Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Если завтра война… Часть 2
Часть 1
Повторение пройденного
С началом поступления опытной партии машин в войска из 20 танковой дивизии посыпался поток рекламаций. Но если с Т-30Т, Т-32АМ и САУ все было понятно: дефекты изготовления – старая история с отработанной методикой исправлений, то ситуация с танками Т-30М была гораздо серьезнее. Из-за ошибок конструкторов высота рабочего места командира оказалась недостаточной: на стадии испытаний это не обнаружилось по причине маленького роста испытателей. Военные требовали вернуть размещение экипажа по типу размещения в башне танка Т-28 с установкой командирской башенки на новое место. Устройство самой башенки было оценено положительно (равно и размещение как на Т-32АМ, так и на САУ).
КБ завода № 174, с получением КД и ТД предложило свой, измененный вариант размещения экипажа в башне: по требованиям военных было восстановлено размещение экипажа в башне как у Т-28. Завод в инициативном порядке выпустил проект, который был представлен руководству ГАБТУ РККА. Помимо нового размещения места командира в башне ворошиловцев была изменена кормовая ниша, рассчитанная на большее количество снарядов. Новый начальник ГАБТУ Яков Федоренко рассмотрел чертежи и утвердил изготовление танка Т-30М с башней завода №174 как базовый вариант танка Т-30М. Завод №174 за две недели выпустил комплект КД для ХПЗ и завода им. Кирова.
Рис. 38 Легкий танк Т-30М с измененной башней завода № 174
Руководство завода им. Кирова враждебно восприняло проект завода № 174, так как их проект полностью соответствовал требованиям ТЗ. В свою очередь Котин доработал конструкцию башенки, увеличив ее высоту на 15 см. Общими усилиями Котин и Зальцман смогли протолкнуть через ГАБТУ свой вариант башни для изготовления на заводе № 185.
Рис. 39 Легкий танк Т-30М с измененной башней завода № 185
Проекты модернизации машин специального назначения
Модернизация линейных танков подтолкнула к необходимости модернизации машин спецназначения. Модернизация плавающих танков была поручена КБ завода им. Молотова под руководством Николая Астрова. В апреле 1940 года плавающие танки вслед за линейными получили дизельные двигатели, торсионную подвеску, новые люки и трехместную башню с командирской башенкой по типу башни большой модернизации танка Т-30. Трансмиссию и КПП было решено оставить прежнюю. Проект был представлен руководству АБТУ в июне 1940 года и был одобрен к изготовлению.
Рис. 40 Проект модернизации плавающего танка ПТ-32-76
Модернизация бронетехники для ВДВ была связана со своей спецификой: в ходе действий по деблокированию группировки в районе дер. Леметти операция чуть не сорвалась из-за проблем со связью. Десантники требовали установки мощных радиостанций на каждую боевую машину. Однако это было невозможно как по экономическим, так и по техническим причинам: не было никакой возможности «запихнуть» мощную рацию в малый объем десантной машины.
В качестве компромисса командованию ВДВ были предложены командно-штабная машина с мощной радиостанцией, выполненная на базе ДТР-30, и радиофикация парка десантных машин.
Также была проведена модернизация базовых машин: танка, САУ и транспортера. Помимо переноса системы охлаждения были произведены уже ставшие стандартными замены двигателя (на ДМТ-2-1), подвески и люков. Танку и САУ были установлены кормовые ниши с радиостанциями.
Рис. 41 Проект модернизации ДТ-30-45
Рис. 42 Проект модернизации ДСУ-30-76
Рис. 43 Проект модернизации ДТР-30
Рис. 44 Проект командно-штабной машины на базе ДТР-30
Проекты модернизированных машин и КШМ в середине июня 1940 года были представлены на рассмотрение научно-технической комиссии ВДВ ВВС РККА, где было одобрено изготовление опытных образцов.
