Альтернативный «Богатырь» как броненосный разведчик при эскадре
Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги. Несколько ранее в одном из своих материалов на сайте
я напридумывал такой вот вариант появления «Богатыря»:
«А еще два крейсера, «Богатырь» и «Олег» стали бы уже «броненосными разведчиками при эскадре», раз русским и в жизни потребовался такой тип. Имея то же водоизмещение, что и предыдущие корабли, они бы получили всего 8 шестидюймовок – но все они располагались бы в расположенных по диаметральной плоскости корабля четырех двухорудийных башнях, что доводило бы их бортовой залп до тех же 8-ми орудий, что и у «Варяга» с «Аскольдом». Такой проект уже немного на грани фантастики для того времени, но, полагаю, он все же мог бы родиться как результат скрещения в недрах МТК проекта реального «Богатыря» и проекта шестибашенного крейсера, разработанного Д.В.Скворцовым для Русского паровозостроительного и механического общества в 1898 году.
В отличие от реального «Богатыря», подобный крейсер получил не только башни со 115-мм вертикальной броней и 75-мм барбетами, но и, по преемственности с русскими броненосными крейсерами, также полный пояс тонкой (55-95 мм) брони по ватерлинии 2,25 м шириной, подпираемый 55-мм скосами броневой палубы, имеющей в плоской части толщину 35 мм, а на гласисе МО – 95 мм. 35-мм броней прикрывались бы также носовая и кормовая батареи 75-мм орудий (по 6 пушек в каждой), дымоходы и элеваторы боезапаса. Боевая рубка несла бы 135-мм броню при 35-мм крыше и 75-мм коммуникационной трубе.
Но если «Богатырь», строившийся на верфи фирмы «Вулкан», явно осилил бы свои проектные 23 узла, то воспроизводимый на отечественных заводах «Олег», скорее всего, не добрал бы до этого значения около узла из-за значительной перегрузки – и не поспел бы вовремя «на фронт», как и в реальности.».
А сегодня у меня дошли руки и до визуализации внешнего вида данного кораблика. Он, правда, чуть поменялся в сравнении с предложенным выше описанием – но именно что чуть. Во-первых, две батареи из шести 75-мм пушек в каждой обратились в три по четыре орудия. Во-вторых, корабль также обзавелся небольшими участками 35-мм брони в носу и корме над поясом по ватерлинии, формально выполняющими роль защиты расположенных в оконечностях надводных минных аппаратов.
И в процессе рисования, и при расчетах нагрузки за основу брался все же российский вариант «богатырей» с его проектным (нормальным) водоизмещением в 6675 тонн. Альтернативный крейсер приобрел гладкопалубный корпус, но в силу того, что это было обеспечено размазыванием на весь корабль полубака и полуюта реального «Богатыря», масса корпуса принималась неизменной. А за счет отказа от казематных и палубных 6-дюймовок со всем их боезапасом, элеваторами и оборудованием погребов, чуть более тонкой палубы на скосах и несколько меньших по высоте барбетов концевых башен удалось выгадать по подсчетам автора примерно 400 тонн нагрузки.
Около 310 тонн из этой экономии пошло на две дополнительные башни ГК с их броней, орудиями и боезапасом, еще около 30 тонн на дополнительный запас угля, доводимый до 750/1250 (нормальный и полный соответственно) тонн, и около 385 тонн на поясную броню по ватерлинии. Все прочее бронирование при этом было обеспечено за счет перераспределения уже имевшейся на «настоящем» крейсере брони. Таким образом, окончательное проектное (нормальное) водоизмещение предложенного корабля составило ровно 7000 тонн (из них на броню приходилось бы около 1350 тонн).
По грубым прикидкам такой альтернативный «Богатырь», вероятно, осилил бы на испытаниях скорость в районе 23 с четвертью узлов (против 23,55 узла в действительности), а дальность его плавания экономическим 10-узловым ходом составила бы около 5000 миль. Ну и, как полагает его автор, он был бы все же определенно более устойчив к боевым повреждениям, чем «Богатырь» оригинальный. Главный калибр из восьми башенных шестидюймовок, конечно, может показаться недостаточным для заявленного водоизмещения. Но способность всех этих башен действовать на каждый борт в изрядной мере искупает данный недостаток. А состав прочего вооружения крейсера соответствует иным реальным бронепалубникам-«шеститысячникам».
С уважением. Стволяр.
P.S. Картинки в высоком разрешении — традиционно здесь: