Алиса — Лисса
Алиса — Лисса
Цусимское сражение стало концом эпохи броненосцев. Внимательно проанализировав Цусимское сражение, мировые страны сделали определенные выводы, и стали разрабатывать корабли нового класса — дредноуты или линкоры. Больше пушек, больше брони, больше скорость….. но главное больше крупных пушек. Так же внезапно выяснилось, что сражения будут проходить на большой, можно даже сказать немыслимой ранее дистанции. Расстояния в 50-75 кабельтов, считавшейся до русско-японской войны как большое для броненосцев (а для некоторых и пределами дальности стрельбы), окажутся практически пистолетной дистанцией для линкоров (с соответствующими результатами в плане пробития брони).
Рост дистанции и рост калибров привел к усовершенствованию (систем управлению стрельбой) и росту (дальномеров), а так же отказу от тарана. Ну кого можно потопить ударом в упор (например подводную лодку), если противники держатся на расстояниях…..
Собственно, даже броненосцы русско-японской войны не смогли сойтись на расстояние удара (в смысле тарана). Дистанция между вражескими эскадрами все увеличивалась и увеличивалась.
Пожалуй единственное, что стало уменьшаться от увеличения расстояния, так это вероятность попадания. С увеличением расстояния, несмотря на все искусство артиллеристов, приборов управления стрельбой, вероятность попасть в корабль становилась всем меньше и меньше. А вот количество отправленных в море снарядов росло…. Ну и что с того что цена отправленных в море снарядов возросла, тех снарядов которые в цель (вражеский корабль) попадали хватало, что бы оправдать ушедшие мимо.
***
А если бы часть отправленных в море снарядов, не отправилась бы в море сразу, а попала бы в цель (и попала бы в море либо в качестве разорванных частей), и данная цель — которая и так потонула — затонула бы?
Ну и что с того, отправился на дно корабль на полчаса раньше — какая разница?
Да, за те полчаса данный корабль не сделает какое-то количество выстрелов, не убьет своими снарядами вражеских матросов. Вражеские корабли будут стрелять по другим кораблям, и могут убить того кто уцелел в другой истории….
А если корабль на самом деле затонул по другим причинам?
А теперь причина будет иной?
***
ФАИ (http://fai.org.ru/forum/topic/24012-srazhenie-u-lissyi-alternativyi-morskoy-voynyi/)
Генеральное сражение на море произошло 20 июля 1866 года неподалеку от острова Лисса (ныне югославского Виса) и стало эпохальным событием для военно-морского искусства и кораблестроения на несколько последующих десятилетий. Первый после Трафальгара бой в открытом море, как оказалось, перечеркнул веками сложившиеся каноны тактики флотов. Вместо строгих кильватерных линий эскадры противников свалились в кучу, где каждый из командиров сам выбирал себе цель. Все это очень напоминало античные времена — золотой век абордажных схваток. Несмотря на частую канонаду с предельно малых дистанций, устаревшие дульнозарядные пушки австрийцев не пробивали относительно слабую броневую защиту неприятеля, а современная итальянская артиллерия оставляла лишь вмятины на отличной броне кораблей Тегетгофа. И тогда, опять-таки следуя традициям древних флотоводцев, австрийцы первыми применили свое главное оружие — таран. Флагманский броненосец Тегетгофа «Эрцгерцог Фердинанд-Макс» на скорости 11,5 узла врезался в деревянный борт «Ре д’Италия». Через три минуты итальянский броненосец скрылся под водой.
Пожалуй, главным выводом, который сделали морские стратеги, исходя из анализа сражения у Лиссы, стало возвеличивание роли таранного удара. А это означало: основная мощь корабля должна быть направлена не на борт, как это считалось до сих пор, а вперед. Таким образом, получила всеобщее признание концепция броненосца-тарана с сильным продольным огнем, уже вынашиваемая на основе опыта гражданской войны в США.
Так было. «Первая заповедь юного флотофила — переиграй Мидуэй»! (Магнум) А если переиграть Лиссу? Австрийские пушкари нащупали таки слабое место , пусть и по воле случая.
***
Начало войны застало в неготовности военно-морские силы обоих государств, противостоящих друг другу на Адриатике. Однако австрийцы находились в худшем положении: два их сильнейших броненосца не были достроены, на них отсутствовала артиллерия, заказанная в Пруссии, которая сама объявила Австрии войну. Тем не менее назначенный в канун войны командующим австрийской эскадрой энергичный контр-адмирал Тегетхофф принял срочные меры по приведению флота в полную готовность. Новые броненосцы были оснащены временным рангоутом и вооружены снятыми со старых судов гладкоствольными орудиями (главная надежда возлагалась на таран); корабли, не имевшие брони, обшивались толстыми досками или обкладывались по бортам стальными цепями и рельсами. Австрийский флот каждый день устраивал учения, регулярно проводились штабные совещания для выработки наилучшей тактики боя. С объявлением войны Тегетхофф перешёл к активным действиям у итальянского побережья, ища решительного сражения с неприятелем.
Напротив, заметно превосходивший австрийцев по силе итальянский флот вел себя пассивно. Адмирал Персано отказывался выходить в море, оправдываясь неготовностью кораблей и команд, однако не принимал никаких мер к подготовке флота. Наконец под нажимом правительства Италии, которое из-за падения популярности у населения срочно нуждалось в победе, Персано был вынужден провести ограниченную наступательную операцию. 17 июля итальянский флот вышел из своей базы в Анконе и направился к побережью Далмации. Утром 18 июля итальянские корабли появились у австрийской крепости на острове Лисса. Прежде чем был перерезан телеграфный кабель, с Лиссы успели послать сообщение Тегетхоффу с просьбой о помощи. Адмирал ответил осажденному гарнизону телеграммой: «Держитесь, пока флот не подойдет к вам!». 18 и 19 июля итальянская эскадра обстреливала укрепления Лиссы, но не добилась успеха. Ряд кораблей получил повреждения, а один из броненосцев («Формидабиле») был выведен из строя. Итальянцы израсходовали значительную часть боезапаса и угля. Между тем 19 июля австрийский флот вышел из своей главной базы в Поле на помощь Лиссе.
Погода в утро 20 июля была неустойчивая. Австрийское дозорное судно увидело итальянцев ещё в 6.40 утра, но затем налетевший шторм скрыл противника из виду. Были сомнения, что сильное волнение вообще позволит состояться сражению. Потом, однако, море успокоилось, и Тегетхофф отдал по эскадре приказ: «Сомкнуться!» и «Полный ход!» Его флот, выстроенный в боевые порядки, устремился на врага на скорости в 8 или даже 10 узлов. Эскадра Персано в это время была занята подготовкой к высадке десанта на Лиссу; светло-серые итальянские корабли были разбросаны вокруг осажденного острова. В 9 утра итальянцы увидели приближающиеся с северо-запада чёрные корабли австрийцев.
***
В 11 часов утра встреченный яростным огнём австрийский флот прорезал итальянскую колонну между авангардом и основной эскадрой. Обстрел не принес австрийцам никакого вреда, итальянские снаряды летели мимо цели, однако и австрийцам не удалось при первой атаке протаранить ни один итальянский корабль. Итальянский авангард контр-адмирала Вакки попытался, набрав ход, обойти бронированный австрийский клин с востока и ударить по слабым деревянным судам противника. Однако австрийские канонерки уклонились от атаки, увлекая за собой три броненосца Вакки, которые, таким образом, на некоторое время были выведены из основного сражения.
Тем временем Тегетхофф развернул семь своих броненосцев и напал на три броненосца основного итальянского отряда. Таким образом, несмотря на общее превосходство итальянцев, в решающем месте сражения австрийцам удалось создать более чем двукратный перевес кораблей. Сражение превратилось в беспорядочную свалку, где противники часто теряли друг друга в густом дыму выстрелов. Главной целью австрийцев была «Ре д’Италия», которую непрерывно атаковало сразу два или три вражеских корабля. Пришедший, было на помощь «Ре д’Италии» маленький итальянский «Палестро» был подожжен сосредоточенными боевыми залпами австрийского «Драхе» и вышел из боя. Досталось и «Драхе», его командир погиб, грот-мачта упала, на палубе возник пожар, из-за повреждения паровой машины австрийский броненосец вынужден был отказаться от преследования горящего «Палестро», которого вскоре заслонили вернувшиеся броненосцы Вакки.
Тегетхофф на своём «Фердинанде Максе» дважды пытался таранить «Ре д’Италия», но удары оказывались скользящими и не пробивали обшивку. Удачнее действовала артиллерия. Хотя итальянцы выпустили больше снарядов чем австрийцы, именно австрийские снаряды оказались результативнее (может от того что хорошо зажигали).
