Какой могла быть механизированная дивизия образца 1939 года
Этой статьи в принципе быть не должно было. В планах и задумках она у меня не значилась. Но, по просьбе одного из наших почтенных коллег, я сделал её как продолжение и развитие темы: «Про пехоту, её артиллерию и мобильность». Посвящается эта статья механизированным частям РККА в той же АИ.
Содержание:
Главные условия реализации данной АИ – авиакатастрофа, произошедшая в начале 1936 года, унёсшая жизни начальника вооружений РККА Тухачевского, его заместителя и по совместительству начальника АУ Ефимова, начальника АБТУ Халепского и его заместителя Бокиса и замещение освободившихся таким образом должностей людьми, имеющими несколько иную точку зрения относительно развития бронетанковых войск и артиллерии. А также проведённая-таки полная реконструкция Ярославского автозавода, в результате которой, как в РИ и планировалось (правда, только к 1942-му мирному году), завод получил мощности для выпуска до 50 тыс. грузовиков в год. Причём для начала – это обычные ЗиС-5 и ЗиС-6, выпускаемые на новых промплощадях, и Яг-6 (плюс малосерийный Яг-10) на старых. В перспективе, после освоения в серии 102-сильного двигателя «Геркулес» (в идеале вообще немецкого дизеля от MANа D-3555 мощностью 150 л/с, выигравшего ещё в 34-ом году конкурсный пробег Москва-Тифлис-Москва), предусмотрен полный переход ЯГАЗа на выпуск семейства автомашин на базе Яг-6А (в перспективе принципиально новый Яг-7) и трёхмостового Яг-10 на их же базе.
Итак. В 1937 году пост начальника АБТУ занимает вернувшийся из Испании Павлов, уверенный, что имеющиеся у РККА на сей момент 4 МК «громоздки, трудноуправляемы и требуют иной организации тылов».
Обычно, когда приводят эти слова Павлова, упор всегда делают на первых двух словах. Я же сегодня сделаю ставку на четырёх последних. Т.е. АБТУ самым серьёзным образом начнёт работу над полной модернизацией механизированных войск (включая полную реорганизацию их тылов), которые при Тухачевском и Халепском буквально протухли в диком застое и, вместо подъёма качества и боеспособности, больше «разбухали» в количестве.
Итогом той альтернативной работы стало принятие программы строительства новых механизированных войск, рассчитанной на форсированную реализацию в 1939-1941 г.г. и предусматривавшей формирование на базе ЧАСТИ прежних мехбригад 30 механизированных дивизий – с темпом по 10 дивизий в год (всего 30).
Почему не раньше? Всё очень просто – во-первых для такой реформы нужна нехилая подготовительная «бумажная» работа. Во вторых, до 39-го года нет достаточного количества и развёрнутого выпуска новой артиллерии. В третьих – нет достаточного количества и развёрнутого выпуска транспорта. И в четвёртых, РККА была занята программой 37-39 г.г. по реформированию стрелковых частей и переформированию части СД в МСД (см. предыдущую статью) – что, согласитесь, отнюдь не дёшево и требует много транспорта и организации соответствующих служб ТО.
Что же из себя представляет новая механизированная дивизия (МД-39)?
Два мотострелковых полка на грузовиках. Грузовиками же (в виде арттягачей на базе ЗиС-6) буксируются и все батальонные и полковые орудия (количественно полковая и батальонная артиллерия полностью соответствует мотострелковым частям МСД).
Один танковый полк. Полк состоит из управления, собственного рембата, трёх батальонов по 53 танка (5 машин во взводе) модернизированных БТ-7 (точнее уже БТ-9 – о них чуть ниже), и одного батальона (33 машины – 3 танка во взводе) средних Т-28 (тоже модернизированных и о них тоже ниже), призванного качественно усиливать лёгкие бэтэшки.
Прежде чем попасть на переформирование, танки БТ-7 из прежних танковых бригад проходят капремонт и небольшую модернизацию на подшефном ХПЗ танкоремонтном заводе, которая заключается в отказе от колёсного хода с соответствующим демонтажом больше не нужного оборудования, усилении пружин подвески и замене старой цилиндрической башни на новую башню – конической формы с усиленной до 25 мм бронезащитой и диаметром погона как у БТ-7А. Этот, слегка модернизированный БТ-7 получил индекс БТ-9.
