Альтфлот 1906-1954: Часть VI. От флотилии Петра Великого до флотилии СЛО.
Ура, я вернулся к альтфлоту, который МОГ БЫТЬ РЕАЛЬНЫМ! Флотилия СЛО.
Флотилия СЛО, несмотря на то что она стала широко известна только в годы первой мировой, по сути является старейшей военно-морской тактической единицей нашего флота.
Свыше 300 лет назад была сделана первая попытка создания военного флота на Севере. В 1693 году по указанию Петра I в Архангельске была заложена Соломбальская судоверфь и началось строительство военных кораблей.
14 августа 1694 года построенный в Соломбале 24-пушечный фрегат «Святой Павел», 44-пушечный корабль «Святое пророчество», купленный в Голландии, и яхта «Святой Петр» под бело-сине-красным флагом во главе с Петром I вышли в море, сопровождая восемь английских купеческих судов.
Однако боевые корабли в Белом море долго не оставались, а переводились на Балтику.
В 1740 году на Севере появилось первое соединение (эскадра) российских боевых кораблей, которые совершали крейсерство от Норвежского до Карского морей, предупреждая тем самым заход шведского флота в русские гавани и произвол их кораблей на побережье Мурмана. Но и оно не долго продержалось
Так, в Крымскую войну на Белом и Баренцевом море практически не было флота, и хотя Архангельское адмиралтейство было не просто одним из крупнейших, а крупнейшим предприятием военного судостроения в России на протяжении большей части своей истории, до упразднения в 1862 году, – английскую эскадру, которая совершила нападение на Соловецкий монастырь и вела обстрелы приморских поселений, могла встретить лишь пара судов небольшого водоизмещения. Это были бриги «Новая Земля» и «Лапоминка» (притом последний большую часть времени проводил на якоре, выполняя функции брандвахты), да шхуна «Полярная Звезда», занимавшаяся снабжением беломорских маяков. Малые пароходы «Смирный» и «Полезный», которые также входили в состав Беломорской флотилии, даже не несли вооружения и не были приспособлены к его установке.
Кроме того, в течение трех месяцев после начала войны были построены два десятка гребных канонерских лодок, которые выглядели неказисто: фактически это были шлюпки, но на каждой из них было по два орудия, они обладали исключительной маневренностью, что немаловажно при действиях в протоках между островами и отмелями, с берега их прикрывали батареи, которые в свою очередь должно было прикрывать вооруженное местное население.
Даже после войны российская администрация практически не занималась морскими силами на севере. Иногда для патрульной службы приходили корветы Балтийского флота, но это все было временным решением.
В начале 20-го века мало что изменилось. Для охраны рыбных промыслов ежегодно приходило из Балтийского моря посыльное судно «Бакан» водоизмещением 885 тонн, вооруженное четырьмя пушками (две 47-мм и две 37-мм). А сохранившаяся беломорская флотилия имела всего пару старых шхун и невооружённых пароходов, которые занимались транспортными перевозками и гидрографическими работами.
Сторожевое судно "Бакан" у Новой Земли, 1909 год
Ситуация сдвинулась только после русско-японской войны. В сентябре 1906 года контр-адмирал И.Ф. Бострем получил миссию изучения местности Северного простора и его прибрежья, для закладки и строительства будущей базы северного флота. Получив в своё распоряжение пару броненосцев – «Цесаревич» и «Слава», он проложил маршрут из Балтийского моря, огибая Скандинавию, на север, наметив изучить и посетить Екатерининскую гавань, Печенгскую бухту и Териберку; в следующем году эту миссию продолжил крейсер «Алмаз».
Но пока Российская империя не могла выделить значительные морские силы для обороны Севера, но начало было положено.
Наконец в мае 1910 года было принято решение о постройке нового незамерзающего порта, который получил название Романов-на-Мурмане. Тогда же вновь отправленный на Север «Бакан» обзавёлся компаньоном в виде канонерской лодки «Грозящий»: только эту самую старую канонерку командование Балтийским флотом могло выделить для службы в Белом море. Переход был сложным, и в итоге корабль решили не возвращать на Балтику, а приказом морского министра оба корабля включили в состав Беломорской флотилии. Так из вспомогательной она неожиданно стала боевой.
Надо сказать что появление «нового» корабля, как ни странно, оказалось крайне экономически выгодным: только за один год «Бакан» и «Грозящий» смогли задержать более 28 относительно крупных судов с контрабандой и ведущих незаконный промысел в русских водах. Правда, к сожалению, еще больше судов ушли от преследования наших кораблей.
Канонерская лодка "Грозящий" после перехода.
Аппетит приходит во время еды, и следующий год стал временем еще одного пополнения корабельного состава теперь уже флотилии быстроходными миноносцами. Правда, адмирал Эссен первоначально пытался отдать то, что совсем не жалко – миноносцы типа «Пернов» и «Циклон»; притом при разговоре с капитаном I ранга Дмитрием Мантуровым, который был назначен командующим новым соединением, была фраза: "Забирайте, все остальное не дам".
Благодаря красноречию Мантурова, который долгое время командовал «Баканом» и имел опыт плаванья в полярных широтах, удалось договориться о переводе 2 эсминцев типа «Сокол», что и было закреплено МГШ в соответствующих документах.
И в июне 1911 года ЭМ «Рьяный» и «Поражающий» в сопровождении двух вооружённых пароходов «Таймыр» и «Вайгач» отправились на Север. Надо немного рассказать о последних. Они представляли собой, ни больше ни меньше, увеличенный ледокольный пароход типа «Ангара», который уже с десяток лет бороздил просторы Байкала; как и их прародитель, они были построены на верфи «Армстронга», а на Балтийском заводе им сделали подкрепления под установку 2×120-мм орудий.
Надо сказать, что с появлением новых кораблей эффективность действий флотилии еще больше возросла. Первоначально ВМС Норвегии пытались прикрывать действия своих браконьеров, поскольку экспорт рыбы приносил неплохую прибыль казне королевства. Конечно, до открытого столкновения не доходило, но когда рядом с рыболовной флотилией крутились канонерки вроде «Фритьоф» или «Викинг», приходилось соблюдать определённую осторожность.
Эсминцы типа "Сокол" у причальной стенки нового порта Романов-на-Мурмане.
1913 год ознаменовался сразу 3 событиями в жизни флотилии.
Во-первых, наконец-то были построены новые причальные стенки в Романове-на-Мурмане и малый док, который мог принимать корабли до 80 метров в длину и водоизмещением до 4000 т.
Во-вторых, флотилия получила название «флотилия СЛО».
В-третьих, командование Балтфлота с подачи МГШ очень расщедрилось (сказались хорошие темпы поступления в строй новых ЭМ) и выделило еще дополнительно 2 эсминца типа «Сокол»; это позволило выделить в составе флотилии отряд ЭМ.
Надо сказать, что это было неприятным сюрпризом для соседей. В октябре 1913 года Норвегия постаралась произвести большее устрашение на русские силы, послав в район действия рыболовных флотилий сильнейший свой корабль – ББО «Норге»; но когда рядом с траулерами появились «Таймыр» и «Бакан», а на перехват удирающим браконьерам бросились сразу 3 ЭМ – «Норге» просто сделал вид, что его и тут и не было. После этого кораблей Норвегии, Швеции и Великобритании стало намного меньше.
В мае 1914 года рейд Мурманска был взбудоражен салютом: в гавань входил стремительный красавец «Жемчуг». Этот крейсер только в апреле 1913 года вышел из ремонта и сейчас был направлен для развития взаимодействия легких сил и крупных кораблей. Тем более что опыт посылки устаревших эсминцев на Север хотели продолжить, в том числе перевезти в 1914–1915 годах все оставшиеся эсминцы типа «Сокол». А пока для нужд флотилии закупили 2 канадских ледореза "Канада" и "Иван Сусанин"
Вообще планы МГШ по поводу флотилии были большими, правда в отличие от сил на Дальнем востоке для флотилии СЛО не планировали постройку крупных крейсеров-рейдеров, но наращивать силы думали. В частности, если взаимодействие "Жемчуга" и отряда ЭМ оказалось бы продуктивным, то после вступления в строй крейсеров типа "Светлана" Балтфлот мог пожертвовать "камушком", передав его в состав сил на Севере, а кроме соколов планировали, что и половина ЭМ типа "Инженер-механик Зверев" могут последовать за ним.
Не оставляли без внимания и более мелкие сторожевые корабли: по программе 1915 года планировали заложить сторожевики типа "Туман" водоизмещением в 300 т для службы на Севере.
Крейсер "Жемчуг" входит на рейд Мурманска.
Но война внесла свои коррективы: отныне флотилия СЛО становилась одним из самых важных подразделений Императорского военно-морского флота.
Первую мировую флотилия СЛО встретила в таком составе (включая крейсер "Жемчуг"):
КЛ «Грозящий» (флагман). Минный отряд: БПКР «Жемчуг», отряд ЭМ (4 типа «Сокол»), отряд гидрографических и транспортных судов – 14 ед (в том числе 5 ледокольного типа).