Альтернативная мотоброневая бригада 1937 г.

6

   Главным отличием мотоброневых бригад РККА (МБбр), от механизированных, являлось очень скромное количество бронетехники, львиную долю которой (а то и всю) представляли бронеавтомобили (БА). Всего, было сформировано три полноценных МБбр (7-я, 8-я и 9-я), отличавшиеся друг от друга составом – из трёх бригад, только 8-я имела в своём составе танковый батальон.

   По штату МБбр должна была иметь: 17 лёгких БА (ФАИ или БА-20) (из них 3 радийных), 57 средних (БАИ, БА-3 или БА-6) (из них 17 радийных), 18 легковых автомобилей (в том числе 3 пикапа), 96 грузовиков (31 ГАЗ-АА, 4 ГАЗ-ААА, 53 ЗИС-5, 5 ЗИС-6, 3 ГАЗ-ААА в виде ЗСУ 4М (счетверенные пулеметные установки)), 4 санитарные машины, 6 штабных автобусов или фургонов, 13 походных мастерских типа А и 6 типа Б, 24 автоцистерны, 2 мобильные зарядные станции и 5 гусеничных тракторов.

   Структурно, МБбр включала в свой состав: управление, роту связи, разведбат, автоброневой батальон, мотострелковый батальон (первоначально планировался мотоциклетный батальон, оснащённый 85 мотоциклами с коляской и 165 без коляски (в числе мотоциклов с коляской 4 с радиостанциями, 24 под возку станковых пулеметов и 27 под возку миномётов с расчётами и БК) но всё-таки мотоциклетному батальону предпочли моторизованный стрелково-пулемётный), роту боевого обеспечения, ремонтно-восстановительную роту, отдельный автотранспортный взвод, полевой хлебозавод и отдел НКВД. (В структуру 9-ой МБбр, входил ещё и танковый батальон).

   Все три упомянутых выше МБбр. в основном завершив своё формирование в 1938 году, вошли в состав 57-го Особого корпуса, дислоцированного в Монголии (при развёртывании МБбр. по штатам военного времени, количество БА в них увеличивалось до 21 лёгкого БА и 74 средних! Т. е. всего до 95 БА на бригаду.) и прекрасно показали себя в боях с японцами в ходе конфликта на Халхин Голе. Чему, далеко не в последнюю очередь, благоприятствовали топография и климат, вполне подходящие для эффективного использования наличной техники. (Пренебрежительно относиться к японцам не советую – известен случай, когда японцы из двух ПТР безнаказанно расстреляли три наших БА находящихся в дозоре).

Альтернативная мотоброневая бригада 1937 г.

   Но вот, попытка использовать полученный в Монголии положительный опыт в Зимней войне, себя не оправдала – условия были совсем не для бронемашин, а там и формирование новых механизированных частей подвалило, не оставив ни единого шанса на дальнейшее развитие крупным формированиям бронеавтомобилей.

   А жаль. Из вышеприведённой структуры видно, что формирования эти не громоздки, чрезвычайно подвижны и не столь обременительны в плане ТО и логистики вообще, как танковые.

   Обычно, тему МБбр в АИ игнорируют – и было с чего. БА РККА хоть и отличались хорошим вооружением, не уступающем основным танкам того времени, но по всем прочим параметрам, просто никуда не годились. Ни по проходимости, ни по удельной мощности, ни тем более по качеству внутренней компоновки и эргономики.

Альтернативная мотоброневая бригада 1937 г.

   Я вообще не завидую экипажам тех БА – термоизоляция от двигателя и потоков воздуха его охлаждающего такая, что температура в машине очень быстро зашкаливала, вентиляция никакая, всюду выступающие острые углы, тесно, неудобно и (особая фишка!) бензобак под потолком, между отделением управления и боевым отделением! При простреле, горящий бензин не просто растекался по полу бронекорпуса, он хлестал башнёрам на ноги (и выше), а водителю и командиру прямо на спину, а то и за шиворот. Поэтому, гореть вместе с машиной, было для экипажей средних БА РККА едва ли не нормой.

   Тем не менее, наиболее ценным в тех БА, считалась их технологичность – немного модифицированное шасси трёхмостового грузовика ГАЗ-ААА (или ГАЗ-А в случае лёгкого БА-20) с простым бронекорпусом сверху, делали такие БА чрезвычайно привлекательными, а незначительные (по сравнению с танками!) объёмы выпуска, ограничивали и их область применения ближней разведкой, дозорами и боевым охранением вдоль автодорог.

   Так разве когонить из альтернативщиков заинтересуют малочисленные МБбр, оснащённые техникой со столь ограниченными возможностями?

   А если технику для МБбр чутка «отальтернативить»? Танк-то, сам по себе машина сложная, тяжёлая, при ограниченном ходовом ресурсе не слишком подвижная и постоянно требующая грамотного, качественного и дорогого техобслуживания. В тоже время БА, да ещё на базе узлов гражданского автопрома, это «дёшево и сердито» при аналогичном вооружении и совсем не много уступающем уровне бронезащиты.

Альтернативная мотоброневая бригада 1937 г.

   Вот и начнём с матчасти.

   Выдумывать «вундервафли» на колёсах не будем. Для данной АИ уже некогда — на дворе 37-й – тот самый, когда идея МБбр. как раз начала «вытанцовываться». Просто попытаемся выжать всё из имеющегося «задела» в виде самых «прогрессивных» на тот момент БА-6.

Альтернативная мотоброневая бригада 1937 г.

   Берём проект БА-6 и делаем с ним сугубо то, что можно сделать в тех условиях без каких-либо революционных нововведений, навроде новых мощных моторов (включая дизеля), полного либо полугусеничного привода и несущих бронекорпусов замысловато-противопульной геометрии из бронедеталей сваренных с рациональными углами наклона.

   Нет, оголтелым «прогрессорством» заниматься не будем. Просто ставим на заточенное под БА шасси ГАЗ-ААА, 73-сильный двигатель ЗиС-5 и его же (но уже от ЗиС-6) (соответствующе «подрезанный» по высоте, как у мотора ГАЗ) радиатор с вентилятором. Для улучшения воздухообмена, добавляем бортовые «карманы», а переднюю часть кабины изолируем от моторного отсека паронитом или асбестом. КПП и кардан меняем, только если испытания покажут, что это реально крайне необходимо. Вон на опытный плавающий танк ТМ, при родной трансмиссии от ГАЗа, воткнули сразу два ГАЗ-овских же мотора в спарке и ничего – справилась! А 73 л.с. ЗиСа, это всё-таки поменьше, чем 80 л.с. двух ГАЗ-ов. На логичный вопрос – а чёж-бы просто не взять шасси от трёхмостового ЗиСа, отвечу  – ну не предназначалось это шасси для бронемашины (хотя такие попытки в виде крайне неудачного БА-5 и предпринимались). Дело в том, что ЗиС-6 – это грузовик на узлах и агрегатах от двухмостового ЗиС-5, по сути – лишь его модификация с минимальными изменениями конструкции и три моста там – сугубо ради повышения грузоподъёмности на тонну. Не зря ведь ЗиС-5 и его трёхмостовую версию ЗиС-6 разработали практически одновременно и в серию запустили с разницей всего в месяц! Трёхмостовое же шасси же ГАЗ-ААА, ИЗНАЧАЛЬНО создавалось для армии, под бронекузов и различные военные надстройки. Улучшенные ходовые качества, прочность и выносливость в тяжёлых условиях эксплуатации, были определяющими характеристиками – не зря ведь ГАЗ-ААА – он только похож внешне на банальную слабенькую полуторку ГАЗ-АА – на самом-то деле, это практически другая машина, собираемая на 80 % из оригинальных комплектующих! И разработка/отработка этой машины продолжались несколько лет под неотлучным и суровым курированием и армии и госбезопасности. И, в отличии от ЗиС-6, шасси ГАЗ-ААА совершенствовалось и усиливалось практически весь период его использования для производства бронемашин и военных спецавтомобилей.