Танки Т-28 также в процессе капремонта/модернизации (а новые изначально) получили быстроходную трансмиссию по типу танка Т-28А, башни конической формы со спаркой Ф-32/ДТ плюс экранирование лобовой части корпуса и бортов бронеэкранами толщиной 15 мм. Суммарно, танк теперь спереди защищала броня толщиной 45 мм, с бортов 35 мм. Новые трёхместные башни имели изначально толщину стенок 40 мм.
Существенным отличием этой АИ от РИ является то, что в 1937 году руководство АБТУ заказало танковому КБ ХПЗ не очередной жестяной колёсно-гусеничный БТ-20 (из которого постепенно «выросли» А-20, А-32 и в конечном итоге Т-34), а сразу чисто гусеничный СРЕДНИЙ танк с противоснарядной бронёй. А поскольку танк этот (согласно всем тогдашним представлениям) в силу своей высокой сложности и стоимости должен был служить исключительно машиной качественного усиления, параллельно было выдвинуты ТТТ по разработке лучше защищённой и сильнее вооружённой версии танка БТ-7.
С приходом на пост главы АБТУ Павлова все работы были существенно форсированы, а ТТТ к новой версии БТ скорректированы в сторону полного отказа от колёсного движителя, усиления бронезащиты и перехода на 76,2-мм орудие Ф-32, что соответственно потребовало кардинальных мер по существенному увеличению выпуска ББ выстрелов.
Заказ на это орудие КБ Грабина получило не в 1937-ом году, после того как у руководства РККА возникли серьёзные сомнения по поводу боеспособности махановской Л-10, а ещё в 1936-ом году – как на изделие-конкурента Л-10 в рамках конкурса. Понятно, что свою Ф-32 Грабин сделает быстрее (его пушка базировалась на хорошо отработанных конструктивных элементах и решениях, уже использованных в принятой на вооружение в том же 36-ом году дивизионной пушке Ф-22), его пушка будет лучше, надёжнее, технологичнее и, соответственно, – дешевле, чем махановская Л-10.
В массовую серию Ф-32 будет запущена уже в 1938 году, а в 39-ом в серию пойдёт и её новая более мощная 40-калиберная версия Ф-34. И никакие махановские «элки» под ногами у Ф-32/34 и танкостроителей путаться уже не будут изначально.
Таким образом, новая модификация танка БТ-9 – танк БТ-10 будет оснащаться конической версией башни танка БТ-9, увеличенной ровно настолько, чтоб в ней комфортно себя чувствовали и два башнёра, и спарка Ф-32/ДТ.
Уровень бронезащиты новой башни остался на уровне башни БТ-9 – 25 мм. Танк БТ-10 выйдет на испытания и будет запущен в серию уже в 1938 году, а новый средний танк – я назову его по традиции Т-34 – в 39-ом не только испытают и примут на вооружение (как положено, с целым ворохом детских болячек), но и к концу года начнут изготавливать серийно – т. е. практически на год раньше, чем в РИ! Причём уже со следующего 1940-го года головным предприятием по выпуску Т-34 станет специально построенный танковый кластер Сталинградского тракторного завода (СТЗ). Ну а поскольку Т-34 изначально разрабатывается как массовый СРЕДНИЙ танк на замену Т-28, будет логичным вместо тесной, крайне неудобной для экипажа и совершенно «слепой» «родной» РИ башни, поставить на него трёхместную, хорошо отработанную, но естественно модифицированную, башню от АИ-модернизированного Т-28! Благо та уже вооружается спаркой Ф-32/ДТ и защищается бронёй в 40 мм. (А чтоб не возникало сомнений в реализуемости данного шага, пущай угол наклона бортов будет поменьше, а корпус – если очень нужно – подлиннее…)
Артиллерийский полк.
Один, но очень мощный и полностью механизированный (т.е. обеспеченный специализированными быстроходными арттягачами). Состоит из четырёх дивизионов. Два дивизиона НОВЫХ 152-мм гаубиц и два дивизиона НОВЫХ 107-мм пушек. После отказа РККА от чрезмерно тяжёлых новых 122-мм гаубиц М-30, было принято предложение Грабина о постановке на вооружение новой 107-мм лёгкой гаубицы Ф-27, разработанной ещё в 1937 году на лафете дивизионной пушки Ф-22 (позже Ф-22УСВ).
Зато новые 152-мм гаубица и 107-мм пушка изначально проектировались на очень удачном и имеющем запас прочности лафете от М-30 (в РИ такая 152-мм гаубица Д-1 была спроектирована и запущена в серию в 1943 году. Она представляла собой ствол от 152-мм гаубицы М-10 с дульным тормозом и модифицированными по типу М-30 противооткатными устройствами, на лафете от той же М-30). Таким образом, это был «дуплекс».
Кроме того, обязательным требованием было сделать и гаубицу и пушку разборными на две гужевые повозки – ствольную и лафетную – чисто на всякий случай. Немцы – уж куда по части моторизации артиллерии упакованные, наверное лучше всех в мире, сделали то же самое касательно своей 150-мм тяжёлой гаубицы – благодаря чему получили возможность включить их в состав артиллерии своих ПД, где все артсистемы (кроме противотанковых и зенитных орудий) имели именно гужевую тягу.
Логичный вопрос – а почему в артполку МД именно 107-мм пушки и 152-мм гаубицы? Всё просто – 107-мм пушка со стволом, аналогичным РИ М-60, имеет превосходную баллистику и большую дальность прямого выстрела – т.е. может эффективно уничтожать цели, посылая снаряды по настильной траектории. Причём 107-мм снарядам трёхдюймовый в подмётки не годится! А 152-мм гаубица, в отличие от 107- или даже 122-мм гаубиц, безусловно хороша тем, что её снарядам для разрушения полевых укреплений и ДЗОТов нет нужды даже добиваться прямых попаданий – фугасное действие тяжёлых снарядов выводит те сооружения из строя с гарантией и без прямых попаданий. Собственно, за это тяжёлые гаубицы в армиях всего мира и держат!
Ну а поскольку пушка и гаубица у нас на стандартном унифицированном лафете, их хорошая подвижность и проходимость обеспечиваются стандартным же быстроходным арттягачём СТЗ-5 – для которого буксировать артсистему массой ок. 4 т (РИ Д-1 весила всего 3,6 т!) – нагрузка конечно приличная, но далеко не запредельная (в РИ СТЗ-5 уверенно таскали и 4,55-тонную М-10 и даже почти 5-тонную 3-К).
Кроме этой артиллерии, МД располагает усиленным дивизионом (18 штук) 57-мм противотанковых пушек (арттягач Т-20 «Комсомолец») и зенитным дивизионом (12 штук) 37-мм зенитных автоматов 61-К обр. 39 г., установленных на платформах грузовика ЗиС-6.
Кроме всего энтого счастья, в МД имеется и такая уникальная фишка, как лёгкий самоходный артполк. В этот полк входят тоже четыре дивизиона.
Два дивизиона (по 12 машин в каждом) САУ на шасси БТ-7, вооружённые танковой версией лёгкой 107-мм гаубицы Грабина в большой, открытой сверху полубашне. Один усиленный дивизион (18 штук) точно таких же САУ, но вооружённых длинностволой 57-мм противотанковой пушкой, имевшей бронепробиваемость намного больше, чем 30-калиберная трёхдюймовая Ф-32. И последний дивизион – зенитный. На корпусе того же БТ установлена никак не защищённая платформа с 37-мм зенитной пушкой-автоматом 61-К (12 машин).
Всего таких МД в 1939 году было сформировано 10. Те системы вооружений, которые ещё не были доработаны либо ещё не выпускались массово, дивизиям пришлось ждать. Но в конце-концов они их получили – благо, после более раннего устранения Тухачевского, Ефимова и Халепского все реально нужные нашей армии артсистемы и боевые машины вполне могли быть созданы минимум на год раньше за счёт тех средств и ресурсов, что постоянно тратились той троицей на чёрт знает что.
В 1940-ом году, следующие 10 МД формировались по тем же штатам, но за парой важных исключений:
1. Вместо 33 штук Т-28, дивизиям полагалось иметь уже по 53 (переход с 3- на 5-танковые взвода) новых танка Т-34 (с пушкой Ф-32 в трёхместной башне, конструктивно близкой Т-28, но с 40-мм бронёй, и… карбюраторным мотором М-17 вместо сырого дизеля В-2, который ещё дорабатывается до приемлемых кондиций по качеству в серии).
2. Вместо танков БТ-9, в МД «второй волны» теперь поставлялись новые БТ-10. От БТ-9 они отличались упрощённой формой корпуса, усиленными подвеской и трансмиссией (частично заимствованной с Т-34), уширенными гусеницами, усиленной бронезащитой корпуса (35 мм лоб корпуса, 25 мм борт-корма-башня) и экранированной 10-мм бронелистами двухместной башней от БТ-9.
10 МД «третьей волны формирования» образца 1941 года опять претерпели изменения в «матчасти» своих танковых полков.
