Как известно в игре World of Warships существуют так называемые ветки развития кораблей. В этих ветках корабли разделены на 10 уровней при этом корабли одного уровня приблизительно равны по силе.
Как оказалось, заполнить все уровни, даже у таких развитых кораблестроительных стран, как Великобритания и Япония, оказалось непростой задачей. Так, например, если у Японцев на последнем уровне линкорной ветке располагается их знаменитый суперлинкор Ямато, то у других стран равного ему корабля среди построенных кораблей не нашлось. В этом случае на помощь разработчикам игры пришли различные нереализованные и даже альтернативные проекты, которых у каждой страны было достаточное количество.
При таком принципе заполнения веток, для таких развитых кораблестроительных стран, как например Япония, вполне можно создать по несколько веток, тех или иных кораблей, и наш коллега ADM_MAKAPOB решил представить, как бы выглядела альтернативная ветка японских крейсеров, которую разрабы могли бы сделать в дополнение к уже существующей. Свои мысли на этот счёт он выложил на форуме World of Warships, где я их собственно и нашёл, а теперь представляю на суд широкой публики.
Начинаем, как и положено, с 3 уровня.
Сразу оговорюсь в поскольку реальных кораблей Японского императорского флота на полноценную ветку не хватает, в этой теме представлены на ровне:
реально существовавшие корабли, проекты не построенных кораблей, и корабли не имеющие ни какой связи с текущей реальностью.
Это попытка создать крыло легких сил флота, опираясь на информацию из открытых источников.
Содержание:
3-й уровень: IJN «Yasoshima»
7 декабря 1937 г. японские войска заняли Цзянцзин. В апреле 1938 г. китайские крейсера были подняты и отбуксированы в Шанхай, где прошли временный ремонт. Некоторое время «Нин-Хай» использовался как плавучая казарма. Японцы предполагали передачу бывших китайских крейсеров флоту марионеточного правительства Ван Цзинвэя, однако в 1943 г. сами решили использовать трофейные корабли как лидеры эскортных соединений, для чего они должны были пройти полную реконструкцию. Перестроечные работы начались на бывшем «Нин-Хае» в декабре 1943 г., на «Пин-Хае» — в январе 1944. 1 июня 1944 г. корабли переименовали соответственно в «Иосима» и «Ясосима». Их котлы были переведены на нефтяное отопление; полностью изменилось вооружение: по два 120-мм универсальных, тридцать 25-миллиметровых зенитных орудий и восемь крупнокалиберных пулеметов, а также два бомбомета и два бомбосбрасывателя для глубинных бомб.
19 сентября 1944 г. «Иосима» была потоплена к югу от о. Хонсю (Япония) американской субмариной «Шэд»: 19 сентября 1944 года за несколько часов до рассвета подводная лодка «Шэд» при помощи радиолокационных и акустических приборов обнаружила южнее острова Хонсю два корабля противника. Лодка начала сближение с кораблями в надводном положении, а на рассвете погрузилась, чтобы избежать встречи с эскадренным миноносцем и продолжать сближение, идя подводным ходом. В 5 час. 53 мин. второй из обнаруженных кораблей сделал неожиданный поворот, который привел к тому, что лодка оказалась в очень выгодном положении для атаки. Под углом встречи 90° командир лодки выпустил четыре торпеды, а затем дал приказание уйти на глубину, так как появился охотник за подводными лодками. Послышались три характерных взрыва торпед[1]. (По мнению американцев, они потопили фрегат «Иводзима»).
«Ясосима» участвовала в сражении за Филиппины, сопровождая конвои эвакуируемых войск. 25 ноября 1944 г. эскортный крейсер был потоплен американскими самолётами с авианосца «Тикондерога» вместе с тяжёлым крейсером «Кумано» в гавани Санта-Крус о. Лусон. В 1947 г. корпус бывшего «Пин-Хая» был поднят и возвращен в Китай, где использовался как плавучий причал.
ТТХ:
- Водоизмещение – 2448 т
Размерения;
- Длина – 110 м,
- Ширина – 12 м,
- Осадка – 4 м,
Бронирование;
- Броневой пояс – от 25 до 76 мм,
- Бронирование палубы – от 19 до 25 мм,
- Орудийные башни – 25 мм,
- Боевая рубка – 25 мм,
Вооружение:
- Главный калибр – 3 × 2 ×140 мм / 50 орудий,
- Универсальный калибр – 3 × 1 × 76 мм,
- Зенитная артиллерия – 4 × 57 мм,
- Торпедное вооружение – 2 × 2 × 533 мм,
Силовая установка;
- Машины – четыре паровых котла на угле и один котёл на мазуте, паровые машины
- Мощность – 75 000 л. с.,
- Движитель – 2 винта,
- Скорость хода – 21 узел,
- Дальность плавания – 5000 морских миль (9300 км) на скорости 12 узлов
- Экипаж – 361 человек.
4-й уровень IJN «Abukuma»
Главным отличием крейсеров типа Nagara от крейсеров типа Kuma было торпедное вооружение. Крейсера несли по четыре сдвоенных поворотных 610-мм торпедных аппарата, по два перед и позади дымовых труб, но только два ТА могли выпускать торпеды с одного борта. Это не были торпеды Long Lance с кислородным двигателем, которые появились позже, но весили они на одну тонну больше, чем 533-мм торпеды. Возможно,именно с этим обстоятельством связано и уширение корпуса крейсеров на 0,5 метра. Эти торпеды были приняты на вооружение в 1920-21 гг. под названием Nendo shiki 610. Боекомплект составлял 16 торпед Тип 8.
ТТХ:
- Водоизмещение – 5570 т
Размерения;
- Длина – 162,1 м,
- Ширина – 14,2 м,
- Осадка – 4,8 м,
Бронирование;
- Броневой пояс – 60 мм,
- Бронирование палубы – 30 мм,
Вооружение;
- Главный калибр – 7 × 140 мм / 50,
- Универсальный калибр – 2 × 80 мм / 40,
- Торпедное вооружение – 4 × 2 × 533 мм (21,0 дюйма) торпедных аппаратов (4×2)
- Минное вооружение – 48 морских мин,
- Авиавооружение – 1 катапульта и 1 гидросамолёт,
Силовая установка;
- Машины – 12 котлов Кампон,
- Мощность – 90 000 л. с.,
- Движитель – 4 винта,
- Скорость хода – 36 узлов,
- Дальность плавания – 6000 морских миль (11 000 км) на скорости 14 узлов,
- Экипаж – 361 человек.
5-й уровень IJN «Yahagi»
IJN Yahagi — один из четырёх лёгких крейсеров типа Agano Императорского флота Японии и второй спущенный на воду. Как и все корабли данного типа предназначался для лидирования флотилий эсминцев. Данный крейсер стал знаменит благодаря сопровождению линкора IJN Yamato в свой последний самоубийственных поход. Потоплен атаками американской палубной авиации 7 апреля 1945 года.
ТТХ:
Водоизмещение;
- стандартное – 6652 т,
- полное – 7590 т,
Размерения;
- Длина – 162 м,
- Ширина – 15,2 м,
- Осадка – 5,6 м,
Бронирование;
- Пояс – 55…60 мм,
- Палуба – 20 мм,
- башни – 19 мм,
Вооружение;
- Главный калибр – 3 × 2 × 152-мм/50
- Универсальный калибр – 2 × 2 × 76-мм/60,
- Зенитная артиллерия – 32 × 25-мм/60,
- Минно-торпедное вооружение – 2 × 4 × 610-мм торпедных аппаратов, 48 торпед,
- Авиавооружение – 1 катапульта, 2 гидросамолёта,
Силовая установка;
- Двигатели – 4 турбины «Гихон»
- Котлы – 6 котлов «Кампон»
- Мощность – 100 000 л. с.
- Скорость хода – 35 узлов,
- Дальность плавания – 6300 морских миль на скорости 18 узлов,
- Экипаж – 736 человек
6-й уровень. крейсер проекта «С-44»
Предварительные варианты программы были окончательно сформированы 27 ноября 1937 года. Дальнейшие работы над программой, получившей условное название «Maruyon Programm», были продолжены с 21 июля 1938 года, и уже в том же году на выполнение программы были выделены запрошенные денежные средства. В следующем, 1939 году, Программа была подтверждена Парламентом Японии. Согласно программе, в течение шести лет — с 1939 года по 1944 год — предусматривалась постройка 83 боевых кораблей, а также резкое усиление и обучение летного состава авианосных сил флота, на что выделялось 1.205.800 тысяч иен.