Сначала влетевшие через орудийные порты австрийские бомбы вызвали пожар на «Ре д’Италии», затем австрийские ядра повредили руль итальянскому броненосцу (корабль теперь управлялся только машиной), наконец очередная порция австрийских ядер проникла во внутрь итальянского флагмана, и пожар на нем стал неконтролируемым. Несмотря на тяжелое положение — поврежденный руль и пожар на борту, «Ре д’Италия» уклонилась от еще одного тарана, но вскоре огонь добрался до крюйт-камеры. Страшный грохот заглушивший орудийную канонаду известил обе стороны что счет открыт.
«Фердинанд Макс» пытался оказать помощь плававшим в воде итальянцам, но тут подвергся нападению «Сан Мартино» и вынужден был отойти, чтобы вновь вступить в бой.
***
В 12 часов эскадры разошлись, поменявшись местами. Теперь Тегетхофф был у Лиссы, а Персано — к северу от него. Тегетхофф приготовился к продолжению сражения, выстроив свои корабли в кильватерную колонну и прикрывая ими деревянные суда. Персано, собрав оставшиеся у него броненосцы, курсировал в отдалении.
Итальянский флот оставался всё ещё сильнее австрийского, однако боевой дух итальянцев был сломлен. В 14.30 долго горевший «Палестро» взорвался — огонь добрался до боезапаса, вынесенного на палубу. Гибель второго итальянского броненосца произошла на глазах у обоих флотов. Тегетхофф отдал приказ: «Погоня за неприятелем!». Австрийцы перестроились в три колонны, однако их тихоходные броненосцы не имели никаких шансов догнать итальянцев, и Тегетхофф, видя, что противник не хочет вступать в бой, отменил свой приказ. В 10 часов вечера Персано увел свой флот в Анкону. Вслед за этим и Тегетхофф отправился со своей эскадрой на базу в Полу.
Австрийцы одержали в битве при Лиссе полную победу. Они решили стоявшую перед ними оперативную задачу, оказав помощь осажденной островной крепости, и нанесли противнику гораздо больший ущерб, чем понесли сами. Итальянцы потеряли два броненосца и более 600 человек убитыми и утонувшими, тогда как у австрийцев не было потеряно ни одного корабля и погибло всего 38 человек. Победа над сильнейшим вражеским флотом, впрочем, имела для австрийцев только моральное значение. Итог австрийско-итальянской войны был определен поражением Австрии на суше от союзницы Италии — Пруссии. Прежде чем адмирал Вакка, назначенный новым командующим итальянского флота вместо снятого Персано, вышел в море, чтобы одержать реванш над Тегетхоффом, было заключено перемирие (26 июля).
Итальянский адмирал Персано, находящийся на броненосном таране «Аффондаторе», дважды имел возможность протаранить деревянный двухдечный корабль «Кайзер», но каждый раз в критический момент нервы изменяли ему. Имеются свидетельства и о ещё нескольких попытках тарана, однако каждый раз кораблю-цели удавалось увернуться.
***
Репутация тарана базируется в основном на сражении при Лиссе, тараны были и раньше, например бой на Гемптонском рейде. И идея отсюда и вынашивалась. Таран Тегетгоффа только подтвердил её «правильность»: эффект единственного удачного удара оказался во всех отношениях слишком уж преувеличенным по сравнению с многими неудачными попытками таранных атак, которые отнесли на счёт неразберихи из-за орудийного дыма австрийских кораблей.
И теперь, щит итальянской брони, устоявший против меча австрийских снарядов, мог не устоять, если бы у австрийцев с артиллерией было бы по лучше. Может отправили бы на дно еще бы парочку итальянских кораблей.
Парочка бомб могла бы попасть и в порты (с нужными результатами — вызвала пожар и взрыв боекомплекта) французских броненосец расстреливающий крепость Кинбурн.
Но, остановимся на урезанном варианте.
Итак тараны уйдут в прошлое:
— не будет кораблей-таранов (а так же различных проектов из «неоантичной тактики»);
— раньше начнут снимать торпедные аппараты с крупных кораблей — ведь торпеды считались как последнее средство от тарана если корабль потерял ход;
— дистанция морского боя начнет увеличиваться, хотя торпеды еще какое-то время будут вести историю по прежнему курсу (сблизился — ударил тараном, теперь сблизился — торпедировал).
