2

По моему, закладка на заводе №199 в Комсомольске-на-Амуре крейсеров «Калинин» и «Каганович» в 1938-ом году, – ошибка.

Альтернативный миникрейсер для ТОФа

Во-первых, промышленная база Дальнего Востока просто слаба для строительства крейсеров, водоизмещением более 8 тыс. тонн.

Альтернативный миникрейсер для ТОФа

(Крейсер пр. 26 бис)

Во вторых, совершенно непонятно, какие вообще цели преследовались при закладке таких крейсеров для Тихоокеанского флота СССР. Эта «сладкая парочка», помимо собственной колоссальной стоимости, нуждалась и в мощной инфраструктуре обслуживания, создавать которую лишь для двух кораблей данного класса бессмысленное расточительство. Кроме того, эти крейсера абсолютно ничего не давали Советскому Союзу ни в тактическом, ни в стратегическом планах. Даже если бы их там было не два, а четыре, или даже шесть, это ровным счётом ничего не меняло. Превосходство Японского флота было настолько подавляющим, что несколько, не слишком удачных,  восьмитысячетонных крейсерюшек мутной классификации (по вооружению уже не лёгкие, но и как тяжёлые, они не полноценные) не могли вызвать у японцев, имевших на тот момент, аж 18 классических тяжёлых крейсеров, даже тени беспокойства.

Включать же два крейсера в состав ТОФа, и формировать необходимую логистику «на вырост» было бы разумно, если бы не совершенно серьёзная угроза войны с Германией. В условиях той угрозы расходовать дефицитные ресурсы на весьма и весьма отдалённую перспективу, минимум опрометчиво.

Не зря, после 38-го, новых крейсеров на ДВ больше не закладывали (дай Бог те «2К» какнить умудриться построить!). Кроме того, ТТХ и эксплуатационные качества наших крейсеров пр. 26 и 26 бис вызывали много нареканий. Поэтому им на смену уже на следующий 39-й год пришёл проект 68, серия из семи единиц которых, тоже полностью обошла своим вниманием ДВ. Все семь крейсеров закладывались в европейской части страны – т. е. там, где это и промышленно более обоснованно и с военной точки зрения, имеет хоть какой-то практический смысл на данном историческом отрезке времени.

Альтернативный миникрейсер для ТОФа

(Крейсер пр. 68)

Ну, а теперь, альтернатива.

Во-первых, в 1938-ом крейсера на ДВ не закладываются. Вообще. Крейсера пр. 26 бис, нужны там как барашки к концу Рамадана – исключительно на должность жертвенных животных. Это при их-то стоимости!

Вместо них, на ДВ более активно строятся эсминцы и сторожевики с тральщиками.

А в 1939-ом году, СССР, убедившись, что лукавому западу равноправный договор о коллективной безопасности не нужен, нормализует отношения с Германией и как следствие, получает доступ ко многим немецким технологиям и образцам боевой техники. Гитлер был настолько сильно заинтересован в лояльности СССР, что скупиться не собирался.

Среди массы самых различных систем вооружений, Германия предложила СССР и корабельные 105 мм спаренные стабилизированные артустановки SKC/33.

Альтернативный миникрейсер для ТОФа

Причём 4 штуки уже готовые, сразу, и лицензию на их серийный выпуск. И то и другое, мы в АИ купим с удовольствием (в РИ СССР проведя сравнительные испытания немки с новой отечественной 100-мм артсистемой от сделки отказался, хотя, из-за начавшейся войны доработать и запустить в серию собственную 100 мм зенитку так и не успел).

Поэтому, лицензию на замечательную немецкую спарку мы покупаем вместе с технологическими картами, и всем необходимым оборудованием для серийного выпуска.

А вот «Лютцова» как раз напротив совсем не покупаем. Вместо него, покупаем у итальянцев – которые тоже не прочь подзаработать на улучшении отношений СССР со странами Оси, проект и технологическую документацию на итальянский лёгкий крейсер типа «Капитани Романи».

Альтернативный миникрейсер для ТОФа

Причём именно и сугубо для ТОФа. Почему?

На ДВ нам совершенно бессмысленно строить и содержать «нормальные» лёгкие и тяжёлые крейсера – поскольку хоть последнее исподнее с народа сыми, японское превосходство останется подавляющим. А вот иметь там относительно дешёвые, очень лёгкие, но при этом чрезвычайно скоростные и мореходные миникрейсерочки – очень даже заманчиво. Ведь ни один эсминец не может сравниться с крейсером по части мореходности. А итальянские крейсера данного типа предназначались для службы не на ограниченном по акватории Средиземноморье, а в самом что ни есть Индийском океане, используя Красное море лишь в качестве «предбанника».

Вот и наши кораблики вовсе не для боя с японскими крейсерами – напротив, они должны всячески избегать встреч с ними, пользуясь высокой скоростью.

В круг задач такого крейсера должны входить рейдерство на Тихом океане и сопровождение транспортов на океанских коммуникациях, включая чрезвычайно протяжённые маршруты, связывающие советские дальневосточные порты с портами на западном побережье САСШ.

Поскольку вступать в боестолкновения с многочисленными японскими крейсерами для штучных и очень лёгких наших – дело заведомо проигрышное, как уже говорилось выше, изюминкой будет высокая скорость и мореходность. А поскольку удрать от мощной палубной и береговой авиации японского флота ни у одного корабля не получится, вся ударная мощь крейсера будет сугубо противовоздушной. Для рейдерских же функций, ему хватит и тех же орудий дальней ПВО плюс пара трёхтрубных ТА. Ну и, разумеется, до кучи, стволов ближней ПВО – скока влезет.

