По мотивам статьи Александра Гребнева с сайта WARSPOT от 30 ноября 2014 года
В годы Второй мировой войны почти все стороны конфликта использовали специализированные бронированные машины для непосредственной поддержки солдат на поле боя. В Вермахте для этой задачи служили «штурмовые орудия» (Sturmgeschütze). Идея такого вида техники зародилась еще в период Первой мировой войны — уже тогда военные поняли, насколько важно иметь поддержку пехоты с помощью мобильной артиллерии. Орудие, способное быстро реагировать на нужды в уничтожении вражеских позиций и укреплений, должно было двигаться вместе с пехотой и предоставлять поддержку, которую обычная тяжелая артиллерия обеспечить не могла. Основной принцип состоял в том, чтобы командующий пехотой мог свободно общаться с артиллеристами, без необходимости отправлять запросы через посредников. Это позволяло артиллерии действовать не по координатам, полученным заранее, а напрямую, наблюдая за целью. Легкие пушки калибра 50–75 мм, перемещаемые вручную, традиционно выполняли эту роль, но они слишком страдали от ответного огня из-за слабой брони. Требовалась полноценная бронированная установка, которую двигатель должен был передвигать, так как физической силы расчета не хватало бы. Во время Первой мировой войны немцам не удалось решить эту проблему с наличными средствами. Затем Versallesкий договор ограничил разработку военной техники в Германии, и о таких машинах пришлось забыть — по крайней мере, на легальном уровне.
Спустя многие годы, в 1935 году, Эрих фон Манштейн, тогда носивший звание полковника, представил Людвигу Беку, возглавлявшему штаб Сухопутных войск, идею о создании штурмовой артиллерии (sturmartillerie). Он предложил разработать самоходную артиллерийскую установку, поддерживающую пехотные войска, используя танковое шасси. Хотя такая установка имела бы ограниченные возможности в маневренности огня из-за отсутствия башни, этот недостаток компенсировался бы её меньшей заметностью и уязвимостью благодаря низкому силуэту. Дополнительными преимуществами были бы улучшенная мобильность из-за снижения массы, а также экономичность и простота производства. В июне 1935 года компания «Даймлер-Бенц» получила контракт на разработку такой установки, и через два года была представлена знаменитая StuG (сокращение от sturmgeschütz), основанная на шасси среднего танка PzKpfw III и вооружённая 75-мм пушкой KwK 37 с коротким стволом. Эту машину производили в больших количествах на различных предприятиях, крупнейшим из которых стала компания «Алкетт». Она показала себя весьма эффективно в начальные этапы Второй мировой войны и стала одним из символов немецкой стратегии молниеносной войны.
С развитием военных действий штурмовые орудия всё чаще использовали для борьбы с вражеской бронетехникой наряду с их основными функциями. Столкнувшись с тяжёлыми французскими, британскими и позже советскими танками, немцы начали оснащать самоходки StuG более мощной 75-мм пушкой StuK 40 с длиной ствола 43 калибра, а затем и 48 калибров. Подобные модификации получили название StuG 40.
В феврале 1943 года было принято решение подключить компанию «Крупп» к производству штурмовых орудий StuG 40. Поскольку это предприятие не занималось выпуском PzKpfw III, но с 1936 года производило средние танки PzKpfw IV, решили создать вариант штурмового орудия на базе шасси последнего. Рубка от StuG 40 без особых затруднений установилась на корпус PzKpfw IV, заменив башню и подбашенную коробку. Единственным изменением в конструкции рубки стало перенесение вперед места механика-водителя, так как на PzKpfw IV оно находилось значительно дальше от центра машины; в результате этого на лобовом листе рубки появился длинный характерный выступ. Вооружение машины, подобно «старшей сестре», включало в себя 75-мм пушку StuK 40 с длиной ствола 48 калибров и пулемет на внешней установке, который управлялся дистанционно из боевого отделения. Для различия самоходок были приняты обозначения StuG III и StuG IV, по названиям танков, на шасси которых они базировались.
Изначально StuG IV была задумана как резервный вариант: предполагалось, что вскоре танки PzKpfw IV полностью заменят современные PzKpfw V «Пантера», их производство будет остановлено, а освободившиеся мощности перенаправят на создание штурмовых орудий на их базе. Однако на практике всё сложилось иначе — танки PzKpfw IV выпускались серийно до самого конца войны, а судьба StuG IV оказалась совсем не такой, как изначально задумывалось. Это произошло из-за двух значительных событий. В августе 1943 года на встрече у Гитлера сделали вывод, что штурмовые орудия могут закрыть большую часть задач, обычно возлагаемых на танки, и при этом они являются более экономичным вариантом, что делает их приоритетными для производства. В ноябре того же года заводы компании «Алкетт» подверглись массированным бомбардировкам авиации Союзников, нанеся серьезный ущерб производству штурмовых орудий, так как «Алкетт» был их основным производителем. Военное руководство Германии срочно искало, как компенсировать эти потери, и тогда вспомнили о компании «Крупп» и ее проекте StuG IV.
