Альтернативный штурмовик Gloster GA 10A Reaper. Великобритания
На просторах интернета мной были найдены модель-переделка из стандартного Gloster Meteor и легенда к ней, которые я уважаемым коллегам с удовольствием представляю. Данная статья является своего рода продолжением темы, поднятой в цикле статей «Проекты британских штурмовиков времен Второй Мировой войны».
В ходе боев в пустыне в Северной Африке в период 1941/42 годов стало ясно, что при должном управлении хороший штурмовик может доминировать на поле боя. Истребители Королевских ВВС Curtiss P-40 и Hawker Hurricane могли уничтожать автотранспорт и парализовывать линии снабжения Роммеля, а с установкой под консолями крыла 40-мм пушек были способны бороться с вражеской бронетехникой. Еще одним свидетельством эффективности такой тактики стала информация, поступающая с Восточного фронта от наблюдателей, изучавших боевое применение штурмовиков Ил-2.
Министерство авиации выдало нескольким компаниям задание на проектирование ударного самолета, предназначенного для участия во вторджении и в боях в континентальной Европе. Компания Martin Baker представила неортодоксальный проект двухбалочного самолета с олкающим винтом, однако компания Gloster пошла еще дальше, представив еще более радикальный проект.
Первоначально Gloster GA 10A [Ground Attack model 10A] оснащался двумя двигателями Rolls Royce Merlin, вращавшими толкающие винты. Данный варинт был выбран с целью сохранения уязвимых частей самолета, насколько это возможно, от зенитного огня. Однако конструкторы компании Gloster с самого начала войны были в курсе относительно новых реактивных двигателей, и в ходе разработки самолета они сразу же осознали потенциал этих новых двигателей для своего нового самолета. Отсутствие системы охлаждения означало отсутствие уязвимых радиаторов, равно как и то, что в самолете использовалось менее летучее топливо, нежели использовавшийся в поршневых двигателях высокооктановый бензин. Компания Gloster обратилась в Министерство авиации с просьбой установить на свой новый самолет эти новые турбореактивные двигатели.
В проекте штурмовика использовалось много узлов от разрабатывавшегося параллельно истребителя Meteor Mk.I: фюзеляж, консоли крыла и шасси. Однако штурмовик имел новый центроплан крыла с бронированными топливными баками, двухкилевое оперение, бронированную кабину и силовую установку в виде двух двигателей Halford H1, установленных на пилонах чуть выше и позади центроплана крыла.
Данная компоновка была выбрана для обеспечения защиты двигателей от зенитного огня путем их экранировки бронированными элементами фюзеляжа и центроплана. Вооружение Gloster GA 10A должно было состоять из установленных в носу самолета четырех 20-мм пушек Hispano и размещавшихся под крылом 60-фунтовых (27 кг) ракет и бомб.
Серийные машины отличались от проекта силовой установкой: вместо двигателей Halford H1, установливавшихся на истребителях D.H.100 Vampire, оснащались моторами Welland, размещавшимися в не требующих вспомогательных механизмов обтекаемых гондолах. Данное решение позволяло быстро заменять силовую установку в полевых условиях.
Первые серийные Gloster GA 10A Reaper стали поступать в боевые подразделения в августе 1944 года. Это означало, что они смогут принять участие в высадке в Нормандии, которая из-за очень штормовой погоды была перенесена со своей первонаальной даты — июня 1944 года.
на представленных фотографиях изображена модель самолета, принадлежавшего 247-й эскадрилье Королевских ВВС, декабрь 1944 года (АИ)
Штурмовик Gloster GA 10A Reaper быстро заменил в боевых подразделениях истребители-бомбардировщики Hawker Typhoon, чьи двигатели Napier Sabre были ненадежными и легкоуязвимыми от зенитного огня.
После высадки Reaper хорошо показал себя в той роли, для которой он изначально предназначался: были отмечены успехи подразделений штурмовиков при прорыве у Кана, уничтожении немецких войск в фалезском мешке и особая роль в срыве рождественского наступления в Арденнах. Помимо успешных ударов по земле штурмовики Gloster GA 10A Reaper показали себя способными воздушными бойцами: благодаря отличным летным характеристикам они могли померяться силами даже с самыми новейшими истребителями противника — немецкими реактивными истребителями Me 262, несколько побед над которыми были официально подтверждены.
С окончанием военных действий в Европе штурмовикам Gloster GA 10A Reaper не нашлось места в составе послевоенных ВВС, и они, в некоторых случаях замененные на своих “компаньонов” Gloster Meteor, быстро сошли со сцены.
Забытый многими, Reaper, возможно повлиял на проект созданной много лет спустя машины аналогичного класса — американского штурмовика Fairchild-Republic A-10 Thunderbolt II.
Поскольку никаких данных модели не приведено, то была добавлена таблица с характеристиками стандартного истребителя Gloster Meteor F.I.
ЛТХ: |
Модификация | Meteor F.Mk.I |
Размах крыла, м | 13.11 |
Длина, м | 12.57 |
Высота, м | 3.96 |
Площадь крыла, м² | 34.74 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 2692 |
максимальная взлетная | 6257 |
Тип двигателя | 2 ТРД Rolls-Royce W.2B/23C Welland |
Тяга, кгс | 2 × 771 |
Максимальная скорость , км/ч | 676 |
Практическая дальность, км | 2000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 2220 |
Практический потолок, м | 15240 |
Экипаж | 1 |
Вооружение: | четыре 20-мм пушки |
источники:
- модель и легенда к ней — http://www.whatifmodelers.com/index.php/topic,35121.0.html
- таблица с ЛТХ — http://www.airwar.ru/enc/fww2/meteor.html