Альтернативный взгляд из Британии 1942 года на место пикирующих бомбардировщиков в составе Королевских ВВС
Интересная винтажная статья 1942 года, которая, думаю, заинтересует коллег.
ЭТИ ТАИНСТВЕННЫЕ ПИКИРУЮЩИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ
Не является ли наша политика слишком негибкой? Призыв к ее пересмотру
Содержание:
Предисловие редакции: В последнее время в центре внимания была тема пикирующих бомбардировщиков. В нашем выпуске от 12 марта 1942 года мы опубликовали взгляды автора, который посчитал, что наиболее рациональным использованием средств будет производство бомбардировочной версии истребителя Hurricane, многоцелевых самолетов Bristol Beaufighter и торпедоносцев.
Данная статья представляет собой попытку обратить внимание на пикирующие бомбардировщики. И хотя мы не согласны с этой точкой зрения, мы считаем, что она заслуживает внимательного изучения.
С тех пор, как в 1931 году кинозвезда Уоллес Бири (Wallace Beery) представил широкой публике фильм «Пикировщики» (Hell Divers), посвященный пилотам ВМС США и их самолетам Curtiss F8C-4 Helldiver, пикирующие бомбардировщики стали поводом для различных предположений. Благодаря эффектности и романтическому ореолу самолетам данного типа приписывают фантастическую способность уничтожать всевозможные цели. Следствием развития пикирующих бомбардировщиков стала предсказанная гибель таких монстров, как линейные корабли.
До начала войны с пикирующими бомбардировщиками была связана большая тайна. Во многом это было связано с отсутствием интереса к самолетам данного типа со стороны авиационного командования, в то время как все крупные иностранные державы строили пикирующие бомбардировщики и разрабатывали необходимую боевую технику.
Плохо информированное замечание
На данную тему было написано огромное количество плохо информированных комментариев, но никогда их не было так много, как в последние месяцы. Были отмечены ужасные разрушения, произведенные немецкими пикирующими бомбардировщиками в Польше, Голландии, Франции и на других театрах военных действий. Когда были опубликованы сообщения о действиях японских пикирующих бомбардировщиков, вновь поднялось волнение. Это волнение не было успокоено появлением в ежедневной прессе материалов «нашего авиационного корреспондента», которые стремились убедить, что пикирующие бомбардировщики являются неэффективным оружием и что британская политика является наиболее верной для нации.
С проходом немецких военных кораблей через пролив Ла-Манш дело пошло на спад. Мы атаковали эти суда высотными бомбардировщиками и устаревшими торпедоносцами. Наши атаки были неудачными; мы понесли большие потери, и, естественно, снова возник вопрос «Почему нет пикирующих бомбардировщиков?». Ответ на него можно было дать в духе популярной когда-то песни «Да, у нас нет пикирующих бомбардировщиков»; но не было позволено ответить с этой обезоруживающей простотой.
Разнообразные объяснения
«Информированные» апологеты бросились печатать публикации с глубокими и звучными объяснениями: (1) Виновата погода. Никогда еще не было такой низкой облачности и такой плохой видимости. Пикирующие бомбардировщики были бы бесполезны. (2) Пикирующим бомбардировщикам пришлось бы спуститься на малые высоты, где они были бы сбиты зенитным огнем с кораблей. (3) Поскольку скорость бомбы, сброшенной методом пикирования, меньше скорости бомбы, сброшенной с большой высоты, то она лишь при крайне удачном стечении обстоятельств сможет пробить броню палубы и уничтожить военный корабль. (4) Пикирующие бомбардировщики медлительны, плохо вооружены и крайне уязвимы, если их не сопровождают истребители. Лорд Тренчард (Lord Trenchard) сказал:
«Пикирующий бомбардировщик не нов и не ужасен; на самом деле он сам по себе очень неэффективен».
Наконец, согласно сообщениям, один «крайний нападающий» из «International» решил превзойти всех своих единомышленников и поблагодарил небеса, что у нас нет пикирующих бомбардировщиков, так как они устарели. Все эти попытки объяснений были обсуждены и подвергнуты критике, но правильных выводов не последовало. Вместо этого аргументы были искусно перемешаны, и в результате путаница стала полной, а покрывающий тайну мрак – гуще.