«Agano» (Nr.132), «Noshiro» (Nr.133), «Yahagi» (Nr.134), «Sakawa» (Nr.135) и «Oyodo» (Nr.136) стали последними из построенных японских крейсеров. В более поздних кораблестроительных программах разрабатывались планы строительства двух линейных крейсеров типа «Super А», четырех крейсеров типа «А» (тяжелые крейсера), пяти крейсеров типa «В» (легкие крейсера) и четырех малых легких крейсеров, однако лишь единицы из них были заложены, но не достроены, а к постройке остальных даже не приступали.
ТТХ:
Бронирование;
- Пояс – 50…55 мм,
- Палуба – 20 мм,
- башни – 25 мм,
Вооружение;
- Главный калибр – 4 × 2 × 152-мм/50,
- Универсальный калибр – 4 × 2 × 76-мм/60,
- Зенитная артиллерия – 2 × 3 и 4 × 2 × 25-мм/60,
- Минно-торпедное вооружение – 2 × 4 × 610-мм торпедных аппаратов,
- Авиавооружение – 1 катапульта, 2 гидросамолёта,
Силовая установка;
- Скорость хода – 36 узлов,
7-й Уровень IJN «8-8»
Здесь все совсем печально корабля нет от слова вообще, но есть неплохая ссылка из истории создания тяжелого крейсера Фурутака
История создания крейсеров типа «Furutaka» восходит к 1916 г., когда в программу «8 — 4» были включены три «скаута»
(нормальное водоизмещение 7200 т, скорость 36 уз., вооружение из 12 140-мм орудий в одно- и двухорудийных установках, 610-мм ТА и 76-мм поясная броня).
Когда в Японии стало известно о строительстве в США кораблей типа «Omaha», проект было решено переделать, а место «скаутов» в программе заняли «стандартные» 5500-т крейсера. (как раз те что в этой ветке на 4 уровне).
В 1918 г. в техническом департаменте был подготовлен переработанный проект «скаута»
(нормальное водоизмещение 8000 т, скорость 36,5 уз., вооружение из 10 — 12 140-мм орудий в 5 — 6 двухорудийных башнях, расположенных в диаметральной плоскости пирамидально).
Постройка предусматривалась программой «8 — 8», однако выдачу заказа вновь отложили — на этот раз большое впечатление на японских адмиралов произвели английские крейсера типа «Hawkins» со 190-мм артиллерией ГК.
Проект «скаута» вновь отправили на доработку.
ТТХ:
Бронирование;
- Пояс – 76 мм,
- Палуба – 32-35 мм,
- башни – 57 мм,
Вооружение;
- Главный калибр – 6 × 2 × 140 мм/50,
- Универсальный калибр – 2 × 2 × 76 мм/60
- Зенитная артиллерия – 2 × 3 × 25-мм/60,
- Пулемёты — 2 × 2 × 13,2 мм,
- Минно-торпедное вооружение – 2 × 4 × 610-мм торпедных аппаратов,
- Авиавооружение – 1 катапульта, 2 гидросамолёта,
Силовая установка;
- Скорость хода – 36,5 узлов.
8-й уровень IJN «Neyoda»
Был в составе Японского флота лёгкий крейсер «Ойодо». Однако для 8 уровня он не подходит из-за слабости вооружения. Правда существовали различные проекты с иным составом вооружения. При этом были проекты, которые бы могли подойти под 8 уровень.
В качестве названия для этого корабля возьмём название крейсера типа «Ойодо», который так и не был заложен.
ТТХ:
Водоизмещение;
- стандартное – 8534 т,
- полное – 10 417 т,
Размерения;
- Длина – 180 м,
- Ширина – 16,6 м,
- Осадка – 6,1 м,
Бронирование;
- Пояс – 60 мм,
- Палуба – 30 мм,
- башни – 40/30/20 мм,
Вооружение;
- Главный калибр – 4 × 3 × 155 мм/60
- Универсальный калибр – 6 × 2 × 100 мм/65,
- Зенитная артиллерия – 6 × 2 × 25-мм/75,
- Минно-торпедное вооружение – 2 × 3 × 610-мм торпедных аппаратов,
- Авиавооружение – 1 катапульта, 4 гидросамолёта,
Силовая установка;
- Двигатели – 4 турбины «Кампон»
- Котлы – 6 котлов «Кампон Ро-Го»
- Мощность – 110 000 л. с.
- Скорость хода – 35,5 узлов,
- Дальность плавания – 10 350 морских миль на скорости 18 узлов,
- Экипаж – 776 человек
9-й уровень. IJN «Kano»
На 9 уровне будет крейсер так называемой «Marugo-Programm».
«Marugo-Programm» — пятая программа пополнения флота 1942 года. Утверждена парламентом в октябре 1941 года. В соответствии с выделенными 19 июня 1941 года ассигнованиями планировалось построить в 1942-1948 годах 159 кораблей общим тоннажем 650.000 тонн. Из-за начавшейся войны осуществление Программы 1 апреля 1942 года было, приостановлено, а вскоре после поражения японцев у Мидуэя Программу отменили вообще.
Пять легких крейсеров класса «В» со строительными номерами от Nr.810 до Nr.814 имели стандартное водоизмещение 8500 тонн, 155-мм главный калибр и скорость 37,5 узлов. Ориентировочная стоимость программы их строительства составляла 47.514.000 иен.
ТТХ:
Бронирование;
- Пояс – 60 мм,
- Палуба – 30 мм,
- Башни – 40/30/20 мм,
Вооружение;
- Главный калибр – 4 × 3 × 155 мм/60,
- 1-й универсальный калибр – 6 × 2 × 100 мм/65,
- 2-й универсальный калибр – 10 × 3 × 76 мм/60,
- Зенитная артиллерия – 10 × 3 и 2 × 2 ×25-мм/75
- Минно-торпедное вооружение – 4 × 3 × 610-мм торпедных аппаратов,
- Авиавооружение – 1 катапульта, 3 гидросамолёта,
Силовая установка;
- Скорость хода – 37,5 узлов.
10-й уровень IJN «Ishikari»
На последнем уровне расположился крейсер из программы «MOD. MARUGO-PROGRAMM».
Эта программа стала результатом обобщения первого полученного опыта войны. Она была предложена на утверждение 30 июля 1942 года. Предусматривалась смета на новое кораблестроение на отчетные 1943/44 и 1944/ 45 годы. Программа включала 413 различных кораблей, часть из которых перешла из базовой программы «Marugo-Programm». Однако от постройки 338 единиц отказались буквально сразу же. В их число попали и два тяжелых крейсера класса «А» проекта «С-44», получивших строительные номера Nr.5037 и Nr.5038 со стандартным водоизмещением 8520 тонн. К их постройке так и не приступали.
В дополнение к указанным данным можно сказать еще, что в 1941 году командованием японского флота было проведено обсуждение «6-й Программы пополнения флота». Результатом этого стал вопрос о включении в Программу постройку четырех линейных крейсеров, близких по техническим данным к проекту «В-65» (Nr.795 и Nr.796). Этот документ, однако, состоялся лишь на этапе исследований и дальнейшего развития не получил.
У японских конструкторов получался корабль водоизмещением меньшим, чем «Ямато», но большим, чем у американских тяжелых крейсеров. Линейные крейсера должны были быть быстроходными и хорошо вооруженными.
Работа над проектом шла быстро, в 1940 году испытали конструктивную надводную защиту, на 1941 год запланировали испытания орудий.
В конце 1941 года был разработан вариант этого линейного крейсера с 356-мм артиллерией главного калибра. Но от этой идеи скоро отказались: увеличилось водоизмещение, большинство важных характеристик ухудшилось.
ТТХ:
Бронирование;
- Пояс – 190 мм,
- Палуба – 125 мм,
Вооружение;
- Главный калибр – 3 × 3 × 310 мм/50,
- Универсальный калибр – 8 × 2 × 100 мм/65,
- Зенитная артиллерия – 6 × 2 × 40 мм/60,
- Зенитная артиллерия – 6 × 3 × 25 мм/76,
- Авиавооружение – 1 катапульта, 3 гидросамолёта,
Силовая установка;
- Скорость хода – 34 узлов.