Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Если завтра война… Часть 1

6

 

Проекты модернизации линейных машин

Сентябрьский Освободительный Поход в Западные Белоруссию, Украину и Виленский край Литовской республики привел к весьма серьезным последствиям в системе бронетанкового вооружения РККА.

Случилось так, что еще осенью 1939 г. в Польше были обнаружены и тайно вывезены два поврежденных немецких танка, которые подверглись в течение года внимательному изучению на НИБТполигоне. Легкий танк PzKpfw II был почти комплектным, но не вызвал никаких особых эмоций. Отмечались удачное бронирование из 15-20-мм листов цементованной брони, удачная конструкция двигателя, КПП и системы охлаждения, но в целом оценка танка была сдержанной.

Совершенно иное впечатление при ближайшем рассмотрении вызвал PzKpfw III, именовавшийся в документах АБТУ как «средний 20-тонный танк "Даймлер-Бенц"». При массе около 20 т. он был защищен 32-мм цементованной броней, имел компактный бензиновый двигатель мощностью 320 л.с. с удачной системой питания и охлаждения, прекрасные приборы наблюдения и главное – командирскую наблюдательную башенку на крыше башни. Видимо, восстановить указанный танк до ходового состояния не удалось, так как уже весной 1940 г. бронелисты его корпуса подвергались испытаниям обстрелом из пушек и ПТР (1).

Если с вооружением советского танка вопросов не было: обстрел PzKpfw III из 76-мм пушек Ф-32 танка Т-30 показал пробитие бронебойным снарядом БР-350А уже на дальности в 1200 м (в свою очередь немецкий танк мог поражать лоб Т-30 с 600м, а Т-30Э – только с расстояния менее 150 м), то бронезащита неэкранированных танков Т-30, система наблюдения и распределения ролей членов экипажа требовали серьезного пересмотра.

В конце марта 1940 года руководством АБТУ были в основном сформулированы требования по дополнению и изменению конструкций новых танков и тактико-технических требований к ним, а 2 апреля 1940 г. маршал С. Тимошенко обратился к Председателю КО при СНК СССР К. Ворошилову со следующим письмом:

«Опыт действий Танковых и Механизированных Войск показал, что вопросы управления танковыми подразделениями крайне затруднены.

Результаты длительных пробегов и испытаний танков, а также изучение передовых образцов иностранной танковой техники показывают, что в Тактико-Технические требования по нашим танкам необходимо внести соответствующие дополнения.

Танковому командиру, начиная от отдельного танка и выше, необходимо дать возможность полного и постоянного наблюдения за полем боя, за обстановкой и за подчиненными ему танками, освободив его окончательно от обязанности артиллериста или заряжающего.

В наст. время смотровые приборы и средства обозрения для командира ограниченны и вызывают крайнюю необходимость увеличения круговой видимости и обзорности для каждого отдельного танка.

Одновременно необходимо значительно понизить усилия на приводах управления танком при вождении.

В целях повышения боевых качеств танков… необходимо внести следующие дополнения в ТТТ.

1) Установить на башнях танков специальные командирские смотровые башенки с круговым обзором.

2) Пересмотреть численный состав экипажей танков Т-30 и Т-30Х.

3) Для внешней связи потребовать установки р/с КРСТБ меньш. по габаритам, чем 71-ТК и проще в настройке.

4) Для внутренней связи потребовать применение ларингофонов взамен громоздких микрофонов.

5) Смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста заменить на более совершенные. Водителю, кроме того, установить оптический смотровой прибор.

6) Потребовать гарантийный срок работы танка не менее 600 часов до К. Р.

7) Подвеску танков и САУ: Т-30, Т-32А, СУ-30-122 и СУ-32-152 переделать на индивидуальную торсионную.

8) Разработать и подготовить к серийному выпуску планетарную трансмиссию для танков и САУ Т-30, Т-32А, СУ-30-122 и СУ-32-152 и КВ. Это позволит увеличить среднюю скорость танков и облегчить управление.