Главный вопрос
Казалось, что все усилия были направлены на то, чтобы решить проблему следующим образом: «Истребители лучше, чем пикирующие бомбардировщики», «Должны ли мы иметь истребители или пикирующие бомбардировщики?» или «Должны ли мы бомбить с больших или малых высот?» Может быть, первоначально так и не задумывалось, но фактически эти усилия служили для отвлечения внимания от главного вопроса: «Почему у нас нет пикирующих бомбардировщиков?» и для того, чтобы сделать вывод, что мы можем или должны иметь определенные типы самолетов, но не все типы. С другой стороны, у нас в распоряжении есть заявление, сделанное американским комментатором 10 марта 1942 года и посвященное фактическим потребностям войск на юго-западе Тихоокеанского ТВД:
«На транспортах в составе конвоев находятся жизненно важные грузы, среди которых первое место занимают истребители и пикирующие бомбардировщики».
«Жизненно важные» является подходящим словосочетанием. Самолеты обоих типов являются необходимыми для операций на этом театре военных действий.
Достоинства и недостатки
С другой стороны, достоинства и недостатки пикирующих бомбардировщиков весьма различны в военно-морских и наземных операциях. Поскольку высотное (т.н. «прецезионное») бомбометание было более эффективно при атаках на крупные стационарные наземные цели, то было высказано предположение, что оно будет столь же успешно при нападениях на небольшие подвижные морские цели. Пикирующему бомбардировщику, сбрасывающему бомбу с высоты 1500 футов (457 м), часто не удается обеспечить прямое попадание, в то время как действующий на высоте 15 000 футов (4572 м) средний бомбардировщик, как ожидалось, добьётся лучших результатов. Истребители, вооруженные подходящими скорострельными орудиями, могут быть более эффективными против танков и даже против небольших транспортных кораблей, но они не могут заменить пикирующие бомбардировщики при выполнении задач по уничтожению железнодорожных узлов, дамб, мостов и похожих наземных объектов или более крупных транспортных и боевых кораблей. Следует помнить, что современные пикирующие бомбардировщики, например Curtiss SB2C-1, могут нести бомбу массой 1000 фунтов (454 кг).
Критика, которая чаще всего звучит в адрес пикирующих бомбардировщиков, возникают в основном из-за настойчивых ссылок на пресловутый немецкий Ju 87. Используя эту старомодную переделанную машину в качестве удобного мальчика для битья [1], пикирующие бомбардировщики как тип боевых самолетов презрительно называют медленными, тяжелыми, плохо вооруженными и легкой добычей для наших истребителей. Все сказанное выше справедливо относится к Ju 87, и даже нацисты не будут этого отрицать. Тем не менее, они очень хорошо выполняли поставленные немцами задачи. Нацисты с пользой использовали этот устаревший тип и, таким образом, обеспечивали реальную экономию. Использование – по небрежности или намеренно – Ju 87 в качестве «плохого примера» является подменой понятий, созданием путаницы и задержкой в принятии правильного решения.
Ju 88, а также современные итальянские, русские и американские пикирующие бомбардировщики представляют собой взгляд каждой из стран на пикировщик и, обладая лучшей по сравнению со «штукой» защищенностью, отличаются скоростью и вооружением. Продолжать болтать о том, что мы сделали со «штуками» в битве за Британию – значит жить в прошлом. Если обратиться к истории, то именно «штуки» были для немцев полезным инструментом в завоевании европейского континента. Только сегодняшние и завтрашние проблемы имеют значение в условиях тотальной войны.
Почему с такой настойчивостью повторяется тезис, что пикирующий бомбардировщик может быть сбит истребителем? Этого никто не оспаривает, но истребителями могут быть сбиты и самолеты других типов. То, что мы в битве за Британию сделали со «штуками», мы сделали и с «высокоточными» средними бомбардировщиками. Задачами истребителей является завоевание господства в воздухе, уничтожение ударных и разведывательных самолетов противника и поддержка господства в воздухе, позволяющая своим ударным самолетами выполнять свои задачи в воздухе, а также над сушей и над морем. В случае отсутствия полного господства в воздухе тяжелым бомбардировщикам, военным кораблям и наземным колоннам снабжения потребуется защита от истребителей противника, однако никто не предлагает, чтобы мы отказались бы от этих самолетов, кораблей и наземных транспортных средств.
