Альтернативный советский фрегат — Полвека в строю
Настоящий пост завершает линейку альтернативных советских универсальных ракетных кораблей периода с 1970 по 2003 год. Вместо многочисленных сторожевых кораблей семейства 1135 на вооружении ВМФ СССР более крупные и менее многочисленные универсальные ракетные фрегаты.
Содержание:
Введение
Чертеж Альтернативного советского фрегата основан на чертеже пограничного сторожевого корабля проекта 11351 шифр «Нерей»:
Базовый чертеж проекта 11351 удлинен на 15 метров – на 5 метров в корме для размещения рабочего тела мощной буксируемой ГАС, и на 10 метров в передней трети корпуса. Ширина и осадка остались без изменения. Таким образом, основные размерения Альтернативного советского фрегата составили 138 х 14,2 х 5,0 (7,3) м. Водоизмещение стандартное/полное около 4000/4500 тонн.
Аналогами по габаритам и водоизмещению являются, например, американский фрегат типа «Оливер Хазард Перри» удлиненной производственной серии (Размерения 138х13,7х6,7(7,7)м, водоизмещение 4200 тонн), советский БПК проекта 61 (размерения 144х15,8х4,5 м, водоизмещение 3550/4510 тонн), российский фрегат проекта 22350 (размерения 135х16х4,5м, 4500/5400 тонн)
Таким образом, линейка для ВМФ СССР образца 1980 года получается такая: специализированные малые противолодочные корабли и малые ракетные корабли водоизмещением около 1000 тонн и менее, фрегаты около 4000 тонн, эсминцы около 8000 тонн, крейсера около 10 000 тонн (в стандартном водоизмещении).
Подобное изменение реальности требует двух посылок:
1. Альтернативное руководство ВМФ СССР, начиная c 1964 года, полагает, что в рамках бюджетных ограничений лучше иметь три универсальных фрегата по 4000 тонн, чем четыре специализированных противолодочных сторожевых корабля по 3000 тонн.
2. Альтернативное руководство судостроительной промышленности СССР изыскивает не причины отказаться от строительства кораблей, превышающих по своим габаритам судостроительные мощности, а возможности удовлетворения потребности заказчика. Иными словами, вместо промышленно-военного комплекса в СССР формируется военно-промышленный комплекс.
Альтернативные советские фрегаты – полвека в строю
Фрегат первоначально был спроектирован в 1965 — 1967 годах, и в дальнейшем имел пять основных производственных серий, идентичных по корпусу, но отличавшихся по составу вооружения и электронных систем. Кроме того, корабли отдельных производственных серий в течение полувека эксплуатации прошли частичное перевооружение в ходе средних ремонтов, что увеличило общее разнообразие вооружения фрегатов до 7 (по некоторым данным 9) вариантов.
В соответствии с техническим заданием 1964 года, руководство ВМФ ВС СССР планировало получить универсальный боевой корабль второго ранга. Основными вариантами боевой работы фрегата являлись боевые действия и демонстрация флага:
1. в дальней морской зоне — одиночное плавание или выполнение задач в составе малочисленного соединения кораблей;
2. в ближней морской зоне — качественное усиление разнородных сил флота, принятие на себя роли флагмана соединений кораблей;
3. в океанской зоне — количественное усиление разнородных сил флота, функции дальнего корабельного дозора соединений кораблей.
Фрегат должен был решать широкий круг задач по противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороне соединений кораблей, быть способным проводить конвои через районы локальных боевых действий, проводить огневую поддержку десанта и пресекать нарушение экономических интересов СССР в исключительной экономической зоне. Техническим заданием предусматривалось обязательное наличие ангара для обслуживания и базирования вертолета Ка-25. Впоследствии, в связи с увеличением габаритов вертолета Ка-27 в сравнении с Ка-25, от обслуживания вертолета в ангаре пришлось отказаться и ангар использовался только для базирования вертолета в море. Во время стоянки вертолеты базировались на наземный вертолетодром.
Первая производственная серия
Рабочие чертежи были утверждены в 1967 году. Головные фрегаты первой производственной серии были заложены в 1968 году, спущены на воду в 1969 году и вступили в строй в 1970 году. В состав вооружения фрегата первой производственной серии в 1970 году входили:
1. одна спаренная 76-мм универсальная артиллерийская установка АК-726;
2. одна наклонная поворотная пусковая установка противолодочных ракет «Метель» на 4 ракеты;
3. один зенитный ракетный комплекс средней дальности М-11 «Шторм» (40 ЗУР В-601): двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ Б-187А тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания; устройство хранения одноярусное контейнерного типа под пусковой установкой;
4. Две сдвоенные неподвижные пусковые установки ПКР П-15 «Термит» (всего 4 ракеты);
5. Два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата с 8 торпедами;
6. Один зенитный ракетный комплекс самообороны «Оса-М» (20 ЗУР 9М33) ;
7. Два зенитных артиллерийских шестиствольных 30-мм автомата ЗАК АК-630;
8. Две 213-мм двенадцатиствольных установки противоторпедной защиты РБУ-6000.
9. Две салютные пушки.
Характерной особенностью радиоэлектронного вооружения фрегата являлся антенный пост РЛС СУ «Гром-М», который управлял как ПЛУР «Метель», так и ЗРК «Шторм»
Вторая производственная серия
Уже при закладке первой производственной серии Заказчик указал на то, что 76-мм артиллерийская установка АК-726 неприемлема для огневой поддержки десанта и не совпадает с требованием ТТЗ о качественной поддержке разнородных сил флота в ближней морской зоне. Требовалось перейти на более крупный калибр, но в 1967 году такой артиллерийской установки в СССР не было.
Артустановка ЗИФ-91 100-мм калибра была разработана КБ «Арсенал» в 1967-1970 гг. Изготовление опытного образца производилось заводом «Арсенал». Установка разработана с целью значительного повышения скорострельности, эффективности стрельбы и полной автоматизации процессов при ведении огня. Заводские испытания опытного образца были закончены в 1972 г., а полигонные — в 1973-м. В 1974 г. началось изготовление головной партии серийных артустановок. В 1978 г. были проведены государственные корабельные испытания, и в этом же году артустановка ЗИФ-91 — под обозначением АК-100 — была принята на вооружение ВМФ.
Головные фрегаты второй производственной серии были заложены в 1974 году и вступили в строй в 1976 году. В состав вооружения фрегатов второй производственной серии были внесены два изменения:
1. спаренная 76-мм универсальная артиллерийская установка АК-726 заменена на одноствольную универсальную артиллерийскую установку АК-100;
2. антенный пост АРЛС МР-105 «Турель» был заменен на антенный пост РЛС СУАО «Лев»;
В связи с ростом массы полезной нагрузки стандартное и полное водоизмещение фрегатов несколько увеличились в сравнении с первой производственной серией. Основные размерения кораблей остались теми же. Обсуждался вопрос о замене ПКР «Термит» на ПКР «Малахит», но поскольку «Малахит» требовал еще трех антенных постов, из них один крупногабаритный, от этой идеи пришлось отказаться.
Третья производственная серия
Состав вооружения советских фрегатов, современный и грозный для 1967 года, к началу восьмидесятых годов перестал отвечать изменившимся требованиям ВМФ СССР. Так, например, противокорабельные ракеты П-15 «Термит», в 1967 году позволившие египетским ракетным катерам типа «Комар» утопить израильский эсминец «Эйлат» водоизмещением 1710 тонн, к 1980 году перестали отвечать требованиям ВМФ СССР по помехозащищенности и дальности стрельбы. ЗРК «Шторм», который мог сопровождать одновременно только две зенитные ракеты, также устарел. Кроме того, переднюю полусферу желательно было также прикрыть батареей 30-мм зенитных автоматов. Руководство ВМФ СССР настоятельно требовало от промышленности закладки новой серии фрегатов, отвечавших уровню восьмидесятых годов.
Современные ПКР «Москит» были массивнее ПКР «Термит» и требовали радиолокационного антенного комплекса «Минерал» с тремя антенными постами (один основной активный и два пассивных).
