Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

14

Часть первая

Предлагаю вашему вниманию вторую подборку альтернативных советских автомобилей, выложенных на Дзен-канале АвтоДвиж.

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

Давайте представим, что конструкторы Ярославского автозавода занялись бы созданием облегченных модификаций ЯАЗ-219 для эксплуатации на городских стройках. Тогда на свет мог бы появиться вот такой седельный тягач ЯАЗ-221Г («городской») полукапотной компоновки. Передняя ось у него перенесена вплотную к кабине, а во избежание перегруза шин передних колес нагрузка на седло ограничена 10 тоннами. Вместо 6-цилиндрового дизеля ЯАЗ-206 оставляем 4-цилиндровый, но с максимальным уровнем форсировки (135-сильный ЯАЗ-М204В). При этом наполовину задвигаем двигатель в кабину, оставив под коротким капотом лишь первые два цилиндра. Кабина при этом, естественно, превращается из 3-местной в 2-местную. Наверняка кто-то скажет: «А куда девать сцепление, коробку передач и раздатку — они же теперь никуда не поместятся!» Правильно, не поместятся. Поэтому их в этом проекте нет, равно как и карданных валов: дизель соединен с тяговым генератором от автобуса ЗИС-154. А тот питает энергией два компактных тяговых электромотора, пристыкованных непосредственно к ведущим мостам. В итоге получаем довольно тихоходный тягач, но очень маневренный и избавленный от необходимости ручного переключения передач. Работать на нем явно было бы проще, чем на «деревянных» КрАЗах и МАЗах!

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

Проект № 2 — альтернативный вариант дизайна для лимузина ЗИЛ-111. Дело в том, что именно такой передок для московских лимузинов действительно был разработан на заводе, я его не сам выдумал. Однако проект такого ЗИЛа не пошел дальше пластилинового макета. А если бы пошел — то руководителей советского государства вполне могли бы возить вот такие машины, как на этом рисунке. А вам, кстати, какой вариант больше нравится: этот или серийный ЗИЛ-111?

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

В Турции, Китае, Южной Корее и некоторых других странах весьма популярны очень длинные грузовики-«одиночки» с четырьмя осями, три из которых находятся в задней части машины (так называемая тележка «тридем»). При этом варианты, какие из осей в тридеме сделаны ведущими, а какие управляемыми, бывают самые разнообразные. На этой картинке показано, как мог бы выглядеть грузовик с тридемом на базе МАЗ-5335. Как видно, в предложенном варианте у машины колесная формула 8х4: ведущие мосты — второй и третий, а управляемые — первый и четвертый. Сдается, что для условий СССР такой вариант тележки подошел бы лучше всего

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

А на этой картинке — пример того, как выглядел бы троллейбус ЗИУ-9, если бы перед его создателями стояла задача сохранить унификацию с прежней моделью ЗИУ-5. В данном проекте «девятка» сохранила переднюю маску кузова от «пятерки», избавив завод от необходимости заказа нескольких новых штампов. Кстати, не стоит говорить, что такая унификация невозможна из-за разной ширины кузова ЗИУ-5 и ЗИУ-9. Если кто не знает, «девятку» тоже хотели сделать с широким кузовом (2,68 метра), и соответствующий опытный образец даже был на полном серьезе построен в 1968 году. Вот применительно к нему я и сделал этот проект унификации кузовов.

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

Ну, тут совсем просто. Если бы на Ярославском государственном автомобильном заводе в начале 1930-х смогли-таки наладить производство грузовиков ЯГ-12 с колесной формулой 8х8, то в предвоенные годы на Красной площади в Москве во время ноябрьских парадов можно было бы наблюдать вот такую картину: по брусчатке ехали бы «четырехоски» с 76-мм зенитными орудиями. Как они пригодились бы в июне 1941-го…

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

Очередной проект — такси повышенной вместимости на базе «Волги» ГАЗ-24-01. Все основные агрегаты остаются без изменений: требуется лишь удлинить карданный вал и добавить по одному листу в рессоры задней подвески. Изменения же по части кузова включают приварку усилительной перегородки позади первого ряда сидений от пола до уровня окон, к тыльной стороне которой крепятся два откидных «стульчика». Таким образом, в задней части салона такого такси размещаются уже пять человек лицом друг к другу. А чтобы они не толкались коленками, пассажиров заднего ряда сажаем более вертикально, заменив стандартный диван на новый, с более короткой подушкой и более вертикальной спинкой.

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

Помните такой опытный советский гусеничный вездеход В-1 «Витязь», построенный на базе грузовика ЗИЛ-130? (Разработка СКБ «Газстроймашина», изготовитель — Московский ЭМЗ). А у меня представлена аналогичная машина, только облегченная и базирующаяся уже на агрегатах грузовика ГАЗ-53А. Допустим, она бы называлась В-2. Если настоящий «Витязь» на зиловских агрегатах мог возить 3 тонны, то грузоподъемность вот этой машины, думается, вполне удалось бы довести до двух с небольшим тонн. При этом ее удельное давление на грунт получилось бы меньше, чем у В-1, что позволяло бы надеяться на дальнейшее повышение проходимости.

