Альтфлот 1906-1954: Часть V. Балтийский флот в первой мировой — на пороге перемен.

1

Данный пост просто необходим, если я хочу развивать альтернативу, в которой я предпочитаю опираться на реальные возможности. Я просто хотел немного изменить действия начальства с высоты исторических реалий и не допустить полного бардака, который существовал в 1917 г. Хотя перемены будут, страна была к ним готова и они были необходимы. Жаль, не могу полностью Моонзунд переиграть, но может кто поможет….

 

Война застала Балтийский флот в следующем составе:

1-ая линейная бригада: ЛК «Севастополь», «Гангут», «Полтава», «Петропавловск» ( 2 последних проходили испытания). 2-ая линейная бригада: ЛК «Слава», «Цесаревич», «Имп. Павел I», «Андрей Первозванный». 1-ая бригада крейсеров: БРКР «Баян», «Рюрик», «Паллада». 2-ая бригада крейсеров: БРКР «Громобой», «Россия», БПКР «Олег», «Богатырь». 1-ая Минная дивизия: 6 дивизионов (1 типа «Новик», 8 типа «Украина», 4 типа «Охотник», 4 типа «Всадник», 8 типа «инженер-механик Зверев»), 2-ая Минная дивизия: 6 дивизиона (4 типа «Финн», 11 типа «Лейтенант Бураков», 8 типа «Деятельный», 4 типа «Сокол»). 4 отдельных сторожевых дивизиона ММ (8 типа «Циклон», 2 типа «Уссури», 6 типа «Пернов», 2 типа «Казарский», 1 типа «Абрек»). Полубригада ПЛ: 2 дивизиона (1 типа «Акула», 2 типа «Касатка», 3 типа «Белуга», 4 типа «Кайман», 1 типа «Минога»). Бригада МЗ: «Волга», «Амур», «Енисей», «Ладога», «Нарова», «Онега».

Надо сказать, что начнись война на год позже, то корабельный состав мог быть несколько иным и отнюдь не только за счет постройки новых кораблей.

В июне 1914 года состоялось совместное заседание МГШ и ГМШ под председательством морского министра, на котором признали ошибочной отправку трех турбинных крейсеров на Дальний Восток, поскольку ни аннексия Кореи Японской империей, ни китайская революция не спровоцировали военное противостояние с Россией, в то же время чувствовалось напряжение в Европе. Тогда было принято решение о поэтапной замене кораблей с Сибирской флотилией.

В качестве замены было решено поэтапно послать во Владивосток броненосные крейсера «Громобой» и «Россия», а так же бронепалубные «Аврора» и «Диана» (последние в составе 3-й учебной бригады крейсеров находились на Средиземном море). Таким образом можно было говорить о количественном усилении сил на Тихом океане, но не о качественном.

Первыми должны были совершить взаимный межфлотский переход броненосные крейсера, сразу после возвращения из похода учебной бригады в сентябре 1914. Сами же бронепалубные крейсера должны были совершить переход в марте-июне 1915, притом с ними должен был отправиться дивизион из 4 ЭМ «Инженер-механик Зверев», а в Крондштадт должны были вернуться оба крейсера типа «Сапфир». Но события в Сараево обогнали решение морского ведомства.

Первой боевой операцией флота стало обустройство на рубеже Ревель — Поркалаудд Центральной минно-артиллерийской позиции. Строго в соответствии с планом, 18 июля 1914 г., за пять часов до объявления всеобщей мобилизации, минные заградители «Ладога», «Нарова», «Амур» и «Енисей» под прикрытием главных сил флота (первый эшелон — вторые линейная бригада и  бригада крейсеров, второй эшелон прикрытия — первые линейная и крейсерская бригады), начали постановку мин. На постановку заграждения из 2129 мин ушло четыре с половиной часа.

В последующие годы Центральная минная позиция неоднократно усиливалась. Всего к концу 1917 г. здесь было выставлено свыше 11 тысяч мин, в том числе 1158 мин образца 1908 г. и «Рыбка» — в противолодочном варианте, с углублением 18,3 м.

В 1915 г. Балтийский флот приступил к оборудованию нового оборонительного рубежа — Передовой минной позиции. За три года войны здесь установили свыше 8 тысяч мин. В ночь с 28 на 29 октября 1916 г. на минах Передовой позиции подорвались и затонули 7 из 11 эсминцев X флотилии германского флота.

Третьим крупным оборонительным рубежом на Балтике стала с 1915 г. Ирбенская минная позиция, преграждавшая противнику вход в Рижский залив. Всего российские моряки выставили здесь около 11 тысяч мин. Всего за время войны корабли Балтийского флота выставили 38 932 мины. На них подорвались 69 кораблей противника, 48 из них погибли.

Но не стоит думать, что действия Балтийского флота ограничивались только минными постановками.

Уже в начале войны начали использовать крейсера для свободного поиска и противодействия вражеским перевозкам. Корабли, как правило, действовали парами, притом турбинным крейсерам обычно придавались бронепалубные типа «Богатырь» и иногда дивизион ЭМ, «Громобой» и «Россия» действовали как правило сообща. Кроме того, флагманским кораблём в начале войны стал полюбившийся Николаю Оттовичу фон Эссену крейсер «Рюрик», который, впрочем, с приданным ему эсминцем «Новик» (к которому в январе 1915 присоединились еще 3 турбинных ЭМ) не освобождался от несения дозорной службы. При том формально все крейсера оставались в составе своих бригад.

Первоначально данная система оказалась очень действенной: уже 13 августа 1914 года тактической группой из крейсеров «Паллада» и «Богатырь» был уничтожен севший на мель вблизи острова Осмуссаар в Финском заливе германский крейсер «Магдебург», при этом были захвачены сигнальные книги.

Но вскоре эта практика оказалась губительной для первого турбинного крейсера русской постройки «Паллада». Уже через 1,5 месяца после возвращения с очередного дозора 28 сентября та же группа подверглась торпедной атаке с ПЛ U-26. Попадание 2 торпед вызвало детонацию погребов бортовой башни ГК, и крейсер затонул в считанные минуты.

Альтфлот 1906-1954: Часть V. Балтийский флот в первой мировой - на пороге перемен.

Крейсер "Паллада"

После этого была введена практика постоянного сопровождения ЭМ крупных боевых кораблей.

Все же крейсерам удалось поучаствовать в артиллерийских боях с кораблями противника, при этом более чем успешно: в Битве в Рижском заливе и Готландском бою они смогли потопить минный заградитель и повредить несколько крейсеров и более мелких кораблей противника.

Впрочем, и у наших кораблей случались неприятности, точнее у одного из крейсеров — многострадального «Рюрика». Сначала в феврале 1915 г. он наскочил на камни у о. Гогланд, принял около 2000 т воды, в ноябре 1916 г. в том же районе подорвался на немецкой мине, но в обоих случаях смог вернутся на базу.

Альтфлот 1906-1954: Часть V. Балтийский флот в первой мировой - на пороге перемен.

Броненосный крейсер "Баян" в 1916 году.

Что касается линейных кораблей, то их использование было менее интенсивным, впрочем бригада до-дредноутов прикрывала не только минные постановки, но вела бои со своими визави, в частности в Рижском заливе в августе 1915 года при успешно.

Линкоры типа «Севастополь» тоже не сидели без дела: несмотря на требование, по которому выход в море приходилось согласовывать лично с императором, корабли достаточно интенсивно гоняли по восточной части Финского залива (правда, постоянно их сопровождали несколько дивизионов ЭМ) под предлогом участия в боевой учёбе, что позволило поднять боевой дух и сплотить экипаж (это в дальнейшем послужило хорошую службу). Иногда все же, по настоянию заменившего скончавшегося Эссена адмирала Непенина, линкоры выходили для прикрытия легких сил, но это была не более чем демонстрация силы.

Но все же основная нагрузка легла на ЭМ и подводные силы. Они ставили минные банки, охотились за торговыми судами, поддерживали свои сухопутные части, а в период активности германского флота вели артиллерийские дуэли и, конечно же, охраняли «больших» братьев от ПЛ противника. Как ни странно, но к январю 1917 года было потеряно по разным причинам только 4 эсминца и одна подводная лодка.

Не менее активно использовали и канонерские лодки, при том из 6 кораблей этого класса два («Кореец» и «Сивуч») погибли от артиллерийского огня немецких кораблей в один и тот же день 6 августа 1915 года, став по сути единственными кораблями, погибшими в открытом бою с немцами.

В общем, даже если считать погибшие в 1915 году на минах минзаги «Ладога» и «Енисей» (бывает и такое), потери флота были сравнительно не велики с нанесённым противнику ущербом.

Теперь вернемся к пополнению флота, а точнее, к заложенным пред войной новым кораблям.

С подводными лодками и эсминцами было все более или менее просто: так, первые серийные «Новики» вступили в строй уже в начале 1915 года и их продолжали не только достраивать, но и закладывать новые. Также строили или переоборудовали старые суда в сторожевые корабли и тральщики, Балтийский флот пополнился авиаматкой «Орлица», и еще один корабль такого классе к 1917 году заканчивал переоборудование.

Но с кораблями I ранга все было не так однозначно.

Самой большой головной болью стали линейные крейсера (тогда еще так не классифицировавшиеся) типа «Измаил». Хотя они и были заложены на год раньше легких крейсеров «Светлана», они имели сходную готовность на начало войны.

Надо сказать, что комиссия по первоочередному развитию флота, созданная в сентябре 1914 года, первым делом направилась именно на Балтийский завод и Новое Адмиралтейство. Готовность кораблей составила для «Измаила» — 45  %, «Кинбурна» — 38 %, «Бородина» — 32 % и «Наварина» — 20 %.Темпы постройки отставали от утвержденных графиков из-за опозданий в поставках материалов и отливок.

Первое решение от октября 1914 г. было о снижении темпов строительства «Наварина», поскольку часть отливок, которые не могли получить из Германии, перенесли на Балтийский завод, которому просто не хватало ресурсов. Спуск последнего корабля серии перенесли на конец 1916 года; таким образом, все понимали, что корабль сможет быть достроен не раньше 1919.

Вскоре сказалась главная проблема постройки — вооружение. Обуховский сталелитейный завод, который должен был произвести к 1917 году часть орудий для всех крейсеров и сформировать башни, не укладывался в сроки. Британский завод Виккерса также уведомил, что поставка всех 36 орудий возможна не раньше 1919 года, но подтвердил, что до середины 1916 поставит 10 из них. Обуховцы также подтвердили, что смогут в случае снижения объема заказа поставить 5 орудий до конца года (одно из них на полигонное испытание). Таким образом было принято судьбоносное решение для всех кораблей серии.

«В связи с невозможностью оснащения и вооружения кораблей типа «Измаил» рекомендуем:

Увеличить темпы работы на головном корабле серии, распределив на него все имеющиеся ресурсы.

По крейсеру «Кинбурн»: окончить стапельный период и законсервировать его  по спуску на воду.

По крейсеру «Бородино»: продолжить работы, используя материалы, не пошедшие на постройку крейсера «Измаил», и поставить его на вторую очередь.

По крейсеру «Наварин»; сократить все работы до минимума и, если позволят ресурсы предприятия, произвести спуск с последующей консервацией корабля».

В итоге 9 апреля был спущен «Измаил», 20 августа «Бородино». «Кинбурн» покинул стапель только в апреле 1916 года, а «Наварин» в начале следующего года.

Работы по основным крейсерам шли относительно быстро, и к началу 1916 года по ним была следующая ситуация: по корпусу, системам и устройствам — 65 и 57 %; по уже установленному поясному и палубному бронированию — 36 и 13 %; механизмам — 66 и 40 %, по котлам — 66 и 38,4 %.

Но в феврале приостановили работы и по «Бородино»: строительство занимало слишком большую долю в работе Балтийского завода, да и было ясно, что полностью оснастить его при лучшем раскладе получится не раньше 1918 года.

Теперь «Измаил» остался в одиночестве.

В июне 1916 были погружены котлы, в сентябре турбины, которые построили на том же Балтийском заводе с использованием британских отливок лопаток турбин. Правда, турбин нашего производства было только 4; еще 2, которые должны были приводить в движение средние винты, оказались, как ни странно, немецкого производства. Это было последствие контракта с немецкой фирмой «Шихау» на постройку большого крейсера для Тихого океана, который был заключен до войны. Частью этого контракта была помощь в постройке второго крейсера на русских верфях, в том числе и в поставке турбин. Фирма пыталась представить себя с самой лучшей стороны и уже в июне 1914 года успела поставить 2 агрегата из 4.

Тогда же, в сентябре 1916, произошло еще одно событие, которое непосредственно касалось судьбы корабля. ОБЗ представил свое первое орудие на огневые испытания на специальном полигонном станке Дурляхера, а из Британии были поставлены 6 орудий этого типа.

На металлическом заводе также благодаря поддержке других предприятий смогли ускорить работы по постройке башен.

В итоге к декабрю 1916 года в наличии были уже 8 орудий британского изготовления, 3 из которых установили в первую готовую башню, 2 орудия ОБЗ и еще 2 находились в последней стадии готовности.

Все башни планировали изготовить и установить к марту 1917 (правда, из-за событий в стране это произошло только в начале июня).

Была установлена вся вспомогательная артиллерия и большинство систем, и самое главное — корабль мог сам двигаться и управляться. В апреле он впервые вышел на мерную милю, показав скорость при 80% в 25,6 уз. (правда, этот показатель был при водоизмещении в 29 000 тонн без боезапаса и трех башен ГК). Тогда же раненый в начале марта адмирал Непенин (спасибо матросам с 1 линейной бригады, которые практически спасли ему жизнь, вот что значит сплаванный экипаж) сделал «Измаил» своим флагманом. Но полностью боеготовым сильнейший корабль русского флота стал только в июле 1917 года.

Альтфлот 1906-1954: Часть V. Балтийский флот в первой мировой - на пороге перемен.

Линейный крейсер "Измаил" во время перехода, июль 1917 г.

Теперь вернемся к лёгким крейсерам.

Заложенные в Ревеле в мае 1913 года два легких крейсера типа «Светлана» с самого начала строились крайне интенсивно, что нельзя сказать о «систершипах», которые появились на стапелях Путиловской верфи всего на 4 месяца позднее. Так к началу войны года готовность легких крейсеров составляла: «Светлана» — 31,9%, »Адмирал Грейг» — 16,0%, «Адмирал Бутаков» — 9,7%,  «Адмирал Спиридов» — 10,1%.

К концу года 50% готовности достиг только головной корабль серии. Следующий за ним «Адмирал Грейг» был готов только на четверть, но даже это показало, насколько скорость работ на Ревельской верфи превосходит работу Путиловской: готовность крейсеров «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридов» была настолько мала, что по предложению МГШ работы перевели на остаточный принцип, чтобы после спуска на воду отвести корпуса на консервацию (что произошло летом 1916 года). Силы же Путиловского завода направили на постройку ЭМ и ПЛ.

Теперь все ресурсы и оборудование были сконцентрированы на ревельских крейсерах. Это помогло,и в марте 1915 года была спущена на воду «Светлана», а в июле «Адмирал Грейг». На тот момент готовность кораблей составляла у «Светланы» по корпусу 64%, а по механизмам — 73% (крейсера «Адмирал Грейг» — соответственно 46 и 15%).

В апреле 1915 состоялось еще одно заседание, на котором была поставлена задача ввести в строй хотя бы один крейсер, но в самые кратчайшие сроки из-за потери крейсера «Паллада». Теперь на остаточный принцип был также переведен «Грейг», а «Светлана» получила высший приоритет, как в свое время линейный крейсер «Измаил».

К концу 1915 года готовность корабля составляла по корпусу — 81%, по механизмам — 75%. Скорость работы была достаточно высокой, и 1 ноября 1916 года легкий крейсер «Светлана», который уже был включен в состав 1-й бригады крейсеров, начал швартовочные испытания — ровно через 3,5 года после закладки.

Альтфлот 1906-1954: Часть V. Балтийский флот в первой мировой - на пороге перемен.

Легкий крейсер "Светлана" во время первого выхода в море (снимок сделан с броненосного крейсера "Рюрик"), март 1917 г.

Что касается систершипа, то работы на нем после введения головного корабля в строй также ускорились, но стране уже было тяжело вести такое строительство, особенно по механической части; и если на конец года корпусные работы были завершены почти на 90%, то по механизмам корабль был готов только на 60. Но тем не менее было решено продолжить работы, перебазировав крейсер в Петроград.

Таким образом, к февральским событиям Балтийский флот был усилен легким и линейным крейсерами (правда, последний не был полностью боеготов), а так же 18 турбинными ЭМ и 17 ПЛ, что было немалой силой для Балтийского моря.

Еще по одному крупному кораблю ждали поставок вооружения и силовой установки, а по два корабля находились на консервации на достаточно высокой степени готовности. Также на верфях строились 10 ЭМ и 5 ПЛ.

Но все же в событиях октября 1917 года главную роль сыграли корабли, которые были в строю уже не один год.

Состав флота к 1.10.1917.

Флагманская группа: ЛКР «Измаил», дивизион ЭМ (3 типа «Изяслав»). 1-ая линейная бригада: ЛК «Севастополь», «Гангут», «Полтава», «Петропавловск». 2-ая линейная бригада: ЛК «Слава», «Цесаревич», «Имп. Павел I», «Андрей Первозванный». 1-ая бригада крейсеров: ЛКР «Светлана», БРКР «Баян», «Рюрик». 2-ая бригада крейсеров: БРКР «Громобой», «Россия», БПКР «Олег», «Богатырь». 1-ая минная дивизия: 6 дивизионов (1 типа «Новик», 5 типа «Гавриил», 3 типа «Изяслав», 8 типа «Орфей», 7 типа «Украина»), 2-ая Минная дивизия: 6 дивизиона ( 3 типа «Охотник», 4 типа «Всадник», 7 типа «инженер-механик Зверев», 8 типа «Лейтенант Бураков»). 2 отдельных дивизиона ЭМ: (7 типа «Деятельный», 4 типа «Сокол»). Бригада ПЛ: 4 дивизиона (13 Типа «Барс», 5 типа «АГ»). Отряд учебных ПЛ (2 типа «Касатка», 3 типа «Белуга», 4 типа «Кайман», 1 типа «Минога»). Бригада МЗ: «Ильмень», «Волга», «Амур», «Воин», «Нарова», «Онега», «Свирь», «Урал», «Лена» и т.д.

Подписаться
Уведомить о
guest

91 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account