Представляю проект постановления КО.

Прошу утвердить.

Маршал Советского Союза С Тимошенко» (1)

 

В конце марта 1940 года в ГАБТУ РККА для завода №185 было составлено ТЗ на модернизацию танков и САУ. При модернизации танков и САУ Т-30, Т-32А, СУ-30-122 и СУ-32-152 от танкостроителей требовалось:

  •  увеличить бронирование корпуса и башен до 45-50 мм;
  • увеличить количество членов экипажа в башне до 3-х человек (для Т-30);
  • установить на крыше башни/рубки командирскую башенку с количеством приборов наблюдения не менее 5;
  • заменить силовую установку на дизель ДМТ-5 мощностью 360 л.с.;
  • сохранить максимальную унификацию танков и САУ;
  • сохранить подвижность на уровне Т-30 образца 1937 года;

По результатам опросов танкистов в ходе совещания по итогам финской войны были введены следующие требования:

  • увеличить общее количество приборов наблюдения механику-водителю до 4;
  • увеличить общее количество приборов наблюдения стрелку-радисту до 4; 
  • увеличить пропускную способность вентиляторов;
  • изменить конструкцию эвакуационных люков корпуса танка (в ходе эксплуатации и боевого применения танка Т-30 было замечено, что люк полностью можно было открыть при повороте башни на 30 град.).

Поскольку все силы КБ завода №185 (недавно назначенный главный конструктор завода Котин, его заместитель Гинзбург, Цейц и др.) были заняты разработкой тяжелого танка КВ со 107-мм пушкой и 75-100 мм бронированием, то Жозеф Котин предложил устроить внутризаводской конкурс вариантов модернизации танка Т-30, как базового танка для танкового и артсамоходного парка РККА. На основе выбранного варианта было решено проводить работы по модернизации остальных образцов бронетехники.

На конкурс вариантов модернизации были представлены проекты бригад Крученых и Шашмурина каждый из которых предложил свою концепцию модернизации: малой и большой.

Проект №1 малой модернизации танка Т-30, порученный бригаде Крученых, имел следующие отличия от базовой модели:

  • увеличение бронирования: 
    • лба корпуса до  50 мм;
    • борта корпуса до 45 мм;
    • лба башни до  50 мм;
    • борта башни до  45 мм;
  • установка на погон большего диаметра новой штамповано-сварной цилиндрической башни по типу башни первоначального варианта Т-32;
  • установка эвакуационных люков новой формы;
  • установка командирской башенки на башне.

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Если завтра война… Часть 1

Рис. 28 Проект №1 малой модернизации легкого танка Т-30

Проект №2 малой модернизации танка Т-30, отличался от проекта №1 установкой новой штамповано-сварной башни конической формы повышенной снарядостойкости.

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Если завтра война… Часть 1

Рис. 29 Проект №2 малой модернизации легкого танка Т-30

Проект №1 большой модернизации танка Т-30, порученный бригаде Шашмурина помимо изменений, внесенных в проект малой модернизации имел следующие отличия от немодернизированного:

  • увеличение бронирования: 
    • лба корпуса до 50 мм;
    • борта корпуса до 45 мм;
    • лба башни до  50 мм;
    • борта башни до 45 мм;
  • введение торсионной подвески проекта завода №174;
  • установка дизельного двигателя ДМТ-5 мощностью в 360 л.с., разработки завода №185;
  • установка на погон большего диаметра новой штамповано-сварной конической башни;
  • установка демультипликатора, увеличивающего количество передач;
  • установка дополнительных приборов наблюдения для мехвода и стрелка-радиста;
  • эвакуационные люки новой формы, позволяющие механику-водителю и стрелку-радисту покидать машину вне зависимости от угла поворота башни.

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Если завтра война… Часть 1

Рис. 30 Проект №1 большой модернизации легкого танка Т-30

Проект №2 большой модернизации танка Т-30 отличался от проекта №1:

  • упрощенная лобовая часть корпуса, выполненная из одной детали;
  • разработана новая пятискоростная КПП, рассчитанная на массу танка до 25 тонн и выполненной в габаритах старой КПП.