Для боя с быстроходными эсминцами наш крейсер тоже будет самое – то. Платформа более устойчивая. Стволов гораздо больше и они чрезвычайно скорострельные. При вполне сопоставимой скорости кораблей, крейсер будет просто расстреливать преследующие его эсминцы один за другим.

Поскольку в данной АИ, в СССР, принципиально не строятся линкоры и линейные крейсера (если для СССР главный стратегический и смертельно опасный противник Германия – на кой ляд строить тех монстров, обделяя в чём-то необходимом армию, и попутно снимая с народа последнюю рубашку?), очень многие жизненно необходимые программы могли быть реализованы значительно быстрее.

В данной АИ, в СССР, раньше чем в РИ, создаются и осваиваются в серийном производстве спаренные зенитные 37 мм автоматы.

Вот, в сущности, и весь комплекс вооружения крейсеров для ТОФа.

Спарки 105 мм орудий дальней ПВО (в отечественном производстве, скорее всего уже не 105, и тем более не 100 или 102, а все 107 мм, поскольку «сотки» в качестве ГК крейсера – «маловато будет», а 105 – нам чужд). Спарки 37 мм автоматов. Крупнокалиберные пулемёты ДШК. Трёхтрубные ТА. Морские мины и ГБ. Всё.

Системы управления огнём достаточно совершенные. Дальнюю ПВО обслуживают два немецких же «качающихся горшка» — стабилизированных директора дальней ПВО SL-8, купить которые не только можно, но и нужно вместе со 105 мм спарками. Наведение естественно централизованное через ЦПУАЗО, сведённое в две группы: носовую и кормовую. При наличии централизованного наведения, стабилизаторов и АУТов, дальняя ПВО должна получиться достаточно эффективной.

Не уверен, что получится так же централизовать управление МЗА – кораблик банально слишком мал, чтоб водружать на него ещё и кучу директоров для них, с электроприводами установок и со всей сопутствующей коммутацией. Поэтому, скорее всего, придётся ограничиться парой (по одному на борт) основных, и столько же запасных, небольших дальномерных постов с сугубо рукопашным наведением артустановок, беря не столько точностью, сколько плотностью огня.

ТА можно поставить хоть современные трёхтрубные 533 мм, хоть старые – 450 мм – в данном случае, это совершенно не имеет значения, поскольку предназначены они сугубо для скорейшего потопления застигнутых в ходе рейда транспортов. Если вес потребуется жёстко экономить, можно вообще обойтись парой двухтрубных 450 мм ТА. Для наведения ТА можно использовать те самые – запасные дальномерные посты МЗА. Все при деле. Никакого балласта.

Разработать на основе итальянского «Капитани Романи» отечественный проект можно в течение того же 40-го года. Соответственно закладка первой пары, состоится на ДВ только в 41-ом. Начнётся война – строительство просто отменяется на начальном этапе без особых убытков. Не нападёт Гитлер на СССР, два крейсера будут строиться, опираясь в максимально возможной степени, на местные ресурсы.

После спуска на воду первой пары, немедленно закладывается следующая. Таким образом, ТОФ будет потихоньку расти, не напрягая сильно ни бюджет, ни промышленность в Европейской части страны (все мощности которой брошены на укрепление РККА), пока главным образом с целью обучения кадров, развития местной промышленности, инфраструктуры и демонстрации флага. Для этих целей крейсера водоизмещением всего 4 тыс. т. подходят ничуть не хуже крейсеров вдвое большего водоизмещения. А случись воевать – пользы от них больше, уязвимость меньше, да и потеря не столь трагична – у французов контрминоносцы есть, водоизмещением побольше наших крейсерочков.

Альтернативный миникрейсер для ТОФа

 

РИ СССР

Пр.26 бис

РИ СССР

Пр. 68

РИ Италия

«Капитани

Романи»

АИ СССР

«Калинин»

Водоизмещение (т)

8048

10620

3686

3970

Размерения (м)

191,4х17,7х5,8

199х18,7х6,5

143х14,4х4,9

145х15х5

СУ

2 ТЗА/6 ПК

110 000 л.с.

2 ТЗА/6 ПК

110 000 л.с.

2 ТЗА/4 ПК

110 000 л.с.

2 ТЗА/6ПК

110 000 л.с.

Скор./дальн.

35/4800

35,5/4300

40/3000

39,5/3500

Броня:

ГП

Траверсы

Палуба

Башни

Рубка

 

70

70

50

70

150

 

100

120-100

20-50

65

130

 

20

15

 

30

Вооружение:

ГК

УК

МЗА

 

ТА

мины

 

9(3х3)180/57

6(6х1)100/56

9(9х1)45/46

 

6(2х3)533

100

 

12(4х3)152/57

8(4х2)100/56

12(6х2)37/67

 

6(2х3)533

 

8(4х2)135/45

8(8х1)37/54,

16(8х2)20/70

8(2х4)533

114

 

10(5х2)107/65

16(8х2)37/67

 

6(2х3)533

100

Альтернативный миникрейсер для ТОФа

(Обратите внимание на этот послевоенный снимок – на носовой позиции этого «Капитани Романи» та самая немецкая 105 мм спарка!)

 

Р.С. Кстати. Точно такие же миникрейсера, но с усиленным противолодочным оснащением, очень даже хорошо подошли бы и для Северного флота.

Подписаться
Уведомить о
guest

105 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account