Альтернативные крейсера I-ранга типа «Алмаз» .
После начала постройки дешёвых ЭБР типа «Бородино» и дорогих броненосных крейсеров типа «Богатырь», остался вопрос, по принятию для строительства, проекта лёгкого крейсера-разведчика.
На тот момент, имелось два заграничных образца, таких бронепалубных крейсеров, водоизмещением около 3000т. : германский «Новик» и датский «Боярин».
МТК, рассматривал оба этих проекта, исходил из следующих условий:
1. Небольшой остаток денег на постройку пяти крейсеров(из них, двух для ЧФ), — около 17 млн. руб.
2. Значительное превосходство, вероятного противника на ДВ, в числе лёгких крейсеров.
Отсюда следовал вывод о том, что стоимость крейсера не должна сильно превышать 3,5 млн.руб. за штуку, а сам крейсер должен обладать высокой боевой устойчивостью и хорошим вооружением при встрече с равноценным противником, к тому же, вероятно имеющим численное превосходство. При этом, скорость, конечно должна была превышать, таковую у противника, но значительное превышение не имело смысла, т.к. один, удачно попавший фугасный снаряд в район ватерлинии, мог свести на нет всё превышение. А возможность, всегда держать дистанцию, недоступную для артиллерии противника, не всегда можно реализовать в боевых условиях.
Т.о., малочисленным лёгким крейсерам, следовало иметь скорость не менее 23 узлов, артиллерию из шести 6″-ых орудий и тонкий бронепояс по ватерлинии.
При рассмотрении проектов «Новика» и «Боярина», выбор пал на последний, как имеющий лучшие характеристики корпуса для достижения 23 узловой скорости при водоизмещении около 3200т. и обладающий более тяжёлым корпусом, что способствовало установке бронепояса. К тому же, «Боярин» имел боковые кили, способствовавшие уменьшению бортовой качки, что было особенно важно для лёгкого крейсера.
Корпус «Боярина», перепроектировался, с понижением высоты верхней палубы на 2″ и увеличением осадки на ту же величину, полуют снимался, полубак понижался до высоты 2,1м над верхней палубой и продлялся до боевой рубки, с подъёмом на два фута к носовой оконечности. Экономия веса, от вышеуказанных решений и отказа от коффердамов(несколько десятков тонн), направлялась на усиление стоек шпангоутов, выше примыкания скоса бронепалубы к борту, для надёжного опирания бронепояса.
Толщина бронепалубы понижалась до 30мм по всей ширине корабля, что вкупе с отсутствием гласиса над машинным отделением, приводило к экономии около 125т. веса.
Машин становилось три, вместо двух (каждая проектной мощностью 4000 л.с.), что и позволило отказаться от тяжёлого бронированного гласиса над машинными отделениями. Этому же способствовало уменьшение диаметра винтов(линии валов опустились ниже).
Котлы проектировались Нормана, с общей поверхностью нагрева восьми штук в 2640 м. кв. На испытаниях, проектная мощность машин была превышена, но скорость самого быстрого крейсера серии («Алмаз»), едва перевалила за 23 узла. Остальные крейсера серии, недотянули 0,3 — 0,1 узла до проектной скорости.
Во время строительства, как всегда неожиданно, обнаружился, значительный дифферент на корму(повлияла установка третьей машины). Поэтому, все машины пришлось сдвинуть вперёд на 1,5м, уменьшив размер кормовой поперечной угольной ямы на ту же величину. Но этого было недостаточно и пришось не только установить на полубаке дополнительное 6″ орудие(поместив в носовой погреб б/з к нему), но ещё и устроить легкобронированные (2″) казематы с диаметральной и поперечными переборками (1″) для двух носовых 6″ орудий, расположенных на верхней палубе побортно. Кроме того, добавился ещё один носовой элеватор и там их стало три, а всего, КР имел пять элеваторов для подачи 6″ снарядов и гильз, и два элеватора для подачи 47мм патронов, к шести орудиям, расположенным в средней части корабля, за фальшбортом.
Бронепояс в средней части крейсера, длиной 78м, начинался на высоте 3ф. (0,915м) от ВЛ и имел толщину 2″. На последующих полуметрах, толщина увеличивалась до 3″ и оставалась постоянной на одном метре высоты. Далее, пояс утончался к нижней кромке до 2″, а последняя, располагалась на глубине 4ф.3дм.(1,295м), ниже ВЛ, как и скос бронепалубы.
В носу, на длине 10м, пояс был высотой в 2,54м и толщиной в 2″.
В корме, пояс имел толщину в 3″ на высоте 1м. Ниже его, шёл лист обшивки корпуса толщиной в 2″ и высотой в 3ф.(0,915м). Все, вышеуказанные части бронепояса, выполнялись из крупповской хромоникелевой брони(КНЦ).
Через год, после начала постройки головного крейсера серии, — «Алмаза», было принято решение, заменить линолеум на верхней палубе, настилом из тиковых досок в 1,75″(44,5мм). Что вызвало перегрузку в 24т. Но зато, стало удобнее передвигаться по мокрой верхней палубе.
Из-за вышеперечисленных причин, не удалось обеспечить запас водоизмещения по сравнению с «Боярином»(чтобы избавиться от перегрузки), даже несмотря на уменьшение нормального запаса угля до 330т. (первоначально предполагалось иметь 360т.)
К середине строительства «Алмаза»,окончательные проектные нагрузки выглядели так:
Корпус, оборудование, снабжение, бронепалуба, бронерубка с колодцем приводов — 1624т.,
МКУ — 700т.,
Бронепояс — 235т.,
Каземат с бронепереборками — 16т.,
Артминное вооружение с б/з — 220т.,
Уголь — 330т.,
Экипаж, еда, вода, багаж — 105т.
Итого: 3230т.
Дальность плавания 10-ти узловым ходом составляла 3500 миль с полным запасом угля в 700т. При разобщении бортовых машин с валами, дальность плавания увеличивалась до 4200 миль.
Вооружение включало 7-6″/45 пушек(б/з по 150 выстрелов), 6-47мм, 1-63,5мм, два пулемёта, 4 надв. ТА с общим запасом в 8 торпед.
К концу 1904г, только первый крейсер серии пришёл на ДВ, т.о. каждый отряд из четырёх ЭБР 1ТОЭ, получил по одному крейсеру, ближнему разведчику.
Остальные четыре крейсера, были достроены к концу 1904г(два на балтике) и к середине 1905г(два на Чёрном море).