Альтфлот: Морская авиация Российского флота. Глаза флота

15

Ура, коллеги, наконец-то последний поршневой самолет. Дело в том, что я не очень разбираюсь в бортовых РЛС, поэтому использовал всю доступную для меня информацию и, возможно, будут технические нестыковки – не судите строго. В конце поста будет информация по выпуску самолетов Григоровича-Северского с ПД и все профили, а их 18 штук в одном файле. Думаю, я первый, кто на сайте протянул линейку развития одного самолета на 15 лет))))))).

Российские палубные самолеты ДРЛО появились на 6 лет позднее американских General Motors TBM-3W и практически одновременно с американскими же Douglas AD-4W, которые поступили на вооружение ВМС Великобритании. Нельзя сказать, что самолетами с бортовыми РЛС в нашей стране не занимались. Еще во время войны в системе ПВО использовались тяжелые истребители со станциями типа «Гнейс». Сразу по ее окончании в опытную эксплуатацию были приняты первые, пусть и достаточно примитивные самолеты ДРЛО на базе бомбардировщиков Пе-8 со станциями «Гнейс-2М» и «Гнейс-5М», которые могли обнаруживать как самолеты, так и надводные корабли. Дальность обнаружения кораблей станцией «Гнейс-5М» составляла 36 км, а сопровождение цели могло вестись на удалении 20 км. Помимо наведения на самолет противника станция должна была обеспечивать привод своего истребителя к специальному приводному маяку с расстояния до 90 км.

При создании этой станции институт разработал новый тип антенных устройств, характерной особенностью которых являлась комбинация обзорных и пеленгационных систем с использованием принципа равносигнальных зон диаграмм направленности. Назначение обзорных антенн – просмотр морской поверхности впереди по курсу полета самолета и боковой обзор справа и слева в направлениях, перпендикулярных курсу полета в пределах 40°. В состав обзорной антенны входили излучающая шестивибраторная антенна и две приемные, устанавливаемые на фюзеляж самолета. Конечно, таких данным было недостаточно для практического применения, но 4 такие машины использовались в основном в качестве «летающего класса» для подготовки летного состава по так называемой «технике оперирования» и как воздушные командные пункты.

Если с самолетами берегового базирования все было более или менее ясно (правда они и уступали американским аналогам), то непосредственно флот мог полагаться в открытом море только на корабельные РЛС. Дело было не в том, что палубными самолетами ДРЛО не хотели заниматься, а в недостатках применяемых РЛС, их размещение на небольшом ДГ-64 было фактически не возможно, в том виде в котором их применяли с берега. Впрочем самолет который мог теоретически применяться для радиолокационного обнаружения на палубе появился еще вначале 1950, это был последний поршневой ударный самолет Северского ДГ-64М. На нем установили опускаемую гидроприводом модернизированную станцию «ПСБН-ПЛО», которая могла обнаруживать подводные лодки в надводном положении на расстоянии не более 20 км, самолеты высвечивались на 30 км (что естественно было недостаточно), да и сам самолет был не очень удачным.

Специализированный палубный самолет ДРЛО начали разрабатывать практически одновременно с ДГ-64; в принципе именно этот аппарат должен был стать носителем РЛС, которой как раз и не было. На создание станции с дальностью обнаружения в 200 км профильные предприятия запросили около двух лет. Тогда попробовали закупить пять станций AN/APS-20 у американцев; последние были не очень против, тем более уже заканчивали разработку более мощного варианта, но наученные горьким опытом копирования в России B-29, США предложили купить не просто станцию, а партию из минимум 50 TBM-3W. От этой идеи отказались из-за дороговизны, тем более что проведенные короткие испытания русскими специалистами позволили выявить основные конструктивные особенности станции, которые помогли разработать свой вариант.

Работы велись не на пустом месте, поскольку вместе с Ту-4 в стране начала производиться станция «Кобальт», которая была отечественным вариантом радиолокационной станции кругового обзора AN/APQ-13; ее и решили использовать в качестве прототипа. Конечно, «Кобальт» не подходила для самолета ДРЛО: ее хватало для обнаружения крупных наземных объектов на дальности в 100 км, для этого она и создавалась. Но за неимением гербовой пишут на простой, и в мае 1949 работы над станцией, получившей название «Родий», начались.

Первоначально думали по сути заменить антенный узел, новая антенна повторяла форму AN/APS-20, но была несколько меньше – 2,36×0,8 метра вместо 2,44×0,91 м. Изменили и частоту вращения – теперь она делала 7 оборотов в минуту. Испытания проводили зимой 1948–49 г.г. на переделанном DC-3. Оказалось, не все так просто: крупные наземные объекты теперь обнаруживались на расстоянии в 180 км, но по сравнению даже с разрабатываемой в тоже время «ПСБН-ПЛО» по обнаружению малых объектов серьезных улучшений не было. В течении всего 1949 года пытались решить проблему, среднюю мощность смогли поднять до 500 кВт – это дало дальность обнаружения кораблей в 210 км, а ударных самолетов до 110. Осталось только снизить массу станции и, как выразился один из создателей – заставить все работать одновременно. Это удалось только к началу следующего года.

