Андрей Харук. Орудие для особых условий
Статья Андрея Харука с сайта WARSPOT.
Содержание:
Стандартное орудие американской дивизионной артиллерии периода Второй мировой — 105-мм гаубица М2А1 — вполне отвечала требованиям времени. В течение всей войны она составляла основу артиллерии пехотных дивизий, однако в целом ряде случаев армии требовались орудия уменьшенных габаритов и массы. Конструкторы пошли навстречу пожеланиям военных, и на свет появилась 105-мм гаубица М3.
Гаубица для десанта
Успехи немецких воздушных десантов в начале Второй мировой войны побудили командование армии США приступить к формированию собственных воздушно-десантных частей. Для их артиллерийских подразделений первоначально выбрали 75-мм горно-вьючные гаубицы — достаточно современные и с неплохими массогабаритными характеристиками, позволявшими транспортировать их по воздуху. Однако снаряд 75-миллиметровки был слабоват — десантникам требовались более мощные орудия. Исходя из этого, в 1941 году был выдан заказ на разработку 105-мм аэротранспортабельной гаубицы. Новое орудие должно было отвечать следующим требованиям:
-
-
- масса не более 2500 фунтов (1136 кг);
- габариты, позволяющие перевозить орудие в грузовой кабине военно-транспортного самолёта «Дуглас» С-47;
- дальность стрельбы не менее 7000 ярдов (6420 м).
-
Новое орудие создали путём «скрещивания» ствола 105-мм гаубицы с лафетом М3 от 75-мм горно-вьючной гаубицы. Ствол 105-миллиметровки укоротили на 6 калибров. Зарядная камора и затвор остались прежними, благодаря чему орудие могло вести огонь теми же снарядами, что и гаубица М2А1. Что касается зарядов, то они были другими — для обеспечения полного сгорания в коротком стволе применили более мелкозернистый порох. Кроме того, из-за более лёгкой конструкции максимальным для аэротранспортабельной гаубицы стал 5-й заряд (а не 7-й). В экстренных случаях допускалась стрельба с использованием зарядов для гаубицы М2А1, но не выше 3-го номера.
Конструкцию лафета М3 усилили, увеличив толщину стального листа, из которого изготавливались станины, с 2 до 3 мм (лафет получил обозначение М3А1; его вариант М3А2 отличался наличием небольшого щита). У той же горно-вьючной гаубицы «позаимствовали» и противооткатные устройства.
В марте 1942 года на Абердинском полигоне начались испытания опытного образца авиатранспортабельной гаубицы под обозначением Т7. Вскоре орудие приняли на вооружение под незамысловатым обозначением «гаубица М3» («Howitzer M3»). Производство М3 велось с февраля 1943 по май 1944 года, а затем было возобновлено в апреле-июне 1945 года. В 1943 году изготовили 1965 таких орудий, в 1944 — 410, в 1945 — 205. Таким образом, общая серия составила 2580 единиц.
Масса гаубицы М3 в боевом положении составляла 1132 кг. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 7560 м, что значительно превышало требования заказчика. А вот угол возвышения был недостаточным — всего 30°. Пытаясь устранить этот недостаток, конструкторы создали опытную гаубицу Т10 с углом возвышения 65º, но в серийное производство она не попала. Не пошёл в серию и усовершенствованный вариант лафета с трубчатыми станинами.
Служба и боевое применение
Хотя гаубица М3 разрабатывалась для воздушно-десантных частей, подавляющее большинство этих орудий попало в обычную пехоту. Ещё в апреле 1942 года в штат пехотного полка ввели роту пехотных орудий с шестью 75-мм и двумя 105-мм гаубицами (поставки последних начались только год спустя). В новом штате пехотной дивизии, введённом 1 марта 1943 года, полковая рота пехотных орудий упразднялась. Вместо этого три взвода таких орудий (по две гаубицы М3) ввели в состав штабной роты. Нерациональность такого решения стала очевидной очень быстро — уже 15 июня роту пехотных орудий восстановили.