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

В 1970 году во Всесоюзном НИИ электротранспорта (ВНИИЭТ, г.Калининград) при помощи Рижского электромеханического завода разработали и изготовили два опытных образца электромобилей-фургонов ЭМ-0466 грузоподъемностью 500 кг. По тем временам это были сверхсовременные машины: с системой привода на переменном токе, рекуперацией энергии, ТИСУ, дорогущими серебряно-цинковыми батареями… Разумеется, у столь сложных и дорогих электромобилей не было никаких шансов в СССР на воплощение в серийном производстве. А теперь на минутку представьте, что Министерство автомобильной промышленности поручило одному из подведомственных автозаводов адаптировать к этому фургону свой ДВС и поставить его на конвейер для удовлетворения острой потребности народного хозяйства в развозных грузовичках. Тогда, вполне возможно, мы бы увидели вот такие машины: тот фургон, что на картинке слева, получился бы, будь к проекту привлечен Волжский автозавод (привязка к агрегатам ВАЗ-2101). А тот, что справа, мог бы стать продукцией АЗЛК (на агрегатах «Москвича-408»).

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

Последняя на сегодня картинка. Вы же помните, наверное, анекдот про мирные сеялки, веялки и комбайны с вертикальным взлётом? В общем, не секрет, что в СССР была широко распространена техника двойного назначения. Например, все городские автобусы в особый период в течение пары часов могли быть легко переоборудованы в санитарный транспорт (люки для погрузки носилок в передней части кузова ЛАЗ-695Н припоминаете?). Вагонные автобусы ПАЗ-652Б тоже при необходимости могли становиться «санитарками». Но на этой картинке — попытка представить, что могло бы получиться, если бы стояла задача научить сельский «пазик» воевать. Ставим на автобус буксирный прибор, снабжаем его соединительными головками для подключения электропроводки и гидравлической тормозной системы прицепа (от автопоезда ГАЗ-51П + ПАЗ-744) — и готов грозный буксировщик пусковой установки крылатых ракет, способный одновременно перевезти целый взвод личного состава!

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

На картинке вверху — фантазия на тему того, как мог бы выглядеть первый серийный «Запорожец», будь он спроектирован переднемоторным и переднеприводным. Тут и багажник бы у машины нормальный появился, и с охлаждением проблем бы поубавилось, и даже с калориферной системой отопления салона можно было бы поэкспериментировать вместо ужасной бензиновой печки-автономки. А четырехфарная система освещения… Да «волгари» обзавидовались бы! ))

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

А помните близкого родственника «горбатого» — экспериментальный автомобиль НАМИ-049А «Целина»? Это был 2-местный полноприводный грузовичок с мотором и коробкой от «Запорожца», предтеча будущих серийных ЛуАЗов. А на этом рисунке я прикинул, как мог бы выглядеть вариант той самой «Целины» с двухрядной кабиной и укороченной платформой. По-моему, весьма востребованный пикапчик бы получился!

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

Ну, раз уж зашел разговор о пикапах — в самый раз вспомнить грузовые «Москвичи». Серийно они выпускались только в виде фургонов. А пикапы же на их базе активно строились различными авторемонтными заводами. Но на этой картинке — то, как мог бы выглядеть заводской пикап, получи завод задание на его разработку. Кабина тут удлиненная, с дополнительными откидными «стульчиками» позади передних сидений, сидеть на которых предполагается спиной к боковым окошкам. При таком расположении пассажиров размеры кабины можно сделать сильно компактнее, чем если бы сзади оставить стандартный диван от седана. А еще на этом пикапе удлинен задний свес кузова, чтобы сохранить достаточные размеры грузовой платформы. Это был практичный вариант «Москвича». А ниже — непрактичный! Но забавный ))

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

Вот таким мог бы стать фургон на базе «Москвича», доверь его разработку Юрию Ароновичу Долматовскому )) Машину бы он, конечно же, сделал заднемоторной. Впереди под коротеньким капотом оставим только радиатор. Водитель сидел бы ровно посередине между передними колесными арками, имея одинаковую возможность пройти на свое место хоть через левую дверь, хоть через правую, которые одновременно вели и в грузовой отсек.

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

Теперь перейдем к грузовикам. А что, если бы в Советском Союзе нормой стали бы магистральные тягачи с огромными спальными кабинами, прямо как у «американцев»? Вот как раз фантазия на эту тему. Шасси тут импортное, от австрийского тягача OAF 745G, полуприцеп — тоже (рефрижератор Tranberg). А вот кабина — самая что ни на есть наша: фрагмент кузова от автофургона АВП-51 Горьковского завода торгового машиностроения.

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

Очередная вариация на тему очень больших грузовиков-«одиночек» с колесной формулой 6х2, так и не получивших распространения в СССР. В данном случае — молоковоз с цистерной, равной по объему цистерне полуприцепа к седельным тягачам ЗИЛ и КАЗ. Расстояние от первой оси до второй (ведущей) здесь такое же, как у двухосного грузовика ЗИЛ-130ГУ со сверхдлинной базой. Но задний свес рамы увеличен еще сильнее для размещения третьей подкатной оси (подъемной) и держателя запасного колеса.

Альтернативные советские автомобили из параллельного мира. Часть 2

Ну и закончим на сегодня очередной фантазией на тему грузовика ГАЗ-51А повышенной грузоподъемности. В данном случае — перед нами самосвал 6х4 с индивидуальным приводом мостов и 10-кубовой платформой для перевозки легковесных сыпучих грузов вроде опилок или керамзита. С учетом примерного веса надстройки и несущей способности третьего моста можно предположить, что грузоподъемность такой машины находилась бы на уровне 4 тонн. Соответственно, двигатель бы самосвалу потребовался в пазовской конфигурации — форсированный до 90 сил. А в тормозную систему явно понадобилось бы поставить усилитель от «седельника» ГАЗ-51П.

Источники:

https://zen.yandex.ru/media/nmarkov/nenastoiascie-sovetskie-avtomobili-vypusk-3-60b894ccbeac402db73a927b

https://zen.yandex.ru/media/nmarkov/nenastoiascie-sovetskie-avtomobili-vypusk-4-60de2c540f963729ed64f88d

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account