Содержание:
Введение
Данный мини-цикл будет включать в себя 2 или 3 статьи про альтернативную реактивную броню Страны Советов. Вся информация взята из открытых источников (btvt.narod, topwar и пр.). Итак, первая статья рассмотрит альтернативный «Контакт-3», или же защиту для лёгких машин, а также развитие данной ДЗ.
Сразу оговорюсь, что работы по созданию встроенной ДЗ в 60-е годы будут рассмотрены позже, так как не относятся к «лёгкому» типу.
Исторические вводные
С насыщением ведущих армий мира бронетранспортёрами и с постепенным появлением боевых машин пехоты остро встал вопрос об обеспечении защиты данных машин от противотанковых средств (Далее- ПТС). Речь, естественно, не шла про защиту от танковых подкалиберных боеприпасов или тяжёлых ПТРК. Задачей СССР было защитить уже стоящую на вооружении БМП-2 от самых массовых лёгких РПГ и распространённых в то время безоткатных орудий.
Долгое время в СССР динамическая защита рассматривалась как встроенная, могущая бороться как с БПС, так и с КС. Очевидно, что содержащая большое количество взрывчатого вещества, такая броня бы просто проломила хлипкий корпус боевой машины. Даже разработанный в 1982 г. «Контакт-1» приводил к пролому 13-мм борта. Израильский же «Блейзер» не имело смысла копировать из-за его низкой эффективности: такая ДЗ снимала всего порядка 50% от пробития первоначальной струи.
Второй проблемой стало наличие лидирующей части кумулятивной струи: до того, как детонирует ЭДЗ, она успевает пройти ЭДЗ и пробить тонкую броню машины.
Решение проблемы
Решение пришло, откуда не ожидали. Лидирующую часть кумулятивной струи оказался способен снять обычный копеечный советский… Стеклопластик. Да, тот самый СТБ-3-02, применяемый в броне основных танков. Толщина в 18 мм при основной броне в 15 мм обеспечивали под углом 56 град. эквивалент 80 мм гомогенной стали, чего с лихвой хватает для снятия лидирующей струи, пробивающей порядка 10% от первоначальной.
Было решено включить плиту из СТБ прямо в состав блока ДЗ: она должна была также обеспечить защиту основной брони от взрывной волны.
Толщина ЭДЗ была уменьшена до 6 мм, а внешняя метаемая пластина выполнена из сплава АБТ-101, толщиной 4 мм.
Испытания
И вот, наступил 1987 год. БМП-2 подверглась всестороннему обстрелу из различных ПТС на Взрыводинамическом полигоне НИИ Стали. Далее представлены результаты:
Лобовая деталь и башня выдерживают: противотанковую гранату ПГ-7-ВС1 с пробитием 360 мм и менее мощные боеприпасы. На броне заметны незначительные каверны от остаточной струи.
Верхний пояс борта, прикрытый ДЗ указанной конструкции, с курсового угла 20 град. выдерживает тот же боеприпас, однако, на броне с обратной стороны образуются сколы и прогибы глубиной 2-3 см.
Верхний пояс борта с курсового угла 40 град. выдерживает попадание гранаты ПГ-7-В с бронепробитием 260 мм, но броня имеет прогибы глубиной 4-5 см.
Вывод: ДЗ для лёгких боевых машин «Контакт-3» позволяет снять до 95% кумулятивного заряда с бронепробитием 360 мм. Однако, требуется решение проблемы защиты 13-мм бортов от взрывной волны.
После доработки ДЗ установкой дополнительного резинового упругого элемента вместе с установкой 2-мм листа перед контейнером решило проблему прогибов бортов.
Боевое применение
Боевое крещение БМП-2 с данным комплексом получила во время Афганской войны. Модификация получила название БМП-2-Ш(Штурмовая). Выяснилось, что с установкой «Контакта-3» теряется возможность плавать, однако, борт БМП становится неуязвимым для 12.7-мм пуль с дистанции более 100 м. Машина получила положительные отзывы: она начала выдерживать попадания противотанковых гранат, и по защите от последних приближалась к Т-62М. Однако, увеличение массы на 1100 кг привело к ухудшению эксплуатационных и боевых качеств.