Американская революция. Часть XXX Падение правительства Норта

15
Американская революция. Часть XXX Падение правительства Норта

Американская революция. Часть XXX Падение правительства Норта

Содержание:

Известия о поражении при Йорктауне пришли в Англию в конце ноября 1781-го, незадолго до обсуждения в Парламенте бюджета на 1782 год. Правительство срочно занялось пересмотром плана расходов.

Победы Royal Navy

Было решено отказаться от дальнейшей переброски подкреплений в Америку, но наступательные действия против мятежников всё же следует продолжить. На вопрос «где конкретно и как?» никто удовлетворительно ответить не смог, ибо после сдачи Корнуоллиса силы англичан в Новом Свете были ополовинены. Поэтому в Парламенте было решено заявить, что планы этих мифических «наступательных действий» пока держатся в тайне.

Одновременно с этим произошло ещё одно событие, поставившее под угрозу деятельность военного блока правительства. В конце осени были получены сведения о большом французском конвое, который собирался во французском Бресте для отправки в Америку. Эскорт конвоя из 7 линейных кораблей (по данным английской разведки) возглавлял граф де Гишен. Флоту Канала была поставлена задача перехватить конвой. Вместо приболевшего адмирала Дарби английскую эскадру возглавил контр-адмирал Ричард Кемпенфельт. 2 декабря он покинул Портсмут с 13 линейными кораблями и достиг Бреста 7-го числа. Де Гишен вышел из порта 10 декабря, однако не с семью, а с девятнадцатью линкорами, из которых пять несли более 100 пушек. Из этого количества 10 линейных кораблей французов под началом маркиза де Водрея должны были отправиться в Вест-Индию, что позволило бы находящемуся там графу де Грассу осуществить нападение на Ямайку.

На рейде Спитхеда

На рейде Спитхеда

Утром 12 декабря брандер «Тисифон» обнаружил французов в 180 милях к юго-западу от Уэссана. В 10.30 утра англичане нагнали французов. Де Гишен сформировал линию, Кемпенфельт же решил в походных колоннах обойти эскорт и атаковать конвой. Так начался второй бой у Уэссана.

Состав эскадры Кемпенфельта:

КОРАБЛЬ КОЛИЧЕСТВО ПУШЕК ПРИМЕЧАНИЯ
Victory 100 Контр-адмирал Ричард Кемпенфельт
Edgar 74 Коммодор Джон Эллиот
Britannia 100
Duke 98
Queen 98
Union 90
Ocean 90
Alexander 74
Valiant 74
Courageux 74
Agamemnon 64
Medway 60
Renown 50

 

ФРЕГАТ КОЛИЧЕСТВО ПУШЕК ПРИМЕЧАНИЯ
Arethusa 38
Prudente 36
Monsieur 36
Tartar 28
Tisiphone 8 брандер

Пользуясь тем, что в центре французской эскадры образовался большой разрыв, англичане прорвались к торговому каравану и захватили в общей сложности 15 купцов с ценными припасами, а также более чем 1000 французских солдат, следовавших в Америку. Ещё 2 французских транспорта англичане потопили.

После погрома купцов Кемпенфельт сформировал линию и вознамерился учинить баталию с де Гишеном. Тут солнце пробилось сквозь тучи, видимость улучшилась, и англичане обнаружили, что французских кораблей гораздо больше, чем предполагалось ранее. С учётом этой вводной Кемпенфельт решил не рисковать. Основные силы Флота Канала решительно рванули к своим берегам, а наиболее быстроходным 3 линейным кораблям и паре фрегатов был отдан приказ попытаться

«пощипать французов за хвост».

Последнее удалось реализовать вполне успешно — англичане смогли захватить ещё 5 судов противника. Тем временем Кемпенфельт срочно отправил «Тисифон» на Барбадос, чтобы предупредить адмирала Худа о направляющемся в Вест-Индию французском отряде.

В свою очередь французский эскорт, изрядно потрёпанный штормом, был вынужден уйти обратно в Брест, так что только два французских корабля из десяти достигли Вест-Индии и усилили де Грасса.

Эскадра де Гишена:

КОРАБЛЬ КОЛИЧЕСТВО ПУШЕК ПРИМЕЧАНИЯ
Bretagne 110 Граф де Гишен
Invincible 110
Majesteux 110
Royal Louis 112
Terrible 110
Couronne 84
Lion 64
Indien 64
Triomphante 84 Маркиз де Водрей
Pegase 74
Magnifique 74
Aсtif 74
Dauphin Royal 70
Bien Aime 74
Zodiaque 74
Brave 64
Robuste 74
Fendant 74
Argonault 74

 

Казалось бы, действия Кемпенфельта можно бы считать образцовыми. Но депутаты, узнав о соотношении сил (13 «британцев» против 19 французских кораблей), начали задавать резонные вопросы — как так случилось, что мы не смогли вывести в море такое же или большее количество кораблей? Нет, к Кемпенфельту претензий нет, но вот к морскому министру Сэндвичу претензий очень много!

Палата Общин инициировала служебное расследование деятельности Первого Лорда, которое должно было начаться немедленно. В начале января 1782 года подоспели вести из Вест-Индии, где французы смогли захватить несколько островов, чему Королевский Флот никак не смог помешать. 20 февраля было проведено голосование по смене морского министра. Лорд Сэндвич избежал отставки буквально чудом, его спасли всего 2 голоса. 27 февраля 1782 года Парламент проголосовал за полное прекращение наступательных действий в Америке, ну а 12 марта было инициировано голосование о вотуме недоверия правительству лорда Норта. Норт заранее понимал, чем закончится это голосование, поэтому 20 марта в разговоре с королём сам попросил отставки.

Хватаясь за остатки власти, как за соломинку, Норт своей волей предложил американцам Согласительный план (Conciliation Plan), согласно которому обещал колониям согласиться на любые их условия вплоть до создания конфедерации и системы двух парламентов, если они прекратят боевые действия. Однако к тому моменту главной целью США стало получение полной независимости, так что план Норта был отклонён.

Контр-адмирал Ричард Кемпенфельт

Контр-адмирал Ричард Кемпенфельт

22 марта 1782 года правительство Фредерика Норта в полном составе подало в отставку. Новым премьер-министром король назначил Чарльза Уотсон-Уэнтуорта, 2-го маркиза Рокинхэма. К тому времени Рокинхэм из сторонника курса Норта превратился в его противника и категорически возражал против продолжения войны в Америке. Своё мнение Рокинхэм обосновывал катастрофическими для Англии итогами Йорктаунской кампании. Георг III признал, что после отставки Норта Рокинхэм остался единственным человеком, который имел вес в Парламенте.

Перед тем, как согласиться стать премьер-министром, Рокинхэм потребовал, чтобы король принял все кандидатуры на должности министров без раздумий. Георг согласился, после чего многие представители оппозиции получили посты в правительстве. Пакет предложений Рокинхэма, представленный королю относительно американских территорий, содержал следующие позиции:

  1. формальное признание независимости Тринадцати Колоний [1];
  2. отмена Декларационного Акта 1766 года, где утверждалось верховенство английского Парламента как в метрополии, так и в колониях;
  3. принятие Закона о подрядчиках, который лишил бы господрядчиков права быть депутатами;
  4. принятие Закона о таможне и акцизах, который лишил бы права голоса всех таможенников и работников почт на время их работы в госорганах. Целью этого акта было избежать злоупотреблений, синекуры и продаж голосов в «гнилых местечках» на следующих выборах;.
  5. принятие в первом чтении законопроекта Берка, согласно которому государство должно было резко снизить свои расходы на госаппарат и содержание правительства. Заодно должна была быть уменьшена и ежегодная сумма, выделяемая королю.

Идеи нового премьера, как мы видим, были довольно здравыми, вот только реализовать их в полном объёме Рокинхэм так и не успел. Новое английское правительство продержалась всего три месяца (23 марта — 31 июня), ибо 1 июля 1782 года Рокинхэм неожиданно умер во время эпидемии гриппа. Вслед за этим в Британии начался очередной правительственный кризис.