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Если завтра война… Часть 1

Рис. 31 Проект №2 большой модернизации легкого танка Т-30

По итогам рассмотрения проектов внутризаводского конкурса было принято решение о проведении работ по модернизации танков, САУ и вспомогательных машин на основе варианта №2 большой модернизации с небольшими изменениями главного конструктора.

Своим личным приказом Жозеф Котин распорядился оставить верхний лобовой лист в первоначальном варианте из двух деталей. Также Котин дал указание увеличить ширину рубок СУ-30-122 и СУ-32-152 до габаритной величины корпуса.

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Если завтра война… Часть 1

Рис. 32 Проект модернизации среднего танка Т-32А

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Если завтра война… Часть 1

Рис. 33 Проект модернизации САУ НПП СУ-32-152

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Если завтра война… Часть 1

Рис. 34 Проект модернизации САУ НПП СУ-30-122

Помимо модернизации старых машин завод им. Кирова разработал проект так необходимого в войсках бронетягача – бронированной ремонтно-эвакуационной машины. За основу было взято модернизированное шасси танка Т-30, в котором на месте боевого отделения было установлено отделение тяговой лебедки. Дизель ДМТ-5, установленный на модернизированном шасси позволял развивать тяговое усилие на крюке до 10 тс. В качестве инициативной разработки заводчане на базе бронетягача и проекта плавающего бронетранспортера 1939 года разработали проект линейного БТР. Дабы избежать очередного провала машина была предложена как санитарный танк с экипажем в 2 человека и дополнительной нагрузкой в виде 6 раненых и машина сопровождения инженерных частей на 12 саперов и 2 человек экипажа.

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Если завтра война… Часть 1

Рис. 35 Проект бронетягача

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Если завтра война… Часть 1

Рис. 35а Проект бронетягача со съемным тентом для экипажа

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Если завтра война… Часть 1

Рис. 36 Проект линейного бронетранспортера на базе бронетягача

Изготовление опытных образцов линейных машин

В мае 1940 года варианты модернизации танков и САУ, а также новые проекты тягача и БТР были представлении на рассмотрение НТК ГАБТУ РККА. Варианты были рассмотрены комиссией под руководством Дмитрия Павлова и почти все утверждены для производства опытных экземпляров. Исключение составил лишь проект санитарного танка-БТР – обоснованием такого решения были:

  • необходимость РККА в новых танках и САУ,
  • возможность использования для транспортировки саперов более дешевого колесного транспорта.

Руководству завода №185 также было заявлено, что по окончании насыщения РККА новой бронетехникой КБ заводов №№ 174 и 185 будет выдано ТЗ на переоборудование танков Т-26 во вспомогательную бронетехнику, в том числе санитарные танки и БТР как линейных, так и инженерных частей.

К маю 1940 года ОКБ-92 под управлением В. Грабина предложило ГАУ проект новой, 76,2-мм танковой пушки Ф-34, которая при большей, чем у Ф-32, мощности (длина ствола составляла 41 калибр против 30 калибров у Ф-32), была более простой и потому должна была иметь меньшую стоимость и сложность в изготовлении. Артуправление принято проект, выпустив приказ о проведении полигонных испытаний пушки в июле 1940 г. Однако Наркомат обороны в письме от 13 июня уже рекомендовал вооружать "улучшенный танк Т-30М" именно этим образцом танкового орудия, которое было в то время самым мощным в мире, но которое еще предстояло создать и испытать. (1)

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Если завтра война… Часть 1

Рис. 37 Легкий танк Т-30М с пушкой Ф-34.

В июне 1940 года началось изготовление опытных танков, САУ и тягачей. Серьезные проблемы ожидались со сваркой толстобронных корпусов, но к счастью к этому времени был разработан и освоен на ХПЗ метод автоматической сварки под флюсом. Для внедрения данного метода на заводы №№174 и 185 из Харькова была командирована группа конструкторов во главе с А. Морозовым. К началу июля 1940 года с их помощью оборудование для автоматической сварки было установлено и налажено на заводе №185, а к концу месяца – на заводе №174.

