Альтернативные линейные корабли: «Императрица Мария», «Ослябя» и «Кн. Суворов».
Альтернативные линейные корабли: «Императрица Мария», «Ослябя» и «Кн. Суворов».
На новый материал под другим взглядом, те же корабли но 4-х орудийная схема. По странному стечению, то новые корабли получались длиннее на 20 метров, то на 10 метров короче.
***
14 мая 1905 года грянуло знаменитое Цусимское сражение, которое переломило ход войны на море. Да в последствии было много разговоров и доводов что победу должны были одержать японцы. Ведь Страна Восходящего Солнца всю войну лидировала на море, и победа на море в последнем сражении – закономерный результат! А почему Россия смога победить – так это чистая случайность!
Надо сказать, что случайностей действительно много, и сказывается ощущение что кто-то буквально подыгрывал России в этой войне (или на худой конец в Цусимском сражении). Но если удача и была у японцев, то за два года они исчерпали ее лимит.
Итак, 14 мая адмирал Того попытался совершить «кроссинг Т» или охватить голову русской эскадры. Как показали британские учения превосходство в скорости на 2 узла дает необходимые условия, а японская эскадра была быстрее русской на 4-6 узлов. Адмирал Того понимал что это сражение решает судьбу всей войны, поэтому предпочитал либо умереть либо победить (собственно проиграй японцы сражение в Желтом море, адмиралу Того то же оставалось лишь застрелиться). Поэтому, адмирал Того стоял на открытом мостике (как и в сражении в Желтом море), в то время как адмирал Рожественский находился в боевой рубке. Да Рожественский поступил как трус, спрятался за броневой сталью – в то время как русские моряки находились на открытом пространстве, а адмирал Того стоя открыто поступил как и подобает настоящему командующему разделив все опасности со своим экипажем.
Вот только во время сражения все эти «трус», «храбрец», «гордость», уходят в сторону когда в дело вступают пушки и пулеметы.
Если попавший в боевую рубку «Суворова» японский снаряд практически не причинил вред командному составу (и сохранил жизнь русских «трусов»), то взорвавшийся на мостике «Микасы» русский снаряд перебил практически всех «храбрецов».
Тяжелое положение усугубил японский рулевой – да он поступил как герой «удерживая» броненосец на прежнем курсе. Тяжело раненный, он вцепился в руль, и не обращал внимания ни на раны, ни на крики. Достаточно сказать, что убирать рулевого пришлось офицерскими саблями (?) – отрубив ему руки. Дело в том, что рулевому перебило ногу, и его тело склонилось на бок. Поэтому рулевой не заметил (не понял), что броненосец, который он удерживает прямым курсом, на самом деле поворачивает…. на строй русской эскадры.
И за «Микасой», как за флагманским кораблем, последовали остальные корабли 1-го отряда.
Такого подарка русские просто не могли упустить, открыв бешеный огонь (по некоторым оценкам, что бы русским достичь такой плотности огня, требовалось стрелять двумя снарядами из одного орудия!) по японскому флагману.
К тому моменту, когда японцы разобрались в происходящем (как на самом броненосце, так и на эскадре) было уже поздно.
Да положи японский рулевой другой курс, и все можно было бы изменить… но вмешался еще один случай. Броненосец «Сикисима» взорвался. Первоначально считалось что виной тому послужил русский снаряд, однако если и был снаряд – то случайный. С большей вероятностью следует говорить о взрыве самого японского снаряда в кормовой башне. Учитывая, что многие японские корабли после сражения оказались с разрушенными стволами орудий (а так же взрыв крейсера «Мацусима» через 3 месяца после окончания войны) то версия куда больше отражает действительность.
В последней попытке переломить ход сражения (даже на флагманском «Измудмо» были отмечены случаи паники среди японских матросов), адмирал Камимура решил перевести бой на ближнюю дистанции. По большому счету японцам ничего другого и не оставалось. Решительная атака увенчалась некоторым успехом, японцам удалось потопить крейсер-броненосец «Ослябя», броненосец «Суворов» получил тяжелые повреждения и несколькими часами позже затонул.
***
Русско-японская война на море принесла как новое (развитие миноносцев), так и подтвердила прежние доводы. Стрельба на дальние дистанции оказалась практически бесполезной. Да можно причинить повреждения, добиться некоторых успехов, но решающих успехов можно достичь на средней дистанции (около 40-50 кабельтов). Так же был сделан вывод что многочисленная средняя артиллерия (152-203 мм) не особенно то и помогает в ближнем бою.
Новым кораблем, в котором воплощался весь опыт русско-японской войны стал корабль, построенный в Великобритании – «Дредноут». Так началась «дредноутская гонка».
В Российской империи так же приступили к созданию своих «дредноутов» — тип «Севастополь», но со своей спецификой.
Первоначальный проект линкора «Севастополь» (как и разрабатываемый на его основе проект черноморского линкора) имел 12 орудий в четырех трехорудийных башнях. Но первые расчеты показали недостаточную дальность (около 3 тысяч миль), что было недостаточно. В попытке увеличить дальность было представлено несколько проектов, из которых был выбран один – оставить только 3 башни. Но теперь моряков не устраивала уже слабость – иметь 9 орудий им почему-то не захотелось.
Выход был найден неожиданным – оставить 3 башни, но сделать их четырехорудийными!
Найденный компромисс, как и следует ожидать с одной стороны удовлетворил всех, с другой стороны – никого. Хотя вооружение осталось прежним, сокращение башен сказывалось на их живучести (в случае потери одной из башен выводилось не 25%, а 33% огневой мощи), дальность хотя и возросла по сравнению с реальным проектом, все равно была недостаточной. А ведь и сам проект пришлось переделывать, разместив башни не равномерно по всей длине корабля, а сосредоточив две в носовой части, и одну на корме. Фактически, все эти доработки, изменения привели к тому, что линкоры были заложены только в 1909 году.
В том же 1909 году на Черном море были заложены линкоры типа «Императрица Мария». Данные линкоры по проекту так же имели 12 орудий в 4-х башнях, равномерно размещенных по всей длине корабля. Недостаточная дальность «Императриц» по идее не должна была их касаться – линкоры строились со специфическими целями и задачами, при которых главная отводилась защите, а не дальности. Все такие Черное море оно закрытое, не большое, а корабли отсюда не пошлешь на Тихий океан. Вот только задача поставленная перед «Императрицами» была следующей – сделать закрытое Черное море, открытым (ну или способствовать тому, что бы теперь Черное море было закрыто уже Россией). А для этого надо что бы линкоры поспособствовали штурму турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Но штурм дело такое, тут нужно бить не по тонкой стали (около 200 мм), а по толстому камню с железобетоном (от 2-х метров). Тут как-то надо увеличить фугасное воздействие снарядов, может сделать так что бы их было больше? А может все-таки увеличить фугасное воздействие снарядов?
Решая данную проблему, конструктора Обуховского завода разработали новое 381-мм орудие (356-мм что-то не получилось). По первоначальным расчетам, 2 14-дюймовых орудия как раз помещались в башню, где до этого было 3 12-дюймовых. Но теперь требовалось разместить уже 15-дюймовые орудия, которые по идее могли бы поместится, вот только надо бы еще чуточку рассчитать…
Вот только неожиданно рассчитать предложили другое!
Ведь «Императрица Мария» создавалась на основе «Севастополя», а когда стали переделывать проект «Севастополя» было решено одновременно переделать и «Императрицу». Взяв за основу 3-х башенный «Севастополь», конструктора еще больше сместили надстройки к корме (отправив кормовую башню в море), а на освободившиеся место в носовой части впихнули две растолстевшие башни с 15-дюймовыми орудиями.
Набив руку на линкорах типа «Севастополь», конструктора приступили к постройке следующего поколения дредноутов (фактически сверхдредноутов). Речь идет о строительстве 210-метровых линейных кораблях, собственно линейных крейсерах типа «Ослябя» и линкорах типа «Князь Суворов». Проекты подобных кораблей были представлены еще в 1908 году, но учитывая отсутствие опыта строительства дредноутов, проекты отложили до лучших времен.
Теперь же с завершением работ над «Севастополем» к проектам вернулись. Некоторые варианты предполагалось осуществить и с самим проектом «Севастополь» — удлинить носовую часть или наоборот, удлинить среднюю часть установив дополнительную трубу и машины.
Первоначально оба проекта – «Ослябя» и «Суворов» опять разрабатывались под трехорудийные башни — военных по-прежнему не оставляла мысль об уязвимости башен и потери огневой мощи. И конструктора предложили проекты, в которых страхи военных надо было уменьшить.
«Ослябя» имел 15 305-мм орудий в 5 башнях линейно-возвышенной схемы, «Суворов», при той же линейно-возвышенной схемы — 6 башен! Но, почему-то расчеты «сохранности огневой мощи» были отодвинуты в сторону, и было принято решение ставить проверенные 4-х орудийные башни. Ведь лучшее средство получить меньше повреждений, и спасти свою огневую мощь – в первую очередь надо уменьшить огневую мощь противника!
Затем последовал отказ от линейно-возвышенной схемы (которую еще надо было проверить) в пользу проверенной схемы линейной.
Линейные крейсера типа «Ослябя» представляли собой дальнейшее развитие как концепции океанского рейдера (серии броненосцев-крейсеров «Пересвет»), так и концепции быстроходного крыла для линкоров. Да существовали проекты чисто океанского рейдера, но от них отказались в пользу «корабля линии».
Причем именно боевым качествам отводилась первоначальная роль, так если линкор «Севастополь» в минуту мог выпустить 11304 кг стали и взрывчатки, то крейсер (линейный) «Ослябя» — 15072 кг (почти на тонну больше, чем вариант с 15-ю орудиями). Что касается противоминного оружия оно мало изменилось по сравнению с «Севастополем», 130-мм орудия, но так же в количестве 16 штук.
Линкоры типа «Князь Суворов» по праву можно было назвать самыми мощными кораблями в мире как на момент закладки, так и на момент ввода в строй. Его 20 размещенных в 5 башнях орудий, в одну минуту могли выпустить 18840 кг снарядов. Впрочем, эти 5 башен еще следовало как-то разместить – и были представлены различные варианты того, как должен выглядеть корабль – например в одном из вариантов предлагалось разместить одну из башен по середине. Но затем был принят традиционный вариант, предполагавший все башни в оконечностях. Вот только 5 башен по полам не делится, и пришлось думать, где размещать 5-ю башню – в носовой или кормовой части. Выбор пал на корму.
Что касается противоминного вооружения, то его количество достигло 20 130-мм орудий. Подобная слабость, так английские, немецкие, американские, французские дредноуты, имели больше (30 штук) противоминных орудий, объяснялась мнением, что противоминный калибр бесполезен. Дело в том, что во время боя дредноутов уходила в сторону как минная опасность, так и то что противоминная артиллерия в ходе артиллерийского боя должна была быть выведена из строя.
К тому же, к моменту ввода российских супердредноутов в строй («Ослябя» в 1916 году, «Суворов» в 1917 году), авиация все сильнее заявляла о себе. Поэтому российские супердредноуты несли усиленное зенитное вооружение – 30 63,5-мм зенитных орудия.
Сражения с американским флотом в целом подтвердили российские предположения.
П.С.
Интересная арифметика на «Ослябе» 3+5 = 8 (15 орудий) и 4+4 = 8 (16 орудий), на «Суворове» 5+4 = 9 (20 орудий) и 6+3 = 9 (18 орудий). Сложение орудия и башни – то одинаково, а если умножать – то разница получается.