11 июня крейсер вместе с соединением TF16 отправился в Пёрл-Харбор.

Крейсеры Atlanta (CL-51) и Vincennes (CA-44) эскортируют авианосец Hornet (CV-8) в ходе битвы за Мидуэй. Цензор удалил с фотографии изображение РЛС крейсера Atlanta. Источник: navsource.org

Крейсеры Atlanta (CL-51) и Vincennes (CA-44) эскортируют авианосец Hornet (CV-8) в ходе битвы за Мидуэй. Цензор удалил с фотографии изображение РЛС крейсера Atlanta. Источник: navsource.org

Крейсер прибыл в Пёрл-Харбор 13 июня, и вскоре после этого, 21, а также 25-26 июня, экипаж дважды практиковал отражение атак с воздуха. В начале июля, с 1 по 6 число, корабль прошёл техническое обслуживание в сухом доке, где была очищена его подводная часть. Затем начались усиленные тренировки по поражению быстродвижущихся воздушных и надводных целей. Примечательно, что, несмотря на ограниченные возможности своей артиллерии, «Атланта» тренировалась и в ведении огня по площадям.

15 июля 1942 года, оставаясь частью оперативного соединения TF16, крейсер направился к архипелагу Тонга. Там, 24 июля, он осуществил дозаправку эсминца Maury (DD-401). С 29 июля 1942 года «Атланта» была включена в состав «Оперативной группы 61.2» (TF61) и с 7 августа принимала участие в обеспечении безопасности высадки десанта на Восточных Соломоновых островах.

Бой у Восточных Соломоновых островов

Получив данные о планируемой высадке американских войск на Гуадалканале, командующий японским флотом, адмирал Ямамото, отдал приказ о переброске основных сил на юг. Цель состояла в уничтожении американских транспортных судов, направлявшихся к месту высадки. 23 августа японская эскадра была обнаружена американской разведывательной авиацией, однако атаковать её не удалось из-за неблагоприятных погодных условий (по версии США) или благодаря своевременному маневрированию японских кораблей (по японской версии). 24 августа крейсер «Atlanta» обеспечивал защиту авианосца «Enterprise». Хронология событий этого дня, согласно американским источникам, такова:

Первое сообщение о приближающихся вражеских самолетах поступило в 13:28.

В 15:30 крейсер, двигаясь со скоростью 20 узлов, зафиксировал группу японских самолетов, приближавшихся с северо-северо-западного направления.

В 16:37, получив подтверждение об угрозе, крейсер увеличил скорость до 25 узлов.

В 17:06 с авианосца «Enterprise» начался подъем авиации.

В 17:10 американские корабли подверглись атаке 18 японских бомбардировщиков Aichi D3A1, взлетевших с авианосцев «Shokaku» и «Zuikaku».

В течение следующих одиннадцати минут «Atlanta», маневрируя на скорости 27 узлов, вел интенсивный зенитный огонь из 127-мм орудий и 28-мм зенитных автоматов. Согласно рапорту капитана Дженкинса, экипажу крейсера удалось сбить пять вражеских самолетов. Примечательно, что в описаниях боя упоминается также огонь из 20-мм автоматов, хотя многие исследователи отрицают их наличие на борту крейсера. В ходе атаки авианосец «Enterprise» получил одно прямое попадание бомбы и повреждения от близких взрывов еще пяти бомб.

После торпедирования авианосца «Saratoga» японской подводной лодкой I-26 (31 августа 1942 года) крейсер «Atlanta» сопровождал поврежденный авианосец и буксировавший его крейсер «Minneapolis» (СА-36). По прибытии в Тонга (6 сентября) «Atlanta» пополнил запасы с крейсера «New Orleans» (СА-32) и находился в резерве. С 13 по 15 сентября он сопровождал авиатранспорт «Hammondsport» (APV-2) и артиллерийский транспорт «Lassen» (АЕ-3). После прибытия в Нумеа (19 сентября) крейсер пополнил запасы и 21 сентября был включен в состав «Оперативной группы 64», которая являлась частью соединения TF17 (по западным данным – в состав TG 66.4). С 23 по 26 сентября крейсер «Atlanta» вместе с эсминцами «Walke» (DD-416) и «Benham» (DD-397) сопровождал линкор «Washington» (ВВ-56) в Тонга. После сопровождения конвоя (с 11 по 13 октября) и пополнения запасов в Эспириту-Санто (Вануату), его привлекли к непосредственной поддержке операции на Гуадалканале, куда корабль прибыл 23 октября во второй половине дня.

 

Крейсер Atlanta (CL-51). Фотография сделана с борта тяжёлого крейсера San Francisco (СА-38) 16 октября 1942 года. Интересно, что орудия башен №1 и №3 находятся в положении для стрельбы по воздушным, а башни №2 – по надводным целям. Источник: navsource.org

Крейсер Atlanta (CL-51). Фотография сделана с борта тяжёлого крейсера San Francisco (СА-38) 16 октября 1942 года. Интересно, что орудия башен №1 и №3 находятся в положении для стрельбы по воздушным, а башни №2 – по надводным целям. Источник: navsource.org

В ходе начавшегося спустя два дня наступления японской армии на Гуадалканале Atlanta прикрывала авианосцы, действуя в составе соединения TF64 (в состав соединения также входили линкор Washington (ВВ-56), тяжёлый крейсер San Francisco (СА-38), лёгкий крейсер Helena (СL-50) и два миноносца). Однако уже 27 октября после атаки японской подводной лодки I-15 соединение на большой скорости покинуло зону боевых действий.

Утром 28 октября Atlanta стала флагманским кораблём группы TG 64.2 под командованием контр-адмирала Нормана Скотта (в состав группы также входили четыре эсминца), которая после пополнения запасов с линкора Washington (ВВ-56) отправилась для обстрела японских позиций на Гуадалканале. 30 октября в 5 часов 50 минут крейсер принял на борт офицеров связи корпуса морской пехоты (это произошло на мысе Лунга). По мнению части авторов, целью обстрела мыса Круз, начатого в 6 часов 29 минут, было провоцирование ответного огня, но, не добившись результата, TG 64.2 возвратилась в Эспириту-Санто (прибыла в пункт назначения 31 октября во второй половине дня). Следующий бой станет последним в довольно короткой истории крейсера Atlanta.

Крейсер Atlanta (CL-51) в одной из бухт южной части Тихого океана, октябрь 1942 года. Орудия башен №1, №3 и №8 находятся в положении для стрельбы по воздушным, а башен №2, №6 и №7 – по надводным целям. Источник: navsource.org

Крейсер Atlanta (CL-51) в одной из бухт южной части Тихого океана, октябрь 1942 года. Орудия башен №1, №3 и №8 находятся в положении для стрельбы по воздушным, а башен №2, №6 и №7 – по надводным целям. Источник: navsource.org

Морской бой у Гуадалканала

12 ноября 1942 года, в сопровождении крейсера «Атланта» и четырех эсминцев, военно-транспортное судно «Zeilin» (AP-9), а также транспорты «Libra» (AK-53) и «Betelgeuse» (AK-28) приступили к выгрузке и высадке десантных подразделений в районе мыса Лунга.

В 09:05 группа получила срочное донесение о приближении с северо-западного направления девяти японских бомбардировщиков и двенадцати истребителей, ориентировочное время их прибытия над конвоем – 09:30.

Приблизительно в 09:20 «Атланта» и три эсминца заняли боевую позицию: крейсер расположился во втором эшелоне, а три эсминца выдвинулись полукругом впереди него, в северном направлении (четвертый эсминец остался для непосредственной охраны транспортов).

Около 09:35 девять бомбардировщиков Aichi D3A1, взлетевших с авианосца «Hiyо», появились над конвоем, взяв курс на американский аэродром Henderson Field (предположительно, именно он был их первоначальной целью). «Атланта» и эсминцы открыли плотный заградительный огонь (впоследствии американцы заявят об уничтожении нескольких самолетов), и японские пилоты перенацелились на атаку транспортов. Часто этот эпизод описывается как незначительный, однако, судя по всему, это не совсем так: транспорт «Zeilin» (AP-9) получил повреждения от близких взрывов бомб, а эсминцы, прикрывавшие транспорты, вынуждены были активно маневрировать.

В 10:50 на крейсере было получено сообщение о приближении новой группы вражеской авиации, и к 11:05 «Атланта» и три эсминца вновь заняли боевые позиции, аналогичные предыдущим. К счастью для американцев, двадцать семь двухмоторных бомбардировщиков Mitsubishi G4M, летевших с северо-запада, проигнорировали огонь эсминцев и продолжили свой путь к аэродрому Henderson Field. По завершении разгрузки транспортов «Атланта» перешла в подчинение командира соединения TF67, контр-адмирала Даниэла Дж. Калахана, флагманским кораблем которого был крейсер «San Francisco» (CA-38).

В 13:10 поступило известие о приближении группы из двадцати пяти вражеских бомбардировщиков, ожидаемое время появления над кораблями – через 50 минут. В 13:18 «Атланта» получила сигнал о готовности к отражению воздушной атаки, а в 13:24 корабли охранения попытались прикрыть транспортную группу TG67.1, развернувшись двумя колоннами в северном направлении. В 14:10 американские моряки визуально обнаружили двадцать пять бомбардировщиков Mitsubishi G4M. Первыми огонь по японским самолетам открыли крейсера «Juneau» и «Atlanta» (в 14:12 и 14:13 соответственно), что говорит о высокой степени готовности экипажей к отражению воздушных атак (огонь был открыт через 2-3 минуты после обнаружения целей, причем весьма эффективно).

В 14:15 огнем с крейсера «Атланта» было сбито два японских самолета (один из них упал на надстройку крейсера «San Francisco»). Согласно американским отчетам, японская атака завершилась в 14:18 (то есть через 8 минут после обнаружения самолетов и через 6 минут после открытия огня).

После отражения воздушного нападения корабли под командованием адмирала Калахана столкнулись с новой угрозой: к ним приближалась японская эскадра в составе двух линкоров, крейсера и шести эсминцев, направлявшаяся для обстрела Henderson Field. Калахан действовал оперативно и грамотно (в 18:00 военные транспорты в сопровождении эскорта находились у восточного входа в канал Силарк, а около 23:00 – у западного входа), однако его действия были предсказуемы, что позволило японцам организовать перехват конвоя.

Благодаря современным РЛС американцы смогли заблаговременно обнаружить противника (первый радиолокационный контакт с японскими кораблями на расстоянии около 13 миль установил крейсер «Helena» (CL-50)), однако усталость экипажей негативно сказалась на ходе боя. После приказа адмирала Калахана о маневрировании, «Атланта» едва не столкнулась с одним из четырех эсминцев сопровождения (как показало расследование, сигнал «корабль слева» был ошибочно истолкован как «колонна влево»). Несмотря на возникшую неразбериху, экипажу «Атланты», шедшей впереди «San Francisco», удалось обнаружить, осветить прожектором и поразить огнем 127-мм орудий японский эсминец «Akatsuki» с дистанции 1500 метров. Вопрос о том, почему, обнаружив противника на расстоянии 13 миль, американцы обстреляли «Akatsuki» с дистанции всего в 1500 м, обычно не рассматривается (возможно, японский эсминец, выходивший в атаку со стороны берега, остался незамеченным). Тем не менее, команда «Атланты» продемонстрировала незаурядную реакцию и высокий уровень подготовки.

В то время как внимание американцев было сосредоточено на обстреле «Akatsuki», в атаку перешли еще два японских эсминца – «Inazuma» и «Ikazuchi» (водоизмещение 1700-2125 т, основное вооружение – шесть 127-мм орудий и три строенных 533-мм торпедных аппарата). «Атланта» открыла по ним огонь, тем самым раскрыв свое местоположение. Дальнейшие события развивались не совсем ясно. Сначала «Атланта» подверглась обстрелу со стороны неопознанного корабля (с северо-востока), идентифицированного как «легкий крейсер», а затем стала жертвой торпедной атаки (торпеда попала в район носового котельного отделения, корабль потерял ход и энергоснабжение, прекратил ведение огня и перешел на резервное рулевое управление). Вскоре после этого крейсер подвергся «дружественному огню» со стороны «San Francisco», в результате чего, по разным данным, в него попали восемнадцать или девятнадцать 203-мм снарядов, что привело к гибели или ранению около трети личного состава, включая контр-адмирала Скотта. Удивительно, но огромные потери в личном составе не сопровождались фатальными повреждениями корабля (большинство снарядов прошили оба борта, не разорвавшись, а моряки получили ранения от обломков конструкций).