Изготовление опытных образцов машин специального назначения
Крокодилы
Изготовление опытной серии модернизированных плавающих танков было также начато в июне 1940 года на горьковском автозаводе. Зная о проблемах с ДМТ-5, Астров пошел на нарушение ТЗ и санкционировал изготовление опытных машин с бензиновыми двигателями и опытными пушками Ф-34 завода №92. В отличие от десантных машин производство шло споро, и в конце июля 1940 года машины начали испытания возкой, плаванием и стрельбой. Испытатели отметили улучшение условий работы башнеров и улучшение обзора. Недостатком сочли неудобство работы командира танка. Для удобства работы командира было решено использовать башню, изготовленную по типу башни завода №174.
Рис. 45 Плавающий танк ПТ-32-76М
Так как основные изменения коснулись башни, то испытания проходили довольно быстро и в сентябре 1940 года плавающие танки были рекомендованы в производство. Новый танк получил обозначение ПТ-32-76М. В октябре 1940 года было начато серийное производство танков ПТ-32-76М.
Саранча
Так как производство десантных машин было решено развернуть на заводе им. Молотова, то руководство Кировского завода в конце июня 1940 года передало горьковчанам комплект КД.
Модернизацией машин занялось молодое КБ под руководством Николая Астрова. Изменения в конструкции коснулись перемещения системы охлаждения корпуса. Изготовление корпусов и башен производилось в кооперации с Выксунским заводом ДРО. Так же как и в случае линейных танков, основной проблемой стал двигатель: дизель ДМТ-2-1 как поставленный заводом №185, так и собственного изготовления отличался низким качеством сборки и общей недоведенностью. Как и в случае линейных машин было принято решение об установке бензиновых двигателей МТ-2-1 с устройством Воронина.
В сентябре 1940 года образцы модернизированных машин и КШМ прибыли на Гороховецкий полигон для испытаний. Так как радиостанции получены в срок не были, то испытания проводились возкой и стрельбой: машины по проходимости показали себя на уровне базовых машин. Уровень продольных колебаний корпуса стал выше, но в пределах нормы. В октябре 1940 года были поставлены радиостанции и испытания были успешно продолжены. В конце ноября 1940 года испытания были закончены, был составлен акт, рекомендовавший принятие машин на вооружение. После получения акта в ВДВ ВВС РККА танкам, САУ транспортеру и КШМ были присвоены индексы ДТ-30-45М, ДСУ-30-76М, ДТР-30М и ДТР-30КШ соответственно. Новая техника была запущена в серийное производство и стала поступать на вооружение танковых батальонов (ДТ-30-45М), артиллерийских дивизионов (ДСУ-30-76М), моторизованных батальонов (ДТР-30М) и штабов (ДТР-30КШ) формируемых воздушно-десантных корпусов.
Перспективные проекты:
Стреляющие в зенит
Помимо линейных и плавающих танков ГАБТУ РККА озаботилось созданием машин для защиты бронетанковых соединений от авиации противника: зенитных танков. В августе 1940 г. завод № 185 получил ТЗ на разработку вращающейся башни с 37-мм зенитным автоматом для танков Т-30М со сроком исполнения заказа в I квартале 1941 г. Но осенью 1940 г. наши специалисты познакомились с "немецким разведывательным бронеавтомобилем наземно-зенитной стрельбы" SdKfz 222. Особое внимание в бронеавтомобиле вызвала конструкция открытой сверху башни. После этого исполнение проекта зенитных танков на Т-30М было сдвинуто на конец I квартала 1941 г. В феврале 1941 года башня была готова, а начале марта 1941 года был получен ствол 37-мм зенитного автомата. Испытания возкой и стрельбой проводились с апреля по июнь 1941 года на гороховецком полигоне и закончились принятием зенитного танка на вооружение под обозначением Т-30М-37. Производство данного танка было решено развернуть в июле 1941 года на заводе им. Дзержинского с привлечением Выксунского завода дробильно-размольного оборудования и завода им. Калинина.
