Альпийская «Дикая лошадь». NA P-51 Mustang в Швейцарии
Первый «Мустанг» залетел в Швейцарию и достался аборигенам в летающем состоянии в июле 44го, это был американский P-51B-10-NA из 4-й истребительной группы 335-й истребительной эскадрильи. Машина была принята в состав швейцарских ВВС как J-900, была перекрашена в обычную яркую ливрею с белыми крестами и зачислена в Überwachungsgeschwader (разведывательную эскадрилью).
После окончания Второй мировой, в 1946 году, швейцарцы решили расстаться со своим древним аэропарком и шикануть, купив в Великобритании партию новомодных реактивных истребителей de Havilland DH.100 Vampire и лицензию на их производство. Пока реализовывалась это радикальное обновление Швейцарские ВВС захотели временно пополниться подержанными американскими «Мустангами», что хранились на базах в Западной Германии. Первые планы говорили о покупке ста самолетов, из них три под разборку на запасные части, им даже выделили бортовые номера от J-901 до J-997, по расчетам прослужить в Schweizer Luftwaffe они должны были три года. Чуть позже планы поменялись, решили брать сто летающих машин и уже тридцать под разборку. В декабре 1947 швейцарцы и американцы заключили сделку на поставку P-51’ых, кроме 130 аэропланов она включала большую партию нужных инструментов, дополнительных авиамоторов, запчастей… Каждый из летающей сотни самолетов обошелся казне в $4000, покупка была признана очень удачной.
И вот с начала февраля 1948 с немецких авиабаз Oberpfaffenhofen и Nürnberg-Fürth в Швейцарию, на аэродром Dübendorf в окрестностях Цюриха, начали перелетать первые P-51 из первой партии в 26 машин. Подготовку самолетов и перегонку осуществлял американский персонал. К августу 48го все сто «Мустангов» были на месте своей новой службы, осталось 30 машин предназначавшихся на каннибализацию. Видимо планировалось что их в разобранном состоянии перебросят в Альпы американскими транспортными самолетами, но тут разгорелся Берлинский кризис и все заокеанские летающие грузовики оказались задействованными в авиамосте. Бригада швейцарских механиков вылетела на аэродром Оберпфаффенхофен и как-то так получилось что они восстановили все эти тридцать самолетов до летающего состояния. Так в составе ВВС Швейцарии появилось 130 P-51 вместо сотни. Большинство самолетов было модификации D-20 или D-25, было пятнадцать (или около) фоторазведчиков F-6D и K, переоборудованных в том числе из более старых модификаций P-51K-10 или P-51K-15, все они у швейцарцев проходили как P-51D вне зависимости от варианта. Забавно, одновременно на той же немецкой авиабазе собирали и забирали свои секонд-хэнд-мустанги итальянцы. И у них с высокогорными соседями были большие терки — они обвиняли друг друга в ночных кражах нужных деталей от самолетов.
Первые два P-51D успели получить бортовые номера из старой партии — J-901 и J-902, которые переделали затем на J-2001 и J-2002, и далее все «Мустанги» нумеровались по возрастающей вплоть до J-2130. Номера с J-1001 были зарезервированы для «Вампиров», и когда в ВВС пошли 130 самолетов вместо ста то обозначения перенесли с J-9хх на J-2ххх. В числе прочих швейцарцам достались самолеты «с историей». Например J-2002 это бывший 44-72374 на котором летал Lt.Col. Wayne K. «Blick» Blickenstaff, один из «асов одного дня», сбивший пять самолетов в одном вылете (всего 10 побед). Правда все свои победы он одержал на P-47D, на 51ый его часть перешла весной 45го и на нем он ничего не сбил, но это уже мелочи. Борт 44-72199 пилота Capt. Charles E.»Chuck» Weaver популярен среди моделистов из за изображения роскошного пин-апа на носу, он стал скромнягой J-2019.
1. и 2. Первый из швейцарских «Мустангов». Самолет J-901/J-2001. С опознавательными знаками на киле старого образца.
В Schweizer Luftwaffe машины получили некоторые изменения и усовершенствования. Например швейцарские «Мустанги» легко определить по небольшому дополнительному воздухозаборнику перед фонарем. Но не все, почему то только некоторые им оснащались. Нужен он был для дополнительного вентилирования кабины — видимо чистый хрустальный альпийский воздух в больших количествах был необходим для стимулирования в полете суровых сынов Альп.
В 1950 году статус американцев поменялся — они стали истребителями-бомбардировщиками, а не чистыми истребителями. На передней кромке крыльев появились метки для приблизительного прицеливания при бомбометании. Позже некоторые «Мустанги» оснастили оригинальными пусковыми установками для запуска 80мм НУР с красивым названием «8 cm Flz.-Rakete Oerlikon». Есть фотографии P-51ых с подвешенными в два ряда 12ю (как на заглавном рисунке) или 20ю такими ракетами. Их, кстати, испытывали у себя американцы, также как и 30мм и 20мм пушки фирмы «Эрликон».
3. Внушительная батарея 80мм ракет Эрликон.
Загадочна история с двухместными P-51D на службе в Швейцарии. Как известно официально таких машин не производилось, однако в частях были многочисленные самостоятельные переделки, благо они были несложными: убрать топливные баки за спиной пилота, поставить туда второе кресло — и вуаля. И вот у швейцарцев такие самолеты были — в их количестве есть расхождения: то ли две, то ли три, то ли четыре. расходятся мнения и о том, они уже приобрели такие кустарные поделки или все сделали сами. Наиболее распространенная версия: машин было две — J-2105 (44-72325) и J-2115 (44-13316), переделали их в Швейцарии. Фонарь у таких машин стал двухчастным — сидящий на втором месте мог покинуть машину сдвинув свою часть фонаря, передняя часть сдвигалась только вместе с задней. Такой фонарь встречается на американских переделках времен войны.
Всего на P-51 летало пять эскадрилий: Fliegerstaffel 16, 18, 19, 20, 21, 16ая была «профессиональной», остальные — «ополченческими». Особенности организации швейцарской армии не предполагали закрепления определенных самолетов за определенной эскадрильей, но тем не менее некоторые «американцы» несли эмблемы флюгштаффелей. В апреле 1958го на всех «Мустангах» были прекращены полеты, сказался большой налет самолетов и проблемы с ресурсом моторов. Интенсивное использование скорее всего закончилось лет за несколько до этого. Еще в 59-60ом самолеты хранились под открытым небом. Одна машина — J-2113, сейчас экспонируется в музее в Дюбендорфе, кантон Цюрих.
Швейцарцам самолет очень нравился, что не помешало за годы службы разбить штук пятнадцать машин в т.ч. 11 со смертельным итогом.
4. и 5. Двухместный вариант. Фото 1960 года, на заднем плане готовые к утилизации самолеты.
6. Трофейный P-51B (J-900) в яркой окраске военного времени.
7. Загадочный воздухозаборник-определитель швейцарских P-51. На последующих фотографиях видно, что с ним были далеко не все самолеты.
8. Военная мощь нейтралитета.
9.
10.
11. С эмблемой FlSt 16.
12. Не все «швейцарцы» одинаково скучны.
13. Направляющие для НУР.