Американский эсминец нового поколения

17
Американский эсминец нового поколения

Американский эсминец нового поколения

Итак, после долгих и мучительных усилий, американский флот, наконец, концептуализировал свои хотелки по программе FSC (англ. Future Surface Combatant — Перспективная Надводная Единица) — эсминцу нового поколения, призванному сменить в составе флота «Арли Берки».

Работа над проектом DDG(X) — эсминцу нового поколения с дальнобойным зенитно-ракетным вооружением (DD — эсминец, G — носитель дальнобойных зенитных ракет, X в скобках — экспериментальный/перспективный проект) начались еще в 2010-ых, но поначалу шли без особенного энтузиазма. Сказывалось и отсутствие должного стимула, и «послевкусие» от предыдущей программы DD(X) — приведшей к появлению «Зумвальтов» со всеми их проблемами.

Главной, однако, причиной было то, что совершенство улучшить трудно. Эсминцы типа «Арли Берк», рабочая лошадка ВМФ США с 1990-ых, если и не были подлинным совершенством, то очень близки к тому. Мультифукнциональные, способные выполнять весь спектр желаемых функций, прекрасно отработанные в серийном производстве, «Арли Берки» идеально соответствовали требованиям американского флота. Любая попытка спроектировать эсминец нового поколения в итоге опасно балансировала между «чуть-чуть улучшенным «Арли Берком»» и «рискованно новаторским супер-«Зумвальтом»». Ни то ни другое адмиралов не устраивало.

Ситуация значимо улучшилась только в последние годы. Во-первых «Арли Берки» приблизились к пределу возможностей по улучшениям; впихнуть больше в их корпуса просто не получалось. Во-вторых, Китай задал новую планку, начав серийное строительство эсминцев/крейсеров Тип 055, теоретически превосходящих «Берки» по совокупности параметров. В-третьих, американский флот продолжал стареть из-за недостаточных темпов замены стареющих корпусов новыми. И хотя «Берки» продолжают успешно строиться (производство запланировано до 2027 года), и будут оставаться в составе флота как минимум до 2060-ых, необходимость в чем-то новом непрерывно возрастает.

Итак, к чему же пришли американские кораблестроители?

Концептуальный вид, чисто иллюстративный

Концептуальный вид, чисто иллюстративный

Эсминец DDG(X) планируется как «эволюционное развитие «Арли Берка» с использованием революционных технологий.» В переводе с бюрократического это означает, что основная компоновка выбрана довольно консервативной, но с максимально широким потенциалом под замену существующих в данный момент систем — перспективными.

В основные требования включили:

* Новую комбинацию требований SWAP-C (англ. Size, Weight, Power and Cost — Размеры, Вес, Питание и Стоимость). Корабль должен иметь резервы по объемам для размещения оборудования в 5%, по весу в 20%, интегрированную систему электропитания — т.е. турбоэлектрическую силовую установку — с резервами в 20% без учета отъема мощности от двигателей. Наконец, система охлаждения должна иметь 20% резервирование с потенциальным развитием до 40%.

* Вооружение и оборудование должно устанавливаться с рассчетом на потенциальную замену новыми системами. Например, стандартые 32-зарядные ВПУ Mk-41 должны иметь возможность замены на новые ячейки большого размера (проектируемые сейчас для гиперзвуковых корабельных ракет). Должны быть предусмотрены возможности для установки — ценой снижения мореходности или автономности — дополнительного вооружения, или удлинения строящихся кораблей путем врезки дополнительной секции (Destroyer Payload Module). Электросистема корабля должна предусматривать необходимость питания мощных сенсоров и энергетического оружия, в том числе за счет отбора мощности от двигателей.

* Повышенные требования к малозаметности — причем не только радарной. Акустическая, инфракрасная и магнитная сигнатуры корабля должны быть сокращены более чем вдвое по сравнению с «Арли Берками».

* Повышенные требования к живучести — неспецифичное «улучшение по сравнению с существующими».

* Значительное улучшение дальности и автономности. От проекта требуют 50% увеличения дальности экономичного хода по сравнению с «Арли Берком» (т.е. до 12000 км 20-узлового хода), 120% увеличения времени пребывания в море, и 25% или лучше понижения потребления топлива. Также уделяется внимание улучшению мореходности — последние «Арли Берки» страдают от перегрузки — и, следует отметить, расширенным возможностям действия в высоких широтах.

* Вооружение исходно определяется как соответствующее эсминцам «Арли Берк» Flight III: то есть три 32-зарядные ВПУ Mk-41 (всего 96 ячеек под ракеты), 127-мм автоматическая пушка и 150-киловаттный лазер. Предполагается удвоить вооружение самообороны: теперь оно будет состоять из двух 21-зарядных ПУ ЗУР малой дальности SeaRAM.

* Система управления оружием, сенсоры и устройства связи, РЭБ и РЭР планируются изначально идентичными «Арли Берк» Flight III — то есть будет использована Aegis с интегрированными РЛС обнаружения/сопровождения/целеуказания AN/SPY-6. В перспективе, предполагается полная замена электроники как улучшенными образцами существующих систем (например, замена антенн AN/SPY-6 новыми, более крупными, находящимися сейчас в разработке), так и принципиально новыми моделями.

* Основной задачей корабля видится противовоздушная и противоракетная оборона корабельных групп, соединений и конвоев, а также контроль беспилотных морских и воздушных средств. Вторичной задачей являются ударные функции с помощью перспективного гиперзвукового вооружения.

В целом, проект выглядит скорее консервативно. Обжегшись на «инновационных» «Зумвальтах», американцы явно предпочитают дуть на воду, и проектировать новое поколение эсминцев с большой оглядкой на старое. Это существенно сокращает технические риски, и если и не обеспечивает «революции», то по крайней мере и существенно снижает риск крупномасштабных дефектов, отладка которых может тянуться годами (пример — литторальные боевые корабли типа «Фридом»).

Такой — эволюционный — подход, конечно, имеет и свои недостатки. Он существенно снижает шансы получить прорывной проект, способный обеспечить американскому флоту значимое превосходство (как это сделали «Арли Берки» в 90-ых). По всей видимости, впрочем, американцев это устраивает.

Базовое проектирование нового корабля должно начаться в 2022 году. Первый эсминец DD(X) планируется заложить в 2028 и ввести в строй в начале 2030-ых.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/206420.html

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account