   Поэтому мы и сохраняем конструкцию в максимально возможном объёме. А вот расстояние между задними ведущими мостами увеличиваем ради замены родных 32-дюймовых ГАЗовских колёс на 36-дюймовые ЗиС-овские. При этом оба задних ведущих моста делаем односкатными. Так и легче и проходимость намного выше – колёсам малого диаметра уже нет нужды буксовать, пробивая в грязи по две колеи с каждой стороны. Зато колёса большого диаметра (благо теперь есть мощность, чтоб их уверенно крутить), и передние и задние, идут друг за другом в одной колее как гусеница. От «овероллов» с их смешным ходовым ресурсом отказываемся.

   Конечно, специалист обязательно укажет, что даже такие нововведения, обязательно потребуют определённых конструктивных изменений и степень унификации с ГАЗ-ААА (даже там, где ничего ЗиСовского нет) неизбежно снизится и потребуются какие-то совершенно оригинальные детали. Согласен. Но! В РИ ГАЗ-ААА последовательно прошёл аж 4 серьёзные модернизации шаг за шагом совершенствовавших и усиливавших его конструкцию – собственно в результате чего он и оказался состоящим на 80% из оригинальных деталей, лишь внешне напоминающим «полуторку». Так почему бы, предложенные мной изменения в конструкции не «приурочить» к одному из тех этапов модернизации и не распространить их на ГАЗ-ААА в полном объёме, а не только на шасси для БА? ИМХО — ему это пойдёт только на пользу.

   Что же касается собственно БА, то изменения будут следующие:

   Массу машины по возможности уменьшаем. Вертикальная броня 8 мм нормально защищает от обычных винтовочных пуль на дистанциях более 50 шагов. Бронекузов в районе БО чуть-чуть укорачиваем (вместе с шасси), а в районе отделения управления делаем уже – оно теперь одноместное. От курсового пулемёта избавляемся. Внутренний бензобак, тот что под крышей, убираем на фиг – вместо него, два дополнительных бензобака-«бочки» на крыльях задних мостов. Башню делаем существенно ниже и без крыши вообще (как и без кормовой ниши). В башне, в спарке с ДТ вместо массивной 45 мм пушки, крупнокалиберный пулемёт ДК (производству которых придаём необходимый приоритет загодя). Открытая башня и спарка пулемётов, само собой так и напрашиваются на возможность ведения зенитного огня! И оно-таки есть!

   За упрощённой формы кормовым бронелистом (из одной плоской детали, без двери) подвешиваем большой ящик ЗиП. Там же, размещаем весь шанцевый инструмент. Без этого совершенно необходимого хлама и доп. бензобака в корпусе, с одноместным отделением управления, внутри машины будет более просторно, безопасно и удобно. А чтоб стало ещё удобнее, двери отделения управления и смотровые лючки делаем больше. Везде где это нужно и возможно, увеличиваем или вводим заново вентиляционные люки.

   В дополнение к основному БА с ККП, обязательно разрабатываем высокомобильного «истребителя танков» (как уж без него!). Это будет точно такой же БА, но без башни и крыши БО, единственное оружие которого, 45 мм полуавтоматическая пушка 21-К, на штатной тумбе.

Альтернативная мотоброневая бригада 1937 г.

