Альтернативная бронетехника РККА. Т-26-САУ
Предыстория: Танк Т-26 произведённый в СССР в огромных количествах, окончательно устарел к концу 30-х годов и в связи с появлением новых моделей танков, был передан на переделку в различные САУ, ЗСУ, БТР и Броне-тягачи для вооружения Отдельных Танковых Бригад и Дивизий, действующих в составе стрелковых подразделений.
Начало ИЮЛЯ 1941 г. ЗапОВО. Направление на Минск.
- Главное – выбивать у них танки!
Головы Командармов склонились над картой, где широкие синие стрелки, концентрическими дугами сходились к Минску и рассыпались на мелкие, вгрызающиеся в позиции Минского УРа.
Напряжение на Западном Фронте нарастало. Появилась реальная угроза прорыва танковой группы противника.
— Ну, что — же товарищи генералы, пора дать им прорваться. В мешок! – Зловеще усмехнулся Комфронта. – Основную наковальню устроим севернее Минска, готовьте бронетанковый «молот»!
- Главное – выбивать у них танки!
Артполки и Артдивизионы самоходных истребителей танков СУ-26 выдвигались на позиции согласно предписаниям. Кипела работа по устройству капониров и танковых засад, запасных позиций.
«Мешок» обретал законченные формы, ощетинившись тысячами стволов артиллерийских орудий, миномётов и пулемётов.
- Главное – выбивать у них танки!
Севернее входа в мешок, развёртывалась Первая Танковая Армия вооружённая бронетехникой на базе Т-26, которая должна была послужить надёжной «завязкой для мешка» и обеспечить успех мощного контрудара, целью которого являлась деблокада Минского и Брестского УРов.
- Главное – выбивать у них танки!
Полковник Панцерваффе Рейншван осматривал в бинокль позиции русских, подёрнутых лёгкой дымкой тумана. Ныла не до конца зажившая рана, в висевшей на перевязи левой руке, полученная при недавнем разгроме штаба его полка диверсионным отрядом русских.
Полковник тяжело переживал неудачу – он ожидал повышение, и этот «инцидент» мог серьёзно подпортить его карьере.
Дела на фронте не внушали оптимизма – упорно сражающийся Брестский УР торчал как кость в горле Германского Орла, а бронированный кулак Вермахта «размазался» по глубоко эшелонированной обороне Минского Ура.
Правда «умники» из штаба Танковой Группы готовят мощнейший всесокрушающий танковый удар южнее и севернее Минска, с его окружением и последующим выходом к Смоленску.
Но полковнику не суждено было «покрыть себя славой» в победном шествии, так-так его дивизия наступала южнее Минска между Минским Уром и Пинскими болотами, что как оказалось позже, не предвещало для него и его полка ничего хорошего….
Но именно это, в очередной раз спасло ему жизнь, так – как не многим удалось вернуться из «славной прогулки» к Смоленску.
ТТХ Т-26-САУ обр. 1939-41 г.
БОЕВАЯ МАССА, т: 9,4 — 10,4 (в зависимости от вооружения).
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
- длина – 4650,
- ширина – 2440,
- высота – 1650,
- клиренс – 380.
ДВИГАТЕЛЬ-1: Т-26 бис (Форсированный типа «Армстронг-Сиддлей»),
4-цилиндровый, карбюраторный, рядный с горизонтальным расположением цилиндров, воздушного охлаждения; мощность 120 л.с. при 2700 об/мин, рабочий объем 6600 см.
ДВИГАТЕЛЬ-2: ЗИС-16 (форсированный ЗИС-5)
6-ти цилиндровый, карбюраторный, рядный, нижнеклапанный, жидкостного охлаждения, мощность двигателя, л.с. 85 — 90
при 2700 об/мин
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе – 40, по местности – 15.
ЗАПАС ХОДА, км: по шоссе – 280, по местности – 150.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
- лоб — 30-35,
- борт, корма корпуса – 15,
- крыша – 10,
- днище – 6.
Вооружение:
- 76,2 мм (полковушка 27 г., ЗИС-3)
- 57 мм ЗИС-2
- 45 мм (противотанковая, модернизированная)
- ДШК, ШКАС, ДС или спарка ДТ (у заряжающего)
- ДТ (у наводчика)
Все приборы наблюдения — перископические, панорамные.