3 июля 1782 года новым премьером был назначен граф Шелберн, однако часть министров (Фокс, Берк, Кавендиш) отказалась служить под его началом и перешла в оппозицию. Министром внутренних дел стал Томас Тауншенд, министром иностранных дел — барон Грэнтем (Grantham), а первым Лордом Адмиралтейства — сменивший Дарби адмирал Огастес Кэппел,

Кэппел сразу же предложил должность командующего Флотом Канала лорду Хоу, чьими заместителями стали Баррингтон и Кемпенфельт. Наконец-то во главе Royal Navy появился способный и деятельный командующий. Хоу был дан карт-бланш — делай что хочешь, но надо: а) защитить вест-индские конвои от нападений противника; б) спасти Гибралтар; в) не дать соединиться французскому и испанскому флотам.

5 апреля 1782 года 12 линейных кораблей под командованием Баррингтона вышли в море. Крейсируя между Уэссаном и островом Бель-Иль, они могли перехватить любой конвой, следовавший в Брест или его покидающий. Уже 13-го Баррингтон смог перехватить французский караван из 17 транспортов под охраной 74-пушечных линейных кораблей «Протектор» и «Пегас». Поскольку боестолкновение случилось в 9 вечера, французский конвой смог рассеяться. Однако английский 80-пушечный «Фудроянт» после жестокого боя всё же смог захватить французский «Пегас». В погоню за торговыми судами ринулись английские 64-пушечники, которым в течение семи дней удалось захватить 13 из 17 судов конвоя.

Флот адмирала Ричарда Хау подходит к Гибралтару

Флот адмирала Ричарда Хау подходит к Гибралтару

25 апреля Баррингтона, прошедшего Ла-Манш и заблокировавшего голландский флот у Текселя, сменил Хоу. 16 мая голландцы, ранее планировавшие прорыв на Балтику, не стали искушать судьбу и отвели свои линейные корабли вместе с транспортами в Амстердам.

В конце мая Адмиралтейство получило информацию о том, что 27 кораблей союзников собраны в Кадисе, дабы оттуда выдвинуться к Каналу. В ответ англичане решили создать ударный кулак и стали собирать свои эскадры в Спитхеде. 4 июня союзный флот в составе 32 кораблей (английская разведка ошиблась) под командованием дона Луиса де Кордовы вышел из Кадиса. 3 недели спустя это испано-французское соединение перехватило Ньюфаундлендский конвой, сумев захватить 19 английских судов.

У Уэссана 8 июля Кордова соединился с французским отрядом Ламот-Пике (8 линейных кораблей), тогда как Хоу, имея 36 линкоров, подошёл к островам Силли. Узнав о движении Флота Канала, союзники решили отступить. Это позволило Хоу открыть путь в Канал, и 2 августа туда смог войти без потерь богатый Ямайский конвой. Испанцы же, попав в шторм, решили возвратиться домой.

14 августа Хоу прибыл в Спитхед. Дав двухнедельный отдых своим командам, 1 сентября командующий Флотом Канала вышел с 15 линейными кораблями в море для сопровождения конвоя с припасами и подкреплениями, направлявшегося в державшийся из последних сил Гибралтар (Тут ставим гиперссылку на Часть XXVII).

9 октября корабли Хоу миновали мыс Сент-Винсент, а 10 октября совершенно неожиданно для французов и испанцев вошли в Гибралтарский пролив. 11 октября первые 4 транспорта втянулись в гавань Гибралтара. Ещё 7 сильным течением пронесло мимо Скалы в Средиземное море. Хоу пришлось поработать «пастухом» — вновь собрать семёрку незадачливых купцов и отконвоировать их обратно к крепости. Эти действия командующего Флотом Канала позволили спасти многострадальный Гибралтар.