Срочный опытный образец был создан на базе танка и продемонстрирован Гитлеру 16 декабря 1943 года, после чего получил его одобрение. Производству StuG IV дали зелёный свет с амбициозными планами: за две последние недели года рассчитывали выпустить 350 единиц, а в январе 1944-го достичь уровня в 500 машин в месяц. Руководство компании «Крупп» ещё больше усилило эти чрезмерно оптимистичные намерения, пообещав вскоре предоставить 600 шасси с бронированными корпусами, которые можно было бы быстро превратить в штурмовые орудия. Тем не менее, они не уточнили, что эти шасси и корпуса были предназначены для цехов PzKpfw IV, что означало бы недопоставку Панцерваффе шести сотен танков. Фактический объём производства оказался намного скромнее. Для сравнения, в декабре 1944 года ставилась цель достичь месячного выпуска 130 машин, но и это оказалось невозможным. Производство StuG IV происходило с декабря 1943 по май 1945 года, и в общей сложности было изготовлено 1139 единиц, что в среднем составляет около 63 орудий в месяц.
Отслеживание истории боевого применения StuG IV довольно сложно.
Во-первых, известный немецкий порядок часто существовал только на бумаге, ведь в отчетах сводили обе версии штурмовых орудий под одно название «StuG», не выделяя различий.
Во-вторых, первые StuG IV поступили на фронт в феврале 1944 года, когда исход войны уже был практически ясен, и вооруженные силы Третьего рейха всё более вынуждены были латать дыры вместо серьёзных операций. Поэтому новые штурмовые орудия, как и прежние модели, использовались не только в своих тактических задачах, но и повсеместно, где могла пригодиться бронированная артиллерия на гусеницах. Их часто применяли в роли противотанковых самоходных артиллерийских установок (в немецкой классификации panzerjäger), а с середины 1944 и в 1945 году их активно направляли в танковые части для компенсации нехватки самих танков. Например, одна из рот 3-го танкового полка 2-й танковой дивизии с ноября 1944 года была полностью укомплектована штурмовыми орудиями. В 1253-й роте легких танкоистребителей имелось некоторое количество StuG IV, но они использовались исключительно как тягачи. Командир высказывал резкую критику этим машинам из-за… слабого пулеметного вооружения. Это замечание странно от танкоистребителя, но ясно показывает, что в условиях отступления и нестабильного фронта даже те, кто должен был уничтожать вражеские машины с безопасного расстояния, часто вынуждены были вступать в ближний бой с пехотой.
Задокументированные эпизоды боевого применения StuG IV по указанным выше причинам не блещут славными победами. Одно из немногих исключений – действия 394-й бригады штурмовой артиллерии летом 1944-го на Западном фронте. Самоходками StuG IV в бригаде было оснащено две батареи. 6 августа бригада заявила об уничтожении 26 американских танков, из них 6 записал на свой личный счет капитан фон Йена, командир 3-й батареи. Правда, особого влияния на ход боевых действий это не оказало, и через две недели бригада, попав в окружение под Фалезом, потеряла все свои машины.
Прочие бригады штурмовой артиллерии не могли похвастаться даже такими успехами. 311-я встретила конец войны в осажденном Бреслау (ныне польский Вроцлав), и на момент капитуляции в ней, среди прочей немногочисленной уцелевшей техники, числилась одна самоходка StuG IV. 239-я бригада, имевшая в своем составе роту StuG IV, участвовала в немецком наступлении у озера Балатон в Венгрии в марте 1945 года. В 912-й бригаде, действовавшей в Курляндии (ныне – территория Латвии), числилось около трех десятков StuG IV – практически все они стали трофеями Советской Армии, когда бригада сдалась в мае 1945 года.
САУ StuG IV выпускалась достаточно массово – объемы ее производства, конечно, меркнут по сравнению со «старшей сестрой» StuG III, но сопоставимы, например, с количеством выпущенных танков «Тигр» (1139 и 1347 машин соответственно). Однако существенного влияния на ход войны она не оказала – впрочем, и не могла оказать. В 44-м судьба империи Гитлера была предопределена, и ни изменить, ни сколько-нибудь существенно отодвинуть финал не могли ни проекты «чудо-оружия», ни обычные «рабочие лошадки» войны – такие, как StuG IV.
До наших дней дожило очень немного экземпляров этой самоходки. До 1999 г., собственно, вообще считалось, что не сохранилось ни одного, но в августе 1999-го на территории Польши была обнаружена StuG IV, увязшая в болоте. В настоящий момент она восстановлена до ходового состояния и демонстрируется в музее бронетанковой техники в Познани. Еще один экземпляр находится в экспозиции музея Белого Орла в польском городе Скаржиско-Каменна – правда, это не вполне аутентичный экземпляр, так как для восстановления в больших количествах пришлось использовать детали от StuG III и PzKpfw IV. В октябре 2011 года в Латвии удалось извлечь из болота еще одну машину, и в настоящий момент она находится в частной коллекции.