С другой стороны, возникнут и новые трудности, например
(Артур Праэтор) С таранами кстати тоже «своя атмосфера», так сказать. У нас, из-за инерции мышления, на эсминцы достаточно долго лепили таранные штевни. Это вызывало необходимость укрепления корпусных конструкций, что утяжеляло корпус и вынуждало применять менее мощные механизмы, более слабое вооружение, меньший запас топлива, и т.д. А вот у англичан изначально были форштевни косые, и корпус затачивали прежде всего под высокие скорости. Как результат — переоблегчение корпусов и чрезмерная хрупкость их конструкции, из-за чего Британия, после постройки эсминцев со скоростью «за 30 узлов», перешла к более умеренным 25-28 узловым кораблям, но уже с усиленными корпусами. Таким образом, таранные штевни на наших эсминцах позволили избежать проблем с крепостью корпусов в РЯВ, проблемы англичан нам были не знакомы
Кстати, Взято с Топ-Вар (Крейсер _Варяг_. Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Ч. 12. О точности стрельбы » Военное обозрение)
hohol95
Жертвами таранов своих же кораблей были:
в 1875 г. английский броненосец «Вэнгард»,
в 1877 г. французский броненосец «Королева Бланш»,
в 1878 г. германский броненосец «Гроссер Курфюрст»,
в 1893 г. английский броненосец «Виктория»,
в 1904 г. японский крейсер «Кассуга» (точнее, «Кассуга» получил повреждния от тарана, поскольку он протаранил японский крейсер «Иосино» — СЕЖ)
в 1916 г. германский крейсер «Эльбинг».
Сотни моряков отправились на дно морское.
17 марта 1891 года английский пассажирский пароход «Утопия» при постановке на якорь на Гибралтарском рейде ударился о таран броненосца «Энсон» и затонул. Погибло почти 600 человек.
Тараны боевых кораблей топили больше своих моряков и гражданских лиц!
Адмиралы всех морских держав до начала 20 века жили в зависти к адмиралу Тегетгоффу — им грезились победы в стиле «Битвы при Лиссе».
А получалось…топили только СВОИХ и невинных гражданских!
Фактически после потопления «Ре де Италия» в истории морских сражений имеются всего лишь два случая удачного применения тарана. Это таранный удар перуанского броненосца «Гуаскар» в бою при Икике 21 мая 1879 г., нанесенный в борт чилийского парового корвета «Эсмеральда», который затонул, и потопление броненосца «Рио-де-Жанейро» шпироном крейсера «Республика» во время гражданской войны в Бразилии в 1893-1894 гг.
***
Таким образом, можно утверждать, что не будет таранов (на той же «Кассуге»), и история пойдет по другому. Протараненные корабли останутся на плаву, моряки не погибнут, и…
Двое наших коллег (или полных тезок), высказались против данной альтернативы.
если дело дошло до столкновения, до абсолютно фиолетово, был таран или его не было
***
Артур Проэтор
Проблема в том, что все указанные случаи столкновений случились бы и без наличия таранных штевней у кораблей-участников. Вон, «Адмирал Нахимов» и «Петр Васев», «Кинг Джордж V» и «Панджаби» — таранных штевней там и близко не было, но тараны случились, и тот, кто подвергся тарану, отправился на дно, а таранящие корабли получили повреждения. И это все было уже в эпоху куда более развитого навигационного оборудования в сравнении с началом XX века. Таранный форштевень в этих случаях просто уменьшал (и то без 100% гарантий) ущерб таранящему кораблю, и увеличивал ущерб пострадавшему от тарана (хотя часто это был ущерб сверх того что мог выдержать корпус)..
Хотя да, есть распространенный стереотип, что во всем были виноваты тараны. Но столкновения случились бы и без участия в них таранных форштевней. и повреждения от них были бы в лучшем случае значительными, а скорее всего — такими же катастрофическими.
Старший Матрос.
Коллега, что вы хотите доказать этой подборкой? Что не будь на этих кораблях тарана, они бы выжили?
На балкере «Петр Васев» тарана не было (был бульб, но это не то), но «Нахимов» затонул.
Посмотрите тогдашнюю статистику происшествий на море и отпустите бедную сову:) К примеру: В 1914 канадское судно «Empress of Ireland» (14 000 бр.тонн) столкнулось с углевозом «Storstad» (6000 тонн) и 14 минут затонул без всяких таранов. И случаев таки дофига и больше.
…..
….
….
…