Вместо танков БТ-10, теперь поставлялись танки БТ-10М – вылеченные от значительной части своих «детских болезней» (вызванных в основном перегрузкой подвески и трансмиссии), оснащённые дизельмотором и защищённые цементованной бронёй тех же толщин, что стояла на БТ-10. А вот башню БТ-10М получил уже в виде точной копии прежней, но с толщиной стенок не 25 мм, а 35, что позволило отказаться от нетехнологичного экранирования.
После полной передачи выпуска Т-34 с ХПЗ на СТЗ, освободившиеся мощности ХПЗ были полностью задействованы в программе выпуска САУ на шасси БТ.
В батальон качественного усиления теперь поставлялись танки Т-34М – с доведённой до 60 мм лобовой бронеплитой, аналогичной защитой передней части новой литой трёхместной башни (разумеется с комбашенкой), новой планетарной трансмиссией, торсионной подвеской и пушкой Ф-34. Выпуск таких танков развернули на СТЗ в начале 1-го квартала 1941 года.
Поскольку в связи со стремительным окончанием кампании на западе приближение войны с Германией стало более чем очевидным, то 10 МД «третьей волны» (1941 года), решением правительства РККА обязали сформировать не позже середины года – для чего выделялись дополнительные средства и ресурсы. Насколько успели – Х.З. – гадать не буду. Тем более что сформировать – мало. Надо ещё оснастить, обучить, сколотить и т.д. На второе же полугодие 41-го было запланировано формирование ещё 10 «сверхплановых» МД.
Формирование из МД механизированных корпусов началось в 1940-ом году параллельно с формированием «второй волны» МД. Проще говоря, все МД «второй волны» сводились в 5 МК. Помимо двух МД, в каждый МК было включено по одной МСД. То же самое было проделано и в 1941-ом – все МД «третьей волны» были сведены в 5 точно таких же МК. Отдельными остались только 10 МД самой первой волны формирования – и это правильно, поскольку танки там довольно старые (модернизированные в ходе капремонта БТ-7 и явно перетяжелённые экранированием Т-28), соответственно ресурс мобильности имели не гарантированный.
Корпусным средством усиления была собственная танковая бригада, включавшая управление, рембат, 2 батальона средних танков и один батальон тяжёлых танков качественного усиления – благо доведённый до ума (за счёт отказа от программы КВ-3) КВ-1М «бегал» несравнимо лучше, чем КВ-1 РИ. Кроме того, от РИ альтернативный КВ-1М отличался 60-мм бронёй бортов и кормы корпуса и основным вооружением в виде лёгкой 107-мм гаубицы, которая, кстати, и бронепробиваемость имела весьма приличную (с 1500 м пробивала до 45 мм брони).
Касательно артиллерии – в прямом подчинении корпусного управления имелись точно такие же артиллерийские части, что и у МД: механизированный артполк (24 152-мм ТГ, 24 107-мм ТП), противотанковый дивизион (18 57-мм ПТП), дивизион ПВО (12 37-мм ЗАП) и самоходный артполк (24 САУ 107-мм ЛГ, 18 САУ 57-мм ПТП, 12 ЗСУ 37-мм АП).
Помимо этого, из боевых частей корпус имел собственный мотострелковый полк (стандартной структуры) и батальон бронемашин различного назначения.
К тылам корпусного подчинения можно отнести корпусной усиленный ремонтно-восстановительный батальон (полевой ремзавод), тяжёлый понтонно-мостовой парк, инженерно-сапёрный батальон и проч. вспомогательные подразделения.
Теперь, небольшая табличка – чего там и сколько…
Танки.
|
10 МД фор.39г. |
10 МД фор.40г. |
10 МД фор.41 |
30 МД |
1 МК фор.40г. |
5 МК фор.40г. |
1 МК фор.41г. |
5МК фор.41г. |
10 МК |
всего |
БТ-9 |
1600 |
|
|
1600 |
|
|
|
|
|
1600 |
БТ-10 |
|
1600 |
|
1600 |
|
|
|
|
|
1600 |
БТ-10М |
|
|
1600 |
1600 |
|
|
|
|
|
1600 |
Т-28М |
330 |
|
|
330 |
|
|
|
|
|
330 |
Т-34 |
|
540 |
|
540 |
110 |
550 |
|
|
|
1090 |
Т-34М |
|
|
540 |
540 |
|
|
110 |
550 |
|
1090 |
КВ |
|
|
|
|
54 |
270 |
54 |
270 |
540 |
540 |
В графе МК указываются только танки прямого подчинения – без танков МД, входящих в состав МК.