Организационно рота состояла из управления и трёх огневых взводов. Согласно штату, введённому 26 февраля 1944 года, она насчитывала 114 человек личного состава: 5 офицеров и 109 сержантов и рядовых. На вооружении состояли шесть гаубиц М3, три 12,7-мм пулемёта М2НВ, четыре РПГ «Базука», 77 карабинов и 37 винтовок. Для буксировки орудий применялись 1,5-тонные грузовики (семь единиц, включая один в управлении роты), для транспортировки боеприпасов — 2,5-тонные автомобили с 1-тонными прицепами (три — по одному во взводе). Кроме того, рота располагала одним 0,75-тонным «доджем» (в управлении) и шестью джипами (три в управлении и по одному в каждом огневом взводе).
В роли пехотных орудий гаубицы М3 дебютировали в бою на завершающем этапе разгрома итало-немецких войск в Тунисе весной 1943 года. Вместе с пехотой они прошли Сицилийскую кампанию, затем участвовали в боях на Апеннинском полуострове и в Западной Европе. Весьма кстати малогабаритные гаубицы М3 оказались и на Тихоокеанском театре военных действий. Наличие в распоряжении командира пехотного полка собственной артиллерии позволяло оперативно решать многие задачи огневой поддержки. Вместе с тем существенным недостатком М3 являлся малый угол возвышения, не позволявший эффективно поражать полевые укрепления, поэтому сразу после окончания Второй мировой войны гаубицы М3 сняли с вооружения пехотных частей. В соответствии со штатами 1946 года в пехотном полку вместо роты пехотных орудий появилась рота тяжёлых 107-мм миномётов — это оружие было на порядок более лёгким, чем М3, и лучше подходило для непосредственной поддержки пехоты.
В воздушно-десантных дивизиях гаубицы М3 внедрялись очень медленно. По состоянию на начало 1943 года штат такой дивизии предусматривал наличие четырёх дивизионов 75-мм гаубиц: двух парашютных (по три четырёхорудийные батареи) и двух планерных (две шестиорудийные батареи). 82-я воздушно-десантная дивизия десантировалась в Италии именно с таким составом артиллерии, и лишь после высадки планерные дивизионы сменили свои 75-мм гаубицы на 105-мм, доставленные морским путём. Вместо 1,5-тонных автомобилей в воздушно-десантных частях в качестве тягачей для М3 применялись джипы.
К моменту высадки союзников в Нормандии основным вооружением артиллерии воздушно-десантных дивизий оставались 75-мм гаубицы. Вплоть до конца 1944 года 105-мм гаубицы не числились в штатах дивизионной артиллерии, но фактически ещё с момента начала операции «Оверлорд» один из планерных дивизионов в дивизии был укомплектован такими орудиями. Так же, как и в случае с ротами пехотных орудий, в артиллерии воздушно-десантных дивизий гаубицы М3 были сняты с вооружения вскоре после окончания войны, на смену им пришли стандартные 105-мм гаубицы М2А1.
Поставки гаубиц М3 союзникам во время войны были невелики. Сравнительно крупную партию — 94 единицы — получило лишь движение «Свободная Франция». Две единицы для испытаний передали Великобритании, ещё 18 поставили латиноамериканским государствам (Бразилии, Мексике и Доминиканской Республике). Под самый конец войны, в апреле 1945 года, дюжину М3 передали Югославии, а с 1951 года этой стране поставили ещё 115 этих гаубиц. До 1963 года М3 находились на вооружении горно-пехотных частей Народно-освободительной армии Югославии.
Гаубицы М3 стали первыми американскими полевыми орудиями, поступившими на вооружение армии Республики Корея, и широко применялись в ходе Корейской войны. Французы использовали М3 в боях в Индокитае, а на вооружении армии Филиппин эти гаубицы остаются до сих пор, правда, лишь как церемониальные салютные орудия.
Самоходный вариант
В ноябре 1943 года Абердинский полигон получил заказ на создание самоходного варианта гаубицы М3 на шасси лёгкого танка М5А1. Предполагалось, что новая самоходка сможет применяться в труднодоступных местностях — прежде всего в джунглях тихоокеанских островов, где затруднено применение САУ М7 «Прист».