Решительные пилоты
Утверждается, что пикирующий бомбардировщик во время выполнения атаки представляет собой легкую цель для обороняющихся и что для самолетов данного типа требуются безжалостно решительные, фанатичные или самоубийственные пилоты. У нас нет недостатка в смелых и решительных пилотах, а более сенсационные и драматические определения обычно в своей основе имеют неправильные тактику или технику, даже отсутствие хоть какой-то политики или техники.
Требовалось нечто большее, чем обычное мужество, чтобы снова и снова прорывать оборону в небе над Брестом в попытках уничтожить «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Больше чем обычное мужество требовалось от пилотов «свордфишей» [2], посланных в Ла-Манш в безнадежные атаки против немецких транспортных судов и их сопровождения. Как заявил сэр Роджер Киз (Sir Roger Keyes, 1st Baron Keyes) в Палате общин
«Они не имели ни единого шанса вернуться»,
но мы не предполагаем, что торпедоносцы, как тип боевых самолетов, не имеют особого применения и в них нет необходимости. Неужели пикирующий бомбардировщик гораздо более уязвим, чем торпедоносец?
Согласно имеющейся информации, торпеда сбрасывается с высоты от 25 футов (7,6 м) до 100 футов (30,4 м) на дальности 1000 ярдов (914 м) от цели, хотя это расстояние может быть значительно увеличено. Скорость самолета-торпедоносца во время атаки составляет от 100 до 120 миль в час (от 161 до 193 км/ч). В отличие от торпедоносца пикирующий бомбардировщик обладает большей свободой маневра при подходе к цели и может более эффективно использовать в качестве защиты любую облачность. Подход к цели может происходить на высоте 10-15 тыс. футов (3048–4572 м), спуск вниз до высоты 4000–5000 футов (1219–1524 м) для наблюдения и выбора позиции. Затем выполняется разворот на угол от 30 до 40 градусов для выбора финишного участка, после чего выполняется пикирование под углом, ну скажем, 70 градусов со скоростью, которая, вероятно, будет превышать 240 миль в час (386 км/ч) – скорость старых немецких Ju 87. Современные машины должны быть способны выполнять пикирование со скоростью не менее 350 миль в час (563 км/ч).
Техника ухода от цели
Обычно бомба или бомбы сбрасываются на высоте около 1500 футов (457 м), так как большая часть этой высоты потребуется для выхода из пикирования. Надо помнить, что во время этого маневра машина проходит прямо над целью. Обычно уход от цели выполняется с разворотом и тем, что благозвучно называется «противозенитный маневр». Подходящая тактика, примененная во время подхода к цели и ухода от нее, делает пикирующий бомбардировщик трудной целью для зенитчиков. При заходе самолета на позицию, которая предшествует пикированию, его скорость снижается, и это приводит в замешательство вражеских зенитчиков. Во время выхода из пикирования высота постоянно меняется, а интервал времени (две-три секунды) очень короток.
Только во время пикирования машина представляет собой реальную цель и только в том случае, когда противником используются осколочные или шрапнельные снаряды. В любом случае, пикирование займет примерно от шести до семи секунд. По всей вероятности, современные машины при тщательно отработанной технике смогут улучшить опубликованные данные.
Высотное бомбометание
Бомбардировка является дальнейшим развитием артиллерии. Метательный снаряд транспортируется самолетом и сбрасывается на цель вместо того, чтобы быть выпущенной по цели посредством пушки. Это первое предварительное условие, чтобы метательный снаряд, независимо от его характера, поразил цель. Высотное бомбометание доведено до искусства, но при его выполнении встречается так много переменных, что, несмотря на тщательную подготовку бомбардира и наличие самых совершенных прицельных приспособлений, оно остается в значительной степени опасным. Даже при нанесении ударов по неподвижным наземным целям существуют (1) относительные путевая скорость, высота и угол сближения самолета; (2) скорость, направление и порывистость набегающего потока вокруг самолета; (3) скорость и направление возможно различных слоев ветра на более низких высотах; (4) возможные восходящие или нисходящие воздушные потоки; (5) сброс, начальный нестабильный полет и возможная траектория полета бомбы.
Возможны ошибки в координации между бомбардиром и пилотом, а также ошибки в наблюдении, оценке и расчете переменных. В случае более слабых ветров или воздушных течений последние могут быть даже не зафиксированы. Когда цель небольшая, подвижная и быстро маневрирующая, как боевой корабль в открытом море, то можно представить себе некоторую сложность обеспечения прямого попадания. В начале войны французы опубликовали таблицу вероятных ошибок при горизонтальном бомбометании по неподвижным целям с разных высот и в полете с различными скоростями. Можно предположить, что с этого времени метод бомбометания был улучшен, но следует процитировать один пример, который дает представление о его сложности. Для бомбы, сброшенной с высоты 16 400 футов (5000 м) при скорости самолета 155 миль в час (250 км/ч), возможная ошибка составляет 246 ярдов (225 м) в боковом направлении и 268 ярдов (250 м) в направлении полета.
Низковысотное бомбометание позволит уменьшить количество и величину переменных величин, но подвергнет самолет оборонительному огню со стороны противника и доставит бомбу к цели с относительно низкой скоростью. Тактика бомбометания в пикировании позволяет использовать достоинства и уменьшить недостатки сброса бомб с малых высот. При данной тактике бомба наводится непосредственно на цель, и при пикировании на высокой скорости она сбрасывается с начальной скоростью, которая в некоторой степени компенсирует недостаток высоты.
В недавнем прошлом считалось удовлетворительным выполнять пикирование с такой скоростью, чтобы у цели скорость ее падения была эквивалентна сбросу с высоты 4000–5000 футов (1219–1524 м). Без всякого сомнения современные машины и специально обученные экипажи могут улучшить такие показатели. Утверждается, что американские машины могут пикировать со скоростью свыше 600 миль в час (965 км/ч). В любом случае, пикирующий бомбардировщик не может быть признан негодным только из-за меньшей скорости сбрасываемых бомб. Основным достоинством пикирующего бомбардировщика является его способность доставлять бомбу более точно, а самая эффективная бронебойная бомба расходуется абсолютно бесцельно, если она не попадает в цель.
Бомба против брони
Соревнование между броней и снарядом является старинной проблемой военно-морского флота. Когда военно-морской флот получил орудия достаточной дальности и точности, но не способные пробить броневые плиты, в его командовании никто не стал кричать, что орудия устарели и в них нет никакой необходимости. Пушки были усовершенствованы путем увеличения начальной скорости и были разработаны специальные бронебойные снаряды, пока оружейники не были вынуждены изобрести улучшенное защитное покрытие. Помимо этого, флоту для решения поставленных перед ним задач был придан самодвижущийся боевой снаряд – торпеда. В воздухе требуются такие же настойчивость и приспособляемость. Для преодоления защиты должны быть разработаны лучшие машины и лучшие бомбы. При необходимости скорость бомбы может быть улучшена за счет применения ракетных ускорителей или же должна быть разработана полноценная авиаторпеда.
В отношении военно-морского применения пикирующих бомбардировщиков интерес представляет мнение из России. В январском выпуске 1941 года журнала «Вестник воздушного флота» была опубликована статья «Бомбометание с пикированием в войне на море». В этой статье было сказано, что из-за скорости, маневренности и небольших размеров морских целей применяется специальная техника атаки, которая способствует использованию пикирующих бомбардировщиков. Совсем недавно, ссылаясь на проход через Ла-Манш «Шарнхорста», «Гнейзенау» и «Принца Ойгена», был опубликован следующий комментарий
«в Москве не верят, что эти корабли, когда их окончательно отремонтируют, смогут сыграть какую-то решающую роль в Балтике, где они подвергнутся опасности нападения русских пикирующих бомбардировщиков».