При благоприятном стечении обстоятельств допускается замена всех Т-34 обр. 1939 г. в МД второй волны формирования и МК формирования 40 г. на Т-34М с передачей Т-34 в учебные части.
Таким образом, в 30 МД и 10 МК имеется 4800 лёгких танков, 2510 средних и 540 тяжёлых. Всего 7850. На тот случай, если кто-то всполошится, что, мол, таким количеством немца не остановишь – напоминаю – в 50 стрелковых корпусах имеются собственные бригады лёгких танков Т-26 общим числом 8000 штук! Кроме того, поскольку в РИ СССР танков имел больше, чем я тут расписал (даже с учётом САУ), все «лишние» частью остаются в механизированных полках кавалерийских дивизий (тоже надо!), частью в старых-добрых отдельных танковых бригадах.
САУ и ЗСУ на танковых шасси.
|
1 МД |
30 МД |
1 МК |
10 МК |
всего |
САУ-107 |
24 |
720 |
24 |
240 |
960 |
САУ-57 |
18 |
540 |
18 |
180 |
720 |
ЗСУ-37 |
12 |
360 |
12 |
120 |
480 |
Все САУ сделаны на шасси старых танков БТ (2, 5, 7).
Артиллерия.
|
1 МД |
30 МД |
1 МК |
10 МК |
всего |
37 мм АП |
12 |
360 |
12 |
120 |
480 |
57 мм ПТП |
18 |
540 |
18 |
180 |
720 |
107 мм ТП |
24 |
720 |
24 |
240 |
960 |
152 мм ТГ |
24 |
720 |
24 |
240 |
960 |
Напоминаю – в прямом подчинении управления МК такие же механизированные артполки, полки САУ и отдельные дивизионы ПТО и ПВО, что и в каждой конкретной МД. Никаких усиленных калибров, утяжелённых артсистем и соответственно лишней номенклатуры боеприпасов и арттягачей.
Артиллерия мотострелковых полков и батальонов МД, а также мотострелковых полков МК не учитывается, поскольку полностью тождественна батальонной и полковой артиллерии, описанным в предыдущей статье МСД.
Арттягачи:
|
1 МД |
30 МД |
1 МК |
10МК |
всего |
«Комсомолец» |
36 |
1080 |
36 |
360 |
1440 |
СТЗ-5 |
96 |
2880 |
96 |
960 |
3840 |
На каждую 57-мм противотанковую пушку, 107-мм тяжёлую пушку или 152-мм тяжёлую гаубицу, в данной АИ полагается два арттягача – один для буксировки непосредственно орудия и его расчёта, второй – усиленного боекомплекта, шанцевого инструмента для оборудования позиций, тросов, лебёдки и ЗиПа.
Теперь, сравняшки с аналогами в РИ.
Танки.
|
РИ на середину 41 г. |
АИ на середину 41 г. (30 МД и 10 МК) |
БТ-7 в РИ и БТ-9/10/10М в АИ |
4606 |
4800 |
Т-34 |
1200 |
1090 |
Т-34М |
— |
1090 |
Т-28/28М |
503 |
330 |
КВ-1 и КВ-2 в РИ и КВ-1М в АИ |
638 |
540 |
Касательно лёгких танков – проблем нет. БТ было выпущено более 7,5 тыщ, и модернизировать в предложенном ключе начиная с 1937 года 1600 «семёрок» до БТ-9 в принципе не проблема, с этим справятся и ремзавод при ХПЗ и войсковые рембаты.
Выпустить по 1600 БТ-10 и БТ-10М в период с 1938 по 1941 г.г. для прошедшего модернизацию ХПЗ, который НЕ сворачивает выпуск этих танков до самого начала ВОВ – ИМХО – более чем возможно.
Наиболее сложной проблемой мне представляется переделка 2160 старых бэтэшек в САУ за 3,5 года (с начала 38-го по середину 41-го). Но это не есть такой уж необходимый элемент данной АИ – получится – пусть будут. Нет – обойдёмся и без САУ. Хотя Сячинтов у нас САУ делать давно «руку набил», и цех ХПЗ, где собирали никому не нужные Т-35А, тоже имеется…
С Т-34 никаких проблем нет – мы начинаем их выпуск почти на год раньше. Что касается Т-34М – тут всё достаточно спорно. Для тех, кто свято верит в то, что РИ опытный Т-34М мог быть построен и испытан до конца 41-го, а уже в 1942-ом запущен в серию (если бы война не началась, естественно!), в данной АИ вообще никаких натяжек нет – фора в год это допускает.