Альтфлот: Морская авиация Российского флота. Глаза флота

Антенна станции «Родий».

В итоге станция мало имела общего с «Кобальтом», многие комплектующие были созданы заново, а основные конструкционные элементы повторяли американский аналог. Кроме того, удалось добиться сравнительно небольшого веса в 630 кг. Осталось только доработать носитель. В качестве него использовали транспортную версию ДГ-64ПТ, притом для отработки размещения радиооборудования использовали опытный самолет серии.

Под фюзеляжем расположили массово-габаритный макет обтекателя, в фюзеляже постепенно компоновали блоки управления и места для двух операторов для сохранения центровки. Постарались все самые тяжелые комплектующие разместить ближе к центру тяжести. Два оператора сидели лицом друг к другу, между ними разместили пульт контроля станции с одинаковым комплексом приборов и экранов. Первый оператор считался командиром группы и осуществлял, кроме наблюдения, общий контроль; второй также выполнял процесс наведения истребителей или ударных самолетов на цель. В целом самолет оказался более удобным для экипажа, чем TBM-3W2: например, второму оператору РЛС не приходилось скорчившись сидеть в хвостовом отсеке – у обоих была вполне комфортабельная кабина. Кроме того, пол кабины покрыли медной сеткой для рассеивания электромагнитного излучения от антенны.

Первые полеты выявили недостаточную путевую устойчивость; это решили тем же способом, как и на американских машинах – установив две шайбы на хвостовом горизонтальном оперении. Пока не была полностью готова станция, «облагораживали» подфюзеляжный обтекатель: в результате продувок его вытянули в длину и он достаточно сильно отличался от американского прототипа. Передняя часть обтекателя из стеклопластика могла сниматься для обслуживания антенны прямо на палубе, это не требовало каких-то специальных инструментов, при большой необходимости можно было снять и весь обтекатель.

Альтфлот: Морская авиация Российского флота. Глаза флота

Обтекатель антенны РЛС «Родий» и размещение оборудования на самолете ДГ-66

Первый полностью «комплектный» самолет поднялся в воздух только в марте 1950 года, а серийный выпуск под индексом ДГ-66 начался в январе следующего. Уже в процессе эксплуатации стало понятно, что дальности самолету явно не хватает, тем более если учесть что для установки привода антенны пришлось убрать удин из малых баков в фюзеляже, тогда доработали топливную систему установив крыльевые баки от истребителя сопровождения ДГ-63МС. В составе авиакрыльев «Победы» и «Славы» находилось обычно 2-3 самолета, на тяжелых кораблях типа «Петропавловск» было уже 4 самолета ДРЛО. Их применяли и для патрулирования и для наведения истребителей. В 1955 эти же самолеты после небольшой доработки стали использовать для целеуказания во время стрельбы ПКР, как корабельного так и воздушного базирования. 7 машин использовали на Балтике в качестве базовых самолетов ДРЛО, но на остальных театрах и в ВВС применяли уже «сухопутный» Ба-7.

Этот самолет был создан на базе широкофюзеляжного транспортного самолета Бартини Ба-6 (прим. проект Т-117 Бартини), который вышел на испытания в 1949 году и в феврале 1950 был принят на вооружение. На них поставили такие же станции «Родий» при том в двух экземплярах, одна в носовой части за носовой стойкой шасси, вторую сверху фюзеляжа. Для увеличения дальности предусмотрели дополнительные фюзеляжные баки, количество операторов увеличилось до 3, всего в составе группы РЛС было 6 человек при экипаже в 9 человек.

Альтфлот: Морская авиация Российского флота. Глаза флота

ДГ-66 46 эскадрильи 4 смешанного корабельного авиаполка, авианосец «Победа», ТОФ, 1951 год

 

К началу 60-х годов «шестьдесят шестые» остались единственными поршневыми машинами Северского, которые еще оставались на вооружении; в 1961 году на тяжелых авианосцах и «Славе» их стали вытеснять турбовинтовые самолеты ДРЛО. С «Победы» они летали вплоть до 1965 года, пока корабль окончательно не переклассифицировали в вертолетоносец; впрочем, им на смену думали принять аппарат ДРЛО на базе винтокрыла Ка-24, но такая модификация так и не была построена.

P.S. А теперь, как обещал, все самолеты в одном файле (по сравнению с теми, которые в статьях, они немного отличаются) и динамика производства по годам.

Альтфлот: Морская авиация Российского флота. Глаза флота

Выпуск самолетов ДГ в 1939–1954 г.г.

Альтфлот: Морская авиация Российского флота. Глаза флота

Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account