Альтернативный полугусеничный грузовик ЗИС-22
Как то неудачно складывались дела с наличием перед ВОВ-ой у РККА грузовых автомобилей повышенной проходимости. Отсутствовали серийные полноприводные грузовики, очень мало было полугусеничных, да и надёжность последних была ниже всякой критики.
В связи с этим предлагаю небольшую АИ.
В 1935 году молодые выпускники, по специальности автомобильные инженеры, попали на работу в отдел НАТИ, занимавшийся в то время испытаниями и доводкой п/г грузовика(далее ПГГ) НАТИ В-3.
Фамилии этих недавних выпускников были такие: старорежимная, через тире Цевочно-Зацеплялов, простая русская Маслов и подозрительно иностранная Панцеркорп.
Поучаствовав около года в испытаниях и доводке НАТИ В-3, молодые специалисты подали начальству свой проект ПГГ, отличавшийся от ЗИС-Сомуа простотой конструкции.
Кратко их проект можно описать так:
— база,- грузовик ЗИС-5, как более мощный во всех смыслах относительно ГАЗовского грузовика,
— цевочное зацепление гусеницы и траки из стали,- этим достигалось надёжное зацепление ведущего колеса гусеничного хода с гусеницей и хорошее сцепление с грунтом последней, экономился дефицитный каучук, гусеница не подвергалась быстрой растяжке, в отличии от резино металлической,
— двойной ход,- по хорошим дорогам на колёсах, по бездорожью на гусеницах, что позволяло экономить бензин и ресурс гусениц,
— ведущий мост от ЗИС-5 с тормозами, приводимыми в действие как от педали(одновременно две стороны), так и от рычагов, подобных тракторным рычагам управления бортовыми фрикционами , для раздельного торможения разных гусениц, что позволяло уменьшать радиус поворота, поворачивая по-танковому,
— сохранение передних тормозов
— натяжение гусениц и цепей Галля путём перемешения моста по направляющим вдоль рамы с помощью горизонтального винта, соответственно наличие между КПП и ведущим мостом телескопической шлицевой муфты,
— грузоподъёмность 4т/3т/2,3т , при собственной массе 3.6т, ширина гусеницы 380мм, клиренс 318мм.
На удивление, начальство благосклонно приняло проект, возможно этому способствовала простота конструкции и постоянные проблемы с ПГГ НАТИ В-3.
Проект был поставлен в план работ на ближайший квартал, правда серийный ЗИС-5 пришлось ждать ещё квартал.
Новую машину собрали к осени 1937 года и сразу начали испытания. Несмотря на некоторые заминки в начале, далее всё пошло как по маслу.
Прошло полгода и п/г конвертируемый грузовик можно было ставить в серию. Единственный крупный недостаток.- это слабый двигатель. Причём если грузовик без прицепа он ещё тянул, то в качестве тягача мощности ДВС было маловато.
Проблема решилась неожиданно. На одном из концертов, куда пошли молодые специалисты, они всретили бывшего сокурсника с пролетарской фамилией Люминев, который работал в двигательном цехе ЗИСа. Гуляя после концерта и обсуждая годы учёбы и нынешнюю жизнь, работники НАТИ пожаловались на недостаточную мощность двигателя, которая несколько портит неплохой проект.
В ответ на это, ЗИСовец рассказал, что его цех делает секретный танковый мотор на основе обычного двигателя ЗИС , мощностью аж 96 л/с ! А есть ещё менее секретный двигатель мощностью 86 л/с. Отличие этих ДВС от обычных состояло в некотором повышении степени сжатия и применении алюминия для изготовления поршней и головки блока.
На следущий же день был о подано предложение по установке ДВС ЗИС-16(86 л/с) на ПГГ и использовании последнего в качестве арттягача.
А инженер Панцеркорп подал проект п/г БТРа на базе ПГГ с мотором ЗИС-60(96 л/с). БТР получился простой , не сильно тяжёлый. Причём можно было в мирное время заготавливать бронелисты и каркас из уголков для них, а в угрожаемый период превращать ПГГ в БТР(о БТР следующий пост).
В конце 1939г, после начала ВМВ завод ГАЗ начал подготовку к переходу на производство грузовиков ЗИС-5 со второй половины 1940г и полного прекращения выпуска полуторки. Завод ЗИС с начала 1941г в третью смену начал постоянное производство ПГГ-ов. До этого ЗИСовцы выпускали ПГГ-ки по мере поступления армейских заказов и финансирования. До 01.071941 удалось выпустить около 16000 ПГГ и 5500 их шасси для БТР. Кроме того, почти все боевые части западных приграничных округов имели автопарк из ЗИСовских машин.