0

Альтернативный авианесущий крейсер пр. 1160

Данный материал является продолжением статьи «Альтернативный большой противолодочный корабль пр. 1153». Данный корабль предлагается как альтернатива серии кораблей пр. 1143. Всего предполагается строительство от трех до шести таких кораблей, которые будут находиться в строю до начала 2000-х годов.

Альтернативный авианесущий крейсер пр. 1160

Корпус и общая компоновка

По архитектуре корпус корабля выполнен гладкопалубным с большой высотой надводного борта, широкой закрытой носовой оконечностью, вертикальной кормой, сквозной односторонней угловой полетной палубой и смещенной к правому борту развитой надстройкой островного типа. В окончательном виде корабль имел следующие размеры: длину по ватерлинии 238 м; наибольшую длину 265 м; ширину по ватерлинии 31,7 м; наибольшую ширину 51,2 м; среднюю осадку 8,6 м; высоту надводного борта 21,6 м; наибольшую габаритную высоту 50,3 м; стандартное водоизмещение 31307 тонн и полное водоизмещение 36780 т. Корпус был цельносварным из стали марки МК-35 толщиной 30 мм, имел смешанный набор и разделялся девятнадцатью поперечными водонепроницаемыми переборками, доходящими до ангарной палубы, на двадцать водонепроницаемых отсеков, кроме того конструкцией было предусмотрено две продольных водонепроницаемых переборки, также доходящих до ангарной палубы. Корабль должен был оста­ваться на плаву при затоплении четырех смеж­ных или шести несмежных отсеков. Корпус корабля имел шесть палуб, две плат­формы, трюм и двойное дно, которое переходило в двойной борт, доходящий до ангарной палубы. Для размещения запасов топлива в междудонном пространстве корпуса были предусмотрены топливные и масляные цистерны и цистерны питательной воды, там же размещались цистерны для хранения запаса пресной воды. Первая (полетная) палуба имела наибольшую длину 255 м;  наибольшую ширину 43,5 м и площадь 8800 м2, она размещалась параллельно диаметральной плоскости корабля и была оборудована односторонней угловой палубой расположенной под углом 8,2° к диаметральной плоскости корабля на которой был размещен посадочный участок, длиной 165,5 м и шириной 29,5 м. Для старта самолетов полетная палуба корабля была оборудована двумя паровыми катапультами «Наташа» с длиной трека 92 м, временем хода челнока 2 секунды и конечной скоростью челнока 285 км/час, одна из них была размещена на носовой части полетной палубы, а вторая на угловом участке полетной палубы. Позади каждой катапульты на палубе был расположен поднимающийся газоотбойный щит-дефлектор, имеющий принудительное во­дяное охлаждение, который предохранял поверхность полетной палубы от воздействия раскаленных выхлопных газов авиационных двигателей, а вся поверхность полетной палубы была покрыта противоскользящим тер­мостойким покрытием. Торможение самолета после его посадки на палубу обеспечивал четырехтросовый аэрофинишер «Светлана», который гарантировал его полную остановку через 90 м пробега и состоял из четырех натянутых поперек углового участка полетной палубы тросов расположенных друг от друга на расстоянии 12 м и связанных через систему блоков с гид­равлическими механизмами, расположенными в подпалубном пространстве. Трос первого аэрофинишера находился в 40 м от среза кормы. Посередине второго аэрофинише­ра на палубе наносился белый круг диаме­тром 17 м  (рекомендованное пилотам при посадке место касания самолетного тормозного гака). Четвертый трос был совмещен с аварий­ным барьером «Надежда» выполненным в виде поднимающейся поперек углового участка полетной палубы нейлоновой сетки, которая была способна задержать самолет, прошедший аэрофинишерное устройство. На посадочном участке палубы имелась взлетно-посадочная площадка, для спасательного вертолета обозначенная белым кругом с буквой «С» внутри и четыре взлетно-посадочных площадки, обозначенных белыми кругами, имеющими соответствующие номера внутри каждого круга, кроме того, в кормовой части располагалась площадка, для по­садки транспортных вертолетов обозначенная белым кругом с буквой «Т» внутри. На пра­вом борту в кормовой части находились десять технических по­зиций для обслуживания летательных аппаратов оборудованных швартовочными устройствами и обозначенных тремя белыми полосами. Вдоль всей полетной палу­бы слева и справа наносились сплошные и пунктир­ные линии белого цвета, которые ограни­чивали участки палубы, в пределах которых летательные аппараты могли осуществлять взлетно-посадочные операции. Под полетной палубой располагалась вторая (главная) палуба, которая обеспечивала подкрепление полетной палубы и в особенности ее участков, выступающих за борта корпуса. Она опиралась на развитые спонсоны левого и правого бортов включенные в силовой набор корпуса и изготовленные из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61 толщиной 20 мм. Кроме того из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61 толщиной 20 мм изготавливались надстройка и внутренние переборки помещений, палуба правого и левого спонсонов в месте расположения пусковых установок зенитно-ракетного комплекса изготавливалась из стали марки МК-35 толщиной 20 мм. На главной палубе размещались два сквозных коридора идущих вдоль всего корабля, боевой информационный центр, комплекс командирских и флагманских помещений, комплекс помещений боевой части связи, посты боевого управления, основной комплекс жилых помещений личного состава, комплекс жилых и служебных помещений авиакрыла, посты управления и технические помещения авиационно-технических средств, а также внутренние агрегаты катапульт и аэрофинишера. Полетная и главная палубы образовывали прочное перекрытие ангара и обеспечивали его защиту. Третья и четвертая палубы (галерейные) со всех сторон окружали ангар, на них располагались шахты общекорабельной и машинной вентиляции, а так же газоотводные тракты главной энергетической установки, авиационные мастерские и посты обеспечения летательных аппаратов авиагруппы всем необходимым. На пятой палубе располагался закрытый с четырех сторон герметичный одноярусный ангар беспиллерсной конструкции, который имел длину 180 м; ширину 24 м и высоту 7,6 м три занимал три палубы и обеспечивал постоянное базирование и технического обслуживания 40 летательных аппаратов корабельной авиагруппы. Ангар был связан с полетной палубой двумя гидравлическими самолетоподъемниками грузоподъемностью 20 т, предназначенными для подъема одного самолета или двух вертолетов вместе с тягачом, которые располагались в спонсоне правого борта один перед надстройкой и один ее. Лацпорты самолетоподъемников закрывались раздвижными воротами с гидроприводами и имеющими размер 18х6 м. Платформы самолетоподъемников имевшие размер 20х16 м были выполнены из алюминиевого сплава АМГ-61, время подъема (опускания) платформ составляло порядка 15 секунд. Кроме самолетоподъемников на полетной палубе имелось три гидравлических подъемника боеприпасов, два из них были расположены слева от надстройки, а третий ближе к корме у авиационных технических позиций полетной палубы. В кормовой части ангара было  расположено вентиляционное окно, которое так же закрывалось раздвижными воротами с гидроприводами. В целях пожарной безопасности ангар мог разделятся на три изолированных зоны складными огнеупорными взрывостойкими асбестовыми шторами с электроприводами, которые в сложенном состоянии располагались под потолком ангара. Транспортировка и размещение самолетов предусматрива­лись со сложенными консолями крыльев, а вертолетов со сложенными лопастями несущих винтов, а перемещение по ангару и верхней палубе осуществлялось специальными тягачами. На всех штатных местах стоянки летательных аппаратов, как в ангаре, так и на технических по­зициях полетной палубы производилась их швартовка и заземление. В кормовой части ангарной палубы у вентиляционного окна располагались ремонтные позиции, оборудованные устройствами для выполнения работ по снятию (установке) и техническому обслуживанию силовых установок самолетов и вертолетов, две позиции для обслуживания винтомоторной группы вертолетов и специальные стенды для проверки работоспособности силовых установок самолетов и вертолетов. На шестой палубе, которая находилась непосредственно над машинными отделениями, были размещены жилые помещения личного состава, помещения медицинского назначения, кают компании, столовые и камбуз, а так же кладовые различных запасов. Сами машинные отделения занимали два межпалубных пространства и были соединены с ангаром специальными шахтами, которые позволяли произвести замену газовых турбин и газотурбогенераторов. В нос и корму от машинных отделений, на двух платформах и в трюмах размещались цистерны авиационного топлива емкостью 3000 м³ и погреба авиационного боезапаса емкостью 4900 м³. Развитая сварная надстройка островного типа высотой 14,3 м была смешена к правому борту, имела семь палуб и была изготовлена из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61 толщиной 20 мм. В надстройке располагались главный командный пост, пункт общего управления действиями авиакрыла, а так же ходовая, штурманская и оперативная рубки. На левой стороне надстройки размещался авиационный диспетчерский пост, который обеспечивал полный обзор полетной палубы, а с правой стороны вспомогательная рубка, использующаяся при швартовке корабля к пирсу. Кроме того в надстройке размещались воздухоприемные и газовыхлопные тракты газотурбинной установки и посты различных радиолокационных систем и систем связи. Корабль имел развитую конструктивную защиту, которая включала продольные и поперечные переборки, охватывавшие машинные отделения, погреба авиационного боезапаса, цистерны авиационного топлива и локальную коробчатую бронезащиту полетной палубы, ангара, машинных отделений, боевых постов и погребов авиационного боезапаса. Корабль был спроектирован с расчетом на функционирование в условиях применения оружия массового поражения, в его корпусе не были предусмотрены иллюминаторы, выход на верхнюю и ангарную палубу осуществлялся через герметичные тамбу­ры, кроме того все внутрикорабельные помещения были оборудованы системой кондиционирования воздуха с встроенными фильтрами поглотителями.