Морские операции
В том же выпуске серьезной воскресной газеты (вероятнее всего «The Sunday Times» – byakin) британский корреспондент, сообщивший эту точку зрения, проанализировал то, что было им названо «фиаско в Ла-Манше», и заявил:
«Некоторые предполагают, что пикирующие бомбардировщики могли изменить результат. Это нонсенс. При той видимости бомбометание с пикированием было бы невозможно, а потери от крупных сил истребителей противника были бы огромными. Как бы то ни было, бомбометание с пикирования не оказывает влияния на хорошо бронированные корабли».
Русские обладают непосредственным знанием обоих – немецкого и японского – методов использования пикирующих бомбардировщиков на поле боя и со своей стороны сами в наземных операциях эффективно используют тактику бомбометания с пикированием. Последние новости заключаются в том, что немцы используют волны пикирующих бомбардировщиков, чтобы уничтожать русские аэродромы и зенитные батареи; этим немцы стараются вывести из строя истребители, которые наносят урон воздушным перевозкам 16-й армии, окруженной русскими в районе Старой Руссы. Является общепризнанным фактом, что продолжительные по времени бомбардировки с пикирования являются наиболее эффективной тактикой для подрыва боевого духа войск противника.
Погода не поддается контролю или изменению, но, безусловно, низкая облачность c разорванными облаками, которая может помешать высотным бомбардировщикам, может быть использована пикирующими бомбардировщиками в качестве преимущества. Кроме того, пикирование со стороны солнца или уход от цели в сторону солнца являются возможными маневрами, которые пикирующие бомбардировщики могут одурачить корабельных зенитчиков или ПВО сухопутных частей.
По общему признанию пикирующий бомбардировщик является специализированным оружием, но если для самолета-торпедоносца предусмотрен целый спектр боевых задач, то для самолета-пикировщика спектр задач можно выделить с большим основанием. Говоря о торпедоносцах, адмирал флота лорд Чатфилд (Lord Chatfield) написал 14 декабря 1941 года:
«Если наши корабли должны действовать в пределах досягаемости более эффективной береговой авиации, чем та, с которой они ранее сталкивались в Средиземном море, то существуют меры, которые, несомненно, могут быть предприняты для уменьшения риска. … Более того, если вражеские корабли рискнут оказаться в пределах досягаемости нашей собственной береговой авиации, то мы можем с уверенностью ожидать, что они получат око за око и зуб за зуб. … Если мы должным образом сохраним наше полное доверие к Адмиралтейству и военно-морскому флоту, это будет много значить для них, и ко всему прочему наше доверие укрепит наш дух в эти тревожные дни».
Предполагаемое укрепление духа было грубо потрясено спустя два месяца, когда немецкие боевые корабли прорвались через Ла-Манш. Тем не менее, нет никакого шума, что торпедоносцы устарели или бесполезны, или что их боевые задачи могут быть выполнены самолетами других типов. Вместо этого нам обещают новый и более совершенный торпедоносец-бомбардировщик.
Американские пикирующие бомбардировщики
Конечно, общественное беспокойство несколько смягчилось заявлением о том, что Америка собирается отправить нам несколько современных пикирующих бомбардировщиков. Если утверждается, что пикирующие бомбардировщики бесполезны и что лучшим решением являются «харрикейны», переоборудованные в высокоскоростные низковысотные бомбардировщики или в оснащенные автоматическими пушками истребители танков, то почему мы принимаем эти пикировщики? – совершенно непонятно. Наши советники должны иметь мужество придерживаться своих убеждений.
Однако следует отметить, что объявление о покупке американских пикирующих бомбардировщиков не отражает каких-либо недавних изменений в проводимой политике. Согласно заявлению сэра Арчибальда Синклера, сделанному им 4 марта 1942 года, пикирующие бомбардировщики Vultee Vengeance были заказаны в июне 1940 года
«после того, как боевые действия во Франции продемонстрировали достоинства самолетов данного типа».
07 – американский самолет Vultee Vengeance был заказан Великобританией. Машины данного типа изначально разрабатывались в качестве пикирующих бомбардировщиков
До войны мы не обращали внимания на пикирующие бомбардировщики, и когда началась война, то потребовалась потеря Польши, Норвегии, Голландии, Бельгии и Франции, чтобы убедить нас в необходимости самолетов, способных выполнять бомбометание с пикированием.