16-18 октября Хоу отконвоировал к Скале ещё 20 торговых судов. При этом его эскадра усилилась до 20 линкоров, так что 14 испанских и французских кораблей, попытавшихся атаковать англичан, были легко отогнаны. Кордова попытался преследовать английский флот, но благодаря обитым медью днищам своих кораблей англичанам сравнительно легко удалось оторваться от преследования. 14 ноября Хоу достиг острова Святой Елены, не потеряв ни одного корабля, чем заслужил лестное письмо от Фридриха Великого, зорко следившего за кампанией 1782 года.

Таким образом, Флот Канала провёл кампанию 1782 года просто образцово, во многом выправив ужасную стратегическую ситуацию.

Катастрофа в Портсмуте

Единственной, пожалуй, неудачей английского флота в 1782 году стала совершенно глупая и нелепая потеря 100-пушечника «Роял Джордж» 29 августа 1782 года.

Как же произошла эта трагедия? Давайте по порядку.

17 марта 1782 года 100-пушечный «Роял Джордж», подняв флаг контр-адмирала Ричарда Кемпенфельта, присоединился в Портсмуте к Флоту Канала. Несколько недель спустя новым капитаном корабля был назначен Мартин Вагорн (Waghorn), который до этого опыта командования столь крупным вымпелом не имел. До появления на «Роял Джордже» Вагорн сперва лейтенантствовал на 100-пушечном «Виктори», а затем командовал небольшим шлюпом.

Вернувшись в Спитхед 28 августа 1782 года, «Роял Джордж» вместе с остальным флотом принялся готовиться к отбытию в Гибралтар. К этому моменту корабль находился в составе Royal Navy 26-й год, имел водоизмещение более 2 000 тонн и экипаж из 850 человек. Последнюю тимберовку, включающую и ремонт корпуса, линейный корабль проходил сравнительно недавно — в 1778 году.

Гибель 100-пушечного линейного корабля "Роял Джордж"

Гибель 100-пушечного линейного корабля «Роял Джордж»

Вечером 28 августа Кемпенфельт сошёл на берег и нанёс визит своему старому другу Уильяму Николсону, капитану верфи Портсмута. В то же самое время на борту 100-пушечника собралось 820 членов команды и 350 человек нестроевого состава — проститутки, жены и дети моряков, желавшие провести ночь перед выходом в море корабля вместе с матросами. Добавим, что в ту ночь и последующее утро на корабле отсутствовали три парусных дел мастера, главный комендор и боцман.

В 7 утра, когда последние доставлявшие с берега припасы лодки подошли к «Роял Джорджу», плотник Томас Уильямс сообщил, что надо накренить корабль на левый борт, дабы появилась возможность отремонтировать кингстон на правом борту. К 7.45 грузы в трюме были перемещены налево. Чтобы увеличить крен, орудийные порты левого борта были открыты, а находившиеся подле них орудия максимально выдвинуты наружу.

В 8 утра начался прилив. Офицеры корабля меж тем пошли завтракать. Вернувшийся с берега контр-адмирал Кемпенфельт отправился в свою каюту написать несколько последних перед началом похода писем. Вагорн торчал на шканцах, наблюдая за погрузкой рома. Бочки с алкоголем при текущем положении корабля проще всего было складировать со смещением к левому борту. Так их и стали складывать, тем самым незаметно, но неуклонно увеличивая крен линкора.

Тем временем прилив вместе с усилившимся ветром развёл волну. Вкупе с накапливающимся эффектом безобразно сваленных бочек это привело к тому, что вода стала перехлёстывать через нижний край открытых портов гондека.

Первый лейтенант Джордж Сандерс приказал закрыть порты, но матросы, поглощённые ловлей выбежавших из трюма крыс (за поимку грызунов полагалась награда), этот приказ проигнорировали. В 9.00 Уильямс обратился ко второму лейтенанту Монинсу Холлингберри с просьбой принайтовать орудия в походное положение и всё же закрыть порты нижнего дека, а то мало ли… Лейтенант ответил, что пусть Уильямс займётся своим делом и не беспокоит начальство по пустякам. Да и вообще, если плотник знает, как управлять кораблём, то пусть идёт в капитаны!

