Альтернативный многоцелевой тягач БТ-МТ

2

Продолжая тему советской БТТ 30-х годов.

Альтернативный многоцелевой тягач БТ-МТ

После Халхин Гола, а особенно после Польского похода боевая ценность танков БТ-2, да и БТ-5 первых серий, очевидно равнялась величине, мало отличной от нуля. А вот мобильность тяжелой артиллерии оставляла желать… Самое обидное, что ноые пушки позволялли буксировку с высокими скоростями (по меркам тех лет), до 25-30 км/час. Но в КА остуствовали тягачи с такой скоростью. Мизерное количество новых арттягачей и их малосерийное производство проблемы не решало. Танки БТ, с их мощными моторами, безусловно могли стать основой для скоростных арттягачей. Оставлось решить вопросы как и где. КАК. Просто сняв с танка башню, арттягач не получится, нужны переделки. Переделки должны быть минимальными, иначе не стоит заморачиваться. Вопрос ГДЕ не менее важен, т.к СТЗ/ХПЗ, а также ЛКЗ загружены производством танков по самую маковку и отвлекаться не могут. Нужен был нетривиальный подход в создании тягачей для орудий от 76мм и выше.

Итак, осенью 1939г стало понятно, что главная война ждет СССР на Западе, восточные же направления, хоть и находившиеся под японским давлением, были более безопасными. Логично было сделать некоторую рокировку: новые танки БТ-7 перебросить на запад, а на их место перегнать устаревшие БТ-2 и БТ-5. Общее кол-во машин на Дальнем Востоке не уменьшается, а наоборот, возрастает, японские шпионы в донесениях доносят о  усилении группировки, а качество танков понятно оч. узкому кругу специалистов, из-за чего и остается за скобками оценки боевых возможностей. Но этого мало, осуществив переброску, в армейских реммастерских начинается невиданный (и невидимый для посторонних глаз) процесс переоборудования старых танков. По сути, мастерские превратились в небольшие заводы. Первым делом с танков снимали башни из них  делали ДОТы, сооружаемые вдоль  границы с Манчжурией.

Оставшиеся шасси подвергались серьезной переделке. Обычно поступавшие на ДВ танки имели сильный износ двигателя и трансмиссии. Свободных танковых моторов в стране не было. Массовый выпуск В-2 ещё не начат, выпуск М-17 уже сворачивается, для арттягачей квоты моторов нет. Положение безвыходное. Тем временем, из США приходит информация об установке на танках конвертированых авиационных моторов воздушного охлаждения. Амеры смело лепят звездные моторы на свои легкие танки и утверждают, что все оч. хорошо сочетается. А у летчиков имеется немалое количество вполне исправных  моторов М-25 от легендарных «ишачков» с выработанным моторесурсом — авиационные правила строги, выработал мотор ресурс — меняй на новый. Моторы отправляли на завод и подвергали капремонту. Но, в 39-ом летчики перешли на новый мотор М-62. М-25 отстались не у дел. Танкисты и попросили неликвид, заполняющий склады. После капремонта и снижения степени сжатия М-25 стали развивать 230-250 л/с, но зато работали на низкооктановом бакинском бензине, а в летнюю жару, моторы могли сожрать и керосин . В процессе конверсии, моторы оснастили воздушым фильтром карбюратора, демонтировали вторую систему зажигания (не всегда) и состыковали с главным фрикционом, сначала от БТ-5, а затем и  БТ-7. Осевой ветилятор заменили на центробежный (в последствии применяли фрикцион с вентилятором от Т-34). Такое решение полностью сняло все проблемы с охлаждением двигателя. Для упорядочения воздушного потока, мотор оснастили кольцевым дефлектором, взяв за основу капот от И-16.

КПП и БР-ы от БТ-2 меняли на аналогичные агрегаты БТ-7. Естественно, что приводы на колеса и рулевое управление демонтировался в первую очередь, тягачи были чисто гусеничные.  После 1942-го года — на агрегаты от Т-34.С катками, пружинами подвески поступали так же. Гусеницу ставили мелкозвенчатую, от БТ-7М.

С 1942-го усилили бронирование ВЛД,  15мм экранами (общая толщина до 30мм) и установили люк мехвода от Т-70.

Следующей проблемой было найти в тесном БТ место для орудийного расчета и боеприпасов. Покрутившись, перенесли мотор вперед, на место боевого отделения, соединив мотор с КПП карданным валом. Такое решение позволило разместить в корме вместительную бортовую платформу. Несколько омрачало что из  пола платформы торчали шахты пружин подвески, но это посчитали некритичным. Следующим шагом было внедрение промежуточного понижающего редуктора между мотором и КПП. Это позволило: увеличить крутящий момент, понизить линию карданного вала, и сделать отбор мощности для лебедки. 8-ми тонную лебедку с механическим приводом поставли в центре бортовой платформы. Привод лебедки подключался кулачковой муфтой от промредуктора. К сожалению, из-за ограниченности производственной базы, лебедками оснащалось не более 25% тягачей.

Итогом переделок стало принятие на вооружениев начале 1940 года многоцелевого тягача БТ-МТ, способного уверено буксировать все советские артсистемы, калибром от 76мм до 152мм. Скорость тягача на шоссе достигала 25-28км/час, на грунте — до 10-12 км/час, проходимость была даже лучше чем у базового танка из-за меньшей массы и большей тяги «на низах». Авиационный мотор замечательно показал себя на тягаче, перегреть движок было практически невозможно даже летом. А отсутствие радиаторов, проблем с охлаждающей водой положительно сказалось на надежности эксплуатации зимой. Конечно, нужно было следить за маслом, утечка масла ухудшала охлаждение (у кого был Запорожец — поймет о чем я), и при пуске мотора надо было проверить отсутствие масла в головках нижних цилиндров -обычная проблема звездчатых моторов.  Неважно работающая на танке КПП вполне справлялась на низкоскоростном тягаче, а отличная индивидуальная подвеска обеспечивала плавный ход даже на пересеченке. В целом, получилась надежная и неприхотливая рабочая лошадка, крайне востребованная как у артиллеристов,  танкистов, саперов, и даже летчиков. Машина использовалась как БРЭМ, многоцелевой тягач, траспортер боеприпасов, и даже бронетраспортер.

В дальнейшем стали ставить катки, пружины и трансиссию от Т-34, появилась 15-10мм  бронировка платфрмы, люк мехвода от СУ-76, брызговики снижающие запыленность охлаждающего воздуха. За все годы выпуска было произведено около 2 000 тягачей, из них во время войны не менее 1 700 единиц.

На базе БТ-МТ было создано некоторое количество боевых и инжнерных машин, широкого распространения они не получили из-за дефицита тягачей. Но, осенью 1941-го на 100шт БТ-МТ были установлены пушки  ЗИС-2 (40 машин) и Ф-22УСВ (около 60 машин). Импровизированные самоходные орудия получили частичное бронирование БО 15мм листами и участвовали в битве под Москвой.  Машины неплохо себя показали как противотанковое средство, но были слишком медлительны и слабо броинрованы. В дальнейшем было несоклько проектов оснащения БТ-МТ различными орудиями, от 85мм пушки 52К до 152мм пушки-гаубицы МЛ-20, но все они остались на бумаге.

Альтернативный многоцелевой тягач БТ-МТ

Подписаться
Уведомить о
guest

26 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account