Разгром Франции
Во время Риомского процесса [3], проведенного в марте этого года, была обнародована печальная история о судьбе пикировщиков во Франции. Г-н Деладье заявил, что пикирующие бомбардировщики были представлены на парижском авиасалоне 1938 года, но никто не верил в их огромную эффективность, и поэтому высший военный совет не стал рассматривать никаких мер по противодействию опасности. Генерал Эжен Миттельхаузер (Eugène Mittelhauser), командующий французской Армией в Альпах, заявил, что применение Германией пикирующих бомбардировщиков стало одним из решающих переломов в войне, что пикирующие бомбардировщики остановили британское вторжение в Норвегию и что он предупредил генерала Гамелена об опасности со стороны «штук». В ответ на это г-н Деладье заявил, что французский генеральный штаб отказался от пикирующих бомбардировщиков в качестве составной части французских ВВС, и отказался создавать их, даже если большинство генералов и хотело их.
К сожалению, мы разместили наши заказы у американского концерна, у которого не было средств для постройки наших машин. Поэтому мы профинансировали строительство и оборудование совершенно нового завода для выполнения нашего заказа. Прошло двадцать один месяц, и нет никаких сомнений, что это прекрасный завод, но мы еще не получили заказанных нами самолетов. В июле 1941 года подполковник Мур-Брабазон (Lt. Col. Moore-Brabazon), тогдашний министр авиационной промышленности, заявил в Палате общин:
«Не мне навязывать Армии какой-либо конкретный тип машин. … Может быть, пикирующие бомбардировщики будут востребованы, но до настоящего времени меня не просили поставлять их».
Не желая давать страстным сторонникам «харрикейна» или «спитфайра» возможность потратить время и бумагу на написание возмущенных протестов, необходимо подчеркнуть, что эта статья не является атакой на достоинства этих превосходных истребителей. Также данную статью не следует истолковывать как нападки на высотные бомбардировщики, тяжелые бомбардировщики или стратегию нанесения бомбовых ударов авиацией дальнего действия. Это просто призыв к отмене бойкота в отношении пикирующих бомбардировщиков. Данный призыв следует из доказательств эффективности пикирующих бомбардировщиков, продемонстрированных в различных уголках земного шара. Пикирующие бомбардировщики не должны были игнорироваться в прошлом и, разумеется, не должны игнорироваться сейчас. В моей статье говорится, что мы должны всеми возможными способами и с минимальной задержкой создать отвечающие требованиям самолеты, способные выполнять бомбометание с пикирования.
Трудности, связанные с таким запоздалым решением, будут значительными, но, тем не менее, они должны быть преодолены. Производства лишь символических сил, предназначенных для показа в выпуске новостей и призванных усыпить общественность, будет недостаточно. Произошедшая в начале этого месяца ошеломляющая потеря в Индийском океане крейсеров «Дорсертшир» и «Корнуолл» должна полностью ликвидировать то, что одна газета называет
«шутовские высказывания о неэффективности бомбометания с пикирования».
Значительная степень ответственности, если не полная ответственность, за потопление крейсеров лежит на японских пикирующих бомбардировщиках.
Уроки с Востока
На недавних дополнительных выборах главный маршал авиации (генерал-полковник авиации) сэр Артур Лонгмор (Sir Arthur Longmore) заявил, что в случае избрания он будет выдвигать в палате общин
«… производство пикирующих бомбардировщиков и истребителей танков для применения их везде, где достигается местное превосходство в воздухе».
На прошлой неделе пришло следующее сообщение с Востока, которое заслуживает рассмотрения:
«Хотя «хадсоны» и «бленхеймы» принесли пользу на бирманском фронте и будут ценны при защите Индии, союзники, чтобы разрушить планы Японии, очевидно, нуждаются в американских пикирующих бомбардировщиках. Принимая во внимание, что «хадсоны» и «бленхеймы» способны выполнять пологое пикирование, а «бофорты» переоборудованы в торпедоносцы, Королевские ВВС не оснащены должным образом, чтобы повторить успехи японских пикировщиков. Королевские ВВС не смогли поддерживать свое недолгое превосходство в воздухе над нижней Бирмой решительными операциями против японских сухопутных войск, в то время как удары союзников по японским военным кораблям, очевидно, ограничиваются высотным бомбометанием. Этот недостаток может быть исправлен подкреплением из Соединенных Штатов, которые специализировались на создании пикировщиков еще до того, как самолетами данного типа стали заниматься немцы».
Промедление опасно
Скорость очень важна. Тотальная война пронеслась по всему Тихому океану с беспрецедентной скоростью. Во всех вопросах – будь то на суше или на море, – которые касаются наших вооруженных сил, нашей промышленности или нашего гражданского населения, мы должны сохранять объективность и быть готовыми немедленно разработать любую тактику и создать любое даже самое узкоспециализированное оружие, которое может принести пользу нашим усилиям.
Мы можем позволить себе не иметь слепых зон или табу. Следует учитывать все виды бомбометания: высотное, низковысотное, в пикировании, а также в кабрировании. Нет никаких причин, по которым даже пикирующий бомбардировщик не должен обладать определенной универсальностью и не быть способным к переоборудованию для выполнения других задач. Так, например, Junkers Ju 88 также используется для бомбометания с больших высот. Аналогичным образом наши пикирующие бомбардировщики могут быть приспособлены для выполнения других боевых задач. Так, например, они могут использоваться в качестве дальних истребителей; помимо этого может быть создан самолет, базовая конструкция которого может быть использована в качестве пикирующего бомбардировщика и торпедоносца-бомбардировщика берегового базирования, но это уже детали. Непредубежденность, здравый смысл, свобода от ограничений и готовность принять новое оружие и новую тактику – вот главные принципы, которым мы должны следовать.
К счастью, наши американские союзники поощряли разработку пикирующих бомбардировщиков и сейчас, вероятно, производят лучшие образцы машин данного типа. Вскоре у нас появятся американские пикирующие бомбардировщики, и мы можем рассчитывать на то, что наши пилоты будут эффективно их использовать. Нельзя допустить, чтобы привычки времен наполеоновских войн, крымской войны, прекрасной эпохи [4] или даже 1940-го года не должны мешать их действиям.
[1] дословно «удобной тетушки Салли»; тётушка Салли (англ. Aunt Sally) — английская народная игра, весьма распространённая до середины XX века на ярмарках, прогулках и летних курортах; в барах некоторых английских графств (Оксфордшир, Глостершир, Уорикшир, Беркшир, Бакингемшир) существует до сих пор. Относится к британским народным спортивным забавам. Смысл игры состоит в бросании твёрдых шариков, сделанных из древесины или покрытой кожей пряжи, в одетых куколок, изображающих различных персонажей, чаще всего — гротескную женскую куклу, именуемую «Тётушка Салли», с целью выбивания курительной трубочки, которая была вставлена в рот или в лоб куклы; каждый игрок обычно имел шесть попыток. Женская фигура часто представляла собой фигуру-обманку. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тётушка_Салли
[2] палубный торпедоносец-бомбардировщик Fairey Swordfish – устаревший биплан, не имевший никаких шансов против немецких истребителей
[3] показательный суд режима Виши, в ходе которого было предъявлено обвинение Леону Блюму, Эдуару Даладье, генералу Морису Гамелену и другим. Когда их защитники завели речь об ответственности Петена в поражении, процесс был приостановлен и больше не возобновлялся. Подсудимые были освобождены союзниками в 1945 году https://ru.wikipedia.org/wiki/Рьом
[4] прекра́сная эпо́ха (фр. Belle Époque или La Belle Époque) – условное обозначение периода европейской (в первую очередь французской и бельгийской) истории между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом. Для Франции это первые десятилетия Третьей республики, для Великобритании – последние годы Викторианской эпохи и первые годы правления короля Эдуарда VII https://ru.wikipedia.org/wiki/Прекрасная_эпоха
источник: F. C. SHEFFIELD «THOSE MYSTERIOUS DIVE-BOMBERS» // FLIGHT, April 30, 1942, стр.425-428