Историческая справка: Т-26 — лицензионный Викерс 6-тонн, производился по лицензии в СССР, Польше и Финляндии, поставлялся Виккерсом в десятки стран мира и стал основой для создания Итальянских, Германских, Японских, Американских и пр. танков…
Начало ИЮЛЯ 1941 г. ЗапОВО. Направление на Минск.
Дела на Восточном фронте не внушали германским генералам оптимизма – упорно сражающийся Брестский УР торчал как кость в горле Германского Орла, а бронированный кулак Вермахта «размазался» по глубоко эшелонированной обороне Минского Ура.
Правда «умники» из штаба Танковой Группы готовят мощнейший всесокрушающий танковый удар севернее Минска, с выходом к Смоленску.
- Главное – выбивать у них танки!
— Ну, что — же товарищи генералы, пора дать им прорваться. В мешок! – Зловеще усмехнулся Комфронта.
– Основную наковальню устроим севернее Минска, готовьте бронетанковый «молот»!
- Главное – выбивать у них танки!
«Мешок» обретал законченные формы, ощетинившись тысячами стволов артиллерийских орудий, миномётов и пулемётов.
Севернее входа в мешок, развёртывалась Первая Танковая Армия вооружённая бронетехникой на базе Т-26, которая должна была послужить надёжной «завязкой для мешка» и обеспечить успех мощного контрудара, целью которого являлась деблокада Минского и Брестского УРов.
- Главное – выбивать у них танки!
Стальные лавины немецких панцеров, прорвав заслоны, грохоча гусеницами и поднимая тучи пыли, потекли по «Русской равнине» уничтожая всё живое на своём пути….
«Воспрявшие духом» гренадёры, снова беззаботно скалили белоснежные зубы и пиликали на губных гармошках: mein liebe Augustin…. Казалось, нет такой силы, которая способна их остановить. Но она нашлась!
Ощетинившийся тысячами стволов артиллерийских орудий, миномётов и пулемётов «Мешок» вдруг осветился сотнями молний выстрелов и всплесков разрывов, громыхнул орудийным громом. Равнину заволокло клубами дыма от горящих панцеров и взрывов фугасов, и только мелькающие зарницы боя рассекали порой его мглу….
Вместо «лёгкой прогулки», тевтоны оказались в «аду»: тяжёлые болванки Ф-22, буквально пронизывали насквозь «не слабую» броню троек, четвёрок и штугов, напрочь вынося их двигатели вместе с трансмиссией…. Гордость германской инженерной мысли – тяжёлые панцеры и штурмовые самоходки, рассыпались как карточные домики от попаданий русских снарядов!
Приземистые, юркие самоходки русских, раз за разом ускользая от немецких РАК и тяжёлой артиллерии, словно в бильярде, вышибали с дальних дистанций из засад лёгкие панцеры, не подпуская их к себе на дистанцию поражения. Прочую «мелочь», русские самоходки просто расстреливали из тяжёлых пулемётов…..
- Главное – выбивать у них танки!
Командарм танковой армии служившей «завязкой мешка», нервно взглянул на часы – Пора – и махнул рукой. Залп тяжёлых орудий, дёрнул землю под ногами командарма и больно ударил по барабанным перепонкам.
Через двадцать минут после начала артподготовки, тяжёлые арт-самоходы Т-26-САУ в сопровождении пехоты, устремились на позиции немцев, всаживая снаряд за снарядом в оживающие огневые точки противника.
Оборона врага была взломана, и в образовавшуюся брешь, хлынули потоки советской бронетехники развивая наступление на Минск и на Брест.…
На Запад!
ТТХ Т-26- САУ обр. 1940-41 г.
БОЕВАЯ МАССА, т: 9,4 — 11,4 (в зависимости от вооружения).
Применяется доработанное шасси повышенной грузоподъёмности за счёт использования ленивца в качестве дополнительного опорного катка, что увеличило и опорную поверхность гусеницы.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
- длина – 4650,
- ширина – 2440,
- высота – 2150,
- клиренс – 380.
ДВИГАТЕЛЬ-1: Т-26 бис (Форсированный типа «Армстронг-Сиддлей*),
4-цилиндровый, карбюраторный, рядный с горизонтальным расположением цилиндров, воздушного охлаждения; мощность 120 л.с. при 2700 об/мин, рабочий объем 6600 см.
