Алексей Хлопотов «Пламенное сердце русских танков»
Аннотация: На просторах рунета нашел ЖЖ интересного человека, посвященный бронетехнике. В этом журнале меня заинтересовала серия статей, которую я решил перепостить на сайт в виде единой статьи.
Последнее время российская бронетехника находится под огнем критики. Оно и понятно, при лучшем соотношении «цена/качество» русские танки оказывают всем прочим серьезную конкуренцию на мировых рынках. По этой причине, есть не мало желающих испортить имидж российских танков и танкостроителей. Одним из направлений критики российского танкостроения, такими «доброжелательными экспертами» выбрано двигателестроение. Некоторыми господами, имеющими украинскую прописку, но отчего-то радеющими за «отечественную» — сиречь — «российскую» бронетехнику, бьется набат по поводу отсутствия в России перспективного двигателя специального назначения для объектов тяжелой БТТ. При этом утверждается, что работы в этом направлении идут уже 20 лет, но все безуспешно. Так ли это в самом деле? Предоставим слово непосредственно тому, кто в Российской Федерации отвечает за обеспечение БТТ такими двигателями:
«…Наиболее форсированным двигателем семейства 2В является двигатель А-85-3. Его создание проводилось применительно к перспективному изделию. На настоящий момент изготовлено 16 образцов этого двигателя. На первых 2-х образцах проведены КДИ в объеме 1704 часа. Остальные образцы использованы для проведения контрольных испытаний. Выполнены длительные стендовые испытания, комплекс специальных испытаний (на надежность, в условиях высокогорья, на маловязких маслах, пусковые испытания), а также МВИ и ходовые испытания.В конструкцию двигателя А-85-3 заложены технические решения, позволяющие ему многие годы оставаться на уровне зарубежных аналогов по основным показателям, а по габаритной мощности даже превосходить их».
© Мурзин Владимир Станиславович, директор — главный конструктор ГСКБ «Трансдизель» (журнал «Арсенал. Военно-промышленное обозрение», №5 2011 г.)
А вот собственно и сам этот двигатель, сфотографированный мною в 2010 году, для того что бы Вы, уважаемый читатель, смогли реально убедиться в его существовании. Конечно, некоторые могут заявить что это всего лишь выставочный образец, однако уверяю, что точно такие же стояли на наших перспективных танках, проходивших не так давно Государственные испытания. В части силовой установки ГИ завершились успешно, двигатель претензий не имел. При этом имел место случай в Юрге (СибВО), когда экипаж засадил машину в такие сугробы, из которых она самостоятельно выбраться уже не смогла. При этом сработала автоматика, защищающая силовую установку от перегрева. Номинальная мощность двигателя 1500л.с., мощность дефорсированного варианта — 1200 — 1350л.с. при значительном росте ресурса, мощность с форсировкой 1800-2000-2200л.с.
А-85-3, он же 2А12-3, он же 12ЧН15/16, он же 12Н360…
В настоящее время часть их рассекречена и выложена на официальном сайте ЧТЗ. Позволю себе привести их здесь и добавить немного от себя:
Тип двигателя: Четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Жидкостного охлаждения.
Система смесеобразования: непосредственный впрыск топлива
Поршень: составной с галерейным охлаждением
Мощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске, кВт (л.с.)………1103 (1500)
Частота вращения, с-1 (об/мин)……………………………………………………………………33,3 (2000)
Запас по крутящему моменту, %…………………………………………………………………..25
Коэффициент приспособляемости……………………………………………………………….1,2-1,25
Рабочий объем, л…………………………………………………………………………………………34,6
Степень сжатия…………………………………………………………………………………………..11
Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч)………………………………………………..217,9 (160)
Масса, кг……………………………………………………………………………………………………..1550
Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг)………………………………………………………………0,74 (1,0)
Габаритная мощность, кВт/м3 (л.с./м3)…………………………………………………………..1026 (1395)
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)…………………………………………………………………31,88 (43,35)
Дизельные двигатели производства ЧТЗ боевого и гражданского назначения на показе руководству России 08.12.2009г
Х – образные дизеля не ставятся на танки типа Т-90 и в частности на только что презентованный танк Т-90МС «ТАГИЛ». Почему? Да потому, что эти двигатели затачиваются именно под совершенно иные перспективные машины. Для обеспечения работы этого нового двигателя нужны и новые системы. Прежде всего охлаждения, воздухоочистки, питания, выпуска и т.д. и т.п. Конечно их можно впихнуть в МТО Т-90, более того, в середине 1980-х, такое уже было проделано на экспериментальном танке «Объект 186». Правда там ставился более габаритный предшественник 2В-12-го — 16-и цилиндровый 2В-16, и для того чтоб разместить радиаторы увеличенной площади, танку пришлось еще более отвалить корму назад, что не слишком рационально и эффективно, причем прежде всего с технологической и экономической точки зрения. В конце концов, «Х-образники» на Т-90 просто не нужны. Танкам типа Т-72 и Т-90 вполне хватает того запаса, который все еще имеют «старые» проверенные дизели типа В-2. Их модернизационный потенциал еще далеко не исчерпан. С развитием новых технологий, в том числе модных ныне «нано», можно продолжать наращивание мощности. Более того, применительно к танкам 45-50-тонного класса, к коим относятся Т-72 и Т-90, дальнейшее наращивание мощности не является первоочередной задачей. Исследования, проведенные ведущими российскими отраслевыми научными институтами: ВНИИТМ, НИИД, 38НИИ МО РФ, многолетний опыт широкомасштабной войсковой эксплуатации показывают, что показатель удельной мощности силовой установки оптимален в значениях 20-25 л.