У историков нет единого мнения о причинах этой трагедии. Распространенная версия, согласно которой «Атланта» была торпедирована эсминцем «Akatsuki», а «San Francisco» начал обстрел американского крейсера, ошибочно приняв его за уже затонувший японский эсминец, подвергается сомнению. Во-первых, по словам попавшего в плен старшего торпедиста эсминца «Akatsuki», Мишихару Шинья, его корабль не только не выпускал торпеду, но и получил серьезные повреждения, не позволявшие это сделать. Во-вторых, документально не подтверждены версии, приписывающие торпедную атаку эсминцам «Inazuma» или «Ikazuchi». Кроме того, неясно, как опытный экипаж крейсера «San Francisco» мог спутать крейсер водоизмещением 8000 тонн с эсминцем водоизмещением 2000 тонн, даже в условиях темноты и нервозности. Противоречивость официальной информации порождает альтернативную версию, согласно которой торпедную атаку «Атланты» провел американский легкий крейсер, фигурирующий в документах расследования как «неопознанный легкий крейсер», а команда «San Francisco» открыла огонь по «Атланте» именно потому, что идентифицировала атаковавший корабль как американский.

Действия капитана крейсера «Атланта», Дженкинса (впоследствии награжден Военно-морским крестом), заслуживают только самых высоких оценок. Будучи раненым в ногу, капитан правильно идентифицировал «San Francisco» как «однозначно американский корабль» и не отдал приказ об ответном огне, пытаясь под шквальным огнем показать сигналами американскую принадлежность своего корабля. Под его руководством команда быстро расчистила корабль от обломков, благодаря чему облегченная «Атланта» осталась на плаву. Дженкинс организовал оказание первой помощи раненым, и, несмотря на большое количество пострадавших и малочисленный состав медиков, выжили, по разным данным, от 70 до 90% раненых членов экипажа.

Американцы не сразу пришли на помощь «Атланте». Согласно официальной версии, потерявший ход крейсер медленно сносило в сторону японцев мимо догоравших американских эсминцев, поврежденного крейсера «Portland» (CA-33) и выведенного из строя тремя залпами «Portland» японского эсминца «Yudachi». Дрейф корабля удалось остановить, отдав якорь у мыса Эсперансе. После этого капитан Дженкинс доложил о своем положении капитану «Portland» и запросил помощь. Однако сначала помощь крейсеру «Атланта» оказывали не корабли, а катера с Гуадалканала, которые эвакуировали тяжелораненых.

Первым кораблем, прибывшим на помощь поврежденному крейсеру, стал эскадренный тральщик «Bobolink» (AM-20), который взял корабль на буксир (13 ноября в 09:30) и попытался оттянуть его к мысу Лунга. Транспортировка могла закончиться трагически, поскольку крейсер с трудом отбился от атаковавшего его японского бомбардировщика Mitsubishi G4M из двух уцелевших 127-мм орудий (во время боя вышел из строя последний генератор, и корабль полностью лишился энергоснабжения).

Около 14:00, достигнув мыса Кукум, капитан Дженкинс запросил у командования дальнейшие инструкции. По одним данным, он не получил ответа, по другим – ему рекомендовали «действовать по своему усмотрению». Оценив состояние корабля, капитан принял решение прекратить борьбу за его спасение (как он позднее вспоминал, «стало очевидно, что усилия по спасению корабля бесполезны: вода неуклонно прибывала»). Пересадив экипаж на малотоннажные суда, прибывшие с Гуадалканала, Дженкинс отдал приказ о затоплении крейсера. Официально крейсер «Атланта» (CL-51), затонувший в 3 милях (5 км) от мыса Лунга на глубине 120 метров, был исключен из Военно-морского регистра 13 января 1943 года.

источник: http://warspot.ru/3493-kreyser-slishkom-pohozhiy-na-esminets

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account