Для тех же, кто в Т-34М в массовой серии в 42-ом году не верит категорически, я могу только дать простой совет – игнорируйте буковку М в данной АИ – путь это будут всё те же Т-34 (но тогда уж однозначно полностью доведённые до ума!). С количеством, думаю, ХПЗ и СТЗ справятся – поскольку в данной АИ танковый кластер при СТЗ строится «НИПАДЕЦКИ» и на проектную мощность в 2 тыс. машин в год выйдет уже с начала 1941 г.
Арттягачи.
|
РИ на середину 41 г. |
АИ на середину 41 г. |
«Комсомолец» |
4401 |
1440 |
СТЗ-5 |
3438 |
3840 |
Дефицит арттягачей СТЗ-5 с одной стороны может быть компенсирован за счёт существенного расширения производственной базы СТЗ – при нём ведь целый танковый кластер построят, рассчитанный на выпуск как минимум 2 тыс. Т-34 в год, и совсем не факт, что запустив всё это хозяйство, тот кластер так уж сразу на столь большие объёмы выпуска танков сумеет выйти. А вот поспособствовать увеличению выпуска арттягачей – почему бы и нет?
Непосредственно в войсках, небольшая нехватка СТЗ-5 тоже не смертельна – ведь в штатном расписании на каждую артсистему предусмотрено иметь аж два арттягача! Будет один – прочее имущество повезут на том же ЗиСе — грузовике. Никаких проблем.
Артиллерия
|
РИ на середину 41 г. |
АИ на середину 41 г. |
37 мм ЗАП 61-К |
1382 |
960 (в т.ч. 480 для САУ) |
57 мм ПТП ЗиС-2 |
371 (вып. 41 г.) |
1440 (в т.ч. 720 для САУ) |
107 мм ЛГ обр. 37 г. |
2000 (новые М-30 обр. 38г.) |
960 (для САУ) |
107 мм ТП |
127 (новые М-60 обр. 40г.) |
960 |
152 мм ТГ |
1058 (новые М-10 обр.38г.) |
960 |
Как видно из таблицы, «проблематичны» только два пункта:
1. 57-мм ПТП – если выпустить такое количество до начала ВОВ и в самом деле окажется нереальным даже для АИ, ничего не имею против их замены на новую модификацию 45-мм ПТП – с удлинённым стволом и желательно новым, более мощным выстрелом. Если наиболее привередливых критиков и такой вариант не устроит, можно рассмотреть тему вооружения 57-мм ПТП только САУ – поскольку без них ПТ САУ просто теряют смысл, а всех прочих ПТ подразделений всё той же 45-мм ПТП 53-К.
2. 107-мм ТП. В РИ они были разработаны поздно – только в 1940-ом и после начала ВОВ были с производства сняты, из-за чего пришлось тяжёлые пушечные дивизионы противотанковых артиллерийских бригад вооружать 85-мм зенитками. Если бы 107-мм пушку разработали, как в данной АИ, ещё в 1938 г., выпустить 960 таких пушек до начала ВОВ проблемы бы не составило – напомню, только в 1940-ом году наши заводы выпустили 469 тяжеленных 122-мм пушек А-19, смысла в которых я лично не вижу вообще никакого – гаубица-пушка МЛ-20 имела сходную дальнобойность и одинаковый вес, но при этом была 152-мм калибра, и её снаряду 122-мм снаряд А-19 в подмётки не годился.
Напоследок, касательно возможной критики в аспекте: «слишком мало и слишком поздно».
Да, безусловно, 30 МД, из которых 10 к началу ВОВ только-только закончат формирование – это НЕПРИЕМЛЕМО мало, чтоб победить фашиста. Но опять-таки не стоит забывать, что в данной АИ ещё есть 50 мотострелковых дивизий, 50 танковых бригад стрелковых корпусов, неподсчитанное мной количество старых танковых бригад и механизированные полки (читай танковые) кавалерийских дивизий (о кавалерии я, наверное, ещё отдельный постик сделаю). Возможно, всем вместе им удастся лучше противостоять германской агрессии по сравнению с РИ вариантом. Не факт, конечно… но ведь я и РККА не готовлю к конкретному 22 июня – тогда бы я начал реформировать бронетанковые войска не с 39-го, а сразу с 1936 года. Но, попадинцив нема!