Рис. 46 Легкий танк Т-30М-37
Длинная рука
В мае 1941 г. замнаркома обороны Г. Кулик, обеспокоенный полученными разведданными о разработке немцами новых толстобронных танков, потребовал от разработчиков артиллерийских систем спроектировать пушки с повышенной бронепробиваемостью. (1) КБ завода №92 в короткие сроки разработал на базе пушки Ф-34 танковый вариант 57-мм пушки ЗиС-2 – ЗиС-4. В кооперации с заводом №92 КБ завода им. Кирова спроектировал танк-истребитель Т-30М-57, вооруженный мощной 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-4 в башне. Эти танки предполагалось использовать для борьбы с немецкими тяжелыми танками с броней 60-80 мм. Но до начала войны указанные танки освоены в серии не были – их планировалось запустить в производство в августе 1941 года.
Рис. 47 Легкий танк Т-30М-57
Змей Горыныч
В 1941 году конструктором Аристовым был разработан автоматический пороховой поршневой огнемёт АТО-41, дальность метания огнесмеси которым увеличилась более чем в 2 раза. В марте 1941 года ГАБТУ РККА выдает задание на замену в экранированных танках Т-30ХЭ огнеметов с пневматических на пороховые. Проведение модернизации планировалось проводить силами ремонтных батальонов танковых дивизий.
Рис. 48 Легкий танк Т-30ХМ
Зеленый фургон
Николай Астров был неудовлетворен ролью модернизатора чужих машин и при полной поддержке директора завода И.К. Лоскутова поставил задачу своему КБ на инициативную разработку: изготовление БТР на базе удлиненного шасси ДТР-30М. Помня постоянные неудачи коллег-кировчан с продвижением своих проектов БТР, заводом им. Молотова руководству ГАБТУ БТР был предложен как проект командно-штабной машины. Поскольку состоялся запуск в серию командно-штабных машин для ВДВ, то такое действие вызвало в руководстве танковых войск законное чувство зависти и желание заиметь подобную игрушку у себя.
- Проект КШМ был представлен руководству ГАБТУ в феврале 1941 года. Особенностью проекта было возвращение к стандартный трансмиссии, кпп и гусеничной цепи нового танка Т-30М, что облегчало унификацию с линейными машинами механизированных соединений. Проект был оценен положительно, и был рекомендован для постройки опытной машины. В конца мая 1941 года опытный экземпляр КШМ был доставлен на Гороховецкий полигон для прохождения испытаний. Испытания машины конструктивно схожей с ДТР-30КШ проходил быстро и в середине июня 1941 года они были завершены. Актом приемки рекомендовалось принять машину на вооружение бронетанковых войск РККА.
Рис. 49 Проект командно-штабной машины на базе ДТР-30КШ
Фигурное литье
- Помимо вариантов модернизации АБТУ РККА было разработано ТЗ на изготовление литого корпуса танка Т-30 с толщиной стенок 60-65 мм. Выгоды использования литых деталей были очевидны – экономия брони, монолитность отливки и малый уровень механообработки, разгрузка дефицитного кузнечно-прессового и сварочного оборудования.
- Но литые детали имели и ряд серьезных недостатков – возможность наличия скрытых дефектов в отливке, неравномерность ее по толщине, дендритная структура, приводящая к меньшей прочности отливки по сравнению с прокатом при равной толщине. Но преимущества перевесили.
- В августе 1940 г. специальное техническое бюро (СТБ) под руководством Рудакова разработало конструкцию литого корпуса и башни, а в октябре-ноябре 1940 г. Ижорский и Мариупольский заводы отлили шесть башен и один корпус Т-30М. С 25 января по 5 февраля 1941 года башни были испытаны обстрелом и осмотрены специальной комиссией. По результатам испытаний нарком тяжелого машиностроения А. Ефремов доложил К. Ворошилову, что к изготовлению литых башен для Т-30М можно было приступать немедленно. (1)
Рис. 50 Пробная отливка корпуса танка Т-30М, 1941 г.
- Однако по целому ряду причин изготовление литых башен танка Т-30М началось только в начале марта 1941 г., а литые детали корпуса танк получил только в апреле 1941 года. Тем не менее, уже с апреля 1941 года завод № 183 перешел на изготовление Т-30М с литыми башнями, а в начале июня 1941 года – выпустил прбную партию машин с литыми корпусами и башнями.