Энергетическая установка

Главная энергетическая уста­новка корабля включала два автоматизированных газотурбинных агрегата М6Е объединенных автоматизированной системой управления. Каждый газотурбинный агрегат М6Е включал две реверсивных газовых турби­ны ДО63 мощностью по 9000 л.с. и постоянно действующую паровую турбину ТУК мощностью 1500 л.с. (при включении всех источников отработанного газа ее мощность повышалась до 2500 л.с.) объединенных трехступенчатым реверсивным редуктором и соединительно-разобщительными гидродинамическими муфтами, а так же двух форсажных реверсивных газовых турби­н ДК59 мощностью 22500 л.с. подключаемых на валопровод маршевой газовой турби­ны через двухступенчатый редуктор и соединительно-разобщительные гидродинамические муфты и работающих на один вал с четырехлопастным малошумным винтом переменного шага. Размещение газотурбинных агрегатов эшелонированое, маршевые реверсивные газовые турби­ны и паровые турбины с трехступенчатыми редукторами размещены в смежных носовых машинных отделениях, форсажные реверсивные газовые турби­ны и спаривающие двухступенчатые редукторы в смежных кормовых машинных отделениях. Помимо газотурбинных и паровых агрегатов в каждом машинном отделении раз­мещаются по два газотурбогенератора ГТГ-12,5А мощностью 1250 кВт. Все агрегаты и механизмы главной энергетической уста­новки были размещены на звукоизолирующих платформах и фундаментах, контрольные функции по управлению главной энергетической уста­новкой выполнял пост энерге­тики и живучести, а управление про­изводилось с главного командного и ходового поста при помощи систем автоматизированного контроля и управления. Полный запас топлива составлял 3600 т, что обеспечивало кораблю дальность плавания 7500 миль 18 узловым ходом. Ресурс главной энергетической уста­новки до капитального ремон­та 20 000 часов или шесть лет работы.

Вспомогательное оборудование и системы

Рулевое устройство корабля включало в себя два полубалансирных руля, управляемых рулевыми машинами посредством аппаратуры авторулевого. Система успокоения качки состояла из пары автоматизированных бортовых рулей с повышенной скоростью перекладки и аппаратуры управления. Химическое оборудование включало систему универсальной водяной защиты, систему противооледенения полетной палубы, санитарный блок, систему автоматического кондиционирования из 25 установок «Пассат» в жилых и служебных помещениях, пятьдесят две фильтро-вентиляционных установки, фильтры очистки воздуха и воды, дозиметрическую установку и другое оборудование. Противопожарное оборудование включало автоматизированную быстродействующую систему объемного водного и химического пожаротушения, а так же комплект противопожарного снаряжения. Основные водоотливные средства включали  сорок стационарных водоотливных насосов, восемь переносных водоотливных погружаемых насосов и четыре переносных эжектора. Корабельные плавсредства включали два больших стеклопластиковых катера пр.1402Б типа «Бекас», которые размещались на шлюпочных площадках в нишах на 4-й палубе по левому борту и 240 надувных аварийных плотиков типа ПСН-10М штатно размещенных на специальных креплениях вдоль обоих бортов. Корабль комплектовался устройствами для приема жидких и сухих грузов одним «Струна 2П-400», двумя «Струна П-1000» и одним «Струна 1П-2.5» типа СО. Все корабельные системы имели централизованное дистанционное и автоматизированное управление посредством системы «Каспий». Корабль оснащался четырьмя холодильными машинами, четырьмя водоопреснительными установками, а также системой кондиционирования из 25 установок «Пассат» в жилых и служебных помещениях корабля. Для снижения кавитационного шума на входящие кромки лопастей винтов подается воздух. Корабль оборудован также системой для подачи воздуха под днище корпуса «Пелена» и размагничивающее устройство с аппаратурой автоматизированного регулирования тока в обмотках.

