Андрей Харук. «Тип 15» — танк для Гималаев

13
Андрей Харук. «Тип 15» — танк для Гималаев

Андрей Харук. «Тип 15» — танк для Гималаев

Содержание:

Народно-освободительная армия Китая традиционно проявляет большой интерес к лёгким танкам, необходимым для действий в горной местности со слаборазвитой дорожной сетью. В последние годы на смену устаревшим машинам начали поступать новые лёгкие танки «тип 15», вобравшие в себя передовые достижения танкостроения.

В послевоенное время класс основных боевых танков (ОБТ) отправил на свалку истории тяжёлые танки, но с лёгкими подобный «фокус» не удался. Развитие этого класса боевых машин продолжается в ряде стран мира. Не стала исключением и Китайская Народная Республика (КНР), чья промышленность освоила производство, а армия приняла на вооружение лёгкий танк «тип 15».

Для чего нужны лёгкие танки?

Можно выделить две основные области, в которых лёгкие танки имеют неоспоримое преимущество над ОБТ. Первая из них — это морские десантные операции, для которых вполне уместными являются лёгкие плавающие танки. Вторая — действия в труднодоступных местностях без развитой дорожной сети. Для таких условий танк не обязательно должен быть амфибийным, но желательно более лёгким, чем ОБТ, чтобы обеспечить проходимость по слабым грунтам и мостам малой грузоподъёмности. Обе эти области важны с точки зрения военно-политического руководства КНР и командования Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Для обеих областей применения НОАК располагала соответствующими боевыми машинами. Амфибийный «тип 63» создали на базе советского плавающего танка ПТ-76. Орудие калибра 76 мм не устраивало китайских военных, считавших его слишком слабым, поэтому «тип 63» получил более мощную 85-мм пушку в новой башне. Масса танка увеличилась, и для сохранения возможности плавать китайцам пришлось переделать его корпус, увеличив объём.

Лёгкий танк «тип 62» military-today.com

Лёгкий танк «тип 62» military-today.com

Функции боевой машины для труднодоступной местности (в китайских условиях это горы и возвышенности, занимающие три четверти территории страны) выполнял лёгкий танк «тип 62». Он также имеет советские корни, хотя у него и нет прямого серийного предшественника. В 1949 году специалисты Уралвагонзавода разработали облегчённый вариант танка Т-54. Советских военных этот проект не заинтересовал, и его техническую документацию передали китайским товарищам. Те проект доработали, заменив 100-мм пушку на 85-мм, и запустили в серийное производство, продолжавшееся до конца 80-х годов.

К началу ХХI века оба лёгких танка уже устарели и требовали замены. История создания нового плавающего танка заслуживает отдельной публикации, в этом материале мы остановимся на лёгком «танке для Гималаев».

Новое поколение

В 2011 году в сети появились первые сообщения о разработке в КНР нового лёгкого танка. «Неофициальные» фотографии, несмотря на их плохое качество, позволили определить некоторые черты облика новой машины — в частности, стало ясно, что она не является плавающей. Некоторые экспертов высказывали мнение, что новая машина является всего лишь испытательным стендом, предназначенным для отработки силовой установки, подвески и системы управления огнём (СУО). Когда же среди попавших в интернет фотографий начали встречаться снимки железнодорожных составов, перевозящих новые машины, то стало ясно, что речь идёт, как минимум, о предсерийной партии, предназначенной для войсковых испытаний.

Танк «тип 15» предназначен для действий в горной местности globaltimes.cn

Танк «тип 15» предназначен для действий в горной местности globaltimes.cn

Изучая имеющиеся фотоматериалы, можно выделить несколько вариантов лёгкого танка и проследить его эволюцию в ходе доводки. На самых ранних фотографиях видно, что крыша корпуса плоская. Более поздние экземпляры имеют приподнятую крышу в районе моторно-трансмиссионного отделения. Вероятно, это вызвано установкой более мощного двигателя либо более производительной системы очистки воздуха — или же и того, и другого одновременно. Менялись опорные катки, состав и расположение элементов СУО, модули дополнительного бронирования, фальшборт. В общем, наглядно прослеживается стремление создать танк, отвечающий самым современным требованиям.

Ни дата производства нового лёгкого танка, ни объём выпуска точно не известны. Обозначение «тип 15» намекает, что его приняли на вооружение в 2015 году. Но в НОАК поставки новых боевых машин начинаются, как правило, с отставанием от обозначения на несколько лет. Считается, что танки «тип 15» появились в строевых частях примерно три года спустя — в 2018 году. Официальная же «премьера» нового лёгкого танка состоялась на параде 1 октября 2019 года. Необходимо также прояснить ещё одну деталь — обозначение «тип 15» применяется, скорее, по инерции. Согласно китайской официальной номенклатуре, танк именуется ZTQ-15, где первая буква обозначает класс — бронированную машину (Zhuangjia cheliang), вторая — подкласс (танк — Tanke), а третья — тип шасси (лёгкое гусеничное — Qingxing).

Танки «тип 15» на параде 1 октября 2019 года. Машины имеют «пустынную» окраску и несут на башнях эмблему — стилизованное изображение головы леопарда. globalsecurity.org

Танки «тип 15» на параде 1 октября 2019 года. Машины имеют «пустынную» окраску и несут на башнях эмблему — стилизованное изображение головы леопарда. globalsecurity.org

Особенности конструкции

Компоновка лёгкого танка «тип 15» классическая (впереди находится отделения управления, за ним — боевое, а в корме — моторно-трансмиссионное). Конструкция корпуса и башни сварная, из стальных плит. В наиболее уязвимых местах защита танка усилена модулями дополнительной брони. О конструкции таких модулей пока можно судить только по аналогии с другой бронетехникой китайского производства. Вероятно, каждый такой модуль содержит несколько сравнительно тонких плит из стали различной твёрдости (возможно, с керамическим покрытием). Безусловно, это усиливает защищённость боевой машины, но есть одно «но» — танк «тип 15» весит порядка 30-33 т, поэтому его броня, даже усиленная дополнительными модулями, вряд ли способна противостоять современным ПТУР и бронебойным снарядам пушек основных боевых танков.

Рабочее место механика-водителя смещено влево от продольной оси машины. Доступ к нему обеспечивается через люк, открывающийся поворотом влево. Механик-водитель располагает тремя перископами, а для вождения ночью имеется тепловизионная камера. Нижний лобовой броневой лист корпуса усилен модулями дополнительного бронирования прямоугольной формы.

Почти вертикальные боковые стенки башни дополнительно защищены противокумулятивными экранами в виде стальных листов, образующих своеобразные «карманы», а лобовая проекция прикрыта клиновидными модулями дополнительного бронирования. Кормовая ниша большого объёма несколько уже самой башни, а её борта также прикрыты противокумулятивными экранами, но не сплошными, а решётчатыми. По бокам ниши установлены шесть пар дымовых гранатомётов.

В башне размещаются командир танка (справа) и наводчик (слева). Доступ к их рабочим местам обеспечивают два люка в крыше (крышка левого люка откидывается вперёд, а правого — назад). По окружности командирского люка смонтированы шесть перископических наблюдательных приборов. Перед командирским люком на цоколе установлена поворотная головка обзорно-прицельного прибора, а перед люком наводчика — неподвижный прицел. Оба прибора — командира и наводчика — являются комбинированными дневными/ночными и имеют встроенные лазерные дальномеры. Система управления оружием позволяет реализацию режима «охотник-убийца», то есть автоматической передачи цели от командира наводчику. Над стволом орудия установлен радиолокационный измеритель начальной скорости снарядов, а сзади башни — мачта с датчиками метеостанции. По углам башни расположены датчики системы предупреждения о лазерном облучении.

