Голландский авиаконструктор Антон Герман Герард (Энтони) Фоккер стал известен не у себя на родине. Свой первый авиазавод он создал не в Нидерландах, а в Германии. И именно его самолёты составили хребет ВВС кайзеровской Германии в Первой Мировой войне. Однако, несмотря на все исключительные качества его самолётов, Первую Мировую Германия проиграла, и по итогам Версаля ей было запрещено иметь боевую авиацию. В этих условиях Фоккер вернулся на родину, где возродил свою компанию и продолжил строить одни из лучших самолётов в мире.
Содержание:
В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты. Они взяли курс на отказ от ограничений Версаля и на восстановление величия Германии. В это время Фоккер никак не мог выйти на довоенный уровень производства самолётов. Маленьким Нидерландам большого количества боевых самолётов было не нужно, а все великие державы предпочитали ставить на вооружение модели собственной разработки. Поэтому единственное, на что Фоккер мог рассчитывать, так только на мизерные поставки боевых самолётов различным европейским лимитрофам. И, естественно, закупки осуществлялись в единичных количествах.
В 1934 году Фоккер подал прошение лично Герману Герингу о возможности возрождения производства компании Фоккер в Германии. Естественно, герой Первой Мировой и не понаслышке знакомый с продукцией голландского конструктора пошёл ему навстречу. И с 1935 года компания Фоккер возобновила свою деятельность в Германии.
История Фоккера Фо-121
Ещё до окончания переезда в Германию Фоккер получил приглашение на участие в конкурсе на одномоторный истребитель-моноплан. На этот конкурс Фоккер представил свою модель Fokker D.XXI, который в Германии получил название Fo-121. Однако, в отличие от РИ самолёта, машину оснастили двигателем воздушного охлаждения ВМW-139 мощностью 1550 л. с. и убирающимся шасси.
На конкурсе Fo-121 на голову оказался лучше всех своих конкурентов, развив на высоте скорость в 605 км/час. Для сравнения, лучший из истребителей, оснащённых двигателями водяного охлаждения – Messerschmitt Bf.109 на высоте развивал всего 468 км/час. Однако в серию машина не пошла, так как двигатель ВМW-139, которым она была оснащена, не являлся серийным, и для запуска его в производство требовалось время. А Люфтваффе ждать не хотел и заказал большую серию самолётов компании Вилли Мессершмитта.
Однако единичные самолёты с двигателями баварских моторостроителей Фоккер всё же выпускал, но продавал их не немецкой армии, а финской.
Правда, уже когда шла война, выпуск двигателей ВМW был всё же налажен, а, напротив, на двигатели жидкостного охлаждения был определённый дефицит. В этих условиях компания Фоккера получила крупный заказ, и самолёты пошли в войска. Но это всё произойдёт в будущем.
История Фоккера Фо-124
В 1937 году Третий Рейх проводил конкурс на так называемый «стратегический истребитель». На конкурс было представлено сразу 4 двухмоторных самолёта:
- Messerschmitt Bf.110;
- Focke-Wulf Fw 57;
- Нenschel Нs 124;
- Fokker Fo-123.
На этот раз Энтони Фоккер решил не наступать на прошлые грабли, и в качестве силового агрегата для своей машины выбрал хорошо отработанный, пусть и не самый мощный двигатель водяного охлаждения Junkers Jumo 210Ga мощностью всего 700 л. с.
И на этот раз, как и в прошлый, его машина вчистую выиграла конкурс. Машина, получившая название Fokker Fo-123, сумела на испытаниях развить скорость 580 км/час. При том, что ближайший конкурент, оснащённый таким же точно двигателем, Messerschmitt Bf.110, сумел разогнаться всего до 453 км/час.
Характеристики Fokker Fo-124:
- Двигатель — 2 Junkers Jumo 210Ga;
- Мощность, л.с. — 2×700
- Максимальная скорость, км/ч – 580
- Крейсерская скорость, км/ч – 524
- Практическая дальность, км – 1250
- Практический потолок, м – 9000
- Экипаж, чел. – 1
- Вооружение: две 20-мм пушки MG FF и один 7,9-мм пулемета MG 17
Боевое применение и модификации
Именно самолёты Fo-124 стали основными истребителями сопровождения Люфтваффе. Эту миссию они успешно выполняли до самого конца войны. Основным достоинством машины была её высокая скорость и манёвренность. Но были у неё и серьёзные недостатки. Прежде всего, лётчики жаловались на недостаточное вооружение истребителя. Со временем этот недостаток был устранён путём установки в крылья двух дополнительных пулемётов.
Другим недостатком этих машин была сравнительно небольшая дальность полёта. Этот недостаток устранялся путём применения подвесных баков.
Опытный истребитель Fokker Fo-125
С началом войны противники Люфтваффе получили новые истребители, по характеристикам заметно превосходившие 123-й. Конечно, установка более новых моторов частично решала проблему. Но Энтони Фоккер попытался решить её радикально, сделав трёхмоторный истребитель – Fokker Fo-125.
Первый прототип машины появился ещё в 1939 году. В 1940 году самолёт, оснащённый тремя двигателями Daimler-Benz DB 601A-1 мощностью по 1050 л.с. каждый, был представлен комиссии Люфтваффе на испытания.
Кстати, на испытаниях присутствовал сам главный конструктор и владелец компании Энтони Фоккер, который в этом мире был жив и здоров, даже не болев менингитом, от которого умер в 1939 году. Но вернёмся к самолёту Фоккера.
Машина имела исключительные скоростные свойства – максимальная скорость истребителя была зафиксирована 680 км/час. Кроме этого, машину очень серьёзно вооружили – двумя 30-мм пушками MK 103, двумя 20-мм пушками MG FF и двумя пулеметами MG 17 калибром 7,9 мм. Пушки были размещены в носовой части машины, а пулемёты в развале цилиндров крыльевых двигателей.
Однако, несмотря на все достоинства, с манёвренностью у довольно тяжёлой машины было не так хорошо. Кроме этого решающим недостатком, который решил судьбу самолёта, стала маленькая дальность полёта, что делало невозможным использовать самолёт в качестве истребителя сопровождения бомбардировщиков. Поэтому в серию машина так и не пошла.