Вооружение

Вооружение корабля включало комплексы зенитного ракетного, артиллерийского и противолодочного вооружения, а так же средства боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. Универсальный корабельный зенитно-ракетный комплекс "Оса-МА" предназначался для прикрытия кораблей и корабельных групп от ударов самолетов, вертолетов и противокорабельных ракет кроме того он мог быть использован для стрельбы по надводным целям. В его состав входили автоматизированная корабельная система управления огнем, вертикальная пусковая установка и зенитные управляемые ракеты в транспортно-пусковых контейнерах. Автоматизированная корабельная система управления огнем включала радиолокационные станции обнаружения и сопровождения целей, станции визирования ракет и передачи команд, размещенные на стенках надстройки, а так же пульты управления операторов, размещенные на главной палубе. Вертикальные пусковые установки пакетного типа размещались в кормовой части корпуса под верхней палубой спонсонов правого и левого борта за пределами полетной палубы. Они включали в себя блок для размещения пакета из 32 вертикально расположенных транспортно-пусковых контейнеров и блока управления и обеспечивали хранение, диагностику, предварительное наведение и вертикальный пуск зенитных управляемых ракет непосредственно из транспортно-пусковых контейнеров. Артиллерийское вооружение включало четыре автоматизированных зенитных дистанционно управляемых корабельных артиллерийских комплекса АК-630-МР-123 калибра 30-мм предназначенных для поражения воздушных, морских и береговых целей. Установки № 1 и № 2 располагались в носовой части надстройки по линейно-возвышенной схеме и обеспечивали диаграмму обстрела на носовых курсовых углах, установки № 3 и № 4 располагались в кормовой части на спонсонах левого и правого бортов и обеспечивали диаграмму обстрела на кормовых курсовых углах. В состав каждого комплекса входила автоматизированная система управления огнем, 30-мм зенитная дистанционно управляемая артиллерийская установка и боеприпасы различных видов для стрельбы по морским, береговым и воздушным целям. Малогабаритный противолодочный комплекс «Колибри» был предназначен для поражения подводных лодок в ближней зоне корабля и уничтожения торпед, атакующих корабль. В состав комплекса входили автоматизированная корабельная система управления, гидроакустическая станция целеуказания, две пусковые установки пакетного типа и малогабаритные самонаводящиеся торпеды в транспортно-пусковых контейнерах. Две наводимых в горизонтальной плоскости пусковых установки пакетного типа размещались побортно в средней части корпуса в спе­циальных бортовых нишах с лацпортами. Такая компоновка на ко­рабле с избыточным надводным бортом обуславливалась значением величины предельно допустимой высоты падения торпед в воду. Пусковые установки обеспечивали размещение пакета из четырех транспортно-пусковых контейнеров с малогабаритными противолодочными торпедами МПТ-1.

Радиотехническое и навигационное оборудование

Корабль оснащается боевой информационно-управляющей системой «Планшет-53» и системой взаимного обмена информацией "Аллея-53" обеспечивающей автоматизированное управление соединением кораблей. Основными средствами обнаружения под­водных целей являлись подкильная гидроакустическая стан­ция кругового обзора и целеуказания МГ-332 «Титан-2», две гидроакустических стан­ции МГ-7 предназ­наченные для поиска подводных диверсантов и гидроакустическая стан­ция звукоподводной связи МГ-26 «Хос­та» обеспечивающая опознавание подводных лодок и связь с ними в подводном положении. Радиотехнические средствами обнаружения надводных и воздушных целей являлись трехкоординатная помехозащищенная радиолокационная станция общего обнаружения МР-310 «Ангара-А» сопряженная с аппаратурой системы государственного радиолокационного опознавания «Кремний-2», трехкоординатная помехозащищенная радиолокационная станция дальнего воздушного обнаружения и целеуказания МР-600, двухкоординатная помехозащищенная радиолокационная станцией обнаружения низколетящих целей МР-350 «Подкат», а так же система автоматизированной обработки радиолокационной информации и целеуказания «Байкал» радиолокационная станция управления полетами «Резистор» и радиолокационная станция обнаружения надводных целей МР-212 «Вайгач» сопряженная с электронно-вычисли­тельным устройством МР-226 «Побратим». Средства радиоэлектронной борьбы корабля включали станцию радиотехнической разведки и постановки активных помех МП-401 «Старт» а так же сис­тему радиоэлектронного подавления ПК-16 предназначенную для создания различных видов маскирующих, имитационных и уводящих помех радиолокационным станциям и головкам самонаведения ракет, а так же сред­ства гидроакустического противодей­ствия. Средства связи включали шесть радиопередатчиков Р-653 (СВ), Р-654 (KB), четырнадцать радио­приемников Р-678 (KB) с оконечными устройствами, тринадцать приемопередатчиков Р-619 (УКВ), которые обеспечивают телефонную, телеграф­ную, буквопечатающую и сверхбыстро­действующую связь в открытом и засек­реченном режиме. Кроме того, на корабле имеются радиостанции судоводителя «Рейд» и корабельный комплекс космической связи Р-790. Антенные устройства вклю­чают в себя коротковолновые и ультракоротковолновые штыревые антенны типа АР-6 и АР-10 дополнительно по краям полетной палубы шарнирно установлены четырнадцать штыревых антенн, которые при проведении взлетно-посадочных операций укладывались горизонтально. Штурманское и навигационное оборудование включало гирокомпас «Курс-5», гидродинамический лаг МГЛ-50, автопрокладчик АП-4, эхолот НЭЛ-М2, радиопеленгатор АРП-50, корабельный индикатор сигналов КИ-55, корабельный измеритель ветра КИВ-55, спутниковую систему определения координат, средства коррекции места корабля и систему обеспечения совместного плавания. Согласно проекту корабль оснащался автоматизированной системой ближней навигации, привода и посадки на корабль летательных аппаратов «Привод-СВ», которая форми­ровала траекторию полета машины с обеспечением входа ее в зону действия оптической системы посадки «Луна-3» которая представляла собой систему специальных цветных фонарей с малым углом раствора лучей расположенную в кормовой части на левом борту и помогала пилоту ори­ентироваться при посадке.

Экипаж

По штату численность экипажа составляла 1920 человек, в том числе 280 офицеров включая 984 человека авиагруппы. Офицеры и мичманы размещались в двух и шестиместных кают-блоках в каждом из которых имел­ся умывальник, а на один блок приходилось по гальюну и душевой. Старшины и матросы размещались в тридцатиместных кубриках, кроме четырех гальюнов и восьми умывальников, имелись камбуз, столовые офицерского и матросского состава, душевые, библиотека и кинозал, хлебопекарня, а также различные мастерские. Корабельный банно-прачечный комбинат оснащался стиральными ма­шинами, центрифугами и гладильней. У офицеров и мичманов были свои кают-компании с библиотекой. Корабль был оборудован медицинским блоком в составе: приемная, лазарет на двадцать коек, приемная, амбулатория-операционная, стоматологический кабинет, стерилизационная и медкладовые.

Авиационное вооружение

Многоцелевой корабельный истребитель-бомбардировщик Су-23

Истребитель-бомбардировщик представляет собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме цельнометаллический свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом изменяемой в полете геометрии, однокилевым хвостовым оперением с рулем направления, цельноповоротным стабилизатором, боковыми регулируемыми воздухозаборниками, двумя турбореактивными двигателями и трехстоечным убирающимся в фюзеляж шасси.

Фюзеляж имеет овальное сечение и по конструктивно-силовой схеме представляет собой монококковую конструкцию. Носовая часть фюзеляжа состоит из носового отсека радиоэлектронного оборудования с откидным радиопрозрачным обтекателем антенн прицельно-навигационной системы, двухместной кабины экипажа с посадкой летчика и штурмана-оператора тандемом, трех подкабинных отсеков и закабинного отсека, где размещен основной объем специального оборудования и часть агрегатов самолетных систем. Средняя часть фюзеляжа состоит из трех баков-отсеков, отсеков радиоэлектронного оборудования и агрегатов самолетных систем, воздушных каналов, гаргрота, передней части двигательных отсеков, ниш основных опор шасси со створками и ниш уборки корневых частей поворотных консолей крыла с уплотнительными створками. В гаргроте на верхней поверхности фюзеляжа проложена жесткая проводка системы управления, топливные трубопроводы и коммуникации других самолетных систем. Хвостовая часть фюзеляжа состоит из задней части двигательных отсеков, гаргрота, горизонтального и вертикального хвостового оперения, четырех тормозных щитков и сопел внешнего контура. В ней расположены двигатели с форсажными камерами и регулируемыми соплами, а так же агрегаты управления консолями стабилизатора и руля направления. Воздухозаборники боковые совкового типа с вертикальным управляемым клином торможения, регулирование которого осуществляется створками дополнительной подпитки двигателя связанными с системой закрылков. Входные части воздухозаборников отстоят от фюзеляжа образуя щели для слива пограничного слоя. Крыло состоит из центроплана, имеющего угол стреловидности по передней кромке 69 град., который представляет собой единое целое с фюзеляжем и двух поворотных консолей имеющих переменный угол стреловидности по передней кромке в диапазоне 16-69 град. Каждая консоль механизирована, трехсекционными предкрылками, трехсекционными закрылками с фиксированными дефлекторами и двухсекционными интерцепторами установленными по всему размаху консоли. Управление закрылками, предкрылками и интерцепторами осуществляется электрогидромеханическими винтовым приводами. Система синхронизации положения поворотных пилонов обеспечивает параллельность осей симметрии пилонов продольной оси самолета независимо от угла стреловидности крыла. Горизонтальное оперение выполнено в виде цельноповоротного дифференциально отклоняемого стабилизатора с прямой осью вращения и независимым приводом консолей имеющих угол стреловидности по передней кромке 55 град. Вертикальное оперение состоит из стреловидного киля с рулем направления имеющего угол стреловидности по передней кромке 55 град. и двух подфюзеляжных гребней. Шасси трехстоечное. Основные стойки одноколесные убираются в отсеки фюзеляжа, носовая двухколесная опора с управляемым носовым колесом на которой имеется кронштейн для крепления бугеля катапульты, убирается в нишу под кабиной экипажа. Все колеса снабжены пневматическими дисковыми тормозами и жидкостно-газовыми амортизаторами. В хвостовой части фюзеляжа смонтирован опускаемый тормозной гак с пневматическим демпфером.

Гидравлическая система состоит из двух автономных систем: основной и бустерной. Источниками питания, в которых служат насосы переменной производительности НП-70А, установленные на коробках приводов двигателя. Бустерная система обеспечивает питание одной камеры двухкамерных бустеров стабилизатора и интерцепторов и питание одного гидродвигателя привода крыла. Основная гидросистема обеспечивает питание второй камеры бустеров стабилизатора и интерцепторов, однокамерного бустера руля поворота, питание второго гидродвигателя привода крыла, выпуск и уборку закрылков, выпуск и уборку шасси, управление передней стойкой шасси и подтормаживание колес шасси при уборке, управление клиньями воздухозаборников и управление створками сопла внешнего контура, выпуск и уборку тормозных щитков. Дополнительным источником энергии являются шаровые гидроаккумуляторы, установленные по одному в каждой системе и обеспечивающие их работоспособность при больших кратковременных расходах рабочей жидкости. Воздушная система состоит из двух систем: основной и аварийной. Основная предназначена для открытия закрытия и герметизации кабины экипажа, торможения шасси, управления системой вентиляции отсеков оборудования, продува пушечного отсека, наддува топливных баков, вентиляции костюмов экипажа и обеспечения работы прижимных щитков крыла. Аварийная предназначена для аварийного выпуска шасси, аварийного торможения шасси и отключения механизма загрузки руля поворота. Силовая установка включает два ТРДФ Р-39 с системой реверса тягой по 4100 кгс на максимальном режиме и 7250 кгс на форсаже и автономной системой запуска от турбостартера ТС-11. Топливо размещено в трех интегральных фюзеляжных и шести крыльевых баках общей емкостью 4200 л. Под неподвижной частью центроплана возможна подвеска двух подвесных топливных баков емкостью 800 л. Заправка централизованная под давлением для всех баков через приемный узел заправки на левом борту. Допускается и открытая заправка через заливные горловины баков. Топливо во внутренних баках находится под избыточным давлением, обеспечиваемым системой дренажа и наддува. Система нейтрального газа служит для защиты топливных баков от взрыва и для поддержания в них избыточного давления на всех режимах полета путем наддува их газообразным азотом. На самолете используется система дозаправки топливом в полете включающую  штангу-топливоприемник и магистрали заправки топливных баков под давлением. Самолет может и сам использоваться в качестве самолета-заправщика, для этого узлах внешней подвески устанавливается агрегат УПАЗ-А "Сахалин", перекачивающий топливо из его баков через гибкий шланг в баки заправляемой машины. Электрооборудование включает установленные на двигателях стартер-генераторы, никель-кадмиевые аккумуляторные батареи, преобразователи тока и распределительную электросеть. Для подключения к бортовой сети самолета внешних источников электроэнергии имеются штепсельные разъемы питания постоянным и переменным током ШРАП-500К и ШРАП-400. Система противопожарной защиты включает в себя средства звуковой и световой сигнализации о пожаре насчитывающую пять ионизационных датчиков в двигательном отсеке и систему пожаротушения трехлитровый фреоновый огнетушитель УБШ-3 и коллектор-расширитель. Средства аварийного покидания самолета включают катапультные кресла КМ-1М укомплектованное автоматическим маяком-радиостанцией "Комар-2М", начинающим действовать сразу после срабатывания парашютной системы. Радиооборудование включает радиостанцию Р-832М, аварийную радиостанцию Р-855УМ и самолетное переговорное устройство СПУ-9. Радиотехническое оборудование включает радиолокационный запросчик-ответчик 020М, систему госопознавания СРО-2М "Хром", пассивную систему предупреждения и оповещения об облучении СПО-2 "Сирена-3М". Для постановки помех радарам противника имеется станция СПС-141"Сирень-И". На верхней поверхности фюзеляжа самолета устанавливаются блоки выброса пассивных помех БВП-50-60, снаряженные противорадиолокационными диполями и тепловыми ловушками для постановки помех головкам самонаведения ракет класса "воздух-воздух" и "земля-воздух". На самолете установлена аппаратура речевых сообщений РИ-65Б для оповещения летчика о критических ситуациях.  Навигационно-пилотажное оборудование включает систему "Полет-23" включающую систему автоматизированного управления САУ-23АМ, радиотехническую систему ближней и дальней навигации РСБН-6 "Ромб-1К", автоматический радиокомпас АРК-15М "Тобол", радиовысотомер РВ-21 "Импульс", курсовертикаль СКВ-2НМ, систему воздушных сигналов СВС-П-72, доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-7, навигационный вычислитель КН-23, малогабаритная инерциальная система МИС-П, самолетный ответчик СО-69, датчики воздушных сигналов ДВ-ЗОК и ДВС-10 и маркерный радиоприемник МРП-56П. Навигационно-прицельное оборудование включает обзорно-прицельную систему ОПСС-23М включающую многорежимную импульсно-допплеровскую радиолокационную станцию "Сапфир-23М", радиоприцел РП-23М, теплопеленгатор ТП-23М, оптический прицел АСП-23, лазерно-телевизионную прицельную систему "Кайра-23" и лазерный дальномер "Фон" которые могли быть дополненными подвесными контейнерами с аппаратурой радиокомандного управления "Дельта-НГ2" и "Фантасмагория". Для приборного наведения самолета на воздушные цели с наземного командного пункта используется бортовая аппаратура командной радиолинии управления "Лазурь".

Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной шестиствольной автоматической пушкой ГШ-6-23М калибра 23 мм, имеющей боекомплект 500 снарядов и размещенной на нижней поверхности носовой части фюзеляжа. Подвесное ракетно-бомбовое вооружение размещается под самолетом на балочных держателях и авиационных пусковых устройствах на 8 точках внешней подвески: четырех подфюзеляжных, двух под центропланом и двух под поворотными консолями крыла. Максимальная масса боевой нагрузки самолета составляет 5000 кг. Для решения задач подготовки и выбора видов оружия, управления пуском (сбросом) авиационных средств поражения и взрывателями на борту установлена система управления оружием. Бомбардировочное вооружение состоит из неуправляемых авиационных бомб ФАБ-500(ПШ), ФАБ-250(ПШ), ФАБ-100(ПШ), неуправляемых бетонобойных авиационных бомб БетАБ-250 и БетАБ-500, разовых бомбовых кассет РБК-500 и РБК-250, зажигательных баков ЗБ-500, контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2 и тактических ядерных авиационных бомб РН-40 мощностью 30 кТ. Управляемое бомбардировочное вооружение состоит из корректируемых авиабомб КАБ-500Л и КАБ-500К. Неуправляемое ракетное вооружение состоит из ракет типа С-8 и С-13. Стрелково-пушечное вооружение состоит подвижных пушечных установок СППУ-6. Управляемое  ракетное вооружение класса "воздух-воздух" состоит из ракет средней дальности Р-24Р или Р-24Т и ракет малой дальности Р-60М. Управляемое ракетное вооружение класса "воздух-поверхность" состоит из тактических управляемых ракет Х-25МА, Х-25МР и Х-25МЛ. С самолета применялась противокорабельная и противорадиолокационная ракета Х-58 на катапультной пусковой установкой АКУ-58-1 используемой в комплексе с подвесным контейнером содержащим аппаратуру управления «Фантасмагопия».

Данный самолет мог использоваться в качестве корабельного самолета радиоэлектронного противодействия и корабельного самолета разведчика для чего использовались подвесные контейнеры со специальным оборудованием.

Противолодочный корабельный самолет Р-42

Противолодочный самолет представляет собой двухдвигательный моноплан с высокорасположенным трапециевидным крылом и убирающимся в фюзеляж трехстоечным шасси. Цельнометаллический фюзеляж типа полумонокок, небольшого удлинения, имеет в поперечном сечении форму квадрата со скругленными углами. В его носовой части располагается кабина экипажа, состоящего из четырех человек. Впереди напротив друг друга находятся рабочие места пилотов, за ними операторов бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, оборудованные катапультируемыми креслами КМ-1М укомплектованными автоматическими маяками-радиостанциями "Комар-2М". За кабиной экипажа находятся отсеки вооружения, а в хвостовой части отсеки радиоэлектронного оборудования и самолетных систем, вертикальные пусковые установки для запуска 50 активных и пассивных радиогидроакустических буев, а так же смонтирована выдвигающаяся штанга магнитометра. Крыло трапециевидное со стреловидностью по передней кромке 15 град. Механизация крыла включает трехсекционные предкрылки трехсекционные закрылки и интерцепторы, расположенные по всему размаху крыла. Хвостовое оперение состоит из киля с рулем направления и стабилизатора с рулями высоты. Для обеспечения возможности размещения самолета в ангаре авианосца крыло и киль самолета складываются с помощью гидравлических приводов. Двигатели силовой установки ТРДД Д-36 развивающие тягу 4200 кгс размещены на пилонах под крылом самолета. Емкость топливных баков которые размещены в центральной части крыла составляет 7200 л, кроме того на двух пилонах под крылом могут быть размещены два подвесных топливных бака емкостью 800 л. Имеется система дозаправки топливом в воздухе. Радиооборудование включает радиостанцию Р-832М, аварийную радиостанцию Р-855УМ и самолетное переговорное устройство СПУ-9. Радиотехническое оборудование включает радиолокационный запросчик-ответчик 020М, систему госопознавания СРО-2М "Хром", пассивную систему предупреждения и оповещения об облучении СПО-2 "Сирена-3М". Для постановки помех радарам противника имеется станция СПС-141"Сирень-И". На боковой поверхности фюзеляжа самолета устанавливаются блоки выброса пассивных помех БВП-50-60, снаряженные противорадиолокационными диполями и тепловыми ловушками для постановки помех головкам самонаведения ракет класса "воздух-воздух" и "земля-воздух". На самолете установлена аппаратура речевых сообщений РИ-65 для оповещения летчика о критических ситуациях. Радионавигационное оборудование включает автоматический радиокомпас АРК-15М "Тобол", радиовысотомер РВ-21 "Импульс", курсовертикаль СКВ-2НМ, систему воздушных сигналов СВС-П-72, доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-7, навигационный вычислитель КН-42 и самолетный ответчик СО-69. Навигационно-прицельное оборудование включает радиогидроакустическую систему поиска и обнаружения подводных лодок в подводном положении ППС-12 "Баку" в состав которой входит радиолокационная станция "Инициатива-2Б", самолетное приемное радиоустройство СПАРУ-55 "Памир", автоматический навигационный прибор АНП-1В и авиационный поисковый магнитометр АПМ-60Е "Орша". Для прицельного сбрасывания бомб, торпед, буев и спасательных средств предназначены ночной коллиматорный прицел НКПБ-7 и прицельно-вычислительное устройство ПВУ-С1 "Сирень-2М". Основной источник получения информации о подводной обстановке пассивные ненаправленные буи РГБ-Н "Ива", РГБ-НМ "Чинара" и РГБ-НМ-1 "Жетон". В качестве средств поражения использовались противолодочные авиабомбы ПЛАБ-100, ПЛАБ-50, ПЛАБ-250-120, ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-25-12Д, ОМАБ-25-8Н, авиационные противолодочные торпеды АТ-1 и МПТ-1, морские мины и морские спасательные контейнеры КАС.

На основе этого самолета были разработаны: корабельный самолет дальнего радиолокационного обнаружения, оснащенный многофункциональной трехкоординатной помехозащищенной радиолокационной станцией дальнего обнаружения воздушных и надводных целей на фоне сложной подстилающей поверхности, пассивную систему обнаружения источников электромагнитного излучения и подсистемы опознавания государственной принадлежности воздушных объектов и управления воздушным движением, корабельный самолет-заправщик с дополнительным топливным баком емкостью 6800 л и корабельный транспортный самолет для материально-технического обеспечения авианосцев и десантных операций оборудованный грузовой кабиной с откидной аппарелью.

Помимо этого в состав авиакрыла входили противолодочные и поисково-спасательные варианты вертолета Ка-25. В случае необходимости предусматривалась возможность размещения на борту его десантных вариантов.

Mrakoziabra
Подписаться
Уведомить о
guest

43 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account