Вид на танк сверху. Хорошо видны «карманы», образованные противокумулятивными экранами по бортам башни, вышибная панель над магазином автомата заряжания, расположение люков, прицелов и дымовых гранатомётов armourinscale.wordpress.com

Вид на танк сверху. Хорошо видны «карманы», образованные противокумулятивными экранами по бортам башни, вышибная панель над магазином автомата заряжания, расположение люков, прицелов и дымовых гранатомётов armourinscale.wordpress.com

Танк вооружён 105-мм нарезным орудием, представляющим собой усовершенствованный вариант британской пушки L7, выпуск которой был налажен в Китае. Бронебойный оперённый подкалиберный снаряд этого орудия способен пробить до 500 мм гомогенной брони, что существенно меньше, чем снаряды 120-мм и 125-мм орудий. Кроме того, в боекомплект орудия входят кумулятивный и осколочно-фугасный снаряды. Сообщается, что танк способен применять и ПТУРы с лазерным наведением и дальностью стрельбы до 5 км, разработанные в Китае на основе российских 9М117 «Бастион».

Боекомплект орудия составляет 38 снарядов. Часть из них находится в механизме заряжания, магазин которого расположен в кормовой нише башни. Подача выстрелов в магазин производится снаружи машины, через люки в задней стенке ниши башни. Для обеспечения безопасности командира и наводчика в случае детонации боекомплекта в крыше над магазином автомата заряжания устроена вышибная панель, обеспечивающая выход ударной волны.

Танк «тип 15» на железнодорожной платформе. Машина несёт уже знакомую нам эмблему (голову леопарда), но окрашена в лесной камуфляж armourinscale.wordpress.com

Танк «тип 15» на железнодорожной платформе. Машина несёт уже знакомую нам эмблему (голову леопарда), но окрашена в лесной камуфляж armourinscale.wordpress.com

Дополнительным вооружением танка являются два пулемёта: спаренный с орудием 7,62-мм, а также 12,7-мм QJC-88. Последний установлен в дистанционно управляемом модуле на крыше башни. Такой модуль особенно важен ввиду «горного» амплуа танка — он позволяет поражать цели на склонах, недоступные для орудия и спаренного с ним пулемёта из-за ограниченного угла возвышения.

Сведения о силовой установке танка пока официально не опубликованы. Несомненно одно: танк оборудован дизельным двигателем, но вот каким именно — неясно. Исходя из схожести выхлопных устройств, некоторые эксперты, полагают, что на «типе 15» установлен тот же двигатель, что и на танке VT-2 (экспортном варианте основного боевого танка «тип 96») мощностью 800 л.с. По другим сведениям, на танке установлен более мощный, 1000-сильный дизель.

Танк «тип 15» на трейлере. Чтобы машина «вписалась» в габариты по ширине, бортовые экраны демонтировали — это позволяет рассмотреть устройство ходовой части armourinscale.wordpress.com

Танк «тип 15» на трейлере. Чтобы машина «вписалась» в габариты по ширине, бортовые экраны демонтировали — это позволяет рассмотреть устройство ходовой части armourinscale.wordpress.com

Фотографии прототипов лёгкого танка позволяют предположить наличие гидропневматической подвески, позволяющей изменять клиренс. Возможно, на серийных машинах применена более простая торсионная подвеска. Ходовая часть применительно к одному борту состоит из шести опорных катков малого диаметра, трёх поддерживающих роликов, ведущего и направляющего колёс.

Экспортный вариант

В 2016 году состоялась презентация VT-5 — экспортного варианта лёгкого танка «тип 15», продвигаемого на внешние рынки корпорацией NORINCO (North Industries Corporation). Этот вариант имеет весьма заметные отличия от базовой машины. Рабочее место механика-водителя расположено по центру — это облегчает вождение на узких участках дорог, мостах и переправах. Весьма нетипичной является конструкция люка механика-водителя — он сдвигается без поворота. Верхний лобовой лист корпуса на «типе 15» установлен почти горизонтально, а на VT-5 он состоит из двух частей — горизонтальной (на ней расположен люк механика-водителя) и наклонной, соединённой с нижним лобовым листом.