Выход был найден в том, что новый ЗРК М-22 «Ураган» с уменьшенным числом ракет (24 ЗУР 9М38) был легче массивного ЗРК М-11 «Шторм» с 40 ЗУР В-601, а корабельная система управления нового ЗРК ЗР-90 уже не требовала крупногабаритного антенного поста РЛС СУ «Гром-М», а функционировала от установленной на грот-мачте РЛС общего обнаружения МР-700 («Фрегат-М»), дополняемой четырьмя малогабаритными радиопрожекторами подсвета цели МР-90 «Орех». Поскольку ЗРК М-22 «Ураган» мог сопровождать 12 и обстреливать 6 целей одновременно, возможности фрегата в противовоздушной обороне на средней дальности, не смотря на снижение боезапаса ракет, не снизились, а возросли. Уменьшение габаритов носового ЗРК позволило разместить в носовой части фрегата линейно-возвышенную батарею 30-мм зенитных автоматов АК-630.
Головные фрегаты третьей производственной серии были заложены в 1981 году и вступили в строй в 1983 году. В состав вооружения фрегатов третьей производственной серии, в сравнении с предыдущей серией, были внесены многочисленные изменения:
1. вместо 4 ПЛУР «Метель» и 4 ПКР «Термит» фрегат получил две счетверенные пусковые установки ПКР П-270 «Москит» (всего 8 ракет)
2. вместо ЗРК М-11 «Шторм» (40 ЗУР В-601) фрегат получил ЗРК М-22 «Ураган» (24 ЗУР 9М38);
3. носовое ПВО усилилось еще двумя ЗАК АК-630;
4. корабль вместо двух салютных пушек получил одну;
5. вместо двух торпедных аппаратов фрегат получил две счетверенные пусковые установки ПЛРК «Водопад-НК» (внешне сходные с торпедными аппаратами). Типовой боезапас фрегатов включал 4 противолодочные ракеты 83РН с дальностью до 50 км и 4 противолодочные 533-мм торпеды СЭТ-65III;
6. вместо РЛС «Ангара-А» корабль получил РЛС «Фрегат-М», вместо РЛС СУ «Гром-М» — РАК Минерал с тремя антенными постами (один основной активный и два пассивных), а также четыре антенных поста системы управления огнем ЗРК Ураган МР-90 «Орех»:
7. вместо вертолета Ка-25ПЛ теперь фрегаты получили новые вертолеты Ка-27ПЛ
Первая производственная серия – пограничная модернизация 1982 года
Одновременно с утверждением проекта третьей производственной серии фрегатов для ВМФ СССР в 1980 году другое уважаемое ведомство, КГБ СССР, вышло в Правительство с настойчивым требованием о строительстве минимум десяти пограничных сторожевых кораблей в корпусах фрегатов для Погранвойск СССР.
Инициатива столкнулась с непредвиденными трудностями. Министерство финансов и Министерство судостроения категорически отклонили возможность крупносерийного строительства одновременно фрегатов для ВМФ и ПСКР для Погранвойск КГБ СССР. Скандал вышел на уровень Политбюро ЦК КПСС.
После длительного обсуждения в Политбюро было принято следующее компромиссное решение: ВМФ передает десять кораблей первой производственной серии на баланс КГБ СССР, который за свой счет проводит средние ремонты и частичное разоружение фрегатов и принимает их на вооружение Погранвойск СССР. Кроме этого, КГБ СССР из своих фондов оплачивает производство новой модификации палубного вертолета и получает для своих кораблей транспортно-боевые вертолеты Ка-29.
Фрегаты серии «1-ПВ» отличались от первой производственной серии иным вертолетным вооружением (Ка-29 вместо Ка-25) и отсутствием:
1. ПЛУР «Метель»
2. ПКР «Термит».
3 салютных пушек
Четвертая производственная серия
Не смотря на то, что уже в 1980 году ЗРК самообороны «Оса-М» по своим характеристикам не соответствовал требованиям ВМФ СССР, ничего лучшего для третьей производственной серии промышленность предложить не смогла. Разработка следующего поколения морского ЗРК самообороны «Кинжал» шла тяжело, со срывом всех запланированных сроков. ЗРК «Кинжал» был принят на вооружение только в 1989 году. К счастью, овчинка стоила выделки: боевые возможности «Кинжала» по сравнению с ЗРК «Оса-М» оказались увеличены в 5-6 раз.
