Альтернативные патрульные противолодочные самолёты Vickers Wellesley GR Mk.IV. Великобритания
Данный материал из серии моделей нашего немецкого коллеги dizzyfugu был мной переведен и значительно переработан. Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за неоценимую помощь в редактировании данной статьи.
Vickers Type 287 Wellesley был британским дальним лёгким бомбардировщиком тридцатых годов, выпускавшимся компанией Vickers-Armstrong в Брукландсе (Brooklands), Вейбридж (Weybridge), графство Суррей, для Королевских ВВС. Type 287 был построен компанией Vickers-Armstrong по собственной инициативе и на собственные средства и представлял собой одномоторный свободнонесущий моноплан с крылом большого удлинения и основными стойками шасси, оснащенными механизмом уборки с ручным приводом. Его отличительной особенностью была геодезическая конструкция крыла и фюзеляжа – изобретение Барнса Уоллеса (Barnes Wallis), использованное также в конструкции дирижабля R 100. Поскольку в те годы еще не было известно, как на геодезическую структуру окажет воздействие внутренний бомбоотсек, то бомбовая нагрузка у Vickers Wellesley размещалась в двух обтекаемых контейнерах, которые подвешивались под крылом самолёта.
В общей сложности Королевские ВВС заказали 176 этих двухместных самолётов и после четырнадцатимесячного производственного цикла, начавшегося в марте 1937 года, все самолёты поступили на вооружение.
К началу Второй Мировой войны бомбардировщики Vickers Wellesley уже устарели и были признаны непригодными для боевых действий на Европейском ТВД. Дальние бомбардировщики Wellesley были исключены из состава базировавшихся в метрополии боевых частей и выведены на хранение; в Великобритании в боевых частях остались лишь четыре самолёта данного типа. На вооружении дальние бомбардировщики Vickers Wellesley остались лишь на Ближнем Востоке в составе трех эскадрилий, которые вплоть до 1942 года успешно применялись над пустынной местностью восточной Африки, Египта и Ближнего Востока.
Хотя Vickers Wellesley не был знаковым боевым самолётом, однако принципы проектирования, опробованные в ходе его постройки, показали свою перспективность. В результате компанией Vickers был создан дальний двухмоторный бомбардировщик Wellington, который в первые годы Второй Мировой войны стал основным самолётом Бомбардировочного командования на Европейском ТВД.
Vickers Wellesley GR Mk. IV (Type 301) был поздним вариантом, разработанным в соответствии с требованиями Берегового командования (RAF Coastal Command). Безусловно, это было временным решением: в первые три года Второй Мировой войны Береговое командование и Адмиралтейство вели непрерывную борьбу с Королевскими ВВС и Министерством авиации за главенство в деле защиты морской торговли в связи с усилиями, прикладываемыми бомбардировщиками в налетах на Германию. Данный вопрос был очень важным, поскольку мог привести Британию к поражению в битве за Атлантику.
Так как штаб Королевских ВВС и Бомбардировочное командование пользовались поддержкой Черчилля, то морской авиации было необходимо приложить все усилия, чтобы получить необходимое признание. Сделать это было проблематично, так как на начало войны на вооружении Берегового командования находились всего 298 самолётов, из которых только 171 был в боеспособном состоянии.
Для защиты находившихся под угрозой линий снабжения в Атлантике и Средиземном море Береговому командованию срочно требовались самолёты дальнего радиуса действия. Ситуация усугублялась тем, что современные самолёты поступали в подразделения Королевских ВВС и в производстве упор делался на одноместные дневные и двухместные ночные истребители. С другой стороны, на хранении имелись дальние бомбардировщики Wellesley, которые хотя и были устаревшими, но идеально подходили для быстрого переоборудования в оснащенные радарами морские разведывательные самолёты для применения как на Средиземноморском, Ближневосточном и Африканском театрах, так и в Атлантике и Северном море.
Результатом «изыскания внутренних резервов» (часть машин была отозвана с Ближнего Востока) и проведенных на авиазаводах в Вейбридже и Честере работ по переоборудованию дальних бомбардировщиков Wellesley Mk.I стали противолодочные патрульные самолёты Wellesley GR Mk.IV. В общей сложности в 1940-41 годах были переоборудованы 56 самолётов.
GR Mk.IV оснащались радарами ASV Mark II, устанавливавшимися в обтекателе под фюзеляжем, и дополнительными мачтовыми антеннами на фюзеляже и консолях крыла. Экипаж был увеличен с двух до трех человек: к пилоту и штурману/стрелку добавился оператор радара, размещавшийся в фюзеляже позади пилота.
В целях повышения живучести самолёта планировалось значительное усиление его оборонительного вооружения: расположенная в задней части фюзеляжа турель с одиночным 0,303-дюймовым (7,7 мм) пулеметом Vickers K должна была быть заменена на оснащенную силовым приводом башню с четырьмя пулеметами Browning того же калибра. Башня имела электрический привод и точки отсечения, защищавшие от огня пулеметов зону ометания винта и хвостового оперения. Однако, как показало практическое применение, вырезы под установку башни ослабляли геодезическую структуру; в результате башню получили лишь первые десять самолётов. Остальные машины сохранили турели с одиночными пулеметами Vickers K.
Установленный в правой консоли крыла одиночный 0,303-дюймовый (7,7 мм) пулемет Vickers был сохранен, равно как и способность нести 2000 фунтов (908 кг) бомбовой нагрузки в подкрыльевых обтекаемых контейнерах. Эти контейнеры были модифицированы под размещение четырех 450-фунтовых (200 кг) глубинных бомб Mark VII и значительного количества осветительных бомб. В 1943 году противолодочные самолёты GR Mk.IV планировали оснастить особо мощными прожекторами Leigh Light, но из-за больших габаритов и массы, снижавших вес боевой нагрузки и летные характеристики, от этой затеи пришлось отказаться [1].
Для сохранения летных характеристик на прежнем уровне первоначально установленный 925-сильный (690 кВт) девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Bristol Pegasus XX был заменен на заключенный в капот NACA мощный 14-цилиндровый двухрядный радиальный авиамотор Bristol Hercules III, развивавший 1400 л.с. (1029 кВт).
Следствием замены силовой установки (Pegasus XX весил 1180 фунтов [535 кг], тогда как Hercules III – 1929 фунтов [875 кг]) стала перекомпоновка передней части фюзеляжа. Ранее подобные работы были проведены компанией Vickers на экспериментальных модификациях Wellesley – Type 289 (летающая лаборатория для отработки двигателей) и Type 292 (самолёт для сверхдальних полетов). В качестве дополнительного средства сохранения летных характеристик часть первоначальной стальной конструкции фюзеляжа была заменена на элементы из легких сплавов.
Летом 1941 года переоборудование машин было завершено, и все GR Mk.IV были отправлены на Средиземноморский ТВД для защиты морских линий снабжения. Самолёты данного типа также приняли участие в операции «Факел» – начавшемся 8 ноября 1942 года англо-американском вторжении во Французскую Северную Африку.
В 1943 году на вооружение Берегового командования поступили более мощные, скоростные и лучше вооруженные патрульные противолодочные самолёты Vickers Wellington GR Mk.XIV с более совершенными радарами ASV Mark III. Большая часть Wellesley GR Mk.IV была выведена из боевых частей и после снятия радиолокационного оборудования либо списана, либо направлена на выполнение вспомогательных задач, среди которых была доставка связников и грузов югославским партизанам. В начале 1945 года последние машины этого типа были списаны и отправлены на слом.
патрульный противолодочный самолёт Vickers Wellesley GR Mk.IV (OZ-X/K7984), Береговое командование, 179-й эскадрилья; Гибралтар, лето 1943 года
ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Vickers Wellesley GR Mk.IV
Назначение: патрульный противолодочный самолёт
Экипаж: 3 чел.
Силовая установка: один 14-цилиндровый двухрядный двигатель воздушного охлаждения Bristol Hercules III, развивавший мощность 1400 л.с. (1029 кВт) и вращавший трехлопастный винт изменяемого шага
Размеры:
размах крыла 74 фт 7 дйм (22,73 м)
длина 39 фт 3 дйм (11,96 м)
высота 15 фт 3½ дйм (4,67 м)
площадь крыла 630 фт² (58,5 м²)
Вес:
пустого 8 082 фнт (3666 кг)
нормальный взлетный 12 371 фнт (5611 кг)
максимальный взлетный 13 823 фнт (6270 кг)
Лётные характеристики:
максимальная скорость на высоте 19 700 футов (6000 м) 248 миль/ч (399 км/ч)
крейсерская скорость на высоте 15 000 футов (4600 м) при 57 % мощности – 206 миль/ч (331 км/ч)
время набора высоты 15 000 футов (4600 м) 14,8 мин
дальность полета 1220 миль (1960 км)
практический потолок 27 300 фт (8370 м)
удельная нагрузка на крыло 19,6 фнт/фт² (95,6 кг/м²)
удельная нагрузка на мощность 8,84 фнт/л.с. (4,01 кг/л.с.)
Вооружение:
стрелковое
один 0,303-дюймовый (7,7 мм) пулемет Vickers, стреляющий вперед
один 0,303-дюймовый (7,7 мм) пулемет Vickers K в задней турели
бомбовое – до 2000 фунтов (908 кг) бомб в подкрыльевых обтекаемых контейнерах
- поскольку в подкрыльевом варианте прожектор Leigh Light имел наружный диаметр 32 дюйма (813 мм); да и весил он прилично – 870 фунтов (395 кг), так что ударные возможности самолёта с ним уменьшались почти вдвое
источник: https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/9730535106/in/photostream/