с./т. Превышение этого значения нецелесообразно как в техническом, так и в экономическом плане. Таким образом, максимальная потребная мощность для танков типа Т-90 не превысит значения 1250 л.с., что вполне обеспечивается существующей серией дизелей типа В-2. Для силовых установок танков типа Т-72 и Т-90 в настоящее время более актуально решение вопросов, связанных с их ресурсом, упрощением эксплуатации, внедрением систем автоматического управления и контроля. Таким образом, реалиями сегодняшнего дня являются двигатели В-92С2 — 1000л.с., В-92С2Ф (он же В-93) — 1130л.с., а так же в ближайшем будущем В-99 — 1200…1250л.с. В частности, на новом российском танке Т-90МС реализована силовая установка с дизелем В-92С2Ф. Литер «Ф» в маркировке означает «форсированный». Ранее этот двигатель был известен под маркой «В-93». Сотрудники ЧТЗ и УКБТМ на выставке REA-2011 пояснили, что обозначение «В-93» сейчас является неофициальным. Ранее, в публикациях корпоративной прессы ЧТЗ была заявлена его мощность в 1100л.с. В ходе работ по созданию этого двигателя выяснилось, что мероприятия по форсировке обеспечивают мощность да же в 1150л.с. Однако в процессе стендовых и натурных испытаний наиболее стабильным является значение 1130л.с., которое и вошло как в эксплуатационную документацию, так и в рекламные материалы. Правда в последнем случае не обошлось без курьеза: на площадке натурной экспозиции ЧТЗ на REA-2011 раздавались листовки, в которых мощность В-93 указывалась в 1120 л.с. и это не было банальной опечаткой, т.к. тут же приводилось соответствующее значение в кВт. Пришлось идти на стенд, к первым лицам двигательного КБ ЧТЗ и узнавать в чем же дело. Оказалось что цифру «1120» пропечатали не то из осторожности, не то для дезинформации. На наш прямой вопрос: «Чему верить?» — последовал ответ в виде буклета, который «выверен». В этом самом буклете однозначно указывается значение 1130л.с. При массе в 48 тонн, Т-90МС «Тагил» имеет удельную мощность 23,54 л.с./т, что является очень хорошим показателем, соответствующим лучшим мировым образцам и уступающим разве что танкам с ГТД.
Листовка с «дезой»
Страница буклета с «правильными» характеристиками
При модернизации силовой установки Т-90МС были проведены следующие мероприятия:
по двигателю —
• оборудование двигателя новой топливной аппаратурой (насос и форсунки);
• форсирование по наддуву;
• внедрение усиленных шатунов и пальцев;
• внедрение усиленной конструкции картеров и технологических мероприятий по повышению качества литья;
• внедрение поверхностной термообработки коленчатого вала (азотирование).
по системам —
• воздухоочиститель с увеличенной продолжительностью работы без обслуживания и уменьшенным коэффициентом пропуска пыли;
• модернизированная система сигнализации и защиты двигателя при нештатной работе.
В системе воздухоочистки танка модернизирован воздухоочиститель. В нем установлены алюминиевые циклоны, а вместо кассет с канителью применен более легкий пакет нетканых материалов. При запыленности воздуха 2,5гр/м3 ресурс кассет составляет 30 часов. В сравнении со старой кассетой, имевшей ресурс в 35 часов, произошло незначительное снижение, которое компенсируется существенно сокращенной трудоемкостью обслуживания. Большие изменения коснулись и системы охлаждения. В связи с увеличенной теплоотдачей двигателя предусмотрены мероприятия страхующие его от перегрева: в водяной помпе установлен датчик блокирующий запуск двигателя при отсутствии охлаждающей жидкости (ОЖ); введен механизм ограничения мощности; установлена модернизированная аппаратура БАС с функцией «черного ящика». На алюминиевых радиаторах была изменена форма пластин. Установлен вентилятор увеличенной производительности 8 м3 вместо 6,9 м3 . В приводе вентилятора установлена гидромуфта, позволяющая в движении машины отключать вентилятор при понижении температуры ОЖ на некоторых режимах движения (например, при движении на максимальной скорости по асфальтобетону). Отключение вентилятора позволяет перераспределять высвобождающуюся мощность на ведущие колеса. Помимо увеличенного расхода воздуха, мощность, забираемая новым вентилятором, снижена до 90 л.с., вместо 150л.с. на вентиляторе старой конструкции, что так же положительно сказывается на увеличении мощности на ведущем колесе.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Модель двигателя | В-92С2 | В-92С2Ф (В-93) |
Тип двигателя | 4-х тактный, Ѵ-образный, 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом | |
Система смесеобразования | Непосредственный впрыск топлива | |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) | 736 (1000) | 831 (1130) |
Запас по крутящему моменту, % | 25 | |
Частота вращения, с-1 (об/мин) | 33,3 (2000) | |
Диаметр цилиндра, мм | 150 | |
Ход поршня, главный (прицепной), мм | 180(186,7) | |
Рабочий объем, л | 38,88 | |
Удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч), (минимальный) | 212 (156) | 215(158) |
Ресурс, час | 1200 | 1000 |
Масса, кг | 1020 | 1100 |
Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) | 0,72 (0,98) | 0,78 (1,07) |
Максимальный крутящий момент, Н.м (кг.м) | 3920 (400) | 4521(461) |
Минимальная температура холодного пуска | -20°С |
ДОПУСТИМЫЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Температура окружающего воздуха | от — 50 °С до +50 °С |
Относительная влажность воздуха | 98% при 20 °С |
Высота над уровнем моря, м | до 3000 |
Дизель В-92С2
Дизель В-92С2 и его эксплуатанты
список источников: