Немного дополнения для будущей статьи про развитие флота. Ну и еще раз с новым годом.
В рамках развития флота на Тихом океане по программе 1912 года рассматривали не только корабли, береговые укрепления, но и такой новый вид оружия как авиация во всех проявлениях. Кроме трех авиаотрядов которые должны быть оснащены самолетами, предусматривался и воздухоплавательного отряда с двумя полужёсткими дирижаблями по типу уже летавшего «Кобчик» производства питерской фирмы «Дюфлон и Константинович», интересно, что воздухоплавательная рота, которая были вооружены привязными аэростатами должны были остаться в составе саперной бригады Владивостокской крепости.
Выбор такого типа был связан в первую очередь с намечаемой спецификой применения дирижаблей на данном театре. Если на Черном и Балтийских морях планировали обойтись сравнительно небольшими и дешевыми дирижаблями мягкого типа объемом в 6500 м3, то на Тихом океане вследствие специфики использования требовались воздушные корабли побольше. Дело в том, что если на двух других театрах их задача была в обеспечении разведки на сравнительно небольшом расстоянии (на Балтике на подходах к Ирбенам, а в Черном море на подходах к базам), то на Дальнем Востоке планировали активно везти крейсерские операции, перерезая коммуникации, поскольку это вообще был единственный вид боевых действий в открытом море которые при скудности корабельного состава мы могли себе позволить. Задача использования дирижаблей заключалась в патрулировании на удалении от базы до 550 км, что позволило контролировать почти всю акватории Японского моря, наводя на конвои и отряды боевых кораблей крейсера, эсминцы и подводные лодки Дивизии Тихого океана.
В качестве прототипа решили использовать конструкцию строящегося дирижабля «Кобчик» который очень впечатлил моряков, хотя он еще не прошел испытания, но большего размера. Для этого планировали построить на заводе «Дюфлон и Константинович» в Санкт-Петербурге два полужёстких дирижабля, правда на по результатам испытания прототипа в конструкцию были внесены изменения. В частности увеличили площадь рулей направления и высоты и изменили конструкцию узла привода воздушных винтов. Планировалось что эти дирижабли, которые успели даже получить название «Баклан» и «Олуша», будут иметь объем 11600 м3 при длине 93 м, и максимальном диаметре оболочки 14,2 м. В качестве силовой установки предполагалось использовать 2 немецких «Argus», мощностью 125 л. с., при полезной нагрузке 3500 кг (в состав которой кроме всего прочего входила радиостанция), потолке — 2500 м, и продолжительности полета в 20 часов, дирижабль будет иметь экипаж в 8 человек. Для них же собирались заказать мощную радиостанция, для того что бы проверить возможность радиосвязи на дирижабль «Кобчик» установили радиостанцию с дальностью до 350 км., его в 1913 году доставили во Владивосток, а в дальнейшем его планировали использовать как учебный. Но полёты на дирижабле «Кобчик» над морем осуществлялись в весьма незначительном количестве.
Постройка головного корабля началась в середине 1913, а в мае 1914 на аэродроме «Вторая речка» развернулось строительства эллингов для их размещения и причальной вышки, такие же объекты собирались строить в Николаевске на Амуре. Но достроить первый дирижабль «Баклан» к началу первой мировой не успели, его постройка завершилась в ноябре 1914, но доводка затянулась до марта 1915. Естественно никто его во Владивосток отправлять не собирался, и корабль оставили на Балтике, но и там его служба была не долгой. Первый же вылет в район Ирбенского пролива 22 июля закончился потерей «Баклана». Ранним утром он обнаружил эскадру вице-адмирал Э. Шмидта о чем и сообщил командованию обороны Рижского залива, но при попытке возвращения у него лопнули ремни привода кормового левого винта, а потом заглох кормовой двигатель и его начало разворачивать снова к эскадре. В итоге не смотря на то, что зенитная артиллерия на германских кораблях находилась в зачаточном состоянии в такую мишень не попасть было сложно, в итоге пробития баллонета «Баклан» начал снижаться при том двигатель все таки успели запустить в итоге он опустился уже в 10 милях от немецких кораблей и когда к ним подошли два эсминца экипаж успел прилично попортить свой аппарат и взять на буксир его не вышло, а экипаж в 8 человек попали в плен.
Сравнительные характеристики дирижаблей завода «Дюфлон и Константинович»: