14

Изъезженная тема, конечно, но поскольку у меня они есть – значит должны быть и здесь. Тэг на «Нюрнберг», потому что по структуре корабли похожи получились.

Содержание:


Состояние российского флота после революции 1917 года

К середине 20-х годов крейсерские силы Российского флота представляли собой крайне плачевное зрелище. Флот, который оперировал на 4 (5, если считать Каспийское море) морских театрах, имел в своем составе только 7 турбинных крейсеров, при том 2 из них были спущены на воду еще в 1907, а один был немецким трофеем, полученным от Франции после первой мировой войны. Самыми новыми были 2 крейсера типа «Светлана» и столько же их черноморских «родственников» типа «Адмирал Нахимов». За исключением головного корабля, который успел поучаствовать в первой мировой, остальные были достроены в 1922–25 г.г.

  • Светлана: РБЗ 11.5.1913/26.05/1915/1.03.1917 (БФ-1917) – учебный крейсер с 1948, разобран на металл в 1955.
  • Адмирал Бутаков: 29.05.1913/27.031916/ 05.09.1923 (БФ-1922) – учебный крейсер с 1950, разобран на металл в 1955.
  • Адмирал Нахимов: Руссуд 18.05.1913/25.05.1915/21.03.1922 (ЧФ-1922) – потоплен германской авиацией 13 ноября 1941, поднят 3 ноября 1947, потоплен как мишень в 1949.
  • Адмирал Лазарев: Руссуд 18.05.1913/15.01.1916/ 25.06.1924 (ЧФ-1923) – потоплен как мишень 21 ноября 1952.

Для первой мировой они были более чем современными, но было ясно, что за десятилетие они начали устаревать – главным образом из-за устаревшего расположения части артиллерии в казематах. Кроме того, на стапелях Руссуда находились еще два корабля, а два крейсера «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Грейг» были спущены на воду еще во время войны и болтались у достроечной стенки Путиловского завода. Если с николаевскими крейсерами решили не возиться и в начале 20-х годов их как наименее готовые сдали на слом, то последние балтийские крейсера все же решили достроить по несколько измененному проекту, только эти улучшения оказались не очень серьезными. Наконец-то отказались от носовых казематных установок – это позволило спрямить борта и улучшить мореходность. В кормовой части установили еще по одному спонсону для 130-мм в кормовой части (торпедные аппараты сдвинули к корме), а на оконечностях установили новые двухорудийные башни с модернизированными 130-мм орудиями по типу применяемых на модернизированных крейсерах Сибирской флотилии, правда для этого пришлось нарастить кормовую надстройку. Орудий ГК стало 12 вместо 15, но бортовой залп изменился не значительно, к тому же в 1929 году на крейсера поставили по 3 спаренные универсалки «Минизини». Увеличили носовую надстройку (корабли планировали использовать как флагманские), ну и установили дальномер на топе фок-мачты, которую усилили дополнительными распорками; была укорочена грот-мачта, собственно говоря на этом все. Самолет установили, но катапульты корабли так и не получили. В 1929 году оба «модернизированных» крейсера перевели на ЧФ, оба крейсера встретили войну в составе Средиземноморской оперативной эскадры и были списаны после войны. А черноморским Светланам не повезло, войну не пережила не одна из них.

Адмирал Спиридов: Пут. 16.051913/1.03.1917/19.07.26. (БФ-1926, ЧФ-1929) – с 1947 учебный крейсер, сдан на слом 1955 г.

Адмирал Грейг: РБЗ 24.05.1913/26.05.1916/1925 (БФ-1927, СМЭ – 1941, ЧФ-02.1945) – с 1947 учебный крейсер, затонул в порту Туапсе во время шторма в 1952 г. Поднят и сдан на слом.

Легкий крейсер «Адмирал Спиридов», бригада крейсеров Черноморского флота, 1930 г.

Легкий крейсер «Адмирал Спиридов», бригада крейсеров Черноморского флота, 1930 г.

Проектирование новых крейсеров для РККФ

Впрочем, балтийские и николаевские кораблестроители и не строили иллюзий насчет высокой боевой эффективности крейсеров этого типа, даже в модернизированном варианте. Поэтому решили строить новые крейсера, главным образом для усиления сил на Тихом океане. Корабли получили номер проекта 4 и обозначение по первому кораблю серии – легкие крейсера типа «Адмирал Завойко».

Легкий крейсер «Адмирал Завойко» перед уходом на Дальний Восток, 1931 г.

Легкий крейсер «Адмирал Завойко» перед уходом на Дальний Восток, 1931 г.

Для ускорения проектирования и просто снижения стоимости (стране нужен был флот, но экономика еще не восстановилась) использовали многие конструктивные решения опробованных на старых Светланах, но корпус новых крейсеров отличал гладкий надводный борт. У носовой оконечности высота корпуса была сохранена прежней, так что там образовался полубак. Бортам полубака придали развал в верхней части, а форштевень приобрёл «клиперский» изгиб – для улучшения мореходности. Кроме того, увеличили ширину до 17,1 м, корпус разделили на отсеки с помощью водо- и нефтенепроницаемых продольных и поперечных переборок. Также, для обеспечения непотопляемости корабля, было предусмотрено устройство второго дна на протяжении всего корпуса и третьего дна на отдельных его участках (в основном в районе котельных и машинных отделений), а также размещение энергетической установки в шести котельных и четырёх турбинных водонепроницаемых отсеках. Современная система управления огнём потребовала усилить мачты для размещения на них командно-дальномерных постов; обе мачты стали треногими и приобрели более массивный вид.

Крейсер оснастили 12 котлами Ярроу нефтяного отопления и 4 турбинами Парсонса, в качестве силовой установки крейсерского хода установили 4 дизеля 1Д по 2000 л.с., но система передачи на средние валы оказалась ненадежная и на крейсерах для Черноморского флота от нее отказались. Зато под дизелями Тихоокеанские крейсера и «Адмирал Эссен» флотилии СЛО имели дальность до 10 000 миль, но с черепашьей скоростью в 12 уз. Под турбинами крейсера могли пройти до 5000 миль на 18 уз. Запас топлива — 1500 тонн, полный — 1900 тонн, наибольший возможный — 2000 тонн. На «Адмирале Войновиче» и «Адмирале Мордвинове» за счет отказа от дизелей увеличили максимальный запас топлива до 2200 т, что подняло дальность до 5500 миль.

Отдельным вопросом стояла артиллерия главного калибра: при проектировании решили вернуться к 6-дюймовкам, но последним орудием этого типа была 152/50-мм пушка, которую спроектировали для амурских мониторов, но для начала 30-х годов она уже устарела. Правда, первоначально планировали закупить британские или французские орудия; в качестве варианта рассматривали BL 6 inch gun Mark XXIII и 152 mm/55 Model 1930 соответственно, но они не устраивали командование флота по дальнобойности. Тогда Обуховский завод предложил свой вариант орудия на базе 152/50-мм пушки, длину ствола которой увеличили до 60 калибров, для увеличенного заряда усилили внутреннюю трубу орудия. Орудие оснастили горизонтально-клиновым затвором (его спроектировали с участием французских инженеров) и досылателем, приводимым в действие энергией выстрела, но последний оказался ненадежным (особенно при стрельбе обычным зарядом) и его заменили пружинным досылателем французского типа. Для увеличения скорострельности применили поворотный механизм заряжания, заряжание было раздельно-гильзовым и теоретически рассчитывали добиться 9 выстрелов в минуту (реально в боевых условиях скорострельность не превышала 6 выстрелов на ствол). Дальность стрельбы усиленным боевым зарядом составляла 30 км.

Орудия разместили в трехорудийной башне, которую разрабатывали совместно с теми же французами (20-е, начало 30-х вообще были временем активного франко-русского военно-технического сотрудничества, что, впрочем, не мешало России «дружить» в то же время с немцами). В целом башни русских крейсеров соответствовали башням типа «Марин-Омкур» образца 1930 года, каждое орудие устанавливалось в индивидуальной люльке, но отказались от дистанционного наведения с помощью электрических приводов, а угол вертикального наведения довели до 52°. Толщина брони башен составила 70 мм, диаметр барбета 5000 мм, масса вращающейся части 195 т.