Военное строительство
- Помимо производства модернизированных танков повышение обороноспособности страны шло и по оптимизации организационно-штатных структур. Так еще 27 июля 1939 г. на основании свежего опыта действий 82-й СД комиссия под председательством заместителя наркома обороны Г.И. Кулика приняла решение к 1 ноября отказаться от системы дивизий тройного развертывания, называемых иногда «тройчатками» (2), заменив системой одинарного развертывания.
- Вторым важным шагом стало формирование в апреле 1940 года по итогам совещания обобщения опыта Финской войны расформирование механизированных корпусов и создание на базе танковых бригад танковых дивизий с моторизованными пехотой, артиллерией, саперами и вспомогательными подразделениями. Данные дивизии должны были оснащаться танками на базе Т-30/Т-30М и Т-28/Т-28Э. Также было решено создавать моторизированные стрелковые дивизии из расчета 1 мотострелковая дивизия на 2 танковые. Подвижные соединения, расположенные в приграничных округах, было решено комплектовать по штатам военного времени.
- Так как вопрос с автотранспортом был достаточно критичным, то руководством РККА было решено признать курс на сокращение кавалерийских частей ошибочным. В 1940 году предписывалось увеличить численность кавалерийских соединений до уровня 1938 года – планировалось восстановить управления 2 кавкорпусов и 7 кавдивизий, доведя общее число кавалерийских соединений до 7 кавалерийских корпусов и 32 кавалерийских дивизий. В первом полугодии 1941 года планировалось развернуть еще 4 кавалерийских корпуса.
Комиссия под руководством маршала Кулика приняла решение создавать соединения нового для РККА типа – конно-механизированные группы. Данные соединения представляли собой аналог танковых дивизий образца 1940 года, за исключением использования вместо новых танков — танков старых типов серий БТ-5Э, БТ-7Э и БТ-7АЭ (в первую очередь) и Т-26 (во вторую очередь), замены мотопехоты и артполка на механической тяге конницей и артполком с гаубицами старых типов на конной тяге.
- Рис. 51Легкий танк БТ-7Э
- Оставшиеся танковые бригады на Т-26 было решено передать в армейское подчинение и использовать для усиления стрелковых корпусов на направлении главного удара.
- танки и САУ старых типов (18638 шт.):
- Т-27 — 3295 шт.;
- Т-37/38 — 3780 шт.;
- Т-26 — 6341 шт.;
- СУ-5-2 — 28 шт.;
- БТ-2 — 580 шт.;
- БТ-5/БТ-5АЭ — 1884 шт.;
- БТ-7/БТ-7АЭ — 2269 шт.;
- БТ-7А/БТ-7АЭ — 154 шт.;
- Т-28/Т-28Э — 263 шт.;
- Т-35 – 44 шт.;
- танки, САУ и БТР новых типов (14683 шт.):
- Т-20 «Комсомолец» — 7780 шт.;
- Т-30Х/Т-30ХЭ — 272 шт.;
- Т-30/Т-30Э — 4083 шт.;
- СУ-30-122/СУ-30-122Э — 872 шт.;
- Т-32А/Т-32АЭ — 817 шт.;
- СУ-32-152Э — 112 шт.;
- ПТ-32-76/ПТ-32-76М — 246 шт.;
- ДТ-30-45/ДТ-30-45М — 178 шт.;
- ДСУ-30/ДСУ-30М -76 — 45 шт.;
- ДТР-30/ДТР-30м — 178 шт.;
- ДТР-30КШ — 100 шт.;
- — танки и САУ новых типов, модернизированные (3224 шт.):
- Т-30ХМ — 130 шт.;
- Т-30М — 1952 шт.;
- Т-32АМ- 390 шт.;
- СУ-30-122М- 417 шт.;
- СУ-32-152М — 208 шт.;
- Т-30Т — 127 шт..