ДВИГАТЕЛЬ-2: ЗИС-16 (форсированный ЗИС-5)
6-ти цилиндровый, карбюраторный, рядный, нижнеклапанный, жидкостного охлаждения мощность двигателя, л.с. 85
при 2700 об/мин
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе – 30, по местности – 15.
ЗАПАС ХОДА, км: по шоссе – 220, по местности – 160.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
- лоб, борт, корма корпуса – 15,
- крыша – 10,
- днище – 6.
Вооружение:
- 152 мм (гаубица, мортира)
- 122 мм (гаубица)
- 100 мм (полевая)
- 76,2 мм (Ф-22)
- 76,2 мм (зенитная)
- ДШК или спарка ДТ (у заряжающего)
- ДТ (у наводчика)
АТ-1М:
- Главное – выбивать у них танки!
Первый Танковый Корпус Первой Танковой Армии РККА, взломав оборону немцев прикрывавших фланги Танковой Группы рвавшейся к Смоленску, соединился с одиннадцатой отдельной Танковой Дивизией наносившей контрудар от Минского Ура и «завязала» уготовленный немецким панцерам «пыльный мешок».
- Главное – выбивать у них танки!
Действия русских, оказались полной неожиданностью для немецкого командования и парализовали управления немецкими войсками. Тактика русских, приводила «овеянных славой» немецких военачальников в дикое изумление – русские танки БТ-бис и разнообразные самоходки на шасси Т-26, в сопровождении БТРов с мотопехотой и пушками буквально «расползались» по оперативным тылам, легко сшибая на своём пути малочисленные гарнизоны и наводя панику на тыловиков и штабистов….
Нанеся фланговый удар по немецким войскам осадившим Брестский УР, Первый ТК отрезал их от тыловых подразделений и выйдя к Пинским болотам сформировала второе – внутреннее кольцо окружения немецкой группировки.
ТТХ Т-26-СУ-57 (ИТ-26) обр. 1940 г.
БОЕВАЯ МАССА, т: до 9,4 т. (в зависимости от вооружения).
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 4650, ширина – 2440, высота – 1450, клиренс – 380.
ДВИГАТЕЛЬ: Т-26 бис (Форсированный типа «Армстронг-Сиддлей*),
4-цилиндровый, карбюраторный, рядный с горизонтальным расположением цилиндров, воздушного охлаждения; мощность 120 л.с. при 2700 об/мин, рабочий объем 6600 см.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе – 40, по местности – 15.
ЗАПАС ХОДА, км: по шоссе – 180, по местности – 100.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма корпуса – 15, крыша, днище – 6.
Вооружение:
- 76,2 мм (полковушка 27 г., ЗИС-3)
- 57 мм ЗИС-2
- 45 мм (противотанковая, модернизированная)
- ДШК или ДТ (у командира)
Особую головную боль доставляли немцам тяжёлые гусеничные БТРы с пушками на шасси Т-26, которые русские почему-то называли БМП и широко использовали для разведки и глубоких рейдов.
ТТХ Т-26- БМП обр. 1940 г.
БОЕВАЯ МАССА, т: до 10,4 т. (в зависимости от вооружения).
ЭКИПАЖ, чел.: 3 плюс 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 4650, ширина – 2440, высота – 1650, клиренс – 380.
ДВИГАТЕЛЬ: Т-26 бис (Форсированный типа «Армстронг-Сиддлей*),
4-цилиндровый, карбюраторный, рядный с горизонтальным расположением цилиндров, воздушного охлаждения; мощность 120 л.с. при 2700 об/мин, рабочий объем 6600 см.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе – 40, по местности – 15.
ЗАПАС ХОДА, км: по шоссе – 140, по местности – 80.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма корпуса – 15, крыша, днище – 6.
Вооружение:
76,2 мм (полковушка 27 г., )
45 мм (противотанковая)
37 мм (противотанковая )
ДШК или ДТ (у командира)
Применение: Управление, разведка боем, диверсионная деятельность, для сопровождение конвоев боевого обеспечения.
БОЕВАЯ МАССА, т: до 9,4 т.
ЭКИПАЖ, чел.: 2 плюс 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 4650, ширина – 2440, высота – 1650, клиренс – 380.
ДВИГАТЕЛЬ: Т-26 бис (Форсированный типа «Армстронг-Сиддлей*),
4-цилиндровый, карбюраторный, рядный с горизонтальным расположением цилиндров, воздушного охлаждения; мощность 120 л.с. при 2700 об/мин, рабочий объем 6600 см.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе – 40, по местности – 15.
ЗАПАС ХОДА, км: по шоссе – 140, по местности – 80.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма корпуса – 15, крыша, днище – 6.
Вооружение:
ДШК или спарка ДТ (у стрелка)
Применение: Управление, разведка, в качестве арт-тягача, для сопровождение конвоев боевого обеспечения.
Начало ИЮЛЯ 1941 г. ЗапОВО. Направление на Минск.
- Главное – выбивать у них танки!
Исполнялись худшие предположения полковника Рейншван – их дивизию зажали в тиски с двух сторон — со стороны Пинских болот на тылы дивизии постоянно нападали моторизованные диверсанты, перерезая коммуникации и срывая снабжение. А атаки со стороны Минского Ура вообще оказались сущим «адом» — приземистые, юркие самоходки русских, раз за разом ускользая от немецких РАК и тяжёлой артиллерии, словно в бильярде, вышибали с дальних дистанций из засад лёгкие панцеры, не подпуская их к себе на дистанцию поражения.
- Главное – выбивать у них танки!
Но, если-бы полковник Рейншван увидел собственными глазами, что творилось «на главном направлении» удара — на Смоленск, то он благодарил — бы бога до конца своих дней: тяжёлые болванки Ф-22, буквально пронизывали насквозь «не слабую» броню германских Троек, Четвёрок и Штугов, напрочь вынося их двигатели вместе с трансмиссией….
Гордость германской инженерной мысли – средние панцеры и штурмовые самоходки, рассыпались как карточные домики от попаданий русских снарядов! Прочую «бронированную мелочь», русские самоходки просто расстреливали из крупнокалиберных пулемётов…..
- Главное – выбивать у них танки!
Следуя своей «дурацкой» традиции, русские приурочили разгром танковых групп немцев на Западном Фронте, аналогичному мероприятию на Юго-Западном Фронте.
Адольф Гитлер, узнав о разгроме двух фронтов, впал в дикую ярость и двое суток бился в припадках. На третий день Фюрер «непобедимого» Третьего Рейха, нашёл «козлов отпущения» в лице Абвера и СД.
– Эти предатели – возглашал фюрер с высокой трибуны Рейхстага – украли у нас победу и обрекли тысячи Германских солдат на бесславную гибель! Они открыли дорогу азиатам в Европу….
— Каждый истинный ариец должен стать на пути «недочеловеков» и остановить очередное татарское «нашествие»! – Виновные в воинском преступлении, должны искупить свою вину в первых рядах солдат Вермахта на Восточном Фронте!
Как ни странно, но полковник Рейншван, умудрившийся выжить в этой «мясорубке» сам и сберечь большинство своих солдат, получил третий Крест и новое назначение в дивизию.
Прогулка окончилась, началась война на изматывание противника. Победит тот, кто имеет больше ресурсов и волю к Победе….
ТТХ Т-26- САУ обр. 1940 г.
БОЕВАЯ МАССА, т: не более 15,0 (в зависимости от вооружения).
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 5250, ширина – 2440, высота – 1850, клиренс – 380.
ДВИГАТЕЛЬ-1: М-11Е (форсированный М-11Д выпускался малой серией с 1940 г.), мощность двигателя, мах. 180 л. с. при 1950 об/мин
ДВИГАТЕЛЬ-2: спаренный ЗИС-16 (форсированный ЗИС-5)
6-ти цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, рядный, нижнеклапанный, жидкостного охлаждения, мощность двигательной установки, 170 — 180 л. с. при 2700 об/мин
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе – 60, по местности – 25.
ЗАПАС ХОДА, км: по шоссе – 280, по местности – 150.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
- лоб — 35-45,
- борт, корма корпуса – 15,
- крыша – 10,
- днище – 6.
Вооружение:
- 76,2 мм (полковушка 27 г., ЗИС-3, Ф-22)
- 85 мм
- ДШК, ШКАС, ДС или спарка ДТ (у заряжающего)
- ДТ (у наводчика)
Все приборы наблюдения — перископические, панорамные.
Источники: