Aльтернативная программa 1898года. версия 3.0- продолжение
(конец прежнего)….
Что еще надо для полного счастья? Ах да, броненосцы (адмиралов уже имеем :)))
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Б)Бородинцы „третьего разлива“ (версия 3.0 🙂
Если с крейсерами роль „зачиньщика“ сыграл болгарский князь, то „крестний отец“ броненосцев программы 1898г „для нужд дальнего…“ выступил Витте!
Как известно программа 1895г планировала постройку 5 ЕБр и 4 ББО. К ним программа 1898г. добавила еще 5 ЕБр. К началу 1898г из них строились только 2 Броненосца/Крейсера так сказать :)- Пересвет и Ослябя. Размер предстоящих трат вызывал серьезную тревогу у Витте, хорошо знающий на сколько еще первоочередных нужд требовались деньги. Но раз с колличеством ничего нельзя сделать- оно одобрено самым царем- то почему не „тряхнуть стариной“ пытаясь ограничить их размеры и стоимость? Для него броненосец, что в 10кт (Сисой), что в 15кт (Асахи)– все равно, броненосец, только первый дешевле (знаю- натяжка, но он мне простит… :).
И чем Сисой плох? Пояс не полный? Однако очень толстый! Сделаем его тоньше из брони Круппа, но размер увеличим. Скорость, говорите малая…Тоже вырастет, как огнетрубные котлы заменим на современные. А вы подумали как новые ЕБр будут в одной линии с Полтав ходить? Все равно с ихной скорости будут. А и вообще зачем противника догонять- для етого вон какая большая серия сильных БрК строим („австрийцы“) И т.п. и т.д…
Ети настоятельные требования уменьшить ВИ/стоимость новых броненосцев неожиданно нашли подкрепу у прибывшего в Петербург на запах заказов Крамп. Ввиду новейших достижении металлургии и машиностроения он предложил на основе проекта Сисоя постичь необходимых современному броненосцу показателях без роста размеров. Да и недорого, при условии заказа ему 2 штук. Если проект понравится, можно и на русских верфях такие строить. Другие условия строго не оговаривались, в т.ч. число пушек средного калибра, сказанно было лишь, что вес „металла“ выпущенный за 5 минут должен быть не меньше чем у Полтав, а скорость- все таки не менее 17,5узла.
После бурных дебатов где предлагалось все- от безбронных судов с сильной артиллерией до броненосных таранов почти без оной РЕШИЛИ- принять предложение Крампа. Для подстраховки решено было заказать один ЕБр и французам (привет балету). А пока, чтоб верфи не простаивали, вместо третьего (ни)броненосца/(ни)крейсера и невнятного уже броненосного рейдера заложить два „австрийские“ БрК (Победа и Громобой), а к лето ожидались измененные чертежи с Крампа.
Надо сказать что Крамп не подкачал. В чертежи Сисоя его инженеры сделали (много) следующие изменения:
Здесь откроем скобу- посколько все размеры/весы найти и подсчитывать не могу/не намерен, используем геометрию- опять сделаю точный чертеж в CAD программу и измерим необходимые размеры.
Для сравнения вот диаграмма Сисоя (не совсем верная)
И вот чертеж изменения в бронированнии у Бородинцах Ретвизанцах. Так:
- Прежний ГП из сталежелезных плит высотой в 214см и толщины в 406/203мм (середина) и 305/152мм (концы) заменили на той же высоты 229/152мм плиты крупповской брони по всей длине (69,2м) Сужение тоже начиналось на 1,22м от верхней кромке. Уменьшение сечения с 0,79кв.м и 0,59кв.м (середина и концы пояса соотв.) до 0,47кв.м. дало 32,82куб.м брони меньше, что при скажем 7,9т/куб.м дает [-259,3т.
- Траверсы уменьшени с 229 до152мм спереди и с 203 до 152мм сзади. С‘економленная толщина (76+51мм) образует новый задний траверс верхнего пояса
етажомпалубой выше. - Толщина верхного пояса (127мм) сохранена (но из КС), его длина увеличена и в точности повторяет контур нижнего. „Поворот“ бывших наклонных траверсов, как и „лишней“ толщины брони бивших внешних части барбетов (уменьшаються с 254 до 127мм) к бортам компенсировала его удлинение. Лишь спереди нехватка 12,5м длины для нового передного траверса в 102мм тольщины добавляет +22,5т.
- Нос получает 51мм противофугасного бронирования на всей высоте нижного и верхного поясов (4,42м). Его наличие и высота- ответ почему передний траверс верхного пояса тоньше чем задний (суммарно 152мм). Вессовой результат- +58т без веса крепежей. Противофугасний пояс в корму длиной 33,5м суммарно и высоты в 2,14м (как продолжение ГП) добавляет 3,65м3 брони и +28,9т веса
- Убраны передний и задний минний аппараты, что с‘економило вес (ХХт) и упростило конструкцию щевней. Траверзные аппараты конечно остались :((
- 127мм каземат на батарейной палубе удлинен до середины барбетов наподобие старого контура верхнего пояса. У борта его длина увеличилась более чем вдвое- с 19,8 до 41,4м! При етом оказалось, что операция ета „самоокупающаяся“- за счет исключения лишных уже центральных частей и утоньшения внитренных частей барбетов с 254 до 127мм т.е. ето почти не ведет к увеличению веса. Надо добавить лишь по 9‘ (2,76м) на борт новой брони, что еквивалентно +12,4т. Не очень понятно почему раньше не сделали ето на оригинале.
- Уменьшение тольщины брони подв. частей башень с 305 до 254мм (у реального Ретвизана229мм) что уменшает ее вес (-42т по Широкораду)
- Сумарно вся броня уменьшилась (к Сисою) на 22,72куб.м или 179,5т. при росте ее площади. Защищенность, за счет применения КС соответствовала реальному Ретвизану, кое где уступая (верхний пояс 127 к 152мм), но больше превосходя (башни 254 к 229мм; барбеты 254 к 203мм) Однако ее центр тяжести попольз чуть вверх, из за увеличения размеров верхного пояса (110т брони с ватерлинии „поднялись“ на 2,14м). Ето изменение метацентр. высоты компенсируеться за счет:
а) Замена тяжелой „боевой“ фокмачты на „обычною“ (как вент. гротмачту до площадки) а также применение более легких моторных катеров вместо 34‘ футовых паровых.
б) Некоторое увеличение веса более мощных ПМ внизу.
в) уменьшение тольщины брони башень с 305 до 254мм (-42т) Ето уже увеличивают метацентр. высоту, (что не очень хорошо для артиллерии), но добавление в каземат еще пушек- 2бр 6“/45 (+30,6т) и 8бр. 75мм (+13,8т) его компенсирует.
В силовую установку сделаны следующие изменения:
- Огнетрубные котлы заменены на водотрубные. Даже в условиях економии веса/водоизмещения желание Крампа применить тип Никлосса было отвергнуто. Сошлись на тип- тонкотрубний Бельвиль с економайзером, как у Цесаревича. При почти тех же габаритах и весе как старые (с водой) их мощность возросла в 1,5 раза, а давление пара повышено с 10 до 18атм. (предельное 21атм.)
- Современно спроектированные паровые машины при близких к прежных габаритах развивали бОльшую мощность (по 6000 вместо 4300 л.с. за счет в 1,5 раза большего давления пара) и имели несколько бОльший вес (из за более массивных штоков, коленчатых валов и пр.). По инициативе Крампа впервые 4 динамомашин установили в машинном отделении, 2 из которых приводились турбинами на мятым паром (после ЦНД и перед конденсатором) с возможности использования и свежего пара из котлов через редуктор давления (на стоянке).
- Хотя економичность силовой установки возросла, но ее мощность- тоже. Чтобы постичь приемлемую боевую дальность при прежнем обьеме угольных ям добавили 250т сырой нефти в междонном пространстве. Нефть разбрызгивалась по спец. желобами (куда подавалась ведрами 🙂 поверх горящего угля.
Норм. водоизмещение Ретвизана получилось 9280т (примем что не весь перегруз Сисоя над проектных 8880т был из за скверной выделки, а возможно имелись и неучтеные грузы), полное- ок. 10000т. Мощность в 12000л.с. без форсировки позволяла развивать 17,72 уз. при ВИ 9700т и „родном“ адмиралт. коеффициенте 211. Корабли отечественной постройки развивали ок. 17,55-17,65уз. при 9900т. Таким образом все они превысили контрактной скорости в 17,5уз.
Вооружение:
Предположение, что чего чего, а уж башни с современных 305мм/40 орудий менять не надо не потвердилось. Дело в том, что из за ограниченного водоизмещения, требуемый вес пятиминутного зальпа Полтавы Крамп намеревался постичь не за счет увеличения числа пушек средного калибра, а за счет увеличения скорострельности наличных. Казематные шестидюймовки были увеличены с 6 до 8 штук, место в в новом длинном каземате имелось и для больше. Но существенно увеличить их скорострельность не представлялось возможным. Поетому (но не только из за етого) требовалось увеличить ее у 12“ башень. Новые башни Металлического завода (по типу Пересвета) етого обезпечили- макс. скорострельность составила 0,9 (при 25гр.ВН) до 1,1в/мин (от 2 до 16гр. ВН), в основном за счет ел. задвижек, в т.ч. открывания замков.
Кроме того повысили углы ВН с 15гр. (старая башня Сисоя и Полтав) до 25гр., фиксированный угол заряжения составлял +7,2гр. что соответствовало дистанции 50каб (снаряд обр.1892г). Макс. дальность стрельбы возросла с 80 до 100каб. Вес башни возрос с 176 до 188т (без брони и пушек конечно) т.е. +24т для обоих.
Восемь шестидюймовок расположены плутонгами по 2 в концевых секция каземата, разделенного на 3 при помощи противоосколочных переборках в 38мм. В двух средных секциях устанановлены 8 шт. 75мм орудия Кане. Еще 4 таких же установлены без брони в нос и корму.
Современная СУО Гейслера получала данные с трех оптических дальномеров Барр и Струд- в один в рубке, один на заднем мостике и один на марсе фокмачты.
Головный броненосец „Ретвизан“ Крамп заложил в юль 1898г. и второй- „Слава“- в 1899г. В сентябре- октябре 1898г заложили и 3 броненосца российской постройки- „Бородино“ (Новое Адмиральтейство), "Император Александр III" (Балтийский завод), „Орел“ (Галерный остров) и потом в 1900г- „Княз Суворов“ (БЗ)
За весь период до середины 1903г в строй вошли все 6! Надеюсь меньший размер кораблей и более ранное начало строительства снижат сомнения некоторых коллег в такой возможности. Насчет стоимости- дешевле чем в реале, но насколько? ХЗ.
Скажете – ущербные корабли, быстро они устареют. А разве другие, „нормальные“ не будут? (после 1906г) Да и дорого яичко к Христову дня! А ета программа отличалась именно конкретностью противника и его сил.
Таким образом на Тихом океане в Артур РИФ имел 9 новых броненосца (Цесаревич, 6 Ретвизано-бородинца и 2 пересвета) и 3 старых полтавы. Всего 12! Еще 4 остались на Балтике (Императоры, Наварин и Сисой). На ДВ были и 6 новых БрК типа „Олег“.
В Владивосток находились „Рюрик“, „Россия“, "Громобой" и две „богины“- Диана и Паллада
По пути к ДВ была Ослябя с Авророй. Из за начала войны они направлены ….в Владивосток? Но было ли бы в етом случае „начало“, раз такая „толпа“ ЕБр и БрК у РИФа на Дальнем востоке собралась? В сущности на японскую программу 6+6 (+2) получился ответ 12+6!
И ничего, что по ВИ на два японца соответствовали три ретвизана/олега.По орудиям однако ето выглядело так (только современные и без учета скорострельности; Яп/Ру):
12“— 24 к 40 10“— 1 к 24 8“— 30 к 18(12) 6“ (только на брон. корабли)- 198 к 232
А что с Цесаревичем, спросите вы, каков он? Тоже уменьшен? Или он великан в флоте хобитов? Ну, ето совсем другая история.
PS Уважаемые коллеги, предлагаю обсудить как ето получаеться что корабль, имеющий почти ту же огневую мощь (можем даже добавить 4 шестидюймовки в каземат, если захотим) и где то даже лучше защищенный, получаеться с ВИ в 30% меньше реального Ретвизана. Возможно ето из за:
- меньшую почти в 2 раза дальность.
- плохой адмиральтейский коеффициент реал. Ретвизана (188?- возможно такое и из за винтов?) что позволяет „претенденту“ развивать почти ту же скорость при намного меньшей мощности.
- Другое
Жду ваших соображении…