Всего до 1 июня 1941 года промышленность дала РККА 36545 единиц бронетехники:
Таблица 7
ТТХ специальных танков и САУ
| ПТ-32-76 | ДТР-30КШ | ДТ-30-45 | ДСУ-30-76 | ДТР-30 |
Год выпуска | 1939 | ||||
Боевая масса, т | 11,5 | 4,5 | 4,6 | 4,8 | 4,2 |
Экипаж, чел. | 4 | 1+4 | 3 | 3 | 1+6 |
Габаритные размеры, мм | |||||
Общая длина | 6800 | 4200 | 4200 | 4200 | 4200 |
Длина корпуса | 6470 | 4200 | 4200 | 4200 | 4200 |
Ширина | 2800 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 |
Высота | 2660 | 1900 | 1900 | 1900 | 1400 |
Клиренс | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 |
Вооружение | |||||
Пушки, мм | 1 × 76 КТ | — | 1 × 45 20К | 1 × 76 КТ | — |
Пулеметы, мм | 3 × 7,62 ДТ | — | 1 × 7,62 ДТ | 1 × 7,62 ДТ | — |
Бронирование, мм | |||||
Лоб корпуса | 13 | 10-13 | 10-13 | 10-13 | 10-13 |
Борт корпуса | 10+5 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лоб башни/рубки | 13 | 10 | 10 | 10 | — |
Борт башни/рубки | 13 | 10 | 10 | 10 | — |
Силовая установка | |||||
Тип двигателя | МТ-5-1 | МТ-2-1 | |||
Мощность | 320 л.с. | 160 л.с. | |||
Мак. скорость км/ч* | 55/7 | 58 | 56 | 55 | 60 |
Запас хода по шоссе, км* | 220-290* | 230-290* | 220-290* | 220-290* | 230-290* |
— с устройством Воронина
- Таблица 8
- ТТХ вновь разработанных танков, БТР и тягачей
Т-30М-57 | Т-30ХМ | Т-30М-37 | Т-30М-76 литой | Проект КШМ | |
Год выпуска | 1940 | 1941 | |||
Боевая масса, т | 18,7 | 18,8 | 17,8 | 20,6 | 8,2 |
Экипаж, чел. | 5 | 5 | 5 | 5 | 2 |
Габаритные размеры, мм | |||||
Общая длина | 7300 | 6400 | 5920 | 6400 | 5170 |
Длина корпуса | 5520 | 5520 | 5520 | 5520 | 5170 |
Ширина | 2800 | 2800 | 2800 | 2800 | 2800 |
Высота | 2500 | 2500 | 2240 | 2500 | 1900 |
Клиренс | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 |
Вооружение | |||||
Пушки, мм | 1 × 57 ЗиС-4 | 1 × 76 Ф-34 | 1 × 37 61-К | 1 × 76 Ф-34 | — |
Пулеметы, мм | 2 × 7,62 ДТ | 2 × 7,62 ДТ, Огнемет АТО-41 | 2 × 7,62 ДТ | 2 × 7,62 ДТ | 1 × 7,62 ДТ |
Бронирование, мм | |||||
Лоб корпуса | 50 | 50 | 50 | 65 | 15 |
Борт корпуса | 45 | 45 | 45 | 60 | 15 |
Лоб башни/рубки | 50 | 50 | 50 | 65 | 15 |
Борт башни/рубки | 45 | 45 | 45 | 60 | 15 |
Силовая установка | |||||
Тип двигателя | МТ-5-1 / ДМТ-5 | МТ-2-1 / ДМТ-2 | |||
Мощность | 320 л.с. / 350 л.с. | 160 л.с. | |||
Мак. скорость км/ч | 52 | 52 | 52 | 48 | 55 |
Запас хода по шоссе, км | 220-280*/310 | 220-280*/310 | 220-280*/310 | 210-265*/290 | 240-300*/340 |
1. Свирин М.Н. Броневой щит Сталина. История советского танка (1937-1943)
2. Исаев А. В. Антисуворов. Большая ложь маленького человечка