   Эти пушки выпускались для флота в качестве универсальных орудий, сугубо по отсутствию МЗА, хотя в качестве зениток были малоэффективны. А вот именно как универсальные орудия, для вооружения БА – подходят вполне. По бронебойному действию, они полностью соответствуют обычной сорокапятке (возможно даже получше – учитывая, что ствол чутка длиннее), зато, угол возвышения имеют – как положено зенитке (т. е. можно использовать, по крайней мере, для заградительного огня), а скорострельность при хорошо обученном расчёте, теоретически может доходить до 30 выстр./мин. (у 45 мм противотанковой пушки 15-20, а у танковой и того меньше). Открытая же установка на тумбе, обеспечивает вполне комфортные условия. Единственная тут проблема – из-за ограниченных размеров БО броневика, ограниченный же угол ГН. Но, для высокомобильного шасси, вполне достаточный. Эту же пушку, можно впоследствие существенно усилить — и длину ствола увеличить и патрон более мощный ввести — если и флот и сухопутные войска в этом одинаково заинтересованы, то, почему бы и нет?

Альтернативная мотоброневая бригада 1937 г.

(Сверху вниз: РИ БА-6, АИ БА-8 и «истребитель» БА-8И)

   Такой же модернизационный фортель проворачиваем с лёгкими связными БА-20. ЗиС-овская силовая и колёса большого диаметра.

Альтернативная мотоброневая бригада 1937 г.

(Радиофицированный командирский БА-20)

   Закрытую башню меняем на открытую – низкую (заточенную под тот же, один ДТ). При этом отныне главной фишкой АИ БА-22, становится УДОБНЫЙ для четырёх человек кузов. По сути, теперь это «бронелимузинчик» – командирско-связная машинка, располагающая помимо обычных двух мест экипажа, местами ещё для двух пассажиров – комфортным, рядом с водителем (на случай, если командир подразделения захочет лично провести рекогносцировку на месте) и не столь удобными двумя же, в БО. Причём неудобство заключается исключительно в том, что если, не дай Бог, потребуется стрелять из башенного пулемёта, то башнёру придётся ногами встать на сиденье двухместного дивана (под ним ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ рация), а пассажир, автоматом оказывается буквально у него «под ногами» и спасаться ему придётся, как умеет, и от каблуков, и от сыплющихся сверху гильз. Но, башня с вооружением на связном БА – это сугубо «на всякий случай», а пассажир на заднем сиденье, штука совершенно необязательная. Тем не менее, заранее предусмотрены и более широкие двери и, в задней части кузова, дополнительные окна с люками.

Альтернативная мотоброневая бригада 1937 г.

(РИ БА-20 и АИ БА-22)

   Поскольку для бригады, вышеприведённая структура мне лично кажется слабоватой, я свой альтернативный вариант назову не мотоброневой бригадой, а мотоброневым полком (что вполне исторично, поскольку как минимум одна из тех самых РИ мотоброневых бригад изначально формировалась именно как отдельный мотоброневой полк и только унификация и сведение вместе разнородных частей заставили окончательно перейти на термин бригады – однако, силы это переименование не прибавило – сравните с теми же танковыми бригадами, в которых было аж по 4 танковых батальона!).

   Все вспомогательные службы, если надо, усиливаются. А вот боевые части, я малость «перетряхну».

   Структура автоброневого батальона, теперь будет выглядеть так:

   Три роты по 16 средних и 2 лёгких БА. 2 средних и 4 лёгких БА при управлении. Дивизион «истребителей» — 18 (три батареи по 6 машин) ПТ-САУ. Плюс в том же дивизионе 5 лёгких БА связи и упрвления. Всего, таким образом, в батальоне: средних БА 50, лёгких БА 15, САУ ПТО 18. Всего 83 бронемашины. Специализированных зениток в батальоне нет, поскольку каждый БА в той или иной мере способен вести зенитный огонь.

   Помимо батальона БА, в АИ мотоброневой полк (МБп) входит мотострелковый батальон усиленного четырёхротного состава (по роте на каждую роту БА, плюс рота боевого охранения и резерва). На вооружении, он имеет собственную противотанковую батарею (6 45 мм ПТП), миномётную батарею (6 миномётов калибра 82 мм) и 4 ЗСУ 4М в виде трёхмостовой полуторки ГАЗ-ААА со счетверённым «Максимом» («Максимы» со временем и по возможности, будут заменены на те же ДК). В качестве буксировщиков противотанковых пушек и миномётов, используются пикапы ГАЗ-4 на таких же модернизированных шасси, что и АИ БА-22.

Альтернативная мотоброневая бригада 1937 г.

(Пикапы ГАЗ-4 широко использовались в РККА не только в качестве многоцелевых транспортных машин, но даже как ЗСУ. Думаю не сложно представить этот пикап на колёсах и с двиглом от ЗиСа)

В ротах, вместо никчемных малокалиберных миномётов (которых вообще-то в 1937 году ещё нет, а в АИ и не будет вовсе), стандартные 82 мм миномёты обр. 36 г. – по два в каждой роте.

Т. е. в мотострелковом батальоне всего 14 миномётов и 6 противотанковых «сорокапяток».

Личный состав батальона перевозится грузовиками, для чего имеет СОБСТВЕННЫЙ автовозвод.

 

   В структуру, МБп входит разведбат трёхротного состава. Точно так же вооруженный тяжёлым оружием как и мотострелковый батальон (6 ПТП и 6 МНМ на батальонном уровне и по 2 МНМ на ротном), но в отделениях вдвое больше пистолетов-пулемётов ППД-34 (не только у командиров отделений, но и у их заместителей). При этом, одна из его рот – мотоциклетная, вторая полностью состоит из хорошо подготовленных разведгрупп (каждое отделение – готовая разведгруппа) и перевозится вышеупомянутыми пикапами (в отличие от банальных грузовиков мотострелкового батальона), а третья рота и вовсе  бронеавтомобильная, сводная (10 средних и 5 лёгких БА).

   Полковым средством усиления, является универсальный артдивизион, оснащённый ЗСУ 29К (мощная 76,2 мм зенитная пушка 3К на шасси трёхмостового грузовика Яг-10) в количестве 12 машин (три батареи по 4 орудия), одной батареи (4 машины) ЗСУ 4М, плюс опять-таки сводная рота БА (как у разведбата) усиленная взводом автоматчиков на пикапах. Эти рота БА и взвод автоматчиков, в обычных условиях, охрана штаба и последний «подкожный жир» комполка…

Альтернативная мотоброневая бригада 1937 г.

(САУ 29К – машины вполне себе универсальные – и как зенитки, и как довольно дальнобойное средство артподдержки, и как тяжёлые ПТО. 4М конечно не айс, но если поменять Максимы на ККП будет вполне себе круто) 

Таким образом, в этом отдельном мотоброневом полку, всего:

Средних БА – 70.

Лёгких БА – 25.

ПТ-САУ – 18.

СУ-29К – 12.

ЗСУ-4М – 12.

45 мм ПТП – 12.

82 мм МНМ – 24.

 

   Вроде бы нельзя сказать, что МБп имеет впечатляющую ударную мощь (с танковым полком предвоенного образца и близко не сравнить!), но от него никто не вправе требовать и каких-либо решающих сольных действий. ИМХО – место такому отдельному мотоброневому полку, в структуре стрелкового корпуса, наряду с корпусным артполком, в качестве личного резерва комкора. Это и высокомобильная (чрезвычайно высокомобильная!) группа оперативного назначения (в Монголии, в Польском походе и в летнем бардаке 41-го, такие корпусные группы действовали бы наверняка весьма эффективно), и средство экстренного усиления СД, оказавшейся на решающем направлении/участке, и высокоподвижные авангард с арьергардом (по обстоятельствам), и полный контроль над тылами корпуса. В общем, штука в структуре именно СК крайне полезная. К этому пренепременно следует добавить, что имея технику, базирующуюся на серийных автомобильных узлах и агрегатах, МБп и для ТО с логистикой СТРЕЛКОВОГО корпуса, не будет труднобеспечиваемым геморроем, как танковые части.

 

   Меня могут спросить – а на что, собственно, способен такой полк?

   Да, много на что. Во первых, полк может чрезвычайно быстро прийти на подмогу «попавшей под раздачу» СД. Внезапной атакой, или напротив из засады, остановить и отбросить, а то и рассеять пулемётами средних БА пехоту противника, застигнутую на марше или даже в боевых порядках, но при отставших, либо уже подвыбитых средствах ПТО. Вполне достойно встретить прорвавшиеся через позиции СД танки (18 «истребителей», 12 ПТП и 12 универсалок в виде мобильных зениток калибр 76,2 мм (3К)). Используя весь набор боевых средств, отбиться от авианалёта. Благодаря мобильности, своевременно уйти из под массированного артобстрела. В отличие от любых танков, не иметь проблем с запчастями, обученным техперсоналом и транспортной логистикой – вес бронетехники в пределах 5 т. а самая тяжёлая машина полка – САУ 29К ок. 10 т. (столько же весила последняя модификация лёгкого танка Т-26).

   Наконец, почему я, собственно выбрал в качестве основного вооружения БА именно ККП ДК, которые в РИ производились в гомеопатических количествах. Тут большая хотелка убить сразу аж трёх зайцев:

   Во-первых, по настоящему крупносерийный выпуск ККП, пойдёт на пользу не только АИ МБп, но вообще всей РККА, существенно усилив её ПВО.

   Во вторых, сами БА с ККП вместо пушки, станут легче, проходимее и полезнее в плане всё той же ПВО.

   И в третьих, такие же БА с ККП лучше подойдут в качестве разведывательных машин и в танковых частях – где пушечной техники и так много, а вот легче вооружённых за счёт чего лучше приспособленных именно для разведки, машин катастрофически не хватало.

   Что же касается боевых возможностей собственно ККП ДК, то я просто приведу небольшую выдержку из книги М. Коломийца «Броня на колёсах» (История советского бронеавтомобиля 1925-1945 г.г.).

«В сентябре 1936 года один БА-3 вооружили 12,7 мм пулемётом ДК, установленным в башне вместо 45 мм пушки. С 16 по 21 ноября эта машина испытывалась на научно-испытательном оружейном полигоне.

В мае 1937 года на том же БА-3 испытывали 12,7 мм пулемёт ШВАК, но по своим боевым характеристикам и надёжности он оказался хуже ДК. Результаты стрельбы из 12,7 мм пулемётов, установленных в БА-3 по 20 мм броне показаны в таблице.

Дистанция, м

Процент сквозных пробоин ДК

Процент сквозных пробоин ШВАК

500

100

43

600

33

10

700

17

 

   Из этой таблицы хорошо видно, что вооружённый ДК АИ БА может эффективно бороться с практически любой бронетехникой наиболее вероятных противников, выпускавшейся серийно в 36-38 годах. Противостоять бронебойной пуле 12,7 мм патрона обр. 30 г. могла только 30 мм лобовая броня новейших немецких Pz-III и Pz-IV. Броню же Pz-I и Pz-II, не говоря уже о любых японских или польских танках, ДК пробивал без проблем. Не зря АБТУ РККА мечтало переделать в танки-разведчики, вооружённые ДК, часть танков БТ и Т-26. И если бы в СССР и в самом деле развернули массовый выпуск ДК, армии это принесло бы большую пользу (особенно в плане ПВО).

 

   В общем, такой полк, ИМХО – штука весьма полезная, за которую любой пехотный комкор большое спасибо скажет.

 

   Р.С. Поскольку к концу 30-х, у СССР появится реальная возможность создания БА нового поколения (ШРУСы, новые мощные моторы, широкопрофильные шины с развитыми грунтозацепами, усиленное вооружение, включая уже АП), ударная мощь МБп, как и его оперативная мобильность, могут быть существенно увеличены.

   Р.Р.С. Ну напоследок, сугубо в порядке шутки САУ на базе АИ БА с ДРП калибром от 76,2 до 107 мм – подойдёт любая. Нужно ли включать эту хрень в структуру МБп, плодя «номенклатуру» я так и не решил.

Альтернативная мотоброневая бригада 1937 г.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

47 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account