Американская фанера. Tunison Scout
Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
Интересный самолет от 1928 года из Калифорнии. Создателя "Скаута" инженера M.C.Tunison'а наверняка вдохновила концепция французского аэроплана Antoinette Monobloc от 1911 года но реализовал он ее на техническом уровне конца 1920-х.
Предполагалось что Tunison Aircraft станет предлагать семейство аэропланов своей конструкции: двухместный Scout Junior — тренировочный самолет с мотором от 75 до 150 л.с.; Scout Senior — четырехместный самолет с кабиной, легко конвертируемой из закрытой в открытую и наоборот, мотор 200-400л.с.; Scout Cruiser, пяти-семиместный моноплан с двигателем 400-500 л.с. Так же в планах было оснащение всех моделей семейством двигателей разной мощности собственной разработки и производства. Построен был только один "Скаут" — трехместный, с закрытой кабиной и двигателем Wright-Hisso H-3 (американская лицензионная версия французского Hispano-Suiza 8) мощностью 300л.с.
Основной конструктивный материал самолета — фанера. Из фанеры выполнялось все, исключая металлический каркас для установки мотора и приборы. Даже колеса выполнялись из фанеры. Большое толстое крыло было главным силовым элементом летающей машины. Оно собиралось из нижней и верхней половины и вышло настолько прочным что на всем размахе подкреплялось всего восемью невюрами. Толщина обшивки уменьшалась от середины к законцовкам — в центре она состояла из 38 листов сосны и ели, проклееных, нагретых и спрессованных, на концах крыла — из пяти. Если эти толщины привести в сантиметрах — то уменьшалась от 6,7 до 0,6см.
Прекрасно остекленная кабина была рассчитана на трех человек — пилота и двух пассажиров располагающихся позади него бок-о-бок. Все трое сидели фактически в крыле, для их размещения в нем было вырезано отверстие. Толщина крыла в этом месте достигала 60см; к нему крепилась моторама, шасси и хвостовое оперение. Удивительно применение нескольких типов профилей по размаху крыла: в центре — Gottingen 387, на законцовках Clark Y, между ними профиль перетекал в подобие "Eiffel, R.F.C., Royal Indian and U.S.A.series"[1].
Вход в кабину осуществлялся через люк сверху нее, она крепилась к крылу посредством болтов и легко могла демонтироваться.
Безусловно обращают внимание огромные обтекатели шасси типа "штаны" выполненные конечно из фанеры.
Еще интересная и малопонятная деталь — двигатель крепился к мотораме через кронштейны на мощных подшипниках и пилот из кабины мог изменять положение мотора относительно продольной оси самолета [1], однако визуально наличие этой конструкции на фотографиях незаметно.
Первый полет с пилотом Jimmie Angel "Скаут" совершил 21 декабря 1928 года под регистрационным номером X247E и показал следующие характеристики:
ТТХ
Размах крыла,м 10,97
Длина,м 9,45
Высота, м 2,28
Площадь крыла, м2 25,08
Вес пустого, кг 1024
Вес взлетный, кг 1656
Максимальная скорость, км/ч 305
крейсерская, км/ч 265
посадочная, км/ч 72
Пробег, м 76
Потолок, м 5486
Дальность, км 965
Что дальше случилось с самолетом непонятно. По какой то причине была произведена смена регистрационного номера на X425, а в 1934 всплывает Zion Tunison Scout с регистрацией X13795 и с неким рядным двигателем Miller мощностью в 600л.с. Сложно сказать что случилось с проектом Tunison'а, видимо он стал жертвой Великой Депрессии. А Zion Tunison Scout может быть попыткой восстановления машины уже с новым мотором. Видимо попыткой малоуспешной.
1.
2. На нижнем левом фото отлично видно оригинальные "моржовые клыки" коллектора выхлопных патрубков.
На нижнем правом фото сам Tunison с пилотом Jimmie Angel
3.
4. Вид Scout'а с мотором Tunison.
Источники:
1. The Vintage Airplane — july 1973
2. Les Ailes #398
3. www.aerofiles.com
…
источник: http://p-d-m.livejournal.com/373875.html