Не менее серьезным был вопрос изготовления новой башни, однако благодаря подписанному в августе 1939 года советско-немецкому торговому соглашению заводам №№112 (Красное Сормово), 174, 183, 185, и Сталинградскому Тракторному им. Дзержинского были поставлены мощные прессы, позволявшие производить штамповку металлопроката толщиной 50-70 мм. Также, благодаря соглашению, был обновлен станочный парк этих заводов – новые расточные и карусельные станки позволяли изготавливать башенные погоны большего диаметра, чем были раньше.

В середине июля 1940 года началось изготовление прототипов модернизированных танков и САУ, а также новых тягачей. При изготовлении ожидались проблемы с новой КПП, выполненной по типу танка PzKpfW IIIF, однако производственникам удалось повысить ее прочность, износостойкость и срок службы применением новой для завода им. Кирова технологии – закалкой токами высокой частоты.

Для отработки торсионной подвески конструкторы КБ завода № 185 воспользовались материалами по ОКР «Мушкетер» и консультациями коллег с завода им. Ворошилова.

Проблемы пришли оттуда, оттуда их и не ждали: от собственного моторостроительного производства – двигатель ДМТ-5, который на стенде выдавал почти 100 часов непрерывной работы, при постановке в корпус танка начинал «задыхаться». Военные наотрез отказались санкционировать установку недоведенного двигателя на модернизированные танки.

В то же время было найдено паллиативное решение: до доведения до требуемой кондиции ДМТ-5 предлагалось воспользоваться устройством инженера Якова Воронина по питанию бензинового двигателя керосином. Принцип работы его устройства заключался в том, что бензин применялся для питания МТ-5-1 только при запуске и прогреве двигателя, после чего в ход вступал керосин. Это позволяло сократить объем перевозимого бензина не свыше 70 л, керосин же был менее пожароопасен, что считалось достоинством устройства. Испытания прошли вполне успешно и данное устройство стали монтировать как на танках с двигателями МТ-5-1, так и на танках с двигателями М-17Т (БТ-7 и Т-28). Однако то, что вполне успешно работало на «всеядном» МТ-5-1, оказалось бесперспективным для двигателя М-17Т, потреблявшего бензин 1-го сорта: в условиях холодного времени года завести эти танки оказалось почти невозможно. Двигатель М-17Т работал на керосине неустойчиво, и потому устройства Я. Воронина с них были демонтированы.

Лишь к февралю 1941 года удалось добиться приемлемой работоспособности дизеля ДМТ-5 и начать устанавливать их на новую бронетехнику.

Испытания и запуск в серию линейных машин

В августе 1940 года испытания опытных танков и САУ провели по ускоренной программе на остатках оборонительных сооружений линии Маннергейма. Испытатели отметили улучшение обзорности рабочих мест членов экипажа, приемлемые плавность хода и гашение продольных колебаний и существенное уменьшение усилий на рычагах управления, благодаря смене принципа переключения передач в КПП.

Так как испытания прототипов проводились на удивление успешно, то в начале октября 1940 года было принято решение о принятии их на вооружение с присвоением индексов Т-30М, Т-32АМ, СУ-30-122М, СУ-32-152М и Т-30Т и об изготовлении опытной серии.

Одновременно с началом испытаний директор завода №185 Зальцман принимает рискованное решение об изготовлении опытной партии новых танков и САУ, а также КД и ТД для заводов №№174, 183 и СТЗ не дожидаясь окончания испытаний. К началу сентября 1940 года партия в 50 машин (по 10 штук Т-30М, Т-32АМ, СУ-30-122М, СУ-32-152М, Т-30Т) была изготовлена и отправлена для опытной эксплуатации в 20 Краснознаменную танковую дивизию им С.М. Кирова.