Компоновочно новая самоходка, получившая обозначение Т82, весьма походила на свою «старшую сестру» М7. Она имела открытую сверху бронированную рубку, в передней части которой, рядом с местом механика-водителя, установили гаубицу. Бронезащита была символической: толщина лобового листа рубки составляла 12,7 мм, а бортовых и кормового — всего 6,35 мм. Возимый боекомплект состоял из 23 снарядов.
Первый прототип, изготовленный буквально «на коленке» (прямо на Абердинском полигоне), военным в целом понравился, и 30 декабря 1943 года они заказали фирме «Хейл» (город Милуоки) два усовершенствованных опытных образца Т82. Машины прибыли в Абердин 15 августа 1944 года.
Прототипы фирмы «Хейл» несколько отличались от первого образца. Установка орудия была смещена на 76 мм вперёд, в левом спонсоне установили радиостанцию SCR 510, а в состав вооружения САУ ввели 12,7-мм пулемёт М2 на тумбовой установке. Боекомплект гаубицы увеличили до 58 выстрелов (34 из них размещались в боевом отделении, ещё 24 — в специальном отсеке на крыше моторного отделения). По сравнению с первым прототипом масса машины возросла с 11 520 до 16 330 кг, поэтому пришлось использовать гусеницы шириной 406 мм (вместо 356 мм).
К моменту прибытия прототипов на полигон программа создания Т82 уже считалась не приоритетной, и испытания начались лишь в январе 1945 года. В феврале одну из машин перевезли в Форт-Беннинг для продолжения испытаний. Хотя результаты тестирований оказались вполне удовлетворительными, потребность в «самоходке для джунглей» отпала, и 21 июня 1945 года программу официально закрыли.
Американская 105-мм гаубица М3 создавалась для применения в особых условиях — там, где из-за своих массогабаритных характеристик не могли быть использованы стандартные орудия. Баллистические качества облегчённой артсистемы вполне прогнозируемо оказались хуже, чем у базового орудия. В итоге «карьера» М3 оказалась короткой — в артиллерии воздушно-десантных дивизий «тройки» быстро заменили стандартными орудиями, а в пехотных полках им на смену пришли тяжёлые миномёты.
Тактико-технические характеристики гаубицы М3
КАЛИБР, ММ | 105 |
---|---|
МАССА ОРУДИЯ В БОЕВОМ ПОЛОЖЕНИИ, КГ | 1130 |
МАССА СНАРЯДА, КГ | 14,96 |
ДЛИНА СТВОЛА, ММ (КЛБ) | 1680 (16) |
ДЛИНА ОРУДИЯ В ПОХОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ, ММ | 3940 |
ВЫСОТА ОРУДИЯ В ПОХОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ, ММ | 1260 |
ШИРИНА КОЛЕИ ЛАФЕТА, ММ | 1700 |
УГОЛ ВЕРТИКАЛЬНОЙ НАВОДКИ | от −9° до +30° |
УГОЛ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ НАВОДКИ | 45° |
НАЧАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ СНАРЯДА, М/С | 311 |
МАКСИМАЛЬНАЯ ДАЛЬНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ, М | 7560 |
Литература
-
-
- Hogg I. V. Allied Artillery of World War Two. – London: Crowood Press, 2007
- Hunnicutt R. P. Stuart. A history of the American Light Tank. – Presidio, 1992
- Rottman G. L. US Airborne Units in the Mediterranean Theater 1942-44. – Oxford: Osprey Publishing, 2006
- Sayern J. J. US Army Infantry Divisions 1942-43. – Oxford: Osprey Publishing, 2006
- Sayern J. J. US Army Infantry Divisions 1944-45. – Oxford: Osprey Publishing, 2007
- Zaloga S. US Field Artillery of World War II. – Oxford: Osprey Publishing, 2007
- Харук А. Американская 105-мм гаубица // Наука и техника. – 2014. – №10
- Эволюция организации пехотной дивизии США накануне и в годы Второй мировой войны // Арсенал-коллекция. – 2013. – №6
-
источник: https://warspot.ru/10913-orudie-dlya-osobyh-usloviy