Альтернативный линейный крейсер «Дмитрий Донской». Россия
В след за работой Артура Праэтора, представляю вам линкор «Дмитрий Донской» сделанный другим нашим коллегой Громобоем. Материал давний, так что думаю многим он неизвестен.
Представляю очередное своё творение для Российского Императорского Флота МЦМ-7. Интересный корабль, по идеологии напоминающий германские «карманные линкоры». Правда, для достижения большой дальности плавания используются не дизели, а электродвигатели для экономичного хода. Выложу его предысторию из справочника по флоту.
«Дмитрий Донской» СПб, Адмиралтейский завод 15.06.1910 – 18.12.1911 – 28.01.1914
«Александр Невский» СПб, Балтийский завод 15.06.1910 – 29.12.1911 – 21.04.1914
Водоизмещение нормальное 18 266 тонн, полное 19 990 тонн. Главные размерения 189×25 ×7.5/8.2 (м).
4 ПТА с. Парсонса мощностью до 60 000 л.с. без секций заднего хода, 8 угольных адмиралтейских котлов, 8 нефтяных адмиралтейских котлов, 8 универсальных адмиралтейских котлов.
Экономический ход 14 узлов на электромоторах 4×1990 л.с., электроэнергия для экономического хода вырабатывалась 8 турбогенераторами по 850 кВт, 1000 тонн нефти, 2700 тонн угля. Дальность плавания 13 600 миль 14-узловым ходом.
Скорость 27.5 узлов, при форсировании до 29 узлов.
Бронирование: главный пояс 152 мм, в оконечностях 51 мм, противоторпедная переборка 38 мм. Бронирование башен главного калибра: лоб – 152 мм, борт – 75 мм, задняя плита – 125 мм, крыша 51 мм. Башни противоминного калибра защищены 25.4-мм броней, скос 51 мм, верхняя палуба 12.7 мм, нижняя палуба 38.1 мм. Носовая боевая рубка 152 мм, кормовая боевая рубка 51 мм.
Вооружение: 2×3 305/52 обр.1907 года (105 снарядов на ствол), 6×2 120/50 обр.1908 года (250 снарядов на ствол), 4×1 75/50 Кане зен.(250 снарядов на ствол), 2×1 37/30 зен. авт. Максима, 3×2 палубных поворотных 456-мм ТА. Радиотелеграф: 15 кВт Мор.Вед. обр.1913 года (1200 миль) и вспомогательная станция 0.2 кВт Мор.Вед. обр.1911 года (50 миль). Экипаж 853 человека.
Появление идеи о создании этих уникальных кораблей относится к 1907 году. Тогда специалисты МГШ посчитали, что уже в скором будущем ТОФ утратит возможность проведения наступательных операций при помощи своих тяжелых кораблей. Также ликвидировалась в ближайшее время возможность воздействия тяжелых кораблей по вражеским торговым путям ввиду устаревания броненосных крейсеров-рейдеров и невозможности для них уйти от современного дредноута, что обрекало их на бессмысленную гибель. Выходом в этой ситуации представлялась «реинкарнация ВОК» на новом технологическом уровне. МГШ приступил к выработке ТТЗ на проектирование «Броненосного крейсера для Дальнего Востока». МГШ довольно формально отнесся к работе, предложив вернуться к своим старым наработкам по броненосному крейсеру, что вызвало в свою очередь недовольство командования ТОФ, считавшего, что такой тип корабля не подходит для складывающихся на Тихом океане условий, прежде всего ввиду сравнительно небольшой дальности плавания. 14 октября 1908 года Чухнин отдал приказание Матусевичу подготовить свои предложения по выработке ТТЗ на проектирование крейсера. В итоге к 10 декабря командование ТОФ предложило свое видение проблемы. Так как ближайшие 7–8 лет постройка дредноутов для ТОФ не предвиделась, то штаб ТОФ обоснованно считал, что в случае возникновения боевых действий главной наступательной задачей флота становилось проведение активных минных постановок у вражеского побережья, уничтожение каботажа и нарушение океанских коммуникаций.
Ввиду этого тихоокеанцы считали, что им необходим сравнительно небольшой крейсер-дредноут, имеющий возможность уйти от более мощного противника и способный уничтожить любой крейсер, а также имеющий хорошую дальность плавания не менее 9000–10 000 миль. 25 декабря 1908 года состоялось совещание, в ходе которого Чухнин поддержал позицию командования Тихоокеанского флота и МГШ было поручено уточнить тактико-техническое задание. Две недели спустя морской министр утвердил тактико-техническое задание на проектирование крейсера. В середине 1909 года вопрос строительства 2-х кораблей был согласован с минфином. 1 февраля 1910 года регент утвердил журнал заседаний СГО, написав: «Строительство крейсеров для Дальнего Востока утвердить».
Проект броненосного крейсера-рейдера был разработан в течение 1909 года специалистами Балтийского завода. Стоит отметить, что с момента начала проектирования крейсера, специалистами завода был проведен ряд опытов с целью подтверждения возможности создания комбинированной ГЭУ, в частности для опытов был использован крейсер «Диана».
Весной 1910 года было принято решение заложить корабли на стапелях Балтийского и Адмиралтейского заводов сразу же после спуска на воду двух линейных кораблей типа «Цусима».
ГУК приступил к заключению договоров с подрядчиками. В начале июня были установлены первые секции на эллингах. Официальная церемония была проведена 15 июня 1910 года. Крейсера спущены на воду в декабре 1911 года. «Дмитрий Донской» вступил в строй в январе 1914 года, вышел на Дальний Восток 28 апреля 1914 года. «Александр Невский» вступил в строй в апреле 1914 года, и к началу мая проходил курс боевой подготовки.