С 1 октября 1940 года заводы №№174, 183 и 185 перешли на изготовление новой техники:

— завод им. Кирова — Т-30М, Т-32АМ, СУ-32-152М,

— завод им. Ворошилова — Т-30М, СУ-30-122М,

— завод им. Коминтерна — Т-30М, СУ-30-122М,

С 1 ноября 1940 года после установки оборудования для автоматической сварки под флюсом на выпуск новой техники (Т-30М, Т-30Т) перешел и завод им. Дзержинского.

Таблица 5

ТТХ проектов модернизации танка Т-30 и новых машин

 

Малая модернизация

Большая модернизация

Новые проекты

 

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №1

Вариант №2

Тягач

БТР

Год выпуска

1940

Боевая масса, т

18,3

18,2

18,6

18,5

12,5

13,3

Экипаж, чел.

5

5

5

5

2

2+12

Габаритные размеры, мм

Общая длина

6190

6150

6150

6150

5520

5520

Длина корпуса

5520

5520

5520

5520

5520

5520

Ширина

2800

2800

2800

2800

2800

2800

Высота

2450

2500

2500

2500

1720/3320*

2180

Клиренс

400

400

400

400

400

400

Вооружение

Пушки, мм

1 × 76 Ф-32

1 × 76 Ф-32

1 × 76 Ф-32

1 × 76 Ф-32

Пулеметы, мм

2 × 7,62 ДТ

2 × 7,62 ДТ

2 × 7,62 ДТ

2 × 7,62 ДТ

1 × 7,62 ДТ

1 × 7,62 ДТ

Бронирование, мм

Лоб корпуса

50

50

50

50

50

50

Борт корпуса

45-55

45-55

45

45

45

45

Лоб башни/рубки

50

50

50

50

50

50

Борт башни/рубки

45

45

45

45

15

15

Силовая установка

Тип двигателя

МТ-5-1

ДМТ-5

Мощность

320 л.с.

360 л.с.

Мак. скорость км/ч**

45

45

52

48

60

57

Запас хода по шоссе, км**

200

200

320

310

340

330

* — со съемным тентом

** — данные расчетные

Таблица 6

ТТХ модернизированных линейных танков, САУ и БРЭМ

 

Т-30М-76

Т-30М-76

СУ-30-122М

Т-32АМ

СУ-32-152М

Т-30Т

Год выпуска

1940

Боевая масса, т

18,6

18,7

19,4

21,3

21,6

12,5

Экипаж, чел.

5

5

4

5

5

2

Габаритные размеры, мм

Общая длина

6150

6400

5520

5925

5925

5520

Длина корпуса

5520

5520

5520

5925

5925

5520

Ширина

2800

2800

2800

2800

2800

2800

Высота

2500

2500

2520

2680

2520

1720

Клиренс

400

400

400

400

400

400

Вооружение

Пушки, мм

1 × 76 Ф-32

1 × 76 Ф-34

1 × 122 Л-12С

1 × 122 Л-12А

1 × 152 Л-18С

Пулеметы, мм

2 × 7,62 ДТ

2 × 7,62 ДТ

1 × 7,62 ДТ

2 × 7,62 ДТ

2 × 7,62 ДТ

1 × 7,62 ДТ

Бронирование, мм

Лоб корпуса

50

50

50

50

50

50

Борт корпуса

45

45

45

45

45

45

Лоб башни/рубки

50

50

50

50

50

50

Борт башни/рубки

45

45

45

45

45

15

Силовая установка

Тип двигателя

МТ-5-1 / ДМТ-5)

Мощность

320 л.с. / 360 л.с.

Мак. скорость км/ч

52

52

50

50

48

55

Запас хода по шоссе, км

220-280*/310

220-280*/310

210-265*/290

210-265*/290

210-265*/290

240-300*/340

* — с устройством Воронина

 

Список источников:

1. Свирин М.Н. Броневой щит Сталина. История советского танка (1937-1943)
 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

115 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account