Экспортный танк VT-5 отличается, в частности, расположением рабочего места механика-водителя cctv.cn

Экспортный танк VT-5 отличается, в частности, расположением рабочего места механика-водителя cctv.cn

Башня VT-5 меньше отличается от башни «типа 15», но она имеет некоторую специфику: обзорно-прицельный прибор командира расположен значительно ниже, оба люка откидываются вперёд, нет датчиков системы предупреждения о лазерном облучении. Вместо 12,7-мм пулемёта на дистанционно управляемой установке по желанию заказчика может быть смонтирован автоматический гранатомёт QLZ-87 (производится в двух калибрах — 35 либо 40 мм).

На VT-5 установлен дизельный двигатель FX0012 мощностью 1000 л.с. и сблокированная с ним автоматическая коробка передач. По другим данным, танк оборудован восьмицилиндровым дизелем «серии 150», развивающим несколько меньшую мощность (880 л.с.).

В апреле 2019 года начались поставки VT-5 первому зарубежному заказчику — Бангладеш. Эта страна, являющаяся традиционным потребителем китайской бронетехники, заказала 44 лёгких танка — количество, достаточное для укомплектования одного полка. С учётом того, что в планах армии Бангладеш перевооружение ещё двух полков, количество приобретаемых VT-5 может достичь полутора сотен. Интерес к VT-5 проявляет и Пакистан, чьей армии отнюдь не лишними будут лёгкие танки, приспособленные для боевых действий в горной местности.

Перспективы

Поступление на вооружение НОАК нового лёгкого танка позволит заменить безнадёжно устаревшие танки «тип 62». Танк «тип 15» существенно превосходит своего предшественника по вооружению, защищённости и подвижности. Более того, современная СУО обеспечивает «типу 15» потенциальное преимущество даже в бою против не подвергшихся модернизации основных боевых танков прежнего поколения — например, индийских Т-72. Сравнительно небольшая масса положительно сказывается на стратегической мобильности: например, китайский военно-транспортный самолёт Y-20 может за один рейс перевозить два танка «тип 15», но только один основной боевой танк «тип 99».

Танки «тип 15» на учениях в Синьцзян-Уйгурском автономном районе globaltimes.cn

Танки «тип 15» на учениях в Синьцзян-Уйгурском автономном районе globaltimes.cn

Танки «тип 15» поступают на вооружение бригад НОАК, дислоцированных в горных районах страны. В частности, отмечено участие этих машин в учениях, проходивших в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, на высоте 4700 м над уровнем моря. Организация подразделений, вооружённых такими танками, пока не ясна. С одной стороны, традиционной для НОАК являлась «советская» схема организации танкового батальона, насчитывавшего 31 танк — три роты по 10 машин плюс танк командира батальона. С другой — в последнее время прослеживается переход к смешанной структуре батальонов (одна танковая рота с 14 машинами и три механизированные роты на БМП или БТР). Несомненно одно: появление новых лёгких танков в Гималаях станет весомым аргументом китайцев в противостоянии с Индией. Сухопутные войска Индии, не располагающие подобными машинами, в июле 2020 года получили санкцию правительства страны на закупку лёгких танков, предназначенных для действий в высокогорье.

Тактико-технические характеристики танка VT-5

табл.

Литература

  1. Visingr L. Lehký tank ZTQ-15. ATM, 2020, №2
  2. Szulc M. Typ 15, czyli po co Chinam czołgi lekkie? Wojsko i Technika, 2020, №9
  3. armyrecognition.com
  4. globalsecurity.org
  5. nationalinterest.org

источник: https://warspot.ru/18850-tip-15-tank-dlya-gimalaev

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account