В качестве зенитной артиллерии установили 4 двуствольных 100-мм лицензионных универсальных установки, но с длиной ствола в 56 кал.; кроме того, поставили четыре 37-мм зенитных автомата обр. 1928, но к 1934 их заменили на 45/46-мм полуавтоматы (на черноморских крейсерах их ставили изначально). На надстройке и первых двух башнях установили четыре счетверенные установки пулеметов системы Максим.

Торпедное вооружение составляли 4 двухтрубных аппарата кал. 450 мм (по два в вырезах в кормовой части), кроме того предусматривался прием 100 мин заграждения. Особенностью корабля было то, что на нем изначально предусматривалась установка пневматической катапульты (проекта немецкой фирмы Хейнкель) и гидросамолета КОР-2. В дальнейшем типы самолетов менялись.

В 1938-1940 г.г. «Адмирал Эссен» и черноморские крейсера были модернизированы. «Минизини» на них заменили на 100-мм корабельную пушку образца 1940 года, 4 торпедные аппараты кал. 450 мм, заменили на два 533 мм, на освободившееся место поставили еще две 100 мм универсалки, тихоокеанские крейсера проходили с «итальянками» всю войну и их сняли только в 1946. Зато они так же как остальные крейсера в это же время получили башнеподобную надстройку для носового дальномера, которая была меньше подвержена вибрациям. Кормовую мачту с дальномерным постом оставили, но уменьшили и дополнительно усилили, за одно передвинув ее на 3 метра к корме для размещения новой 24 – метровой катапульты.

Изначально планировали построить сразу 8 кораблей этого типа, но к началу 30-х они уже не соответствовали требованиям времени, к тому же в стране наконец-то началась программа постройки тяжелых крейсеров; потянуть обе наша судостроительная промышленность пока не могла, поэтому ограничились 5 кораблями.

Боевое применение модернизированных крейсеров

У всех 5 крейсеров была более чем боевая судьба.

Тихоокеанские «Адмирал Завойко» и «Адмирал Невельской» до 1945 года участия в боевых действиях не принимали, но после объявления войны Японии участвовали в Курильской десантной операции, где «Невельской» получил серьезные повреждения от мины; после войны капитальный ремонт посчитали избыточным и крейсер перевели в разряд учебных. Списан только в 1958.

«Завойко» входил в состав оккупационных сил на о. Хоккайдо до 1947 года, позднее вместе и крейсером «Изумруд» и обоими ТКр проекта 26бис, составлял 2 бригаду крейсеров ТОФ (с 1954 3 бригада), с 1959 учебный крейсер, выведен из состава флота в 1963.

Легкий крейсер «Адмирал Завойко» в кампанию 1935 г.

Легкий крейсер «Адмирал Завойко» в кампанию 1935 г.

«Адмирал Войнович» и «Адмирал Мордвинов» на начало войны входили в состав оперативной Средиземноморской эскадры. Совместно с линкором «Севастополь» и эсминцами в том числе югославскими участвовали в прорыве из Которского залива. Линкор получил тяжелые повреждения, но смог дойти до Александрии уже под прикрытием британского средиземноморского флота, но «Адмиралу Мордвинову» очень не повезло, ранним утром 2.07.1941 в результате подрыва на мине и дальнейшей атаки итальянской авиации он пошел ко дну. Оставшийся «Адмирал Войнович» смог прорваться в Александрию, где вместе с ранее пришедшим крейсером «Алмаз» составили русскую Средиземноморскую эскадру. Участвовал в эскортировании конвоев на Средиземном море, после ухода на Север крейсера «Алмаз» стал флагманом эскадры. В 1943 году с него сняли катапульту и усилили зенитное вооружение. Участвовал в поддержке союзников в Южной Италии, весной 1945 года прошел ремонт в освобожденном Марселе, до 1964 учебный корабль, позднее сдан на слом.