Головные фрегаты четвертой производственной серии были заложены в 1987 году и вступили в строй в 1989 году. В состав вооружения фрегатов четвертой производственной серии были внесены изменения в части ПВО самообороны:
1. вместо ЗРК «Оса-М» (20 ЗУР) фрегат получил 4 пусковых барабана по 8 ЗУР ЗРК «Кинжал» (всего 32 ЗУР). Место расположения кормовых ЗАК перенесли дальше к корме;
2. кормовое ПВО пополнилось визирной колонкой для ручного управления зенитным огнем;
3. РБУ-6000 перенесли в носовую надстройку;
4. в проект внесли некоторые изменения в части приборов управления, навигации и связи.
Пятая производственная серия
Головные фрегаты пятой производственной серии были заложены в 2001 году и вступили в строй в 2003 году. В состав вооружения фрегатов пятой производственной серии были внесены изменения в части тактического ударного вооружения:
1. вместо наклонных надпалубных счетверенных пусковых установок ПКР «Москит» (8 ракет) и салютной пушки фрегат получил две вертикальные подпалубные универсальные пусковые установки УКСК 3С14 по 8 ячеек — всего 16 ракет системы Калибр (противолодочные, противокорабельные, крылатые большой дальности и иные).
2. в проект внесли существенные изменения в части РЭБ, приборов управления, навигации и связи.
Модернизация и перевооружение
В ходе средних ремонтов в отдельных случаях проводилось и частичное перевооружение кораблей: буксируемые и подкилевые гидроакустические станции менялись на более совершенные; РЛС «Ангара-А» на РЛС «Фрегат-МА»; с 1986 года началась постепенная замена всех сдвоенных пусковых установок ПКР «Термит» на счетверенные пусковые установки ПКР «Уран». Не оставались без внимания приборы навигации, управления и связи.
Вертолеты Ка-25 менялись на Ка-27 в различных модификациях. Впрочем, постепенно корабельные вертолеты свели в вертолетные полки палубной авиации, что позволяло оперативно придать фрегату тот тип воздушного судна, который наиболее оптимально отвечал боевой задаче (Ка-27ПЛ, Ка-27ПС, Ка-27ПСД, Ка-27РЭП, Ка-31 и прочие)
Оценка проекта
Начиная с 2003 года, в СССР началось проектирование фрегатов нового поколения. Предусматривалось вооружить корабль артиллерийской установкой, ЗРК средней дальности и противоторпедной защитой следующего поколения, а также привести форму надводной части корпуса к требованиям сниженной радиолокационной заметности, а форму подводной части корпуса — в соответствие последним научным достижениям. Главным же образом новое поколение фрегатов отличалось от предыдущего тем, что каждая корабельная система уже не являлась отдельной, полностью независимой, и иногда конфликтующей с другими корабельными системами. На полном ходу не требовалось теперь снижать эффективность системы кондиционирования воздуха, или ограничивать подачу горячей воды. Теперь системой являлся весь корабль, а его подсистемы не противоречили, а дополняли друг друга, объединенные единой информационной управляющей средой. Существенно изменились методы управления работой боевых и вспомогательных подсистем корабля, приборы наблюдения, навигации, целеуказания, связи, радиоэлектронной борьбы.
Однако и к 2017 году, спустя полвека от даты утверждения рабочего проекта фрегатов первой производственной серии, многочисленные советские фрегаты сохраняют свою актуальность как боевые единицы.
Как ни странно, эстетически именно фрегаты первой и второй серии надолго вошли в сердца любителей военно-морских сил всего мира, несмотря на очевидное огневое превосходство третьей и последующих серий. Частично это вызвано постановочной фотографией в журнале № 4 «Советский Союз» за 1975 год, в которой советский фрегат первой серии в вечерних сумерках одновременно вел огонь из спаренной артустановки по левому борту, запускал две противолодочные ракеты по правому борту, две противокорабельные ракеты вперед и две зенитные ракеты вверх.
Серийное производство
В реальной истории (без учета проекта 11356 — Адмирал Григорович и иные) в СССР и России было построено 46 кораблей семейства 1135:
1135 17
11351 8
11352 3
11353 1
Тальвар 6
1135М 11
Общий итог 46
Приняв, что альтернативные фрегаты больше (4000 тонн против 3000 тонн) и дороже, в рамках бюджетных ограничений можно использовать соотношение 3/4, что приводит к возможности иметь для альтСССР 34 альтфрегатов разных серий.