3

Доброго времени суток, уважаемые коллеги.

Вашему вниманию предлагается альтернатива, посвященная ЛКР Франции…

Итак, события начинаются в 1922-м году, когда Франция подписывает Вашингтонское соглашение об ограничении тоннажа линейного флота в 175.000 тонн и паритете с Италией. До 1930-го года действовали т.н. "линкорные каникулы", заморозившие строительство любых линкоров… Тогда как рост крейсерского флота всех стран, и особенно строительство Германией "карманных линкоров" — рейдеров, вызывало озабоченность руководства французского флота.

Финальным аккордом стало строительство Италией серии ТКРов типа "Зара" с их сравнительно высокой скоростью хода и бронированием борта в 150-мм, способное противостоять на некоторых дистанциях 203-мм орудиям французских крейсеров. Это несло угрозу коммуникациям Франции в Средиземном море, и могло блокировать связь Метрополии с Тунисом и Алжиром. 

Альтернативный Дюнкерк. Малый линкор Франции типа "Тулон".

Было принято решение строить новые линейные корабли как альтернативу германским карманным линкорам и итальянским тяжелым крейсерам.

Сразу разгорелись споры о тоннаже и вооружении. Одни предлагали калибр 305-мм, другие 340-мм, то есть уже зарекомендовавшие себя по итогам прошедшей войны орудиям ГК. Некоторые адмиралы считали, что новые быстроходные линкоры должны быть способны справиться и с итальянскими линкорами типа "Джулио Чезаре" или "Андреа Дориа". Предлагали и создать новые орудия как 330-мм так и в большем калибре. Но все флотоводцы сходились на мнении, что для нормальной пристрелки необходимо иметь минимум 8 орудий по излюбленной французами схеме в башнях по 4 орудия в каждой башне, как и в РИ. Так начали вырисовываться очертания будущих "малых" линкоров Франции — с носовым размещением 2-х 4-х-орудийных башен.

В то же время, политики не могли никак договориться об ограничениях. В общем, как и в реальной истории, до 1930-го года все текло своим чередом. Италия и Франция принимают "негласное" соглашение о строительстве 2-х ЛК в тоннаже не более 35.000 тонн каждый (70 КТ на страну) или меньшего тоннажа соответственно. (т.е. либо 4х17.500, либо 3х23.300)

Учитывая протяженность коммуникаций, французский флот был заинтересован в большем количестве судов.

И тут происходит развилка. Вместо 2-х ЛК по 23.000 тонн (Дюнкерк и Страсбург в РИ), принимается решение строить 4 ЛК малого тоннажа по 17.500 тонн (будущие Дюнкерк, Страсбург, Тулон и Брест).

Адмирал Дарлан лично настоял на ограничении водоизмещения и калибра орудий строящихся ЛК в угоду политикам, которые поспешили договориться с англичанами. Детали договора так и не были преданы гласности, известно лишь, что представители Британской империи выступали за ограничение тоннажа вновь построенных ЛК в 25.000 тонн и калибр артиллерии не более 305-мм.

Предлагались разные варианты вооружения, но в итоге сошлись на том, чтобы вооружить свои мини-линкоры калибром, достаточным для уничтожения рейдеров противника. Под противником понимались крейсера Италии с их хорошим бронированием в 150-мм борта, германские "карманники" с их 60-100-мм бортом и японские ТКРы с их 100-мм бронированием.

С таким бронированием вполне справлялись 240-мм пушки ЭБРов преддредноутной эпохи типа "Дантон". Вес осколочного снаряда 220 кг и скорость 840 м/с при дальности 23.000 м. Эти 240-мм снаряды обладали прекрасными параметрами. Были разработаны новые бронебойные, полубронебойные и фугасные снаряды весом 220 кг. Единый вес снаряда позволял без особых проблем в пристрелке менять используемый тип боеприпаса. Орудие уже существовало, было проверено опытом войны. Достаточно было разработать новые станки для увеличения дальности и новые снаряды… По своему могуществу новый снаряд почти вдвое (на 76%) превосходил 203-мм орудия с их 122-125-кг снарядами, дольше сохранял энергию и нес большее количество ВВ.

Хорошая мореходность и большая дальность плавания позволяли при необходимости использовать эти "малые линкоры" и как быстроходные рейдеры.

Были и минусы. Так, малые линкоры исключались из противостояния с любым другим линкором, за исключением устаревших броненосцев. Зато их было больше и риск потерять один из МЛК не так довлел над умами адмиралов, что позволяло их интенсивнее применять.

Бронирование предлагалось разноплановое, но в конце концов сошлись на мнении, что абсолютной защиты не бывает, и вероятность столкновения с "вашингтонскими" крейсерами с 203-мм артиллерией на порядок выше, чем напрмер, с германскими 283-мм орудиями, да и вероятность попадания 283-мм снаряда "карманника" с его скорострельностью и 6-ю пушками ниже, чем от тех же "вашингтонцев". Решили, что 140-150-мм борт — вполне достаточное бронирование. При этом озаботились и "противоосколочным" бронированием оконечностей в 50-мм. Лишний вес тем не менее гарантировал сохранение высокой скорости корабля, что было признано немаловажным.

Палубы бронировали не в пример сильнее, решив сохранить и скосы…

Броня палубы против 500-кг бомб сброшенных с высоты 3000 м ПТЗ от контактного взрыва заряда 300 кг в точке ниже ватерлинии на 3,5 м — таковы были требования Высшего Совета.

Водоизмещение стандартное/ полное 17500 / 23697 Т
Главные размерения 189,1 х 29,08 х 9,23 м 
Вооружение 8 240/48 кал (2×4), 16 130/45 (3×4, 2×2), 8 37-мм (4×2), 32 13,2-мм (8×4) 
Мощность на валах = скорость 103860 л.с. (105300 метр.л.с.) = 33,5 уз. 
Защита пояс 150 (вертикальный, позже наклонный), верхняя палуба 40 мм, нижняя 100, скосы 120 мм (также 120-мм бронировались и погреба)
ПТЗ должна выдерживать контактный взрыв 300 кг ТНТ.

Таким образом, в сравнение с проектом Дюнкерка (8х330-мм) в проекте МЛК "Тулон" (так была названа серия малых линейных кораблей Франции), уменьшились размерения (при сохранении пропорции длины к ширине корпуса), сохранили мощность силовой установки, что дало прирост скорости на 4 узла до 33,4-33,7 узлов у разных кораблей серии, снизилась бронезащита борта и башен при незначительном уменьшении толщины брони палуб и сменой приоритетов в защите — максимальная толщина была у нижней палубы, тогда как у проекта Дюнкерк нижняя палуба была противоосколочной.

Уменьшился и калибр артиллерии до 240-мм при росте боезапаса до 150 снарядов на 1 орудие.

Все "малые" линкоры оборудовались помещениями для штаба, предполагая, что будут использованы в качестве флагманских кораблей легких сил флота.

Не взирая на противостояние "сухопутного лобби", первые два малых линкора были заложены уже в 1931-м году, следующие 2 в 1933-м, сразу после прихода к власти в Германии Гитлера.

Все 4 корабля вступили в строй в 1934-35 годах, как раз поспев к моменту роста напряженности в Европе — в 1936-м в Испании началась гражданская война, выросло напряжение с Германией и Италией, усиление флота потребовалось и во французском Индокитае…

Альтернативный Дюнкерк. Малый линкор Франции типа "Тулон".

Уважаемые коллеги, прошу извинения за малое количество графики и неверный формат фото, вылезающий за параметры статьи, но я еще не вполне освоил параметры картинки, которую можно вставить в статью.

В ближайшие дни я постараюсь этот вопрос проработать и отредактировать, а так же написать продолжение о боевом пути "малых линкоров". Буду признателен за конструктивную критику.

Продолжение следует…

P.S. Уважаемые коллеги, в статье исправлен вес 240-мм снаряда с 170 кг на 220 кг. Спасибо всем за существенное замечание и приношу свои извинения за допущенную ошибку.

Также немного урезал "осетра" — уменьшил тодщину главной палубы до 100 мм и скосы 120-мм (было на 20 мм больше).

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account