Содержание:
Исторические вводные
Итак, установка динамической защиты на БМП позволила противостоять лёгким гранатомётам, таким, как «Супер-Базука», М67 и М72. «Контакт-3» устанавливался, в основном, на БМП-2. Однако, на горизонте замаячила БМП-3. По специальному распоряжению Министерства Обороны СССР все новые БМП должны были комплектоваться блоками ЭДЗ. Однако, в документе не указывался тип устанавливаемых блоков.
Это привело к некоторой путанице, так как БМП получали и «Контакт-1», и «Контакт-3». В первом случае проломов брони уже не наблюдалось, однако, резко повышалась масса, что не позволяло машине плавать. «Контакт-3», дополнительно заполненный пенистым составом, позволял преодолевать водные преграды даже при небольшом волнении. Однако, появилась новая проблема: появление более тяжёлых гранатомётов с бронепробитием до 500 мм катаной гомогенной брони. Даже БМП-3, оснащённая К-3 и сама по себе имеющая стойкость порядка 100мм против кумулятивных средств, могла получить пробитие лба, не говоря про борта.
Наконец, отсутствовала возможность установить уже имеющийся на тот момент «Контакт-5» из-за его чрезмерной массы. Итак, в 1988 году нужно было создать примерный аналог К-5, но более лёгкий и универсальный. Также поступил заказ на ДЗ для… Бронетранспортёра. Притом не для БТР-90 (Так как до его появления ещё 6 лет), а для БТР-80.
ДЗ для БМП-3
За основу был взят «Контакт-3», но было решено отказаться от метаемой крышки, и элемент ЭДЗ был взят стандартный, 2С22. Верхняя пластина выполнена из того же материала, что и сам бронекорпус — из АБТ-102. При толщине 6 мм она весила как аналогичная 2-мм пластина, что в 1.7 раза увеличивало её скорость.
После 2 лет ОКР в апреле 1990 года ДЗ была отправлена на испытания. И тут выяснился интересный факт: при обстреле лба машины гранатой ПГ-7-ВЛ «Луч» под углом размещения ДЗ в 50 град. пробития не было. Различные выстрелы к СПГ тем более не могли поразить лоб.
Далее был произведён обстрел из ПТРК «Фагот» ракетой 9М111-М. Минимальное бронепробитие составляло 600мм. Итого, из 3 попаданий было достигнуто 2 пробития лобовой детали, однако, полный топливный бак поглотил остатки струи в обоих случаях.
Затем, обстрел производился с размещением ДЗ на специальном «клюве» под углом 65 град. И только тогда было достигнуто уверенное противодействие лёгкому ПТРК: 4 из 4 ракет не пробили бронекорпус.
Однако, бортовая ДЗ не выдерживала пробития ракет на углах больше 20 град. Становилось ясно, что необходима специальная реактивная броня борта, в которой ЭДЗ изначально расположены под углом.
ДЗ для бронетранспортёра
Здесь задача была ещё сложнее: защитить БТР от кумулятивных средств с пробитием 350 мм и при этом сохранить плавучесть.
За основу был взят 4-мм ЭДЗ, обе пластины изготавливались из алюминия и имели толщины 4 и 2 мм. За ними шёл слой бронетекстолита с 2-мм поддерживающим слоем, и наконец, толстая резиновая прокладка. Сами блоки крепились в 50-мм от брони. На испытаниях 1990-го года борт БТР всё же выдержал попадание из РПГ-18. Броня получила незначительный прогиб в месте срабатывания, но это быстр решили установкой ребра жёсткости. ДЗ получила собственное название «Кольчуга».
Труднее всего было защитить лоб. Сложная форма бронелистов не позволяла повесить стандартные блоки, а толщина брони не позволяла установить «Контакт-3». Но к сентябрю того же года появились решётчатые экраны, закрывающие не перекрытые ДЗ зоны, а блоки получили заполнение инертным материалом и новые крепления. В итоге, блок всё же был принят на вооружение, но только сухопутными войсками: возможности плавать достичь не удалось. А потом наступил 1991 год.
Ещё немного истории
СССР, однако, выжил, несмотря на отделение некоторых республик и массовые столкновения полиции с гражданами. Удалось сохранить Украину, Казахстан и ряд других важных регионов. Деградация промышленности произошла, но не критичная. Несмотря на внедрение некоторых рыночных реформ, в стратегических отраслях оставался госплан.
На самом деле, рассуждения про выживший СССР — повод для нескольких крупных статей, поэтому, не вижу большого смысла делать упор на них в непрофильной статье. Череда локальных конфликтов в Советских осколках с активным вмешательством выжившей сверхдержавы подстегнула оборонную промышленность.
Первый опыт применения БМП-3 с модулями «Контакт-6» пришёлся на Чеченскую кампанию. В отличии от реальной истории, была всего одна Чеченская война, шедшая с 1997 по 1999 годы. Там машина проявила себя с лучшей стороны, но сказалась уязвимость бортов. БМП-3-Ш подчас применяли в качестве лёгких танков, хотя, машина для этого не предназначалась. Всего за 3 года потеряли 32 машины. Там же ограниченно применялись и БТР-8-М1, но не получили большого распространения. Бронетранспортёры применялись там именно как бронетранспортёры, а благодаря грамотной разведке нападения на колонны стали редкостью. Однако, зафиксировано 3 случая непробития БТР гранатой неизвестного типа и минимум 2 пробития.
Во время одного из боёв солдаты установили модули «Кольчуги» на борта БМП-3, чтобы поднять выживаемость при обстреле с борта, и такая машина в сумме выдержала 7 попаданий, причём одно — из ПТРК «Малютка».
Именно так родилась идея оснастить БМП модернизированными блоками «Кольчуги».
Новая броня для новой машины
После победы в Чеченской войне была переработана конструкция «Кольчуги». Во-первых, использовался стандартный ЭДС 2С22, а также увеличена толщина тыльной пластины до 4 мм, а лобовой — до 6. Пластины под углом 40 град. при обстреле перпендикулярно борту на испытаниях 2000 года выдержали захваченный в Чечне AT-4 с пробитием 420 мм по нормали.
Блоки также заполнены вспененным составом, что позволило машине плавать. Масса возросла до 21.9 т. Важным стало то, что крепления «Кольчуги-2» не позволяли устанавливать её на БТР, так как представляли опасность для экипажей.