Легкий крейсер «Адмирал Эссен», СФ, 1944 г.

Легкий крейсер «Адмирал Эссен», СФ, 1944 г.

 

Крейсер «Адмирал Эссен» который изначально планировали оставить на Балтике в 1932 году отправили в состав флотилии СЛО (с 1938 года – Северного флота) на начало войны он был флагманом бригады легких сил. С началом войны участвовал в проводке конвоев и в спасении авианосца «Профессор Жуковский» 8–14 июля 1942 г. Единственный из крейсеров русского флота вступил в артиллерийский бой с крупным кораблем ВМС Германии во время отхода тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» в операции «Вундерланд». В результате боя «Адмирал Эссен» совместно с дивизионом ЭМ типа «Гневный» настиг немецкий крейсер на траверсе острова Земля Франца-Иосифа 29 августа 1942, получил попадания 3 283-мм снарядов, но и сам добился 9 попаданий, которые вызвали пожар. В результате ухудшившейся погоды ЭМ не смогли выйти в торпедную атаку, а стрельба по наведению РЛС ни к чему не привела. Тем не менее больше немецкие корабли не появлялись в зоне действия Северного флота. Ремонт до апреля 1943, в результате которого сняли торпедные аппараты, а за счет удаление кормовой пары «соток» оборудовали площадки для дополнительных самолетов Бе-4М на которые легли задачи по ПЛО, уменьшение универсальной артиллерии частично компенсировали установкой 2 х 4 — 40-мм/40 «Пом-пом» полученных от союзников.

После войны подвергать серьезной модернизации корабли в составе российского флота не планировали, поскольку ожидалось, что их заменят более современные легкие крейсера проекта 68. Тем не менее, некоторые изменения произошли, в 1947-1950 г.г. Кормовой дальномерный пост удалили, установили два поста управления зенитной артиллерии, по одному с каждого борта. На тихоокеанских крейсерах и североморском «Адмирале Эссене» наконец то сняли катапульты для палубных самолетов. Заменили и устаревшие спаренные 100-мм установки на модифицированные Б-34 имевшие дистанционное наведение, усовершенствованную систему управления стрельбой «Зенит-26» и новые стабилизированные посты наводки СПН-500. На смену разнообразной малокалиберной зенитной артиллерии пришли 7 спаренных 37-мм установок В-1. Устанавили новые радиолокационные станции различного назначения, кроме того с крейсеров сняли тяжелые и подверженные вибрации четырёхногие фок-мачты с дальномерными постами которые перенесли на башеноподобные основания.

Крейсер управления «Адмирал Эссен» в 1963 г.

Крейсер управления «Адмирал Эссен» в 1963 г.

  • «Адмирал Завойко» (ТОФ-1930): РБЗ 1927/1931– искл. 1963
  • «Адмирал Невельской» (ТОФ-1932): Пут 1927/1932 – искл. 1958
  • «Адмирал Эссен» (БФ-1931, ФСЛО-1932): РБЗ 1927/1931 – искл. 1973
  • «Адмирал Войнович» (ЮФ-1930): Руссуд 1927/1931 – искл.1964
  • «Адмирал Мордвинов» (ЮФ-1930): Руссуд 1929/1932 – Погиб при прорыве из Которского залива 2.07.1941 в результате подрыва на мине и дальнейшей атаки итальянской авиации.

Водоизмещение стандартное/полное – 7750/8890 т, размерения — 170,5×17,1×6,6 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 70 000 л.с., скорость 30 уз. Бронирование: пояс 50–75 мм, палубы: верхняя 20 мм, броневая 30 мм, башни и барбеты до 70 мм, боевая рубка до 125 мм. Вооружение (на 1932): 3×3 152-мм/60 орудия, 4-2×100/56, 4×37-мм автомата, четыре трёхтрубных 450-мм торпедных аппарата, до 100 мин, 1 катапульта, гидросамолет. (На 1941): 3×3 152-мм/60 орудия, 6 100/56, 6 45/46 полуавтомата, 4 12,7-мм пул., два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, до 100 мин, 1 катапульта, гидросамолет.

Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account