Главные американские эскортники Второй Мировой. Авианосцы типа Casablanca. Быстро — не значит хорошо
Вторая Мировая Война переосмыслила всю систему боевых действий на море, продемонстрировав огромную значимость авиации. В военно-морском флоте США за развитием этого аспекта следили очень внимательно, а наличие ресурсов позволило, резко нарастив производство, добиться лидерства в авианосном флоте. И количественно это во многом обеспечивалось типом Casablanca.
С началом активных боевых действий на Тихом океане в 1942 году американское Морское министерство пришло к необходимости резкого увеличения количества авианосцев. После того, как были утверждены проекты эскортного авианосца типа Bogue, стартовала разработка более качественного корабля. Это было обусловлено в первую очередь тем, что тип Bogue должен был строиться из подержанных транспортников путём их переоборудования в небольшой авианосец, тогда как требовался корабль, изначально приспособленный для такой службы.
Специалисты министерства, создавая новый тип эскортного авианосца, отталкивались от идей, заложенных в основу типов Bogue и Sangamon. Требовался компактный, но вместительный корабль, который мог бы выполнять функции полноразмерных ударных авианосцев и в то же время служить в качестве самолёто-транспорта или сопровождать конвои.
Особенно важным был и фактор времени. Корабли требовались немедленно, а потому в проект закладывали такие решения, которые как сократили бы время постройки, так и не слишком сильно обременили военную экономику. Так что проектируемый тип Casablanca стал выглядеть следующим образом.
Длина составляла 156,14 м; ширина полная — 32,94 м, на ватерлинии — 19,9 м; осадка — 6,32 м. Водоизмещение выдавало наиболее заметное различие с «основными» авианосцами — стандартное всего 8188 т (при полном в 10 902 т) против более чем 20 000 тонн нормального. Первоначально вооружение состояло из 1×5-дюймовых (127-мм)/38 пушек двойного назначения Mk.12, 8×40-мм зенитных орудий Bofors и 12×20-мм автоматических пушек Oerlikon, хотя впоследствии на различных авианосцах количество порой сильно менялось в сторону усиления ПВО.
Что касается авиационного вооружения, то ангар мог принять до 27 самолётов, был оборудован двумя лифтами, а на палубе имелась одна катапульта. Зачастую на авианосцах этого типа служили только Grumman F4F Wildcat.
Отличительной особенностью кораблей типа Casablanca была энергетическая установка — четыре водотрубных котла Babcock & Wilcox boilers, выдававших мощность 9 000 л.с., работали на две прямоточные поршневые машины Skinner Unaflow. Ещё со времён ввода в строй британского HMS Dreadnought, крупные боевые корабли оснащались только паровыми турбинами. Теперь же ввиду нехватки зубчатых редукторов, инженеры решили «поэкспериментировать».
Такие «эксперименты» вызвали беспокойство у принимавшей проект комиссии министерства. Не меньше их заботило и то, что верфь Kaiser Shipbuilding Company обещала построить 50 кораблей этого типа меньше, чем за два года. Конечно, их уверенность в собственных силах основывалась на опыте сокращения постройки как авианосцев типа Essex, которые строили за 20 месяцев, так и транспортников типа Liberty, которые строили вместо проектного года всего за 90 дней.
Для получения разрешения на постройку верфи пришлось обратиться к советникам президента Франклина Рузвельта. И, ориентируясь в первую очередь на положение союзников, — Великобритании и СССР — было решено дать Kaiser Shipbuilding Company шанс.
Все обещания верфь исполнила. За период с 3 ноября 1942 года по 8 июля 1944 года американский флот получил все 50 эскортных авианосцев типа Casablanca. Это была самая большая построенная серия авианосцев в истории. За время постройки первых кораблей рабочий процесс был отлажен таким образом, что последние авианосцы выходили на боевые задания спустя всего четыре месяца после закладки.
Конечно, быстро проявились недочёты — и в конструкции, и те, которые образовались из-за спешки. Так, скорость авианосцев не превышала 19 узлов, что ограничивало возможность их участия в конвоировании транспортов. Кроме того, запас хода был недостаточен. Короткая взлётно-посадочная палуба осложняла взлёт и посадку самолётов, а теснота ангара и помещений на корабле вызывала недовольство экипажей. Уже после войны паровые машины стали настолько некачественными, что это предопределило судьбу всех кораблей.
Как уже говорилось выше, было построено 50 единиц — от CVE-55 Casablanca до CVE-104 Munda. Имена кораблям сначала присваивались по названиям заливов в архипелаге Александра, а затем по названиям крупных сражений американской истории, в том числе и шедшей войны.
Боевое крещение авианосцев состоялась в сражении у Самара — части большой битвы в заливе Лейте. Шесть авианосцев типа Casablanca и сопровождение в составе 3 эсминцев и 4 эсминцев сопровождения вследствие ошибки командования оказались в соприкосновении с японским флотом, куда входило 4 линкора, 8 крейсеров и 11 эсминцев. Авианосцы смогли не только отразить атаку, но и заставили японцев отступить после того, как с них были успешно поражены из универсальных орудий японские корабли.
Американский флот за всю Вторую мировую войну потерял 11 авианосцев различных типов, из которых 6 эскортных, а из этих эскортных пять потерянных единиц приходятся именно на тип Casablanca. Так, Liscome Bay потоплен 24 ноября 1943 года подлодкой I-175 к юго-западу от Бутаритари, Gambier Bay — 25 октября 1944 года у Самара огнём орудий главного калибра тяжёлого крейсера Chikuma.
Кроме того, три авианосца погибли вследствие атак самолётов-камикадзе — St. Lo 25 октября 1944 года в заливе Лейте, Ommaney Bay 4 января 1945 года в море Сулу и CVE-95 Bismarck Sea 21 февраля 1945 года у Иводзимы.
После окончания войны Морское министерство США начало разрабатывать проекты перепрофилирования эскортных авианосцев. Их недостаточная скорость и малый ангар значительно сокращал варианты, а служба на флоте большого количества таких некачественных кораблей при наличии совершенных ударных авианосцев была невозможна даже по меркам американцев. Среди прочих вводных США рассматривали передачу всех или хотя бы части кораблей этого типа Королевскому флоту Великобритании, но Адмиралтейство отказалось их принимать из-за некачественной энергетической установки.
Первые авианосцы пошли на слом уже в 1946 году. Затем, в 1947-1961 годах на металл порезали большую часть имевшихся кораблей. Thetis Bay был переделан в десантный корабль, но и его в 1966 году списали — последним из собратьев.
Так, меньше чем за двадцать лет не стало 50 кораблей крупнейшего из построенных в истории типа авианосцев. Их быстрая разработка и ещё более быстрое строительство способствовали недолговечности службы. Ни один из них не сохранился даже в качестве корабля-музея, что так характерно для США. Это, несомненно, говорит о том, что поставленные во главу угла скорость разработки нового вооружения и требование момента, особенно политическое, зачастую не согласуется с тем, что будет актуально в мирное время.
Источник — https://dzen.ru/a/ZXSx9_yuazkoJEO2