Статья Андрея Малеева с сайта WARSPOT от 17 мая 2014 года.
Основные базы германских подводных лодок, действовавших на атлантических коммуникациях, располагались на немецком побережье Северного моря, в Норвегии и на французском побережье Бискайского залива. Для того, чтобы выйти на коммуникации и вернуться на базы, германские подводники должны были пройти либо одним из северных проливов между Шотландией, Фарерскими островами, Исландией и Гренландией, либо через Бискайский залив. С учетом относительно малой автономности тогдашних подводных лодок (в среднем около 30 суток), количество таких переходов было довольно значительным. Географические особенности театра военных действий позволяли антигитлеровской коалиции существенно затруднять боевые действия германских подводников путем организации глубокоэшелонированных противолодочных рубежей. Об их эффективности можно судить по данным о потерях немецких подводных лодок в Атлантике. Все потери, понесенные германским подводным флотом, можно с некоторой условностью классифицировать следующим образом:
-
-
- Потери, понесенные в районах боевого патрулирования (на путях следования конвоев союзников);
- Потери, понесенные при переходах из баз в районы боевого патрулирования (то есть, потери, связанные с преодолением противолодочных рубежей).
-
Район | Количество потопленных подлодок | Процент от общего количества потопленных подлодок |
Северная Атлантика | 92 | 21 |
Побережье Иберийского полуострова | 48 | 11 |
Остров Ирландия | 47 | 11 |
Побережье Северной и Центральной Америки | 42 | 10 |
Южная Атлантика | 16 | 4 |
Центральная Атлантика | 10 | 2 |
Побережье Южной Америки | 5 | 1 |
Всего в районах боевого патрулирования | 260 | 60 |
Бискайский залив | 49 | 11 |
Остров Исландия | 43 | 10 |
Азорские острова | 33 | 8 |
Остров Гренландия | 21 | 5 |
Остров Великобритания | 18 | 4 |
Фарерские острова | 11 | 3 |
Всего в зонах противолодочных рубежей | 175 | 40 |
Всего в Атлантическом океане | 435 | 100 |
Потери германских подводников при преодолении противолодочных рубежей составили 175 подводных лодок из 435 потопленных в Атлантике (40% от общих потерь), что позволяет говорить о достаточно высокой эффективности организации обороны на подобных рубежах. Справедливо говорить о том, что из пяти германских подводных лодок как минимум одна погибала, не достигнув района боевого патрулировании, а еще одна погибала при попытке возвращения на базу.
Статистика потерь немецких подводных лодок по годам выглядит следующим образом:
. | 1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | Итого |
Всего потоплено в районах боевого патрулирования | 3 | 6 | 10 | 36 | 125 | 56 | 24 | 260 |
Всего потоплено в зонах противолодочных рубежей | 1 | 3 | 13 | 22 | 70 | 50 | 16 | 175 |
Всего потоплено в Атлантическом океане | 4 | 9 | 23 | 58 | 195 | 106 | 40 | 435 |
Процент подлодок, потопленных в зонах противолодочных рубежей | 25 | 33 | 57 | 38 | 36 | 47 | 40 | 40 |
Как видно из таблицы, с принятием Второй мировой войной затяжного характера (то есть, начиная с 1941 года) эффективность противолодочных рубежей существенно возросла. В 1941 году более половины германских подлодок было потоплено именно в зонах противолодочных рубежей. Некоторое снижение процента потерь в зонах противолодочных рубежей после 1941 года можно объяснить не столько снижением эффективности противолодочных рубежей, сколько повышением эффективности других противолодочных средств.
Противолодочные рубежи времен Второй мировой войны представляли собой минные заграждения, патрулируемые самолетами противолодочной авиации, надводными кораблями и подводными лодками. Эффективность различных противолодочных средств можно оценить на основании потерь германских подводных лодок:
Причина потопления | Количество | Процент от общих потерь |
Надводные корабли | 61 | 35 |
Авиация | 76 | 43 |
Авианосная авиация | 9 | 5 |
Совместные действия надводных кораблей и авиации | 6 | 3 |
Подводные лодки | 2 | 1 |
Мины | 8 | 5 |
Нет данных | 13 | 8 |
Всего | 175 | 100 |
Таким образом, наиболее эффективным средством противолодочной обороны в зоне противолодочных рубежей являлась береговая авиация. Всего с участием авиации была потоплена 91 подводная лодка из 175 (51% от всех потерь, понесенных германским подводным флотом). По годам статистика эффективности противолодочных средств выглядит следующим образом:
Причина потопления | 1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | Итого |
Надводные корабли | 1 | 1 | 11 | 6 | 18 | 15 | 9 | 61 |
Авиация | 0 | 0 | 0 | 13 | 39 | 21 | 3 | 76 |
Авианосная авиация | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 | 2 | 0 | 9 |
Совместные действия надводных кораблей и авиации | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 | 0 | 6 |
Подводные лодки | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 |
Мины | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 | 2 | 8 |
Нет данных | 0 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 2 | 13 |
Всего | 1 | 3 | 13 | 22 | 70 | 50 | 16 | 175 |
Таким образом, увеличение союзниками количества своих противолодочных самолетов после 1941 года привело к существенному росту потерь германских подводных лодок. Невольно вспоминается высказывание одного из отцов британской противолодочной обороны адмирала Кризи: «Еще зимой 1940/41 года мы знали, что победим, как только у нас будет достаточно эскортных авианосцев и самолетов берегового командования! Просто у нас не было ни кораблей, ни самолетов!»
источник: https://warspot.ru/381-bitva-za-atlantiku-poteri-germanskih-podvodnikov-chast-ii