Альтернативные лёгкие крейсера типа «Ольга» (Жемчуг-2 и Жемчуг-3), 4 единицы, 1911-1914 годы
После появления в компьютерной игре World Of Warships ветки советских крейсеров, крейсером второго уровня стали Новик и Жемчуг. Что самое обидное эти бронепалубные крейсера несколько недотягивают на второй уровень ввиду времени своей закладки. Новик был заложен в 1900 году, в то время как Честер в 1905, Дрезден в 1906, а Чикума вообще в 1909 году. Поскольку военно-морские технологии в те годы развивались стремительно русский крейсер сильно проигрывает в сравнении со своими одноуровневыми конкурентами. Все конкуренты имели паровые турбины и современную артиллерию в то время как русский крейсер — паровые машины и 120-мм Канэ образца 1892 года.
Однако у нас с коллегой artом был уже достаточно давно разработанный проект турбинного крейсера — развития Жемчуга, так называемый Ж2/Ж3. Это была идея коллеги artа. Мое здесь только рисование и оформление. Причем у меня получилось немного не то, что хотел art, но я надеюсь что он появиться и сам расскажет что он хотел.
Оригинал: http://skb-86.awardspace.biz/j2.htm (там картинки в лучшем разрешении)
По программе 1895 года русский флот должен был получить 10 крейсеров 3 ранга. По факту получил только 4 — Новик, Боярин, Изумруд и Жемчуг. Заказанный у немцев бронепалубный крейсер 2 ранга "Новик" имел выдающиеся для своего времени скоростные характеристики. Его русское развитие — крейсера Жемчуг и Изумруд — имея несколько меньшую скорость (они имели стандартные для русского флота котлы Белвиля), были лучше вооруженны. Крейсера оказались очень невезучие — "Новик" погиб в Порт-Артуре, "Изумруд" был взорван экипажем по дурости командира, а "Жемчуг" — погиб в Первую Мировую опять же по дурости.
После событий 1905 года концепция лёгкого крейсера-разведчика развития в русском флоте не получила, хотя в других флотах — лёгкие крейсера строились в больших количествах.
Больше русский флот подобные крейсера не строил и на это есть несколько причин. Во-первых корабли были не дешевые, столи по 4 миллиона рублей. При этом за 6 миллионов можно было получить лёгкий крейсер 1 ранга типа "Богатырь", а за 8 миллионов — броненосный крейсер типа "Баян". Поэтому именно Баяны, оптимальные по критерию "стоимость/эффективность" и стали строить для восстановлнения крейсерских сил Балтийского флота. Во-вторых русский флот после Цусимы создал новый тип скоростных кораблей — эскадренных миноносцев типа "Новик" — которые имели радикальное превосходство в скорости (35-37 узлов) сравнимое вооружение — 3-4 102-мм длинноствольные пушки и мощнейший торпедный залп. При этом каждый эсминец стоил вдвое меньше крейсеров типа "Новик" — 2 миллиона рублей.
Однако Новики не имели никакой защиты, что создавало множество проблем при действиях против вражеских крейсеров.
От скаутов к лёгким крейсерам
Многие страны строили небольшие бронепалубные крейсера ещё с 90-х годов XIX века. В большинстве это были весьма посредственные корабли-разведчики водоизмещением 3-4 тысячи тонн. Паровые машины и котлы на уголном отоплении позволяли развивать максимальную скорость 20-21 узел, а вооружённие состояло из 102-105-мм пушек. В качестве защиты они имели тонкую бронированную палубу со скосами.
С массовым внедрением паровых турбин, имеющих большую удельную мощность, появилась возможность резко увеличить скорость таких крейсеров. Важным моментом стал переход на нефтяное отопление котлов вместо угольного — что дало возможность ещё больше снизить массу механизмов и за счёт экономии веса оснастить малые крейсера броневым поясом. Именно такие корабли (скоростные и при этом имеющие бронированный пояс) стали называться лёгкими крейсерами.