После такого «фитиля» Уильямсу ничего не оставалось, кроме как вернуться на своё рабочее место.

Накапливавшаяся на палубе гондека вода не лучшим образом сказывалась на осадке и остойчивости корабля — левый борт «Роял Джорджа» всё заметнее оседал в море. Если бы на корабле присутствовали опытные парусные мастера, комендор и боцман, они бы наверняка вовремя заметили опасность и заставили начальство обратить на неё внимание. Но их-то на корабле сейчас как раз и не было, Уильямсу же не хватало авторитета, Вагорну — опыта, адмирал торчал в своей каюте, а остальные на «Роял Джордже» были заняты чем угодно, но не соблюдением мер безопасности.

Вскоре проникающая через открытые порты гондека вода настоящим водопадом стала низвергаться в трюм. С нижних деков на верхнюю палубу повалили матросы, кричавшие «Алярм! Крен слишком большой!» Наплевавший на субординацию Уильямс добрался до Вагорна и поставил того в известность о критическом положении, в котором оказался корабль. Командир «Роял Джорджа» начал было отдавать распоряжения, чтобы срочно спрямить линкор, но было уже слишком поздно. Крен начал ежесекундно увеличиваться. Внезапно весь корабль вздрогнул и стал рушиться на левый борт. Туда же, на левый борт, внутри корпуса посыпались люди, мебель, пушки, бочки и балласт. Вагорн метнулся к адмиральской каюте, но попасть в неё не смог — дверь заклинило.

В 9.10 «Роял Джордж» лёг на левый борт. Через мгновение сжатый воздух вырвался, проломив палубы и закрытые пушечные порты правого борта. После этого последнего «выдоха» корабль стремительно ушёл на дно, оставив на память о себе гигантский водоворот и торчавшие над водой мачты.

Почти все, кто во время катастрофы оказался в подпалубных помещениях — более 900 человек, из которых три сотни являлись женщинами и детьми — погибли. В числе погибших оказались также плотник Томас Уильямс, контр-адмирал Кемпенфельт и сын командира корабля Уильям. Спасшихся с «Роял Джорджа» насчитали 230, причём одним из них оказался не умевший плавать Мартин Вагорн.

9 сентября 1782 года в Портсмуте состоялся суд, на котором председательствовал вице-адмирал Баррингтон. После рассмотрения всех обстоятельств случившегося, трибунал… оправдал всех офицеров «Роял Джорджа», свалив вину за катастрофу на «небрежение» покойного Уильямса. В таком решении явно виден политический подтекст — на флоте боялись очередного витка межпартийных разборок, а потому трибунал решил умаслить всех причастных и непричастных. Ну кроме Уильямса, конечно, благо тот не относился ни к партии тори, ни к партии вигов, да и вообще являлся, как это следовало из документов трибунала, просто

«утонувшим плотником».

Впрочем, позже обвинение с Уильямса было всё же снято, а катастрофу приписали случайности — мол, киль корабля настолько прогнил, что сломался пополам под напором воды.

Нелепая гибель «Роял Джорджа» произвела гнетущее впечатление на страну. Вместе со 100-пушечником отдали богу душу один из самых талантливых британских адмиралов — Кемпенфельт, а также сотни моряков, женщин и детей.

Выловленные из воды тела жертв кораблекрушения похоронили в братской могиле на острове Уайт. В Портсмуте был объявлен траур.


[1] При этом кабинет министров долго не мог понять, кто же должен вести переговоры с американцами. Граф Шелберн, министр внутренних дел, считал, что это его прерогатива. Чарльз Фокс, получивший пост главы МИДа, утверждал, что вести переговоры должен он. Все сомнения развеяли сами американцы, которые сообщили, что они теперь независимая держава, а потому ныне намерены общаться только по линии Министерства иностранных дел.

источник: https://fitzroymag.com/right-place/padenie-pravitelstva-norta/

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account