Всего до начала Первой Мировой Войны было построено:
Великобритания | 20 крейсеров типа "Таун" 7 крейсеров типа "Boadicea" 8 крейсеров типа "Arethusa" |
Германия | 10 крейсеров типа "Магдебург" 2 крейсер типа "Висбаден" 2 крейсера-минзага типа "Бруммер" |
Япония | 3 крейсера типа "Тикума" |
Австро-Венгрия | 4 крейсера типа "Admiral Spaun" |
США | 3 крейсера типа "Chester" |
Италия | 3 крейсера типа "Quarto" и "Nino Bixio" |
В конце Первой Мировой Войны появились лёгкие крейсера, учитывающие опыт войны. Наиболее известны — английские крейсера типа "С" и немецкие крейсера типа "Кеннигсберг". Они отличались увеличенным водоизмещением, и переходом на шестидюймовые орудия главного калибра. В дальнейшем в результате Вашингтонского и Лондонского договоров небольшие крейсера строить практически прекратили. И вновь к строительству кораблей таких размеров вернулись только в начале 40-х в результат роста размеров эскадренных миноносцев.
При этом флоты многих стран перед Первой Мировой Войной вообще не строили лёгких крейсеров. Например Франция и Россия. Два заказанных в Германии перед турбинных крейсера типа "Муравьёв-Амурский" предназначались для Дальнего Востока и не являясь лёгкими крейсерами в прямом смысле этого слова.
Собственно идее создания русского турбинного лёгкого крейсера и посвящена данная альтернатива.
История создания
Идея состоит в совмещении корпуса бронепалубного крейсера "Жемчуг" с силовой установкой эсминца "Новик". И тот и другой имели трёхвальную силовую установку, но вместо паровых машин на эсминце стояли паровые турбины, а вместо угольного отопления котлов было нефтяное благодаря чему силовая эсминца была значительно легче и компактнее. При этом крейсер Жемчуг нёс 345 тонн брони в виде бронепалубы и рубок. Т.е. за счёт сэкономленного веса силовой при том же водоизмещении мы можем увеличить на крейсере массу брони, установив полноценный бронепояс в районе силовой установки.
Приэтом поскольку силовая установка имеет большую мощность крейсер получит ощутимую прибавку скорости. Программа строительства крейсеров заключалась в создании двух вариантов: первого — "короткого" с меньшей скоростью и второго — "длинного" с увеличенной скоростью.
Короткие крейсера
Поскольку форма корпуса "Жемчуг" не позволяет разогнать его до скорости больше 28 узлов, имеет смысл ограничить мощность силовой установки тридцатью тысячами лошадиных сил. Что означает что по сравнению с эсминцем "Новик" паропроизводительность каждого из 6 котлов уменьшается с 50 до 35 тонн в час, но при этом масса силовой при этом остаётся той же — 560 тонн. Благодаря чему повышается надёжность.
Благодаря более компактным котлам (поперек корпуса вместо трёх котлов установлен только один) и экономии веса появляеться возможность оснастить корпус крейсера противоторпедными переборками. Дело в том что торпеды, использующиеся до Первой Мировой Войны имели боевую часть массой 80-100 килограмм. Также, что очень важно для Балтийского моря, мины в тот период также имели БЧ приблизительно того же веса. Поэтому ПТЗ глубиной 2 метра позволяла эффективно противостоять подводным взрывам.
120-мм артиллерия перекомпановывается. Две кормовые 120-мм пушки выстраиваются в диаметральной плосткости. Сами пушки существенно модернизируются, добавляется вторая рубка и два командно-дальномерных поста для управления стрельбой 120-мм артиллерией. Крейсер оснащаеться двумя спаренными 457-мм торпедными аппаратами вместо подпалубных, которые были на Жемчуге.
Длинные крейсера
После начала строительства первых 28 узловых крейсеров, был разработан более скоростной вариант крейсера. Он отличался большей на 4 метра длиной корпуса (115 метров), более производительными котлами и большей мощностью силовой установки. При мощности 42 000 лошадиных сил крейсер разогнался до 30,5 узлов. Во вставке был размещён дополнительный погреб для боеприпасов, что упростило подачу боеприпасов.
Имена
Крейсера получили имена 44-пушечных фрегатов типа "Спешный" архангельской постройки, служивших на Балтийском флоте в 30-е году XIX века. Фрегаты "Ольга" "Мария" и "Александра" были спущены на воду в 1827 году, "Елисавета" — была спущена в 1828. Все 4 фрегата практически сразу же после перехода на Балтику отправились в Средиземное море гдк участвовали в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Потом вернулись на Балтику и дослужив до конца 30-х начала 40-х годов пошли на слом.
Описание конструкции
В целом конструкция турбинных крейсеров повторяет конструкцию крейсера Жемчуг. Отличия состоят в отказе от таранного форштевня, замене якорей на становые, системы Холла, введении внутри корпуса в районе силовой установки двух дополнительных продольных бронированных переборок.
Основные кораблестроительные элементы:
Турбокрейсер "Жемчуг 2"30 000 л.с. | Турбокрейсер "Жемчуг 3"42 000 л.с. | Бронепалубный крейсер "Новик" | Бронепалубный крейсер "Жемчуг | Крейсера типа "С" (HMS Caroline) | |
Длина наибольшая, м | 111,0 | 115,0 | 111,0 | 111,2 | 135 |
Длина между перпендикулярами, м | 111,0 | 115,0 | 106,0 | 106,0 | 128 |
Ширина, м | 12,5 | 12,8 | 12,2 | 12,8 | 12,6 |
Осадка, м | 5,07 | 5,1 | 5,03 | 5,31 | 4,9 |
Нормальное водоизмещение, тонн | 3200 | 3500 | 2718,7 | 3177 | 4219 |
Коэффициент общей полноты | 0,455 | 0,466 | 0,418 | 0,441 | 0,534 |
Размеры первых коротких крейсеров практически не отличаються от размеров исходного Жемчуга — длина 111 метров, ширина 12,5. Длинные крейсера — длиннее на 4 метра и имеют большее на 300 тонн нормальное водоизмещение. Коэффициент общей полноты у них тоже увеличился с 0,455 до 0,466.
Турбокрейсер "Жемчуг 2"30 000 л.с. | Турбокрейсер "Жемчуг 3" 42 000 л.с. | Бронепалубный крейсер "Новик" | Бронепалубный крейсер "Жемчуг" | |||||
Корпус и оборудование | 1200 | 37,5% | 1250 | 35,7% | 874,8 | 32,2% | 1061 | 33,4% |
Вспомогат. оборудование | 60 | 1,9% | 60 | 1,7% | 97,8 | 3,6% | 55 | 1,7% |
Броня | 650 | 20,3% | 670 | 19,1% | 345 | 12,7% | 345 | 10,9% |
Механизмы и котельная вода | 560 | 17,5% | 680 | 19,4% | 790 | 29,1% | 1109 | 34,9% |
Орудия мины, снаряды и заряды | 210 | 6,6% | 200 | 5,7% | 151,1 | 5,6% | 128 | 4,0% |
Команда багаж провизия и вода | 120 | 3,8% | 120 | 3,4% | 100 | 3,7% | 119 | 3,7% |
Запас топлива | 400 | 12,5% | 520 | 14,9% | 360 | 13,2% | 360 | 11,3% |
Нормальное водоизмещение | 3200 | 100,0% | 3500 | 100,0% | 2718,7 | 100,0% | 3177 | 100,0% |
Распределение нагрузки масс при нормальном водоизмещении радикально отличается от прототипа. Во-первых корпус тяжелей почти на 200 тонн, что обеспечивает отличные прочностые характеристики, во-вторых из-за очень лёгкой турбинной силовой установки резко увеличена масса вооружения и бронирования, что позволило добавить полноценный бронепояс и достатончо толстую бронепалубу. Которая стала плоской из-за изменения вида топлива и исчезновения необходимости в карапасной палубе.
Эсминец "Всадник" (типа Доброволец) | Эсминец "Новик" (со старыми котлами | Эсминец Новик (с новыми котлами) | Эсминец Дерзкий (первый черноморский Новик) | |||||
Корпус и оборудование | 183 | 30,4% | 390 | 30,0% | 475 | 33,9% | 487,1 | 39,3% |
Вспомогательное оборудование | 9 | 1,5% | 33 | 2,5% | 33 | 2,4% | 32,9 | 2,7% |
Механизмы и вода для котлов | 175 | 29,1% | 560 | 43,1% | 560 | 40,0% | 408 | 32,9% |
Орудия мины снаряды и заряды | 35 | 5,8% | 75 | 5,8% | 90 | 6,4% | 64,3 | 5,2% |
Команда багаж провизия вода | 32 | 5,3% | 35 | 2,7% | 37 | 2,6% | 33 | 2,7% |
Запас топлива | 168 | 27,9% | 205 | 15,8% | 205 | 14,6% | 214,7 | 17,3% |
Нормальное водоизмещение | 602 | 100,0% | 1298 | 100,0% | 1400 | 100,0% | 1240 | 100,0% |
Силовые установки:
Силовые установки крейсеров обоих типо имели практически одинаковую организацию — 6 котлов и 3 трубины. Давление насыщеного пара — 17,5 кгс/см², температура 205°С;
6 котлов "Вулкан" с нефтяным отоплением, производительностью 35 тонн в час (50 тонн в час) 3 однокорпусные паровые турбины Кертис-АЭГ-Вулкан по 10 000 л.с. (по 14 000 л.с. ); 3 винта диаметром 2,2 метра (2,4 метра), 550 оборотов/мин; 4 динамо-машины по 35 кВт + 1 керосиновый генератор на 10 кВт; напряжение в сети 105 вольт.
Запас топлива: нормальный — 400 т (520 тонн), полный — 650 тонн (800 тонн);
Скорость | Количество котлов | Расход топлива | Запас хода | ||
при нормальном запасе топлива | при полном запасе топлива | ||||
Максимальная скорость | 28 узлов | 6 котлов | 14 тонн в час | 800 миль | 1300 миль |
Крейсерская скорость | 19 узлов | 2 котла | 4,2 тонны в час | 1800 миль | 2950 миль |
Экономическая скорость | 14 узлов | 1 котёл | 2,0 тонны в час | 2800 миль | 4550 миль |
Вооружение:
Короткие крейсера имели семь 120-мм пушек Канэ и четыре 47-мм пушки. Благодая размещению кормовых пушек линейно-возвышено на борт могли стрелять те же 5 орудий что и на "Жемчуге". Длинные крейсера имели только 5 пушек но все 120-мм орудия были расположены в диаметральной плосткости что давало те же самые 5 пушек на борт. Короткие крейсера имели по одному, а длинные по два спаренных 457-мм торпедных аппарата на борт.
120-мм пушка Канэ образца 1909 года являлась модифицированной 120-мм пушкой Канэ образца 1891 года на новом станке с увеличенными углами вертикальной наводки и сильно бронированным щитом (лоб 62,5 мм, стенки 25,4 мм). Длина ствола 45 калибров, масса 8,8 тонн, масса снаряда 29 килограмм, дальность стрельбы 13,2 километров.
47-мм пушка Гочкиса имела длину ствола 43,5 калибра, весила всего 448,5 килограмм и стреляла 1,5 кг гранатами на 4,5 км. 457-мм спаренный торпедный аппарат Путиловского завода — был таким же как на эсминце "Новик". Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 114,76 кг при весе самой торпеды в 729,83 кг. Скорость хода торпеды составляла 41 узел, а дальность действия до 1005.84 метров.
Боезапас коротких крейсеров составлял — 200 снарядов на каждое 120-мм орудие, 500 снарядов на каждое 47-мм орудие. Боезапас длинных — 300 и 800 снарядов соотвественно. Запас торпед — 8 на коротких и 12 на длинных крейсерах. Также крейсера могли принимать по 80 якорных мин образца 1908 года.
Для управления огнем артилерии крейсеров имели систему центральной наводки Гейслера с включавшую комплект приборов размещавшихся в боевой рубке и соотвествующего количества приемных устройст расположеных на каждом орудии. Определение расстояний до целей велось с помощью двух 9-футовых стереоскопических дальномеров "Барр и Струд". Также крейсера имели по четыре 90-см прожектора.
Бронирование:
Защита лёгких крейсеров рассчитывалась на противостояние 102-105-мм снарядам немецких и английских лёгких крейсеров. Основной целью бронирования была возможность сохранения хода. Основное внимание уделялось защите силовой установки и корпуса в раоне ватерлинии. Считалось что крейсер, сохранив ход, всегда может уйти из-под обстрела. В сочетании с тремя турбинами разнесенными несмежным отсеками и котлами, каждый из которых был расположен в своем отсеке, бронирование обеспечивало крейсерами надёжную защиту.
Бронированный пояс высотой 2,1 метр возвышался над ватерлинией на 0,8 метра и шёл от штевня до штевня. При этом броня толщиной 2,5 дюйма — 63,5 мм прикрывала отсеки силовой установки, а в оконечностях шла броня толщиной 50 мм.
Бронепалуба — была не карапасной, а ровной и горизонтальной по всей длине корабля и шла по верхней кромке бронепояса, возвышаясь над ватерлинией на 0,8 метра. В районе силовой установки палуба имела толщину 1,25 дюйма или 31,75 мм, а в оконечностях утоньшалась до 25 мм.
Также дополнительным средством защиты крейсера являлись две бронированные продольные переборки толщиной 19,1 мм или 0,75 дюйма. Переборки простирались районе в отсеков силовой установки. С одной стороны они служили противоосколочным подбоем для главного пояса (таким образом суммарная горизонтальная защита составляла 2,5 + 0,75 = 3,25 дюйма или 82,5 мм), с другой — служили защитой от подводных взрывов, обеспечивая ПТЗ глубиной 2 метра, что в тот период было достаточно для противодействия БЧ тогдашних торпед и мин (80-100 кг).
Обе бронированные рубки крейсеров имели толщину брони, равную толщине бронепояса — 63,5-мм, кроме того 25-мм броней были бронированы дымоходы,а 63,5-мм броней были защищены элеваторы подачи боеприпасов из погребов.
|
Длина, м | Высота, м | Толщина, мм | Объём, м3 | Масса, тонн |
бронепояс в районе силовой | 115,2 | 2,1 | 63,5 | 15,36 | 125,4 |
бронепалуба в районе силовой | 665,0 м2 | 31,75 | 21,11 | 172,4 | |
бронепояс в оконечностях | 106,8 | 2,1 | 50,0 | 11,21 | 91,6 |
бронепалуба в оконечностях | 305,0 м2 | 25,0 | 7,63 | 62,3 | |
бронерубки (с крышами) | 23,6 | 2,88 | 63,5 | 4,32 | 35,2 |
бронирование дымоходов | 31,5 | 4,8 | 25,0 | 3,78 | 30,9 |
продольная переборка | 115,2 | 3,6 | 19,1 | 7,92 | 64,7 |
броневые щиты орудий | 4,5 | x7 | 31,5 | ||
прочее | 30,0 | ||||
Итого | 643,9 |
Прочее
Экипажы турбинных крейсеров были меньше чем на "Жемчуге" и составлял 240 человек на коротких и 220 человек на длинных крейсерах. В обоих случаях командных состав включал 12 офицеров Поскольку крейсера предназначались для лидирования эсминцев на них мог располагаться флагман соединения со свойим штабом — до 20 человек включая 5 офицеров.
Шлюпочное вооружение включало один 16 весельный барказ, два 28-футовых моторных катера, два 12-весельных катера, два 6-весельных вельбота и один 6-весельный ял.
Для выборки якорей использовался паровой шпиль.
История строительства и службы
Начало работ по проектированию крейсера — 1907 год. Решение о выделении средств — 1908 год. Все крейсера строились на Невском Заводе — там же где строились их предшественники. Силовые установки — немецкого производства, артиллерия и броня — русские.
Название крейсера | Тип | Закладка | Срок строительства | Вступление в строй |
Ольга | Жемчуг 2 | 1909 год | 2 года | 1911 год |
Мария | Жемчуг 2 | 1910 год | 2 года | 1912 год |
Елизавета | Жемчуг 3 | 1911 год | 2 года | 1913 год |
Александра | Жемчуг 3 | 1912 год | 2 года | 1914 год |
Организационно крейсера входили в состав минных дивизий из расчёта — 2 крейсера на 4 дивизиона миноносцев (по 4 эсминца в каждом). Первые два крейсера — входили в состав минной дивизиии из "Добровольцев", а вторые два — из "Новиков".
Крейсера активно участвовали в Первой Мировой Войне. При этом за всё время Войны и ни один крейсер не был потерян. В ходе революции и последовавшей за ней гражданской войны крейсера, нуждавшиеся в капитальном ремонте были выведены в отстой. Артиллерий была снята и использовалась на фронтах гражданской войны.
Все крейсера были капитально отремонтированы в конце 20-х — начале 30-х годов с заменой котлов, установкой новых 130/55 пушек и 76-мм зениток. Крейсера образовали бригаду крейсеров которая совместно с бригадой эскадренных минонсцев составляла основу Балтийского Красного Флота.
В середине 30-х два 28 узловых крейсера были переведены на Север и Дальний воток став флагманскими кораблями Северного и Тихоокеанского флота. Оба оставшихся на Балтике крейсера были тяжело повреждены в 1941 году, и обратно уже в строй не вводились. Северный крейсер погиб в 1942 году, Тихоокеанский участвовал в событиях 1945 года и был выведен из состава флота в 1949 году.